Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа" | 113.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета Приказ от_________№__________
МБОУ Новониколаевской ООШ ____________/Макаренко С.А./
от 29.08.2015 года №1
_________/Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования (класс):
начальное общее 2 класс
Количество часов : 136 в год (4 часа в неделю)
Учитель: Погодина Светлана Васильевна
Программа разработана на основе
Программы по предмету «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской .М:. Академкнига/Учебник, 2011г.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа».
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения или в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения на материале художественных произведений понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения)
2. Общая характеристика учебного курса
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
- Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
- Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
- На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
- Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
- Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
- Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
- Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
- На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.
3.Место учебного предмета
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов, по 4 часа в неделю. В течение года предусмотрены 3 работы, проверяющих сформированность навыка чтения и 4 проверочных работы в форме теста Реализация регионального компонента осуществляется интегрированно путём включения в содержание урока литературного материала донского края: казачьи народные сказки о животных, стихотворения В. Жака о детях, стихотворения донских поэтов о родном крае, М.А. Шолохов «Нахалёнок», а также родной край в произведениях русских классиков. Уроки регионального компонента отмечены значком РК.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В силу особенностей учебного предмета выделяются:
• Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
- Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
- Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
- Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
обучающиеся получат возможность научиться:
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников); не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объема;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем преувеличением), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка - элементы сказки о животных и т. д.);
- понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.
6.Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Раздел «Круг чтения»
Русские и зарубежные народные и авторские сказки «Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»; Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан...»; М. Лермонтов «Осень», «Утес»;
А. Пушкин: «У лукоморья...», «Уж небо осенью дышало...»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*;
- Ахундова «Окно»;
Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;
- Берестов «Картинки в лужах»;
М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;
А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа...», «Мой бедный Шарик...»; А. Екимцев «Осень»;
Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк...»;
Б. Заходер «Собачкины огорчения»;
С. Козлов «Желудь»;
Ю. Коринец «Тишина»;
- Кушнер «Что я узнал!»;
Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;
- Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;
Н. Матвеева «Было тихо...»*;
- Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»;
Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет...»;
Э. Мошковская: «А травинка не знает...», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат...», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;
И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;
Г. Сапгир «У прохожих на виду...»;
Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;
М. Тахистова «Редкий тип»;
А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;
Д. Хармс «Врун»*;
Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;
С. Черный «Что кому нравится»*;
К. Чуковский «Федотка»;
Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;
М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;
Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;
Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиро- сиге: японские трехстишия (хокку);
О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;
М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;
Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;
П. Коран «По дорожке босиком»;
Во Куанг «Заходите»;
Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»;
Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*;
- Вересаев «Братишка»;
- Воронин «Лесик-разноголосик»*;
- Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;
Ю. Коваль «Три сойки»;
- Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;
О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;
Н. Носов «Фантазеры»;
Б. Окуджава «Прелестные приключения»;
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;
А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;
Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны»;
Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь...», «Ух!»;
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;
Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Образовательные ресурсы | Вид диагностики/ метод |
1 | 01.09. | Знакомство с библиотекой Учёного Кота | ПК. Презентация «Мир библиотек». У1, с.5-8 Т1, №1, №2 | Текущая |
2 РК | 02.09. | Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | У1, с.8-9 | Текущая |
3 | 04.09. | Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | У1, с.12-22 Т1, №3 | Текущая |
4 | 07.09. | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | У1, с.12-22 | Текущая |
5 | 08.09. | Контрольная работа «Что ты умеешь? | Итоговая | |
6 РК | 09.09. | Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок». Казачьи народные сказки о животных. | У1, с.22-28 | коррекция |
7 | 11.09. | Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | У1, с.28-30 Т1, №4, №5 Х, с. 5-14 | Текущая |
8 | 14.09. | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | У1, с.30-36 Т1, №6,7 | Текущая |
9 | 15.09. | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | У1, с.36-40 | Текущая |
10 | 16.09. | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | У1, с.40-50 Т1, №8 | Текущая |
11 | 18.09. | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | У1, с.40-50 | Текущая |
12 РК | 21.09. | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» | У1, с.51-59 | Текущая |
13 | 22.09. | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | ПК. Презентация «Волшебные помощники в сказке» У1, с51-59. | Текущая |
14 | 23.09. | Современные поэтические тексты. И.Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | У1, с.60-63 Т1, №9,10,29 Х, с.15-16 | Текущая |
15 | 25.09. | Жанр произведения Г.Лагздынь «Утренняя кричалка» | У1, с.63-64 Т1, №11,30 Х, с.20-21 | Текущая |
16 РК | 28.09. | Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | ПК. Презентация «Мир сказок» Х, с.22-28 | Текущая |
17 | 29.09. | В гостях у Незнайки | У1,с. 65-69 Т1, №12 | Текущая |
18 | 30.09. | Н.Носов «Фантазёры» | У1,с.69-75 | Текущая |
19 | 02.10. | Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н.Носов «Фантазёры» | У1,с.65-75 Х, с. 49-54 | Текущая |
20 | 05.10. | Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | У1,с.75-77 | Текущая |
21 РК | 06.10. | Э.Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши». Стихи В. Жака. | У1,с.78-80 Т1, №13 | Текущая |
22 | 07.10. | Э.Мошковская «Если грачи закричали». | У1,с.80 Х, с.55-59 | Текущая |
23 | 09.10. | Б.Окуджава «Прелестные приключения» | У1,с.81-90 Т1, №14 | Текущая |
24 | 12.10. | Б.Окуджава «Прелестные приключения» | У1,с.81-90 Т1, №15 | Текущая |
25 | 13.10. | Б.Окуджава «Прелестные приключения» | У1,с.81-90 Т1, №16 | Текущая |
26 | 14.10. | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | У1,с.90-92 Т1, №17 | Текущая |
27 | 16.10. | Обобщение по теме «В гостях у Незнайки». Тест №1 | ПК. Презентация «Незнайка и его друзья». Х, с.60-61 | итоговая |
28 | 19.10. | Секреты чайного домика | У1,с.93-97 Т1, №18 | Коррекция |
29 | 20.10. | С.Козлов «Ёжик в тумане» | У1,с.97-99 | Текущая |
30 | 21.10. | С.Козлов «Ёжик в тумане» | У1,с.97-99 Х, с.69-73 | Текущая |
31 | 23.10. | Японская сказка «Барсук-любитель стихов» | У1,с.99-103 Т1, №19 | Текущая |
32 | 26.10. | Японская сказка «Барсук-любитель стихов» | У1,с.99-103 | Текущая |
33 | 27.10. | Японская сказка «Луна на ветке» | У1,с.103-107 Т1, №20 | Текущая |
34 | 28.10. | Поэт – тот, кто создаёт и ценит красоту | Аудио. Слушание стихов. | Текущая |
35 | 30.10. | Секреты японского свитка. | У1,с.108-111 | Текущая |
36 | 09.11. | С.Козлов «Красота». | У1,с.111-115 Т1, №21 | Текущая |
37 | 10.11. | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге | У1,с.115-116 | Текущая |
38 | 11.11. | Японское хокку Иссё, Бусон. | У1,с.117-118 | Текущая |
39 | 13.11. | Японское хокку Тиё, Оницура. | У1,с.118-122 Т1, №22 Х, с.66-68 | Текущая |
40 | 16.11. | В.Драгунский «Что я люблю» | У1,с.122-126 Т1, №23, Х, с.62-66 | Текущая |
41 | 17.11. | Герой стихотворения С.Махотина «Воскресенье» | У1,с.126 Х, с.71--76 | Текущая |
42 | 18.11. | В.Драгунский «Что любит Мишка» | У1,с.127-132 Т1, №24 | Текущая |
43 | 20.11. | М.Махотин «Груша» | У1,с.132-133 Т1, №26, Х, с.76 | Текущая |
44 | 23.11. | М.Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | У1,с.134-138 Т1, №25 | Текущая |
45 | 24.11. | Сказка Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» | У1,с.138-144 | Текущая |
46 РК | 25.11. | Богатство настоящее и ненастоящее. М. Шолохов «Нахалёнок» (отрывок) | Х, с.77-85 | Текущая |
