Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"
опыты и эксперименты по чтению (1 класс) на тему

Галина Ивановна Першина

Семинар по теме : "Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Семинар по теме:

     «Система работы учителя начальных классов    

        по формированию читательской компетентности учащихся

        в урочной и внеурочной деятельности».

                                           Март 2016г.


Оглавление

I. Вводная часть …......................................................................................3

1.1. Актуальность ИР   ….......................................................................................................3                                          

1.2. Цель и задачи ИР...............................................................................................5                                                                  

1.3. Ожидаемые результаты …...............................................................................6                                          

II. Основная часть.....................................................................................7                                                                                    

2.1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)..........................................................................................7                                                                                                                                              

2.2. Контрольно-оценочный блок.................................................................  10

2.3.Изменения в ресурсном обеспечении...................................................... 12                                                                                                                                                       

III. Заключение. Выводы по ИР..............................................................13                                                     

IV. Информационные источники............................................................15


  1. Вводная часть

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,   ни многосторонней шири понимания”. А. Герцен.

“Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский.

          1.1. Актуальность ИР

В начале исследования в качестве эпиграфа взяты высказывания А.Герцена и В. Сухомлинского, которые показывают  необходимость и важность чтения для становления личности, характера и кругозора учащихся. В России  же в настоящее время в результате экономических и социальных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему изменились.  Сегодня в  обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают дети. Современные дети «отворачиваются» от книг из-за ряда причин:

во-первых, книга перестала быть главным источником информации; интернет, телевидение, компьютер- более лёгкий способ удовлетворения любопытства;

во- вторых, увеличилось количество предметов, т. е. школьная программа усложнилась, в итоге – читаем то, что задано;

в- третьих, отвлекает от литературы классической множество лёгкой, массовой, картинной литературы;

в – четвёртых, исчезла культура семейного чтения.

Новые ФГОСЫ в требованиях к результатам освоения  ООП начального общего образования определили приоритетную цель – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности младшего школьника, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя… В планируемых результатах ФГОС, техника чтения НОО ученик должен научиться  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Ученик, переходящий  в пятый класс должен читать 90-100 слов в минуту. Хотя лучшее понимание текста достигается при оптимальной скорости чтения 120-150 слов в минуту.  В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания, умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию. Однако на современном этапе , когда интерес к чтению книг у подрастающего поколения снижается, педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. От 40 до 60% детей оканчивают начальную школу с непреходящими трудностями в чтении и письме. Актуальность данной работы состоит в томе, что именно сейчас, когда наблюдается снижение качества чтения у детей, вызванные рядом причин, как недостаточные навыки диагностической деятельности педагога; возникновение трудностей в привлечении родителей к обучению детей; затруднения у детей с речевыми дефектами. Исходя из недостатков в результатах деятельности, образовательном процессе и условиях мы можем сформулировать  возникшие  противоречия и добавить в образовательный процесс младших классов мероприятия, которые смогут поспособствовать улучшению описанной ситуации. Однако главной  причиной всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников непосредственно на уроке.

Необходимость совершенствования навыка чтения учеников  состоит в следующем:

  • чтение – один из основных способов приобретения информации и важнейшее условие успешного обучения по всем учебным предметам начального курса, условие для успешного обучения на второй ступени;
  • как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;
  • работа с текстом при несложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;
  • чтение напрямую влияет на общую успеваемость учеников, скорость чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость.

Актуальность проблемы исследования обусловлена рядом противоречий:

-между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса учащихся к чтению;                                                                                                      между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык;

между количественными и качественными требованиями к объёму и способу восприятия информации.

На основе противоречий можно сформулировать проблему: совершенствование навыков чтения через технологию упражнений оптимального чтения. Ибо  чтение - навык общеучебный. Нерешённая проблема - прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

          1.2. Цель и задачи ИР

Исходя из вышеизложенного мы определяем, что цель нашего проекта: разработка программы урока, ориентированного на повышение грамотности обучающихся, развитие познавательных способностей, создание системы деятельности педагога, направленной на развитие качества чтения с применением разных  приёмов и методов, способностей к осознанию прочитанного, повышения успеваемости по всем предметам  путем  внедрение в образовательный процесс упражнений и игр, способствующих  повышения интереса к чтению.

Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста.

          2.Разработать программу урока чтения так, чтобы заинтересовать детей, улучшить умения чтения для повышения успеваемости по всем предметам;

         3.Внедрение в работу системы упражнений, нацеленных на улучшение качественных показателей  чтения учащихся.

  1. Опробировать во внеурочной деятельности программу «Школа оптимального чтения и грамотного письма», опубликованную на сайте электронного СМИ «Педсовет»/Pedsovet.org.2011

Методологическая база проекта

Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский,  В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).                                                

1.3. Ожидаемые результаты                                            

Ожидаемым результатом от внедрения мероприятий, предложенных в ИР, по улучшению навыков чтения и успеваемости вообщем, является факт того, что обучающиеся станут более уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, также возрастет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

Данная цель предполагается быть достигнутой путем увеличения информационной емкости урока, глубины подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально - мотивационной деятельности. А также создания комфортных условий для совершенствования чтения и восприимчивости к другим предметам. Для развития интереса к книге и работе над воспитанием слушателя использовать и работу факультатива «Школа оптимального чтения и письма».

II. Основная часть                                                                                    

  1. Теоретическое описание модели

Совершенствование навыка чтения тесно связано с развитием интереса к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением  и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. Для того, чтобы избежать потери интереса к чтению учащимися, учитель должен использовать всевозможные упражнения, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В работе по совершенствованию навыков чтения можно использовать:1)упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и  скорость чтения вслух и про себя. На каждом уроке следует выполнять следующие виды упражнений: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение. Для работы над техникой чтения одно упражнение следует выполнять несколько уроков подряд. После того, как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, выбирается новое. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе.

При чтении у детей часто возникают проблемы с правильностью чтения, т.е. искажения слогобуквенных слов, грамматических форм и т.д. Для предупреждения таких ошибок целесообразно:

- выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

- предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

- создать на уроке обстановку для внимательного чтения текста, чётко формулируя задания и вопросы; предварительное чтение текста про себя;

- систематический контроль учителя за чтением учащихся; методически верное исправление ошибок в зависимости от её характера.

Для развития правильности чтения в своей работе я использую специальные упражнения, которые включены в каждый урок. Комплекс упражнений направлен на формирование у ребёнка интереса к чтению, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. Вторая группа – упражнения со словами.

Проблемы с темпом чтения решаются постепенно и находится в определённой взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Я заранее планирую работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Кроме того, необходимо развивать речедвигательный аппарат и его возможности. Поэтому в разминку включаются упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками, пословицами.

Помимо темпа и правильности чтения, необходимо делать упор на то, чтобы дети читали сознательно. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Хорошо помогают и ежеурочные  пятиминутки   чтения.

Помимо всего вышеперечисленного, учитель должен работать над выразительностью речи детей и начать следует с обучения управлением детей своим дыханием и правильно использовать голос. Дети учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленны темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и ударением.

Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Из системы И.Т.Федоренко использую наиболее эффективные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Их выполняем коллективно.

Занимают они на уроке от 5-7 минут. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений.

Таблица 1 — Упражнения, внедряемые в процесс обучения.

Условная единица ОП

Вводимые новые средства (технологии, содержание и т.д.) образования

Промежуточные и итоговые результаты

Начало урока (3 мин): Игровая разминка на дыхание. Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

  1. Вдох носом, выдох через рот;
  2. Вдох, задержка дыхания, выдох;
  3. Вдох, выдох по порциям.

Учитель, ученики, родители научены специальным упражнениям  по технике чтения. Постепенно  идет подготовка учащихся  к замеру по технике чтения, настройка их  на серьёзную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения не выполнен. Повышается интерес к занятием чтению и остальным предметам, так как урок представляется как игра.

Развитие сознательного (осознанного) чтения

Логические упражнения, игры по составлению слов со словами, работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами, работа с текстом учебника.

5 минут: звуковая разминка. Цель: четкое произношение.

Упражнение на артикуляцию, которые развивают речевой аппарат (введение в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы).

Отгадай загадки

Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного      восприятия.

 

«Игра в прятки»

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Чтение за диктором»

Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись. Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

При построении урока чтения надо использовать технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.  В современных условиях большое значение имеет и обучение чтению «про себя».Ведь именно чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению.

  1. Контрольно-оценочный блок

Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:

  • Знаний (их объём, систематизация, глубина овладения)
  • Уровня сформированности личностных УУД
  • Степень развития качеств навыка чтения: правильности, беглости, сознательности и выразительности

В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая, фронтальная. В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие её формы: текущая, тематическая, периодическая, итоговая. По способу деятельности: письменная, устная, практическая. В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:- внешний (учителем над деятельностью ученика); - взаимный (учеником над учеником); - самоконтроль (осуществляется самим учеником над собственной деятельностью, чего достиг, где нужно ещё поработать, т.е.рефлексия в конце каждого урока). В  рамках рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания, работа на уроках.

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений; важно , чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе, учет индивидуальных качеств учащихся, возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.  Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования (например, за 2-3  минуты до звонка самозамер скорости чтения, с записью результата в дневник).Результат , свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  3. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Таблица 2 - Оценка устного ответа обучающегося.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами

Таблица 3 - Оценка письменных работ обучающихся.

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Грамматические задания,

контрольная работа (по заданиям)

Все задания выполнены верно

Верно выполнено не менее3/4 задания

Верно не менее половины задания

Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий

От 75 до 50% верно выполненных заданий

Менее 50% верно выполненных заданий

   

2.3. Изменения в ресурсном обеспечении

Дидактическое обеспечение: Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1, 2. Тишурина О.Н. Дрофа — 2014; Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006; «Дидактические игры на уроках обучения грамоте ( 1 кл)» Воронцова  Н.А., 2013 г.,Л.Н.Лисенкова «Развитие и коррекция навыков чтения».Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»-2002г.,М.И.Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников».Пособие для учителя.1999г. Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».М. Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. ОНИКС. 2007.

Научно-методическое обеспечение: адаптация новых работников в школе, информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики;
обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе;  в том числе курсовая подготовка по технологии обучении чтения, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный  дидактический материал для учащихся.

III.Заключение

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов обучающихся читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем и в старшее звено школы, будет захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то,что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Используя технологию упражнений оптимального чтения в работе по совершенствованию качества чтения у учащихся начальных классов можно добиться определённых успехов. Большим подспорьем служит  опробированная программа факультатива «Оптимальное чтение и грамотное письмо». Новизна работы заключается в обобщении и систематизации  современной литературы по проблеме, рассмотрены тренировочные упражнения, позволяющие сформировать у детей интерес к процессу чтения.

Как показал опыт работы, обучающиеся, с которыми проводилось обучение по программе имеют высокое качество знаний, о чем свидетельствуют результаты успеваемости. Также заметно стабильное повышение уровня техники чтения и грамотности учащихся.


IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Основные источники

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

         5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012

6.Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

7.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

8.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785

Интернет ресурсы

9. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

Дополнительные источники

  1. 10. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
  2. 13. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
  3. 14.ОмороковаМ.И. Совершенствование чтения младших школьников.М.: АРКТИ, 1999.
  4. 15.Светловская Н.И. Обучение детей чтению. Практическая методика. М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".

Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....

Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности.

Система работы современной школы по развитию оптимального навыка чтения в условиях ФГОС начальной школы....