Рабочая программа по литературному чтению (1 класс).
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_fgos.docx95.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предметав базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

      Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» (авторы  Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) в 1 классе, включает:
      учебник «Родная речь» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
      

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Основные содержательные линии

В  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательнаялиния. Она раскрывает основные литературоведческие термины ипонятия, которые усваивает младший школьник за время обучения вначальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание,обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая

обеспечивает развитие аудирования,говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и

зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

      Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
      Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана:

         в 1 классе - 92 учебных часов (в период обучения грамоте),

                             40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ[1]

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс).

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту. 

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Содержание учебного материала

1 КЛАСС (36 ч + 4ч резерв)

Круг произведений для чтения

      В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Вводный урок (1ч)

Жили-были буквы (7 ч)

      Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

      Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)

      Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (6 ч)

      Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (5ч)

      Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (5 ч)

      Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Внеклассное чтение

Изучается во всех разделах. Сказки народов России.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются :

-   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

выпускник получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

       выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Метапредметнымирезультатами обучения в начальной школе являются :

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

-  умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

                      Предметными результатами обучения в начальной школе являются :

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

-  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-   составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

-  работать с тематическим каталогом;

-   работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

-  читать по ролям литературное произведение;

-   использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

-  создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

-    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-    создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

-     работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

-  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

-   отличать прозаический текст от поэтического;

-    распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

-    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-   определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

-    создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторскоготекста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста

Основные требования к уровню подготовкиучащихся 1 класса:

          К концу обучения в1 классе учащиеся должны уметь:

  • слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  • читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне   пересказывать по готовому плану;
  • знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
  • самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
  • работать с доступными книгами — справочниками и словарями.

        Читательские умения:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

Программное и учебно – методическое обеспечение ФГОСа.

Учебная

дисцип-

лина

Класс

Программа,

кем  реко-

мендованна

и когда

Тип

Программы

(государственна, авторская)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Литера-

турное

чтение.

1

класс

Программа

авторов:

В,Г.Горецкий

В.А.Кирюшкин

А.Ф.Шанько

В.Д.Берастов

1.«Русская

азбука»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

 2.Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

«Родная речь»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

Государственная.

4часа в

неделю

132часа.

1.«Русская

азбука»

В,Г.Горецкий

В.А.Кирюшкин

А.Ф.Шанько

В.Д.Берастов

2.«Родная речь»

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

1.Учебник.

2.Поурочные разработки уроков  чтения.

Набор таблиц

по развитию

речи.

Касса букв,

слогов.

Тематическое планирование по литературному чтению (40 часов)  Автор Л.Ф.Климанова

Дата

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Кол-во ч

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

 Формируемые понятия

Предметные результаты

УУД

(регулятивные познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Вводный урок – 1 час

1.

Вводный

«Жили-были буквы»

Почему учебник так назван?

О чём он будет нам рассказывать?

Цель: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться  учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».

Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица.

Знания: научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения

Р.: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

П.: осуществлять поиск и выделение информации.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

«Жили-были буквы» - 7 часов

2.

В. Данько «Загадочные буквы»

Могут ли героями сказки быть буквы?

 Как вы себе это представляете?

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его результаты, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев (букв); развивать воображение, речь, память.

Действующие лица, жанр произведения.

Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение».

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес.

3

И. Токмакова «Аня, Кляксич и буква «А»

Могут ли героями сказки быть буквы?

Как вы себе это представляете?

Цели: познакомить учащихся с литературной сказкой; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характера героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Действующие лица, жанр произведения (сказка, рассказ).

Знания: научатся владеть понятиями «действующие лица», различать по жанру произведения.

Умения: делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

4.

С. Чёрный «Живая азбука»,

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет?»

Как вы понимаете название произведения «Живая азбука?»

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

 Если бы это название было вопросом, мы бы смогли на него ответить?

Цели: обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию характера героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышлении.

Стихотворение, персонажи, гласные и согласные буквы.

Знания: научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории.

Умения: читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя).

Р.: формировать и  удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П.: самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К.: определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

5.

Г. Сапгир «Про Медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

Почему так говорят: «Человеку дана речь, а животным - немота?»

Цели: обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Стихотворение, произведение, звукоподражания, рифма, азбука.

Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи.

Умения: отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений.

Р.: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.: выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Чем человек отличается от животных?

В каких ситуациях людей сравнивают с животными?

Цели: обучать правильному выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, правила поведения, вежливость.

Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи.

Умения: отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений.

Р.: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

К.: задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Учебно-познавательный интерес.

7.

Из старинных книг

Какое высказывание тебе больше всего понравилось?

Как ты его понял?

Цели: познакомить с высказываниями из старинных книг; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение к старшим и внимательное отношение к другим людям.

