Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента, государственного стандарта, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник « Букварь» (I-II часть) 1 класс Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, ., учебник «Литературное чтение».1класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф.
В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии - учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение». Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса.
С 1 класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Задачи курса литературного чтения:
-обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
-система работы над навыками чтения;
-включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения;
-формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
- расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
• в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
• дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
• работа с текстом как с речевой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
• одновременная работа над языком произведения и речью детей;
• сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
• различение художественных и научно-популярных произведений;
• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
• освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Место литературного чтения в учебном плане
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа на I полугодие (48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания); 68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание).
Ценностные ориентиры содержания
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и вторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. |
Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. | Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. | ||
Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. | Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. | ||
Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. | Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать свое суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. | ||
Работа с текстом научно- популярного произведения .Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. | Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. | ||
Библиографическая культура. Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. | Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. | ||
Говорение (культура речевого общения). Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения). | Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. | ||
Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. | Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений. | ||
2 | Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. И современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно- популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать художественные произведения с научно- популярными. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам. |
3 | Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
4 | Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
5 | Чтение: работа с информацией | Представление об информации и сбор нформации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Добукварный период | 13 |
2 | Букварный период | 51 |
3 | Послебукварный период. Литературные произведения. | 38 |
4 | Литературное чтение | 30 |
Итого: | 132 |
Календарно – тематическое планирование
№ Разде ла | Название раздела | Кол-во часов по разде лу | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты по разделу | Приложение | |||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредмет ные | ||||||||||||||||||||
1. | Добукварный период | 13ч. 1. | Введение понятия «предложение» | Звуки: гласные и согласные, их характеристика. Понятия:слово, предложение, текст. Русский алфавит. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||
2. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» |
| |||||||||||||||||||
3. | Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» | ||||||||||||||||||||
4. | Рассказ по сюжетной картинке | ||||||||||||||||||||
5. | Интонационное выделение первого звука в словах | ||||||||||||||||||||
6. | Интонационное выделение первого звука в словах | ||||||||||||||||||||
7. | Развитие восприятия художественного произведения Е.Серова «Мой дом» | ||||||||||||||||||||
8. | Звуковой анализ слова «мак» | ||||||||||||||||||||
9. | Звуковой анализ слов «сыр», «нос» | ||||||||||||||||||||
10. | Рассказ по сюжетным картинкам | ||||||||||||||||||||
11. | Развитие восприятия художественного произведения А.Павлычко «Где всего прекрасней на земле? | ||||||||||||||||||||
12. | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета | ||||||||||||||||||||
13. | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» | ||||||||||||||||||||
2. | Буквар ный период | 51ч. | Русский алфавит. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||
14(1) | Знакомство с буквой «А, а» | ||||||||||||||||||||
15(2) | Развитие восприятия художественного произведения С.Романовский «Москва» | ||||||||||||||||||||
16(3). | Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) | ||||||||||||||||||||
17(4). | Знакомство с буквой «О, о» | ||||||||||||||||||||
18(5). | Знакомство с буквой «Ё, ё» | ||||||||||||||||||||
19(6). | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная песня «Березонька» | ||||||||||||||||||||
20(7). | Знакомство с буквой «У, у» | ||||||||||||||||||||
21(8) | Знакомство с буквой «Ю, ю» | ||||||||||||||||||||
22(9) | Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]) | ||||||||||||||||||||
23(10) | Знакомство с буквой «э» | ||||||||||||||||||||
24(11) | Развитие восприятия художественного произведения И.Соколов-Микитов «Русский лес» | ||||||||||||||||||||
25(12)- 26(13) | Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]) | ||||||||||||||||||||
27(14) | Знакомство с буквой «ы» | ||||||||||||||||||||
28(15) | Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок» | ||||||||||||||||||||
29(16) | Знакомство с буквой «И, и» | ||||||||||||||||||||
30(17) | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук | ||||||||||||||||||||
31(18) | Знакомство с буквой «М, м» | ||||||||||||||||||||
32(19) | Развитие восприятия художественного произведения Муса Гали «Земные краски» | ||||||||||||||||||||
33(20) | Знакомство с буквой «Н,н» | ||||||||||||||||||||
34(21) | Знакомство с буквой «Р, р» | ||||||||||||||||||||
35(22) | Знакомство с буквой «Л, л» | ||||||||||||||||||||
36(23) | Знакомство с буквой «Й,й» | ||||||||||||||||||||
37(24) | Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы» | ||||||||||||||||||||
38(25) | Знакомство с буквой «Г,г» | ||||||||||||||||||||
39(26) | Знакомство с буквой «К,к» | ||||||||||||||||||||
40(27) | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | ||||||||||||||||||||
41(28) 42(29) | Развитие восприятия художественного произведения А.Барто «В школу» Знакомство с буквой «З,з» | ||||||||||||||||||||
43(30) | Знакомство с буквой «С,с» | ||||||||||||||||||||
44(31) | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | ||||||||||||||||||||
45(32) | Знакомство с буквой «Д,д» | ||||||||||||||||||||
46(33) 47(34) | Развитие восприятия художественного произведения В.Железникова «История с азбукой» Знакомство с буквой «Т,т» | ||||||||||||||||||||
48(35) | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости | ||||||||||||||||||||
49(36) | Знакомство с буквой «Б,б» | ||||||||||||||||||||
50(37) | Знакомство с буквой «П,п» | ||||||||||||||||||||
51(38) | Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеева «Буква «ты»» | ||||||||||||||||||||
52(39) | Знакомство с буквой «В,в» | ||||||||||||||||||||
53(40) | Знакомство с буквой «Ф,ф» | ||||||||||||||||||||
54(41) | Знакомство с буквой «Ж,ж» | ||||||||||||||||||||
55(42) 56(43) | Знакомство с буквой «Ш,ш» Развитие восприятия художественного произведения Я.Акима «Мой верный чиж» | ||||||||||||||||||||
57(44) | Знакомство с буквой «Ч,ч» | ||||||||||||||||||||
58(45) | Знакомство с буквой «Щ,щ» | ||||||||||||||||||||
59(46) | Знакомство с буквой «Х,х» | ||||||||||||||||||||
60(47) | Знакомство с буквой «Ц,ц» | ||||||||||||||||||||
61(48) | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша» | ||||||||||||||||||||
62(49) | Знакомство с буквой «ь» | ||||||||||||||||||||
63(50) | Ь- показатель мягкости. Разделительный ь | ||||||||||||||||||||
64(51) | Знакомство с особенностями «ъ» | ||||||||||||||||||||
3. | Послебукварный период. Литературные произведения | 38ч. | Ориентировка в литературоведческих понятиях Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац. Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация. Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||
Букварь 2 часть | 65(1) | Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак «Спрятался». В.Голявкин | |||||||||||||||||||
66(2) | Развитие восприятия художественного произведения . Русская народная сказка «Привередница» | ||||||||||||||||||||
67(3) | «Три котенка». В. Сутеев «Беспокойные соседки». А.Шибаев | ||||||||||||||||||||
68(4) | «Про нос и язык». Е. Пермяк «Меня нет дома». Г. Остер | ||||||||||||||||||||
69(5) | «На зарядку – становись»! А.Шибаев «Познакомились». А.Шибаев | ||||||||||||||||||||
70(6) | Развитие восприятия художественного произведения В.Бианки «Лесной колобок-колючий бок» | ||||||||||||||||||||
71(7) | «Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин | ||||||||||||||||||||
