Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента, государственного стандарта, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник « Букварь» (I-II часть) 1 класс Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, ., учебник «Литературное чтение».1класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф.
В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии - учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение». Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса.
С 1 класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Задачи курса литературного чтения:
-обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
-система работы над навыками чтения;
-включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения;
-формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
- расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
• в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
• дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
• работа с текстом как с речевой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
• одновременная работа над языком произведения и речью детей;
• сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
• различение художественных и научно-популярных произведений;
• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
• освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Место литературного чтения в учебном плане
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа на I полугодие (48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания); 68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание).
Ценностные ориентиры содержания
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и вторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. |
Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. | Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. | ||
Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. | Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. | ||
Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. | Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать свое суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. | ||
Работа с текстом научно- популярного произведения .Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. | Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. | ||
Библиографическая культура. Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. | Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. | ||
Говорение (культура речевого общения). Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения). | Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. | ||
Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. | Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений. | ||
2 | Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. И современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно- популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать художественные произведения с научно- популярными. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам. |
3 | Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
4 | Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
5 | Чтение: работа с информацией | Представление об информации и сбор нформации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Добукварный период | 13 |
2 | Букварный период | 51 |
3 | Послебукварный период. Литературные произведения. | 38 |
4 | Литературное чтение | 30 |
Итого: | 132 |
Календарно – тематическое планирование
№ Разде ла | Название раздела | Кол-во часов по разде лу | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты по разделу | Приложение | |||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредмет ные | ||||||||||||||||||||
1. | Добукварный период | 13ч. 1. | Введение понятия «предложение» | Звуки: гласные и согласные, их характеристика. Понятия:слово, предложение, текст. Русский алфавит. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||
2. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» |
| |||||||||||||||||||
3. | Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» | ||||||||||||||||||||
4. | Рассказ по сюжетной картинке | ||||||||||||||||||||
5. | Интонационное выделение первого звука в словах | ||||||||||||||||||||
6. | Интонационное выделение первого звука в словах | ||||||||||||||||||||
7. | Развитие восприятия художественного произведения Е.Серова «Мой дом» | ||||||||||||||||||||
8. | Звуковой анализ слова «мак» | ||||||||||||||||||||
9. | Звуковой анализ слов «сыр», «нос» | ||||||||||||||||||||
10. | Рассказ по сюжетным картинкам | ||||||||||||||||||||
11. | Развитие восприятия художественного произведения А.Павлычко «Где всего прекрасней на земле? | ||||||||||||||||||||
12. | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета | ||||||||||||||||||||
13. | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» | ||||||||||||||||||||
2. | Буквар ный период | 51ч. | Русский алфавит. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||
14(1) | Знакомство с буквой «А, а» | ||||||||||||||||||||
15(2) | Развитие восприятия художественного произведения С.Романовский «Москва» | ||||||||||||||||||||
16(3). | Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) | ||||||||||||||||||||
17(4). | Знакомство с буквой «О, о» | ||||||||||||||||||||
18(5). | Знакомство с буквой «Ё, ё» | ||||||||||||||||||||
19(6). | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная песня «Березонька» | ||||||||||||||||||||
20(7). | Знакомство с буквой «У, у» | ||||||||||||||||||||
21(8) | Знакомство с буквой «Ю, ю» | ||||||||||||||||||||
22(9) | Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]) | ||||||||||||||||||||
23(10) | Знакомство с буквой «э» | ||||||||||||||||||||
24(11) | Развитие восприятия художественного произведения И.Соколов-Микитов «Русский лес» | ||||||||||||||||||||
25(12)- 26(13) | Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]) | ||||||||||||||||||||
27(14) | Знакомство с буквой «ы» | ||||||||||||||||||||
28(15) | Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок» | ||||||||||||||||||||
29(16) | Знакомство с буквой «И, и» | ||||||||||||||||||||
30(17) | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук | ||||||||||||||||||||
31(18) | Знакомство с буквой «М, м» | ||||||||||||||||||||
32(19) | Развитие восприятия художественного произведения Муса Гали «Земные краски» | ||||||||||||||||||||
33(20) | Знакомство с буквой «Н,н» | ||||||||||||||||||||
34(21) | Знакомство с буквой «Р, р» | ||||||||||||||||||||
35(22) | Знакомство с буквой «Л, л» | ||||||||||||||||||||
36(23) | Знакомство с буквой «Й,й» | ||||||||||||||||||||
37(24) | Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы» | ||||||||||||||||||||
38(25) | Знакомство с буквой «Г,г» | ||||||||||||||||||||
39(26) | Знакомство с буквой «К,к» | ||||||||||||||||||||
40(27) | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | ||||||||||||||||||||
41(28) 42(29) | Развитие восприятия художественного произведения А.Барто «В школу» Знакомство с буквой «З,з» | ||||||||||||||||||||
43(30) | Знакомство с буквой «С,с» | ||||||||||||||||||||
44(31) | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | ||||||||||||||||||||
45(32) | Знакомство с буквой «Д,д» | ||||||||||||||||||||
46(33) 47(34) | Развитие восприятия художественного произведения В.Железникова «История с азбукой» Знакомство с буквой «Т,т» | ||||||||||||||||||||
48(35) | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости | ||||||||||||||||||||
49(36) | Знакомство с буквой «Б,б» | ||||||||||||||||||||
50(37) | Знакомство с буквой «П,п» | ||||||||||||||||||||
51(38) | Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеева «Буква «ты»» | ||||||||||||||||||||
52(39) | Знакомство с буквой «В,в» | ||||||||||||||||||||
53(40) | Знакомство с буквой «Ф,ф» | ||||||||||||||||||||
54(41) | Знакомство с буквой «Ж,ж» | ||||||||||||||||||||
55(42) 56(43) | Знакомство с буквой «Ш,ш» Развитие восприятия художественного произведения Я.Акима «Мой верный чиж» | ||||||||||||||||||||
57(44) | Знакомство с буквой «Ч,ч» | ||||||||||||||||||||
58(45) | Знакомство с буквой «Щ,щ» | ||||||||||||||||||||
59(46) | Знакомство с буквой «Х,х» | ||||||||||||||||||||
60(47) | Знакомство с буквой «Ц,ц» | ||||||||||||||||||||
61(48) | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша» | ||||||||||||||||||||
62(49) | Знакомство с буквой «ь» | ||||||||||||||||||||
63(50) | Ь- показатель мягкости. Разделительный ь | ||||||||||||||||||||
64(51) | Знакомство с особенностями «ъ» | ||||||||||||||||||||
3. | Послебукварный период. Литературные произведения | 38ч. | Ориентировка в литературоведческих понятиях Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац. Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация. Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||
Букварь 2 часть | 65(1) | Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак «Спрятался». В.Голявкин | |||||||||||||||||||
66(2) | Развитие восприятия художественного произведения . Русская народная сказка «Привередница» | ||||||||||||||||||||
67(3) | «Три котенка». В. Сутеев «Беспокойные соседки». А.Шибаев | ||||||||||||||||||||
68(4) | «Про нос и язык». Е. Пермяк «Меня нет дома». Г. Остер | ||||||||||||||||||||
69(5) | «На зарядку – становись»! А.Шибаев «Познакомились». А.Шибаев | ||||||||||||||||||||
70(6) | Развитие восприятия художественного произведения В.Бианки «Лесной колобок-колючий бок» | ||||||||||||||||||||
