Урок литературного чтения 3 класс Н. Артюхова. Трудный вечер
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дубинина Светлана Викторовна

разработка урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3   класс Н.Артюхова «Трудный вечер»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”.

Задачи:

  • Обеспечить полноценное восприятие произведения  учениками через литературный анализ.
  • Создать условия для формирования читательского умения осваивать авторскую идею произведения.
  • Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.
  • Используя приём чтения с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке, способность домыслить сюжет.
  • Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу.
  • Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
  • Развивать навык работы в группах.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Скороговорка

Звенит звонок, звонок зовёт

И Зоя в класс к себе идёт.

  1. Пятиминутка чтения.
  2. Проверка д/з – ТПО с. 25 № 5.
  3. Подготовка к восприятию нового произведения.

Прочитайте тему нашего урока.

Цель: продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”.

Задачи:

  • Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.
  • Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу.
  • Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами читать и поразмышлять над рассказом Н.Артюховой «Трудный вечер».

Поскольку мы с вами будем много читать, размышлять, давайте подготовимся для этого.

  • 1. Читай сначала плавно по слогам, затем - целыми словами.

                                                                                                           /

КО-МАН-ДИ-РОВ-КА      КОМАНДИРОВКА                                            

                                                                      /

ПРО-МЕЛЬК-НУЛ       ПРОМЕЛЬКНУЛ

                                                            /            

ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ         ЗАБРОШЕННЫЙ

                                                                         /        

РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ       РАЗБЕЖАВШИЕСЯ

  • 2. Читай правильно.

ГРУСТНО, СКУЧНО

  • 3. Читай правильно.

                 /                 /                                  /

ТОРОПИ-ТОРОПИЛИСЬ-ЗАТОРОПИЛИСЬ

           /             /                                  /    

РЕШИ-РЕШИТЕЛЬНО-НЕРЕШИТЕЛЬНО       

             /                         /                        /

 ПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ 

  • 4. Читай внимательно.

СТАТЬ – СПАТЬ

ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ

ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ

ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ

СПРОСИЛ – СБРОСИЛ

КАЗАЛОСЬ – КАСАЛОСЬ

На доске план:

  1. Вечер дома.
  2. Дорога домой.
  3. Проводы на вокзале.

- Посмотрите на доску, у меня составлен план рассказа. Согласны ли вы со мной или нет, скажите, прочитав произведение?

6. Смысловая стадия

- Как вы думаете, о ком или о чём этот текст?

Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

Чтение с остановками.

а) Чтение I части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

- Подтвердилось ли предположение? (Нет).

- О ком вы прочитали? (О семье мальчика Алёши, которая провожала папу в командировку).

- Где происходили события? (На вокзале).

- Как шёл Алёша? Было ли что-то необычное в его поведении? (Он не шёл, как все люди). - Подтвердите это словами из текста.

- А почему он так себя вёл? Как вы думаете? (…).

- Ребята, а почему Алёше вдруг всё стало  неинтересным?  Найдите слова в тексте.

- Почему папины глаза смотрели грустно? (…).

- Командировка – что обозначает это слово, объясните?

- Что папа успел сказать сыну? Подтвердите это словами из текста.

- А что спросил Алёша?

- Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Проводы на вокзале)

б) Чтение II части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

 - Куда после вокзала попал Алёша? (В метро)

- Как относилась мама к Алёше? Подтвердите словами из текста

 - Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Дорога домой)

в) Чтение с остановками III части

- Как мама заботилась об Алёше дома? Найдите и подтвердите это словами из текста…

- Как почувствовал себя Алёша, когда мама заснула? Найдите эти слова в тексте.

- Почему же он не заплакал? (…).

- Найдите, как автор описывает маму Алёши в тексте?

- Почему мальчик  “уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате…”?

- Скажите, а удивил ли Алёша маму?

- Какие чувства она испытала? Найдите в тексте.

- Вот и закончен рассказ. Ребята, кому он понравился и чем?

- Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Вечер дома)

7. На стадии рефлексии или размышления

- В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с автором и его произведением, стать соавторами, несколько раз попытаться домыслить авторский текст. Удалось ли нам это?

- Как называется рассказ?

- Почему автор так его назвал?

- Какова тема этого произведения?

- Какие чувства испытали вы, читая это произведение?

- О чём заставила задуматься нас автор?

8. Работа в парах:

- Выбрать предложения, которые относятся к заботливому, чуткому человеку.

  • Заботится, потому что ждет похвалы.  
  • Заботится, потому что нравится помогать людям.  
  • Заботится, так как потом получит вознаграждение.
  • Заботится, так как хочет, чтобы всем было хорошо.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определенным правилам.

- Составьте синквейн на тему «Семья».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье лад – не нужен и клад.

Семья

Крепкая, дружная.

 Помогают, заботятся, любят.

В семье лад – не нужен и клад.

Счастье.

9. Итог. Рефлексия.

Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного.

- Чему научились?

- Какие выводы для себя сделали?

10. Д\з  (по выбору):

      С.66-71

- составьте устное сочинение, о том, как  дальше в жизни будет поступать Алеша.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нина Михайловна Артюхова Трудный вечер

Слайд 2

Цель : продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”. Задачи : Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения. Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу. Воспитывать чувство любви и заботы к близким.

Слайд 3

Нина Михайловна Артюхова (1901 – 1990)

Слайд 4

1. Читай сначала плавно по слогам, затем- целыми словами / КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ / ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ / РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ

Слайд 5

плат – фор - ма эс – ка – ла - тор

Слайд 6

2. Читай правильно ГРУС Т Н О , СКУ Ч Н О 3 . Читай правильно / / / ТОРОПИ-ТОРОПИЛИСЬ-ЗАТОРОПИЛИСЬ / / / РЕШИ-РЕШИТЕЛЬНО-НЕРЕШИТЕЛЬНО / / / ПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ

Слайд 7

4. Читай внимательно СТАТЬ – СПАТЬ ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ СПРОСИЛ – СБРОСИЛ КАЗАЛОСЬ - КАСАЛОСЬ

Слайд 8

Семья Крепкая, дружная. Помогают, заботятся, любят. В семье лад – не нужен и клад. Счастье.

Слайд 9

Цель : продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”. Задачи : Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения. Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу. Воспитывать чувство любви и заботы к близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока литературного чтения «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»

Конспект урока литературного чтения (1 класс)  «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»...

Презентация на урок литературного чтения Н.М. Артюхова - русская детская писательница.

Данная презентация поможет учителю для проведения урока литературного чтения по теме " Н.М. Артюхова. Трусиха".  Познакомит учащихся с биографией русской писательницы....

Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературного чтения.  Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...

Конспект урока литературного чтения «Н.А. Артюхова «Саша – дразнилка» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии Н.А. Артюховой, изучение произведения «Саша-дразнилка»Планируемые результаты:         Пре...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...