Писатели, поэты, высказывания, жанр произведения.

Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: передавать интонационно конец предложения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

П.: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Учебно-познавательный интерес.

8.

Обобщение по теме «Жили-были буквы»

В каком царстве мы с вами гостим?

Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они?

 Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор.

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука.

Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

П.: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Учебно-познавательный интерес.

«Сказки, загадки, небылицы» - 7 часов

9.

Е. Чарушин «Теремок»

Почему часто говорят: «Сказка-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»?

Цели: познакомить с содержанием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке, отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана, различать народную и литературную сказки.

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки

Знания: научатся отличать народные сказки от авторских.

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать , совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.

Р.: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания.

К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие.

10.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Почему создаются разные сказки на одну и ту же тему?

В чём сходство и различие сказок «Теремок» и «Рукавичка»?

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки

Знания: научатся выделять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по воспоминаниям.

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать с опорой на картинку, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.

Р.: формировать и  удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

П.: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие.

11.

Загадки, песенки

Зачем придумывают загадки?

 Для чего придумывают песенки?

Как самому составить загадку?

Где можно найти загадки?

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, песенки); прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и песенок; распределиться на группы, обсудить план действий по проектной деятельности, познакомить учащихся с выставкой книг с загадками, обучать сочинению загадок.

Загадки, песенки, русские народные песни.

Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров, составлять загадки.

Умения: понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл, подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Р.: формировать и удерживать учебную задачу

П.: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Мотивация учебной деятельности, осознание своей этнической принадлежности.

12.

Русские народные потешки. Небылицы.

Кому предназначеныпотешки?

Что такое небылицы и для чего их придумывают?

В чём отличие построения и звучания русских стихотворных произведений и стихов английских писателей?

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества других стран; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении потешек, песенок, развивать память, речь, мышление.

Загадки, стишки, песенки.

Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Р.: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

К.: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Осознание своей этнической принадлежности, отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

13.

Александр Сергеевич Пушкин «Белка песенки поёт…»

В чём отличие народных сказок от авторских?

Цели: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии, упражняться в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Народная сказка, авторская сказка, звукоподражание.

Знания: познакомить с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Р.: формировать и  удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя  в соответствии с задачей.

П.: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

14.

Русская народная сказка «Петух и собака»

Как вы понимаете пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Цели: прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, её главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Литературная сказка, русская народная сказка.

содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Р.: формировать и  удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

П.: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес.

15.

обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

Почему возникло такое разнообразие жанров устного народного творчества?

Цели: прививать любовь к устному народному творчеству; совершенствовать умение различать произведения различных жанров; формировать умение детей находить главную мысль произведения; воспитывать любовь к чтению; развивать навыки выразительного чтения малых жанров.

Устное народное творчество, фольклор.

Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: анализировать и сравнивать произведения различных жанров, находить главную мысль произведения, развивать навыки правильного осознанного чтения текста, ориентироваться в структуре книги, сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Р.: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Осознание своейэтни-

ческой

принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».

«Апрель, апрель. Звенит капель!» - 5 часов

16.

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна».

Чем простое повествовательное описание отличается от стихотворного?

Какие языковые средства позволяют сделать описание в стихотворении таким эмоциональным и музыкальным?

Цели: познакомить  с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими произведениями

 А. Майкова и

А. Плещеева; обучать плавному выразительно чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.

Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма.

Знания: наизусть стихотворение (по выбору).

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства.

17.

Т. Белозеров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель»

Для чего поэты используют сказочные образы и сравнения при описании природы?

Цели: обучать выразительному чтению целыми словами; учить  сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.

Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма.

Знания: наизусть стихотворение (по выбору).

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

К.: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства.

18.

Стихи-загадки

Л. Ульяницкой,

Л. Яхнина, Е. Трутневой

Чем загадка отличается от стихотворения?

Цели: познакомить со стихотворениями-загадками о весне; учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.

Прозаическая и стихотворная речь, ритм, рифма, стихотворения, загадки.

Знания: познакомятся с произведениями И.Токмаковой, Е.Трутнёвой, уяснят ритм и мелодию стихотворной речи, научатся более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту родной природы.

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства

19.

 Стихотворения Берестоав ,Сефа, Майкова

Почему мы можем назвать апрель самым светлым месяцем?

Цели: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова,

Р. Сефа, с произведением

А. Майкова «Христос Воскрес!» и высказываниями из старинных книг; учить понимать смысл пословиц, выразительно читать, развивать память, речь, мышление, воображение.

Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи.

Знания: познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа.

Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

К.: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

20.

ПРОЕКТ: «СОСТАВЛЯЕМ СБОРНИК ЗАГАДОК»

Какие загадки вы придумали?

Где брали информацию?

Как оцениваете свою работу?

