Учебный проект
проект по чтению (4 класс) на тему
Представлен учебный проект по литературному чтению в 4 классе по теме "Богатыри прошлого и настоящего"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: «Богатыри прошлого и настоящего».
Руководитель проекта: Сорокина Евгения Валерьевна.
Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык.
Состав учащихся: 4 класс.
Вид проекта: образовательный.
Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпредметный, краткосрочный.
Актуальность проблемы: В наше время особенно актуальна тема защиты Родины, патриотизма. В русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Объект исследования: : богатыри – мужественные, отважные воины.
Предмет исследования: произведения устного народного творчества о богатырях.
Цель проекта:
- узнать, кто такие богатыри прошлого и кого считают богатырями в наше время;
-способствовать приобретению навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.
Задачи проекта:
-узнать происхождение слова «богатырь»;
-познакомиться с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
-узнать, кого называют богатырями в наше время;
-развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал;
-развивать умение выражать свою точку зрения;
-воспитывать ответственность за порученное дело.
Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, написание сочинения на основе собранных материалов.
Гипотеза: мы предположили, что словом " богатырь" можно назвать не только древних воинов, но и людей современных.
Используемые методы: изучение произведений литературы и искусства , работа с Интернет -ресурсами , сравнение, обобщение, анализ, опрос.
Описание проекта:
1.Подготовительный этап.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, опрос); б) определение количества участников проекта, состава группы. | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
На уроке литературного чтения при изучении раздела "Волшебная старина" учащиеся впервые встретились с новым жанром фольклора- былиной, познакомились с её героями - богатырями. На вопрос учителя: «А есть ли богатыри в наше время?" однозначно ответили "да"- 8 учащихся, остальные ребята сомневались в правильности ответа. Учащиеся заинтересовались данным вопросом и решили найти правильный ответ.
2.Планирование работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) определение источников информации (Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых) б) планирование способов сбора и анализа информации; в) планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: - отчет ( устный с демонстрацией материалов); -отчёт (сочинение); г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; д) распределение обязанностей среди членов команды: оформители, аналитики, журналисты. | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи: -узнать происхождение слова «богатырь»; -познакомиться с произведениями литературы и искусства о русских богатырях и их подвигах; -узнать, какими качествами обладали богатыри; -узнать, кого называют богатырями в наше время. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). |
3.Исследовательская деятельность.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: опросы, изучение литературных источников, Интернет-ресурсов. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
О богатырях и их подвигах ребята узнали, прочитав несколько былин. Эти удивительные песни-сказания народ создал в незапамятные времена и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей. Сравнив былины и проанализировав их содержание , ребята определили признаки былин: признак музыкального, песенного исполнения, речитатив - это не разговорный язык, а как бы условно уставной былинный сказ или распев, повторы, испытание, эпические герои, чёрная сила, необычное место действия. Узнали для себя новые слова - архаизмы-«богатырский словарь»:
- Колчан - футляр для стрел
- Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
- Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
- Ножны - футляр для меча или кинжала
- Шлем - воинский доспех, защищающий голову
- Сбруя - принадлежность для упряжи
- Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
- Гипербола (преувеличение).
В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, но авторы былин переделывали быль по-своему, разукрашивая и преувеличивая. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.
Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные . Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).
Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Вообще народ идеализирует своих богатырей, он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон и способность пить огромными приёмами.
Ребята узнали происхождение слова "богатырь" .Уже давно было высказано мнение, что слово "богатырь" заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Но явились противники этого мнения: они прямо выводили «богатырь» из слова «Бог» через посредство «богатый».
4.Результаты или выводы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует. |
В результате коллективного исследования ребята выяснили, что качествами Древнерусских богатырей обладают и многие современные герои. Выполняя работу, ребята составили три образа богатыря, в них много сходства. Слово "богатырь" пришло в наш язык из древности, но и в наше время находятся примеры доблести, чести, отваги. Любовь к Родине, к своему народу, всё это объединяет героев древности и наших современников. И наравне с былинными героями можно увидеть примеры выдающихся людей нашего времени. Это великие полководцы, спортсмены, даже президента страны можно представить защитником нашей родины. Можно сделать вывод, что слово "богатырь" является не древним понятием. Человека, любящего свою Родину, гордого тем, что он живёт в России, человека с добрым сердцем и чистой душой и в наше время можно назвать богатырём. Можно вспомнить великие дела наших соотечественников, прославивших Родину. Можно привести примеры из различных сфер деятельности: искусства, науки, спорта. Особенно хочется выделить подвиги русского народа в те времена, когда появлялась угроза для нашего государства. Именно во время войны проявлялись доблесть, честь, патриотизм, любовь к Родине.
5.Представление готового продукта.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого на уроке русского языка было написано сочинение-рассуждение по теме "Есть ли богатыри в наше время?" Самые интересные сочинения были озвучены в классе на следующем уроке.
6.Оценка процесса и результатов работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Рефлексия. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
Подводя итоги работы, учащимся был задан основополагающий вопрос, на этот раз правильно ответили все ученики класса.
Используемая литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998. 3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,2005.
4.Былины: книга для внеклассного чтения /сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение,1985.
5. Древнерусская литература: книга для чтения / сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-пресс,1993
6. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М.: Лабиринт,1998
7. Ухов П.Д. Былины. – М.: 1987
8. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.: Просвещение, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-91545-1495262470.jpg)
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-204386-1366406148.jpg)
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379094-1389348875.jpg)
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726411-1450286521.jpg)
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-764296-1457023921.jpg)
Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»
Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776746-1459609185.jpg)
Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»
В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-388137-1397465735.jpg)
Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.
Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь - школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта ...