Учебно-методический комплект по литературному чтению за 3 класс на тему" Саша Черный «Воробей», «Слон»"(Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lit-ra.doc | 130.5 КБ |
lit-oe_chtenie-_bayguzina_n.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
№ № | Этап урока Метод и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||||
1 | Орг. момент. Словесный: слово учителя. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста. | Приветствовать учителя. Садиться на места. | Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. | ||||
1. 2 | Мотивационный Практич.: артикуляционные упражнения Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | Речевая разминка Для начала давайте проведем небольшую речевую разминку: 1.Учись отчётливо произносить звуки. Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шу – шу – шу – я письмо пишу. Аш – аш – аш – у Марины карандаш. 2. Читай громко, произноси чётко.
3. Упражнения для интонации: Саша шапкой шишки сшиб. Прочитай с чувством радости, с чувством огорчения, с удивлением (выводится на экране) Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? (Саша Черный) А какое стихотворение читали? («Что ты тискаешь утенка?») Каким было ваше домашнее задание? (Прочитать выразительно стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон», а также выучить любое стихотворение). Я уверена, что вы хорошо подготовили ваше домашнее задание. | Читать, правильно артикулируя. Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности. Определять цели и пути их достижения. | П:осмысленно читают текст К: уметь четко высказывать свои мысли; умение слушать и слышать. Р: принимают и сохраняют уч. задачу | ||||
2 3 | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практический: тренируют произношение трудных слов Практический: тренируют произношение трудных слов | 1 мин 115 мин | Повторение изученного Ребята, вам уже знакома фамилия Саша Черный. Вы знакомы с некоторыми произведениями этого писателя. – Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя. – Вспомните, что такое псевдоним (псевдоним- имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего)? – Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта. Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. Откройте учебник на странице 47 и 48, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? ( читать выразительно, анализируя текст) Словарная работа В стихотворении « Воробей вам встретятся слова, которые вам могут быть не понятны « Воробей», но для начала давайте разберем некоторые слова, которые в нем встречаются. (Слова по очереди появляются на слайде, я прошу объяснить значение каждого слова) Словарно-лексическая работа юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий; пичужка – птичка; вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; фурх – звук крыльев.
Словарно-орфоэпическая работа Выводятся слова на слайд (воробьишко, рядышком, под вьюшкой). Ребята, прочитайте слово
| Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности. Предполагать Работать с незнакомыми словами. Размышлять над значением новых слов Читать вслух и про себя. Определять конкретный смысл понятий. Слушать чтение. | П: строят речевое высказывание К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Р:постановка учебной задачи П: строят речевое высказывание П:осмысленно читают текст П:строят речевое высказывание | ||||
3 4 | Решение частных задач на основе анализа текста Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения Словесный: ответы на вопросы Словесный: выразительно читают стихотворение Словесный: ответы на вопросы Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Словесный: слушают учителя, участие в беседе Практический: чтение отрывков стихотворения Практический: выразительно читают стихотворение Практический: тренируют произношение трудных слов Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения Наглядный: просмотр иллюстрации Словесный: слушают учителя, участие в беседе, анализ стихотворения Практический: чтение отрывков стихотворения Практический: выразительно читают стихотворение | 10 мин 7 мин | Чтение и первичный анализ. Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Воробей», слушайте внимательно. Ребята, так о ком же идет речь в стихотворении? (О воробье и авторе) Какой рассказ напоминает вам стихотворении? («Растрепанный воробей», К. Г. Паустовский) Что общего? (в обоих произведениях присутствуют: главный герой воробей, 2 героя( ворона, воробей), воробей голодный, хорошее отношение автора к воробью) Перечитайте первые 4 строчки стихотворения, каким вы представляете себе воробья? (Воробей маленький, серенький, быстрый, забавный). - Какие эпитеты вам помогли (серый, юркий и сравнение «словно мышка»)? - Как вы понимаете слово глазки-бисер? (Глазки маленькие, черненькие, как бусинки) - Какое время года описано в стихотворении? (Зима) Подтвердите строками из стихотворения (Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.). - Кто наблюдает за воробьем? (Автор стихотворения) Почему воробушек прыгает рядом с автором? (Автор подкармливает воробья) Подтвердите строками из стихотворения ( Прыгай, прыгай, я не трону- \\Видишь хлебца накрошил…). -Кто еще прилетел к автору (Ворона)? Найдите и зачитайте в тексте. -Что значит «двинуть клювом»? (Оттолкнуть, прогнать) -Почему автор так говорит? (Он не хочет кормить ворону) -Как автор называет воробья (Воробьишко) ? -Прочитайте 2строфу. Найдите, как автор относится к воробью? (С жалостью, он пытается его накормить) А вы подкармливаете зимующих птиц? Как вы думаете, нужно ли нам заботиться о птицах? Нужна ли им наша помощь? (Да, т.к. птицам сложно добывать себе корм. Особенно зимой, мы должны им помогать, например строить кормушки) - Найдите в тексте, о чем мечтает автор? (Он хочет подружиться с воробьем, жить вместе с ним и учить его азбуке) - Прочитайте последнею строфу. Почему автор называет воробья «нахалом»? -Почему воробей удрал от автора (автор хотел поймать его)? Как вы догадались (Ближе, ну еще немножко… Фурх! Удрал… Какой нахал!\\ Cъел все зёрна, все крошки И спасибо не сказал.) ? -Почему два многоточия? Как нужно читать (сначала автор затаил дыхание, что вот, вот он его поймает, но тут он улетел, у автора обида на воробья)? -Прочитайте последние 2 строчки. Как вы думаете, с каким настроением нужно читать (обидой)? -А все стихотворение тоже будем читать с обидой? Почему? -Теперь прочитайте друг другу в парах, передавая чувства автора к воробью, и оцените чтение своего соседа. -Кто попробует прочитать стихотворение выразительно на оценку? (2-3 человека) Анализ чтения. 1. Ударение в слове; 2. Логическое ударение; 3. Паузы: (короткая, средняя, длительная.); 4. Движение голоса по звукам разной высоты. Чтение и первичный анализ. Давайте перейдем к следующему стихотворению, и называется оно «Слон». Словарная работа Словарно-лексическая работа Ребята, как вы думаете, что значит это слово «Клетушка»? (Маленькая клетка) От какого слова оно образовалось? (Клетка) Клетушка – маленькая клетка.