Цели: научиться анализировать ход поиска решений, аргументировано излагать свои мысли, идеи; анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии.

Проблема проекта,

презентация (защита проекта), доклад о проделанной работе.

Знания: научатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, представлять результаты выполненного проекта в виде материального продукта.

Умения: аргументировано излагать свои мысли, идеи; анализировать успешность и результативность решения проблемы, оценивать выполненную работу.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебно-познавательный интерес.

«И в шутку и всерьёз» - 6 часов + 1ч резерв

21.

 Произведения И. Токмаковой  Я. Тайц

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким необычным названием?

Цели: познакомить  с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с юмористическими произведениями; совершенствовать навыки чтения целыми словами, чтения по ролям; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, отвечать на вопросы по содержанию; развивать память, речь, мышление.

Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация.

Знания: познакомятся с особенностями юмористических произведений.

Умения: читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

Р.: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

П.: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, строить понятные для партнёра высказывания.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

22.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

 людям

Какое по жанру произведение будем читать?

Можно ли предположить, кто будет главным героем?

Цели: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить работать с текстом, делить его на части; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим.

Рассказ, качества характера.

Знания: научатся прогнозировать текс, интонацией передавать настроение и чувства героев, разбивать текст на части, подбирать заголовки к частям рассказа.

Умения: находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительно и осознанно читать  целыми словами.

Р.: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

П.: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

23.

К. Чуковский «Федотка», О Дриз «Привет»

Почему эти стихотворения помещены в юмористическом разделе учебника?

Цели: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному , выразительному чтению целыми словами; учить работать с текстом, делить его на части; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Прямое и переносное значение слов (горячий привет, горячий пирог), тёплые дружеские отношения.

Знания: научатся оценивать поведение героев.

Умения: наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целыми словами цепочкой.

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат.

П.: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделение существенных признаков.

К.: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Этические чувства (доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость)

24.

 Произведения И. Токмаковой «И. Пивоваровой К. Чуковского

Как можно понять выражение «слова шалят»?

Для чего придумали телефон?

Какие современные средства связи существуют сейчас?

 О чём могли бы разговаривать по телефону звери?

Цели: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному,  выразительному чтению; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Интонация, иллюстрация, искусство слова, пуд, дюжина.

Знания: научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним и т.д.

Умение: читать по ролям, анализировать произведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении скороговорок, декламировать (наизусть) стихотворные произведения; проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат.

П.: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика».

25.

М. Пляцковский «Помощник»

Когда слова могут быть «помощниками»?

Цели: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному,  выразительному чтению целыми словами; учить работать с текстом, делить его на части; развивать умение анализировать произведение, творческие способности, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Пословицы.

Знания: научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним и т.д.

Умение: читать по ролям, анализировать произведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей  и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение.

К.: строить монологическое высказывание, слушать собеседника.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя,)принятие образа «хорошего ученика».

26

Из старинных книг.

Зачем придумывают смешные рассказы? Могут ли они чему-то научить?

Цели: познакомить с произведениями К.Ушинского; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать внимательное отношение к другим людям.

Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа.

Знания: научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения.

Умения: находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвящённые одной теме.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия  в материализованной гипермедийной, громкоречевой  и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия,

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение.

К.: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность  и личная ответственность за свои поступки.

27.

обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Зачем придумывают смешные рассказы? Могут ли они чему-то научить?

Цели: обучать правильному,  выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведение, творческие способности, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям; повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их.

Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа.

Научатся: выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых.

Умения: работать в группе; находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученном разделе)

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия  в материализованной гипермедийной, громкоречевой  и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия,

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение.

К.: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность  и личная ответственность за свои поступки.

«Я и мои друзья» - 5 часов + 2ч резерв

28.

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Кто может быть другом? Каким должен быть настоящий друг?

Цели: познакомить  с названием раздела и прогнозировать его содержание; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; воспитывать внимательное и бережное отношение к друзьям.

Прозаическая и стихотворная речь, логическое ударение, пауза, проект, летопись.

Знания: познакомятся с произведениями Ю.Ермолаевой, Е.Благининой, научатся читать прозаические тексты, участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием.

Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами.

Р.: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К.: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства (доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость).

29

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

Как помириться со своим другом, если вы в ссоре?

Цели: обучать правильном28у, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение, внимательное отношение к другим людям.

Вежливые слова.

Знания: познакомятся с произведениями В.Орлова, С.Михалкова; с разными способами выхода из конфликтной ситуации.

Умения: читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов.

Р.: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства (доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость).

30

Р. Сеф «Совет»,

 В. Берестов «В магазине игрушек»,

Какие правила дружбы вы знаете?

Цели: обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение, внимательное отношение к другим людям.

Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы.