71(7) | «Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин | ||||||||||||||||||||
72(8) | «Всегда вместе». А. Шибаев | ||||||||||||||||||||
73(9) | Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка» | ||||||||||||||||||||
74(10) | «Маленький тигр» Г. Цыферов «Кто?» С.Чёрный | ||||||||||||||||||||
75(11) | «Середина сосиски.» Г. Остер «Жадина». Я. Аким | ||||||||||||||||||||
76(12) | «Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский «Рукавичка». Украинская народная сказка | ||||||||||||||||||||
77(13) | Развитие восприятия художественного произведения Потешки. Пословицы и поговорки | ||||||||||||||||||||
78(14) | «Спускаться легче». Г. Остер | ||||||||||||||||||||
79(15) | «Под грибом» В. Сутеев | ||||||||||||||||||||
80(16) | «Что за шутки»? А.Шибаев «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера | ||||||||||||||||||||
81(17) | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик» | ||||||||||||||||||||
82(18) | «Как меня называли». Б. Житков «Большая новость». А.Кушнер | ||||||||||||||||||||
83(19) | «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев | ||||||||||||||||||||
84(20) | «Яшка». Е.Чарушин «Что я узнал»! А.Кушнер | ||||||||||||||||||||
85(21) | Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Мать» М.Пришвин «Лисичкин Хлеб» | ||||||||||||||||||||
86(22) | «Медвежата». Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв | ||||||||||||||||||||
87(23) | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». | ||||||||||||||||||||
88(24) | «Ступеньки». Н.Носов | ||||||||||||||||||||
89(25) | Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост» | ||||||||||||||||||||
90(26) | «Горячий привет». О.Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер | ||||||||||||||||||||
91(27) | «Зайчата». Е.Чарушин «Сорока и заяц». Н.Сладков «Лиса и заяц». Н.Сладков | ||||||||||||||||||||
92(28) | «Затейники». Н.Носов | ||||||||||||||||||||
93(29) | Развитие восприятия художественного произведения С.Баруздин «Веселые рассказы» | ||||||||||||||||||||
94(30) | «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г.Сапгир | ||||||||||||||||||||
95(31) | «Про мышку, которая ела кошек». Дж.Родари | ||||||||||||||||||||
96(32) | «Ёж» (отрывок). А.Толстой «Волк ужасно разъярён»… В.Лунин «Зелёный заяц». Г.Цыферов | ||||||||||||||||||||
97(33) | Развитие восприятия художественного произведения Е.Благинина «Тюлюлюй» | ||||||||||||||||||||
98(34) | «Он живой и светится». В.Драгунский | ||||||||||||||||||||
99(35) | Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков | ||||||||||||||||||||
100(36) | Лошарик Г.Сапгир | ||||||||||||||||||||
101(37) | Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | ||||||||||||||||||||
102(38) | Картинки в лужах» В.Берестов | ||||||||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||||||||
Читаем сказки, загадки, скороговорки | 3ч. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения Смыслообразование: развития познавательных интересов, учебных мотивов; Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||||
103(1) | Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок) | ||||||||||||||||||||
104(2) | Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Ла- поть». | ||||||||||||||||||||
105(3) | Развитие восприятия художественного произведения С.Маршак «Тихая сказка» | ||||||||||||||||||||
Учимся уму – разуму | 3ч. | Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. Умение узнавать произведения разных жанров. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Ценностно-нравственная ориентация : -формирование моральной самооценки; Самоопределение: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
106(1) | Литературная (авторская) сказка. В.В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадка. Рассказы для детей. К.Д.Ушинский «Играющие собаки». Дополнительное чтение. Л.Н.Толстой «Косточка». | Читаем в паре | |||||||||||||||||||
107(2) | Произведения о детях. В.А.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И.Северянин «Её питомцы». | ||||||||||||||||||||
108(3) | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Ёлка». Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик» | ||||||||||||||||||||
Читаем о родной природе | 8ч. | - умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; - читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - самостоятельно читать небольшие по объёму произведения - работать с доступными книгами | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
109(1) | Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения). Л.Н.Толстой «Солнце и ветер», В.В.Бианки «Синичкин кален- дарь». Дополнительное чтение. Э.Мошковская «Лед тронулся» | ||||||||||||||||||||