72(8) | «Всегда вместе». А. Шибаев | ||||||||||||||||||||
73(9) | Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка» | ||||||||||||||||||||
74(10) | «Маленький тигр» Г. Цыферов «Кто?» С.Чёрный | ||||||||||||||||||||
75(11) | «Середина сосиски.» Г. Остер «Жадина». Я. Аким | ||||||||||||||||||||
76(12) | «Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский «Рукавичка». Украинская народная сказка | ||||||||||||||||||||
77(13) | Развитие восприятия художественного произведения Потешки. Пословицы и поговорки | ||||||||||||||||||||
78(14) | «Спускаться легче». Г. Остер | ||||||||||||||||||||
79(15) | «Под грибом» В. Сутеев | ||||||||||||||||||||
80(16) | «Что за шутки»? А.Шибаев «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера | ||||||||||||||||||||
81(17) | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик» | ||||||||||||||||||||
82(18) | «Как меня называли». Б. Житков «Большая новость». А.Кушнер | ||||||||||||||||||||
83(19) | «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев | ||||||||||||||||||||
84(20) | «Яшка». Е.Чарушин «Что я узнал»! А.Кушнер | ||||||||||||||||||||
85(21) | Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Мать» М.Пришвин «Лисичкин Хлеб» | ||||||||||||||||||||
86(22) | «Медвежата». Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв | ||||||||||||||||||||
87(23) | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». | ||||||||||||||||||||
88(24) | «Ступеньки». Н.Носов | ||||||||||||||||||||
89(25) | Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост» | ||||||||||||||||||||
90(26) | «Горячий привет». О.Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер | ||||||||||||||||||||
91(27) | «Зайчата». Е.Чарушин «Сорока и заяц». Н.Сладков «Лиса и заяц». Н.Сладков | ||||||||||||||||||||
92(28) | «Затейники». Н.Носов | ||||||||||||||||||||
93(29) | Развитие восприятия художественного произведения С.Баруздин «Веселые рассказы» | ||||||||||||||||||||
94(30) | «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г.Сапгир | ||||||||||||||||||||
95(31) | «Про мышку, которая ела кошек». Дж.Родари | ||||||||||||||||||||
96(32) | «Ёж» (отрывок). А.Толстой «Волк ужасно разъярён»… В.Лунин «Зелёный заяц». Г.Цыферов | ||||||||||||||||||||
97(33) | Развитие восприятия художественного произведения Е.Благинина «Тюлюлюй» | ||||||||||||||||||||
98(34) | «Он живой и светится». В.Драгунский | ||||||||||||||||||||
99(35) | Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков | ||||||||||||||||||||
100(36) | Лошарик Г.Сапгир | ||||||||||||||||||||
101(37) | Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | ||||||||||||||||||||
102(38) | Картинки в лужах» В.Берестов | ||||||||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||||||||
Читаем сказки, загадки, скороговорки | 3ч. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения Смыслообразование: развития познавательных интересов, учебных мотивов; Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | |||||||||||||||||||
103(1) | Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок) | ||||||||||||||||||||
104(2) | Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Ла- поть». | ||||||||||||||||||||
105(3) | Развитие восприятия художественного произведения С.Маршак «Тихая сказка» | ||||||||||||||||||||
Учимся уму – разуму | 3ч. | Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. Умение узнавать произведения разных жанров. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Ценностно-нравственная ориентация : -формирование моральной самооценки; Самоопределение: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
106(1) | Литературная (авторская) сказка. В.В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадка. Рассказы для детей. К.Д.Ушинский «Играющие собаки». Дополнительное чтение. Л.Н.Толстой «Косточка». | Читаем в паре | |||||||||||||||||||
107(2) | Произведения о детях. В.А.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И.Северянин «Её питомцы». | ||||||||||||||||||||
108(3) | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Ёлка». Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик» | ||||||||||||||||||||
Читаем о родной природе | 8ч. | - умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; - читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - самостоятельно читать небольшие по объёму произведения - работать с доступными книгами | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
109(1) | Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения). Л.Н.Толстой «Солнце и ветер», В.В.Бианки «Синичкин кален- дарь». Дополнительное чтение. Э.Мошковская «Лед тронулся» | ||||||||||||||||||||
