Урок литературного чтения 3 класс Н. Артюхова. Трудный вечер
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 3 класс Н.Артюхова «Трудный вечер»
Цели: продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”.
Задачи:
- Обеспечить полноценное восприятие произведения учениками через литературный анализ.
- Создать условия для формирования читательского умения осваивать авторскую идею произведения.
- Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.
- Используя приём чтения с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке, способность домыслить сюжет.
- Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу.
- Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
- Развивать навык работы в группах.
Ход урока:
- Оргмомент. Скороговорка
Звенит звонок, звонок зовёт
И Зоя в класс к себе идёт.
- Пятиминутка чтения.
- Проверка д/з – ТПО с. 25 № 5.
- Подготовка к восприятию нового произведения.
Прочитайте тему нашего урока.
Цель: продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”.
Задачи:
- Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.
- Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу.
- Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
- Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами читать и поразмышлять над рассказом Н.Артюховой «Трудный вечер».
Поскольку мы с вами будем много читать, размышлять, давайте подготовимся для этого.
- 1. Читай сначала плавно по слогам, затем - целыми словами.
/
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА
/
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ
/
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ
/
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
- 2. Читай правильно.
ГРУСТНО, СКУЧНО
- 3. Читай правильно.
/ / /
ТОРОПИ-ТОРОПИЛИСЬ-ЗАТОРОПИЛИСЬ
/ / /
РЕШИ-РЕШИТЕЛЬНО-НЕРЕШИТЕЛЬНО
/ / /
ПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
- 4. Читай внимательно.
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ – КАСАЛОСЬ
На доске план:
- Вечер дома.
- Дорога домой.
- Проводы на вокзале.
- Посмотрите на доску, у меня составлен план рассказа. Согласны ли вы со мной или нет, скажите, прочитав произведение?
6. Смысловая стадия
- Как вы думаете, о ком или о чём этот текст?
Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.
Чтение с остановками.
а) Чтение I части и беседа по содержанию с использованием прогноза.
- Подтвердилось ли предположение? (Нет).
- О ком вы прочитали? (О семье мальчика Алёши, которая провожала папу в командировку).
- Где происходили события? (На вокзале).
- Как шёл Алёша? Было ли что-то необычное в его поведении? (Он не шёл, как все люди). - Подтвердите это словами из текста.
- А почему он так себя вёл? Как вы думаете? (…).
- Ребята, а почему Алёше вдруг всё стало неинтересным? Найдите слова в тексте.
- Почему папины глаза смотрели грустно? (…).
- Командировка – что обозначает это слово, объясните?
- Что папа успел сказать сыну? Подтвердите это словами из текста.
- А что спросил Алёша?
- Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Проводы на вокзале)
б) Чтение II части и беседа по содержанию с использованием прогноза.
- Куда после вокзала попал Алёша? (В метро)
- Как относилась мама к Алёше? Подтвердите словами из текста
- Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Дорога домой)
в) Чтение с остановками III части
- Как мама заботилась об Алёше дома? Найдите и подтвердите это словами из текста…
- Как почувствовал себя Алёша, когда мама заснула? Найдите эти слова в тексте.
- Почему же он не заплакал? (…).
- Найдите, как автор описывает маму Алёши в тексте?
- Почему мальчик “уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате…”?
- Скажите, а удивил ли Алёша маму?
- Какие чувства она испытала? Найдите в тексте.
- Вот и закончен рассказ. Ребята, кому он понравился и чем?
- Как бы вы озаглавили эту часть произведения? (Вечер дома)
7. На стадии рефлексии или размышления
- В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с автором и его произведением, стать соавторами, несколько раз попытаться домыслить авторский текст. Удалось ли нам это?
- Как называется рассказ?
- Почему автор так его назвал?
- Какова тема этого произведения?
- Какие чувства испытали вы, читая это произведение?
- О чём заставила задуматься нас автор?
8. Работа в парах:
- Выбрать предложения, которые относятся к заботливому, чуткому человеку.
- Заботится, потому что ждет похвалы.
- Заботится, потому что нравится помогать людям.
- Заботится, так как потом получит вознаграждение.
- Заботится, так как хочет, чтобы всем было хорошо.
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определенным правилам.
- Составьте синквейн на тему «Семья».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье лад – не нужен и клад.
Семья
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.
9. Итог. Рефлексия.
Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного.
- Чему научились?
- Какие выводы для себя сделали?
10. Д\з (по выбору):
С.66-71
- составьте устное сочинение, о том, как дальше в жизни будет поступать Алеша.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”. Задачи : Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения. Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу. Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
Нина Михайловна Артюхова (1901 – 1990)
1. Читай сначала плавно по слогам, затем- целыми словами / КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ / ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ / РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
плат – фор - ма эс – ка – ла - тор
2. Читай правильно ГРУС Т Н О , СКУ Ч Н О 3 . Читай правильно / / / ТОРОПИ-ТОРОПИЛИСЬ-ЗАТОРОПИЛИСЬ / / / РЕШИ-РЕШИТЕЛЬНО-НЕРЕШИТЕЛЬНО / / / ПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТИ-ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
4. Читай внимательно СТАТЬ – СПАТЬ ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ СПРОСИЛ – СБРОСИЛ КАЗАЛОСЬ - КАСАЛОСЬ
Семья Крепкая, дружная. Помогают, заботятся, любят. В семье лад – не нужен и клад. Счастье.
Цель : продолжить знакомство с творчеством Н.М.Артюховой и её рассказом “Трудный вечер”. Задачи : Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения. Развивать речь учащихся, внимание, эмоциональную сферу. Воспитывать чувство любви и заботы к близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Конспект урока литературного чтения «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»
Конспект урока литературного чтения (1 класс) «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»...
Презентация на урок литературного чтения Н.М. Артюхова - русская детская писательница.
Данная презентация поможет учителю для проведения урока литературного чтения по теме " Н.М. Артюхова. Трусиха". Познакомит учащихся с биографией русской писательницы....
Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"
Урок литературного чтения. Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...
Конспект урока литературного чтения «Н.А. Артюхова «Саша – дразнилка» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии Н.А. Артюховой, изучение произведения «Саша-дразнилка»Планируемые результаты: Пре...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...