Словарно-орфоэпическая работа На слайде слово «потаскать». Ребята, прочитайте слово
Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Слон», а вы слушайте внимательно. Что заинтересовало мальчика, который пришел в зоопарк? (Почему слон качает головой) Как объяснил это слон? Найдите строчки в стихотворении. Может ли мальчик помочь слону? Чем? Подтвердите текстом (Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему, развеселить, поддержать – предлагает игрушку) Помог ли слону мальчик? (Да, на время слону станет веселее, но потом он снова будет грустить и качать головой) Почему слон грустит? ( Он скучает по своей семье, по своему месту обитания) Где слон хотел бы быть? (На воле) Работа с иллюстрацией, анализ). Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что необычного в изображении слона? (Он «поливает» себя из хобота песком) А чем обычно поливают себя слоны? (Водой, они любят принимать такие ванны) А где живут слоны? (Слоны живут там, где влажно и тепло) Давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям. Каким тоном мы будем читать стихотворение за мальчика? за слона? Серьезным или шутливым? Почему? (Серьезным, потому что в стихотворении рассказывается о том, что слону грустно, а мальчик пытается помочь ему, мальчику жалко слона) Читаем стихотворение по ролям в парах, затем кто-то прочитает стихотворение вслух всему классу. Анализ чтения. 1. Ударение в слове; 2. Логическое ударение; 3. Паузы: (короткая, средняя, длительная.); 4. Движение голоса по звукам разной высоты. - На дом вам было задано выучить одно из стихотворений. Кто выучил стих « Воробей?» Кто выучил стихотворение «Слон»? | Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний. Характеризовать героя, выборочное чтение Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению Характеризовать героя, выборочное чтение Делать вывод по стихотворению. Читать выразительно. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Готовиться к предстоящей деятельности. Предполагать Работать с незнакомыми словами. Читать вслух и про себя. Слушать чтение. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний. Характеризовать героя, выборочное чтение Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению Рассматривать иллюстрацию и соотносить с текстом. Читать выразительно. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Рассказывать стих наизусть. | К:- умение слушать и слышать. П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. К: ориентируются на партнера во взаимодействии П:осмысленно читают худож. Т П: строят речевое высказывание К:- умение слушать и слышать. П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. К: ориентируются на партнера во взаимодействии П:осмысленно читают худож. Т К: контролируют действия партнера К:- умение слушать и слышать. П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож. Т П: строят речевое высказывание К:- умение слушать и слышать. П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. К: ориентируются на партнера во взаимодействии П:осмысленно читают худож. Т К: контролируют действия партнера П: осмысленно рассказывают худож. Т | ||||
4 5 | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин | Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами! А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый. | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассужд Р: осуществляют итоговый контроль | ||||
6 | Домашнее задание | 1 мин | Записываем задание на дом стр.47,48 читать выразительно. | Записывать дом.задание | К:- умение слушать и слышать. |
Школа: 152 Учитель: Ходыкина М. Ю.
Класс: 3 «б» Методист: Астахова А. А.
Кабинет: 214 Студентка: Байгузина Наталья
Дата: 10.02.15.
Конспект урока литературного чтения
Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон»
Цели деятельности учителя: продолжать формирование навыков выразительного чтения стихов Саши Черного «Воробей» и «Слон»; формировать умение анализировать стихотворение; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; умение сотрудничать со сверстниками, уметь оказывать помощь; умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Предметные: получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч 2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и д.р). -М.:Просвещение, 2012., презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учись отчётливо произносить звуки Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шу – шу – шу – я письмо пишу. Аш – аш – аш – у Марины карандаш .
Читай громко, произноси чётко шаль шарф шнур шум шаг шар штаб щлем штык штурм шторм штора шутка шубка шорох ворох
Упражнения для интонации: Саша шапкой шишки сшиб.
юркий пичужка вьюшка фурх быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий; птичка; крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; звук крыльев
воробьишко рядышком под вьюшкой
Бисер
Клетушка
потаскать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс
Предмет: Литературное чтение Класс: 4Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тип урока: повторение изученного. Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л...
Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....
Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...
Учебно-методический комплект по литературному чтению 4 класс
Программа Школа России...
Учебно – методический комплект по литературному чтению на тему: «Он живой и светится» (УМК «Школа России»)
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока и электронную презентацию по литературному чтению....
Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон», "Что ты тискаешь утенка"
Дени познакомятся с творчеством Саши Черного на примере стихотворений "Воробей", "Слон", "Что ты тискаешь утенка"...