110(2) | Произведения о родной природе. И.С.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка- закличка. Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька». Загадка | ||||||||||||||||||||
111(3) | Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-Цокотуха» | ||||||||||||||||||||
112(4) | Произведения о родной природе. С.Я.Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М.М.Пришвин «Лесная капель». | ||||||||||||||||||||
113(5) | Стихотворения о животных. И.„Mазнин «Давайте дружить». Дополнительное чтение. Ю.Коваль «Бабочка». Загадка. | ||||||||||||||||||||
114(6) | Произведения о животных. С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Дополнительное чтение Е.И.Чарушин «Томкины сны» | ||||||||||||||||||||
115(7) | Развитие восприятия художественного произведения Братья Гримм «Заяц и Ёж» | ||||||||||||||||||||
116(8) | Произведения о животных. М.М.Пришвин «Ежик», Б.Заходер. «Ёжик» | ||||||||||||||||||||
Читаем сказки, послови цы, считалки | 6ч. | - умение слушать сказки, пословицы, считалки; - читать плавно слогами и целыми словами вслух; - пересказывать содержание прочитанного; - знать пословицы, считалки, сказки; | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - читать, осознавать прочитанный текст, - отвечать на вопросы, используя текст - читать по ролям, участвовать в драматизации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
117(1) | Рассказы В.А.Осеевой для детей. В.Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица. | ||||||||||||||||||||
118(2) | Рассказы о детях. В.В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».Пословица. Дополнительное чтение. Е.А.Пермяк «Самое страшное». | ||||||||||||||||||||
119(3) | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег» | ||||||||||||||||||||
120(4) | Рассказы о детях. И.Бутмин «Трус». Рассказы Е.А.Пермяка. Е.А.Пермяк «Бумажный змей». | ||||||||||||||||||||
121(5) | Литературные (авторские) сказки для детей. М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица | ||||||||||||||||||||
122(6) | Сказки о животных. В.Орлов «Как малышу нашли маму». | ||||||||||||||||||||
Читаем о родной природе | 7ч. | - умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; - читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень – самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе) - работать с доступными книгами | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - декламировать стихотворения. - читать , осознавать прочитанный текст, - отвечать на вопросы, используя текст - читать по ролям, участвовать в драматизации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | ||||||||||||||||||
123(1) | Развитие восприятия художественного произведения С.Есенин «Поет зима – аукает...» | ||||||||||||||||||||
124(2) | Произведения современных писателей. А.Усачёв «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и Утенок». | ||||||||||||||||||||
125(3) | Стихотворения А.Л.Барто. А.Барто «Жук» | ||||||||||||||||||||
126(4) | Рассказы о животных. Н.Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Пушок» | ||||||||||||||||||||
127(5) | Рассказы о животных. Е.И.Чарушин «Томка и корова». Загадка. | ||||||||||||||||||||
128(6) | И.Соколов-Микитов «Радуга» Е.Трутнева «Эхо». Дополнительное чтение. И.Шевчук «Ленивое эхо». К.И.Чуковский «Загадка | ||||||||||||||||||||
129(7) | Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Май» Стихотворения о весне. А.Плещеев «Травка зеленеет». | ||||||||||||||||||||
130(8) | Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры» | ||||||||||||||||||||
131(9) | Рассказы для детей. Я.Тайц «Всё здесь». Дополнительное чтение. Я.Тайц «По ягоды». Веселые стихи. Загадка. К.И.Чуковский «Радость». | ||||||||||||||||||||
132(10) | «Волшебное письмо» Ю.Коринец «Здравствуй, лето!» Р.Валеева. Проверь себя |
Объекты и средства материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект:
Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Электронный учебно-методический комплект:
1. Литературное чтение 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей». Издательский центр «Вентана - Граф», 2011-09-04
Описание. Электронное учебное пособие разработано к курсу «Литературное чтение. 1-4 классы» (авт. Программы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова) системы учебников «Начальная школа XXӀ века». Включает толковый словарь и справочный материал.
Предназначен для работы на уроках (с использованием интерактивной или проекционной доски) и самостоятельной работы с книгой (с использованием ПК) для углубления и обобщения знаний, получаемых на занятиях в школе.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора школы по УВР учителей начальных классов __________________
протокол № _____ от « »________________ г. от «____»______________________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...