110(2) | Произведения о родной природе. И.С.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка- закличка. Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька». Загадка | ||||||||||||||||||||
111(3) | Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-Цокотуха» | ||||||||||||||||||||
112(4) | Произведения о родной природе. С.Я.Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М.М.Пришвин «Лесная капель». | ||||||||||||||||||||
113(5) | Стихотворения о животных. И.„Mазнин «Давайте дружить». Дополнительное чтение. Ю.Коваль «Бабочка». Загадка. | ||||||||||||||||||||
114(6) | Произведения о животных. С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Дополнительное чтение Е.И.Чарушин «Томкины сны» | ||||||||||||||||||||
115(7) | Развитие восприятия художественного произведения Братья Гримм «Заяц и Ёж» | ||||||||||||||||||||
116(8) | Произведения о животных. М.М.Пришвин «Ежик», Б.Заходер. «Ёжик» | ||||||||||||||||||||
Читаем сказки, послови цы, считалки | 6ч. | - умение слушать сказки, пословицы, считалки; - читать плавно слогами и целыми словами вслух; - пересказывать содержание прочитанного; - знать пословицы, считалки, сказки; | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - читать, осознавать прочитанный текст, - отвечать на вопросы, используя текст - читать по ролям, участвовать в драматизации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
117(1) | Рассказы В.А.Осеевой для детей. В.Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица. | ||||||||||||||||||||
118(2) | Рассказы о детях. В.В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».Пословица. Дополнительное чтение. Е.А.Пермяк «Самое страшное». | ||||||||||||||||||||
119(3) | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег» | ||||||||||||||||||||
120(4) | Рассказы о детях. И.Бутмин «Трус». Рассказы Е.А.Пермяка. Е.А.Пермяк «Бумажный змей». | ||||||||||||||||||||
121(5) | Литературные (авторские) сказки для детей. М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица | ||||||||||||||||||||
122(6) | Сказки о животных. В.Орлов «Как малышу нашли маму». | ||||||||||||||||||||
Читаем о родной природе | 7ч. | - умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; - читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень – самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе) - работать с доступными книгами | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - декламировать стихотворения. - читать , осознавать прочитанный текст, - отвечать на вопросы, используя текст - читать по ролям, участвовать в драматизации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
123(1) | Развитие восприятия художественного произведения С.Есенин «Поет зима – аукает...» | ||||||||||||||||||||
124(2) | Произведения современных писателей. А.Усачёв «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и Утенок». | ||||||||||||||||||||
125(3) | Стихотворения А.Л.Барто. А.Барто «Жук» | ||||||||||||||||||||
126(4) | Рассказы о животных. Н.Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Пушок» | ||||||||||||||||||||
127(5) | Рассказы о животных. Е.И.Чарушин «Томка и корова». Загадка. | ||||||||||||||||||||
128(6) | И.Соколов-Микитов «Радуга» Е.Трутнева «Эхо». Дополнительное чтение. И.Шевчук «Ленивое эхо». К.И.Чуковский «Загадка | ||||||||||||||||||||
129(7) | Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Май» Стихотворения о весне. А.Плещеев «Травка зеленеет». | ||||||||||||||||||||
130(8) | Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры» | ||||||||||||||||||||
131(9) | Рассказы для детей. Я.Тайц «Всё здесь». Дополнительное чтение. Я.Тайц «По ягоды». Веселые стихи. Загадка. К.И.Чуковский «Радость». | ||||||||||||||||||||
132(10) | «Волшебное письмо» Ю.Коринец «Здравствуй, лето!» Р.Валеева. Проверь себя |
Объекты и средства материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект:
Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Электронный учебно-методический комплект:
1. Литературное чтение 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей». Издательский центр «Вентана - Граф», 2011-09-04
Описание. Электронное учебное пособие разработано к курсу «Литературное чтение. 1-4 классы» (авт. Программы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова) системы учебников «Начальная школа XXӀ века». Включает толковый словарь и справочный материал.
Предназначен для работы на уроках (с использованием интерактивной или проекционной доски) и самостоятельной работы с книгой (с использованием ПК) для углубления и обобщения знаний, получаемых на занятиях в школе.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора школы по УВР учителей начальных классов __________________
протокол № _____ от « »________________ г. от «____»______________________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...