Знания: познакомятся с новыми авторами и их произведениями о дружбе, сформулируют правила сохранения дружеских отношений.

Умения: читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства (доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость).

31

С. Маршак «Хороший день»

Назовите самое дорогое, на ваш взгляд, что есть на свете.

кого вы считаете своей роднёй и кого вы очень любите?

Цели: обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение, внимательное отношение к своим родным и друзьям.

Дружба, товарищи, родные, главная мысль произведения.

Знания: познакомятся с произведениями Я.Акима, С.Маршака, научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т.д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими.

Р.: формировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

32.

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю

 словами; развивать

 умение пересказывать

К прочитанное близко к

о тексту; воспитывать

г положительные

д качества личности:

а дружелюбие, доброту;

  воспитывать интерес к

чтениюможно применить такую поговорку: «Сила есть, ума не надо»?

Что бы вы посоветовали таким людям?

Цели: познакомить с произведениями М.Пляцковского и Ю.Энтина; совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми

.

Дружба, товарищи, обида, спор, советы, правила дружбы.

Знания: познакомятся с произведениями М.Пляцковского и Ю.Энтина, научатся определять главную мысль произведения, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т.д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения задания.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, других участников в следить за действиями процессе коллективной деятельности

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

33.

Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

Что объединяет рассказы Д.Тихомирова?

Цели: познакомить с произведениями Д.Тихомирова; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек.

Знания: научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей.

Умения: читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений; выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия  в материализованной гипермедийной, громкоречевой  и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, этические чувств, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

34

ПРОЕКТ «НАШ КЛАСС – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Что такое настоящая дружба?

Кого можно назвать другом, приятелем?

Цель: научиться анализировать ход поиска решений, аргументировано излагать свои мысли, идеи; анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии.

Проблема проекта,

презентация (защита проекта), доклад о проделанной работе.

Знания: научатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, представлять результаты выполненного проекта в виде материального продукта.

Умения: аргументировано излагать свои мысли, идеи; анализировать успешность и результативность решения проблемы, оценивать выполненную работу.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П.: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебно-познавательный интерес.

«О братьях наших меньших» - 5 часов +1ч резерв

35.

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

Почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе? Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Братья наши меньшие, характер героев, рифма.

Знания: познакомятся с произведениями С.Михалкова и Р.Сефа, научатся анализировать события текста, их последовательность.

Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текс своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

36.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

Какие советы вы бы могли дать тем людям, которые решили завести животных?

Цели: познакомить с произведениями В.Осеевой и И.Токмаковой,; закреплять умение читать стихотворный текст; показать отличие художественного текста от научно-популярного; учить видеть главную мысль произведения; развивать активную личность; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним.

Части рассказа, картинный план, характер героев.

Знания: познакомятся с произведением В.Осеевой, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром.

Умения: делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия  в материализованной гипермедийной, громкоречевой  и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

37.

М. Пляцковский «Цап Царапыч»,Г. Сапгир «Кошка».

Из каких книг можно узнать о своих любимых животных? Всегда ли клички животных отражают их характер?

Цели: развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты.

Знания: познакомятся с произведением М.Пляцковского, Г.Сапгира, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения.

Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, осознанно читать целыми словами.

Р.: формировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

38

В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай»,

Чем текст, который создаёт учёный, отличается от художественного текста?

Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами, пользоваться приёмом словесного рисование, перечитывать текст с целью его более глубокого понимания, показать отличие художественного текста от научно-популярного; воспитывать активную личность; прививать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним.

Энциклопедия, научно-популярный и художественный тексты.

Знания: научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения.

Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать наизусть.

Р.: применять установленные правила в планировании способа решения.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К.: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать   в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

39

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж»

Как вы думаете, как кричат ежи? О чём вам говорит заголовок этого рассказа?

Цели: познакомить с произведениями Д.Хармса и Н.Сладкова; учить вдумчивомуперечитыванию произведений; совершенствовать навык чтения целыми словами; упражнять в выразительном чтении рассказов; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним.

Интонация, части рассказа, план, характер героев.

Знания: научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром.

Умения: делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по рисунку, выразительно и осознанно читать целыми словами

Р.: применять установленные правила в планировании способа решения.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать   в сотрудничестве взаимопомощь.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

40.

обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Что объединяет все произведения, которые вы прочитали в этом разделе?

Как вы понимаете слова писателя: «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших?»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Информация, характер героев, части рассказа, план.

Знания: научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности.

Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами.

Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия  в материализованной гипермедийной, громкоречевой  и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание, принятие образа «хорошего ученика».


[1] На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю. Во втором классе внеклассное чтение проводится один урок в неделю. В 3-4 классах на внеклассное чтение отводится 20 минут один раз в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....