47 | 27.11. | Работа по хрестоматии «О настоящем и ненастоящем богатстве» | Х, с.85-107 | Текущая |
48 | 30.11. | Обобщение по теме «В гостях у Барсука». Тест №2 | ПК. Презентация «Страна Фантазия» | Итоговая |
49 | 01.12. | И.Тургенев «Воробей», М.Карем «Ослик» | У1,с.145-149 Т1, №31 | коррекция |
50 | 02.12. | М.Бородицкая «Котёнок», Э.Мошковская «Кому хорошо» | У1,с.149-152 Т1, №27,28 | Текущая |
51 | 04.12. | В.Драгунский «Друг детства» | У1,с.153-156 Т1, №32 | Текущая |
52 | 07.12. | В.Лунин «Кукла», Р.Сеф «Я сделал крылья и летал» | У1,с.156-160 Т1, №33 | Текущая |
53 | 08.12. | Л.Толстой «Прыжок» | У1,с.161-166 Т1, №34 | Текущая |
54 | 09.12. | Л.Толстой «Прыжок» | У1,с.161-166 | Текущая |
55 | 11.12. | Л.Толстой «Акула» | У1,с.167-172 | Текущая |
56 | 14.12. | Л.Толстой «Акула» | У1,с.167-172 Т1, №35,Х, с.109-111 | Текущая |
57 | 15.12. | Э.Мошковская «Если такой закат» | У1,с.172-174 | Текущая |
58 | 16.12. | Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка». | ПК. Просмотр картины. Х, с.112-119 | Текущая |
59 | 18.12. | Контрольная работа «Серебрянное копытце» | Итоговая | |
60 | 21.12. | Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» | У2, с.8-10 Т2, №1 | Коррекция |
61 | 22.12. | С.Махотин «Фотограф». | У2, с.10-11 | Текущая |
62 | 23.12. | И.Пивоварова «Картина». | У2, с.11-13 | Текущая |
63 | 25.12. | О.Дриз «Игра» | У2, с.14-15 | Текущая |
64 | 11.01. | С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | У2, с.15-19 | Текущая |
65 | 12.01. | О.Дриз «Стеклышки» | У2, с.20-21 | Текущая |
66 | 13.01. | М.Бородицкая «Лесное болотце» | Х, с.129-130 | Текущая |
67 | 15.01. | В.Берестов «Картинки в лужах» | У2, с.22-24 Т2, №2 | Текущая |
68 | 18.01. | А.Ахундова «Окно» | У2, с. 23 Х, с.131-134 | Текущая |
69 | 19.01. | А.Усачёв «Бинокль» | У2, с.24-27 Т2, №3 | Текущая |
70 | 20.01. | Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок» | У2, с.28-29 Т2, №4 | Текущая |
71 | 22.01. | Г,Цыферов «Жил на свете слонёнок» | У2, с.30-32 Т2, №5 | Текущая |
72 | 25.01. | Е.Чеповецкий «В тихой речке» | У2, с.32--34 Т2, №6 | Текущая |
73 | 26.01. | А.Гиваргизов «Что, Серёжа, сегодня не в духе?» | Х, с.135-138 | Текущая |
74 | 27.01. | М.Бородицкая «Вот такой воробей», С.Махотин «Местный кот» | У2, с.34-35 Т2, №7 | Текущая |
75 | 29.01. | М.Бородицкая «Булочная песенка» | У2, с.36-37 Т2, №8 | Текущая |
76 | 01.02. | П.Синявский «Федина конфетина», А.Усачёв «Эх!» | У2, с.38 Т2, №9 | Текущая |
77 | 02.02. | Г.Сапгир «У прохожих на виду», Н.Крылов «Зимний пейзаж» | У2, с.39-40 Т2, №10 | Текущая |
78 | 03.02. | О.Кургузов «Сухопутный или морской?» | У2, с.41-43 Т2, №11 | Текущая |
79 | 05.02. | О.Дриз «Кончилось лето» | У2, с.44-47 | Текущая |
80 | 08.02. | О.Дриз «Синий дом» | У2, с.48-50 Т2, №12 | Текущая |
81 | 09.02. | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | У2, с.50-53 | Текущая |
82 | 10.02. | М.Лермонтов «Осень» | ПК. Презентация «Картины осени». У2, с.54-55 | Текущая |
83 | 12.02. | О.Дриз «Кто я?» | У2, с.56-58 Т2, №13 | Текущая |
84 | 15.02. | А.Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» | У2, с.58-60 | Текущая |
85 | 16.02. | М.Карем «Повезло!» | У2, с.59 Х, с.139 | Текущая |
86 | 17.02. | Р.Сеф «Лучше всех» | У2, с.60-64 Т2, №14 | Текущая |
87 | 19.02. | Л.Яхнин «Моя ловушка» | У2,с.62-63 Х, с.140-141 | Текущая |
88 | 22.02. | Г.Юдин «В снегу бананы зацвели» | У2, с.64-65 | Текущая |
89 | 24.02. | Г.Юдин «Скучный Женя» | У2, с.66-69 Т2, №16 | Текущая |
90 | 26.02. | О.Дриз «Телёнок» | У2, с68-69 Х, с. 144-145 | Текущая |
91 | 29.02. | А.Усачёв «Обои» | У2, с.69-73 | Текущая |
92 | 01.03. | В.Лунин «Что я вижу» | У2, с.74-75 Т2, №15 | Текущая |
93 | 02.03. | Ю.Мориц «Хвостики», «Букет». | У2, с.75-77 | Текущая |
94 | 04.03. | Работа по хрестоматии «Точка зрения» | Х, с.142-143 | Текущая |
95 | 07.03. | Обобщение по теме «Точка зрения». Тест №3 | Х, с.146-148 | Итоговая |
96 | 09.03. | С.Михалков «А что у вас?» | У2, с.78-79 | Коррекция |
97 | 11.03. | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | ПК. Презентация «Средства массовой информации - СМИ».У2, с.80-83 | Текущая |
98 РК | 14.03. | Детская периодика. Журналы для детей. Детская периодика, Донской край. | У2, с.83-84 | Текущая |
99 | 15.03. | По страницам детского журнала «Мурзилка» | У2, с85-91. | Текущая |
100 РК | 16.03. | По страницам детского журнала «Весёлые картинки». Тест №4 | У2, с.92-94 | Итоговая |
101 | 18.03. | Развивающие задания журнала «Мурзилка» | У2, с.95-103 | Коррекция |
102 | 30.03. | Обобщение по теме «Детские журналы» | Видео. Просмотр фильма из детского юмористического журнала «Ералаш» | Текущая |
103 | 01.04. | Л.Яхнин «Музыка леса» | У2, с.104-105 Т2, №17 | Текущая |
104 | 04.04. | Ю.Коваль «Три сойки» | У2, с.106-109 Т2, №18 | Текущая |
105 | 05.04. | Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки» | У2, с.110-112 Т2, №19 | Текущая |
106 | 06.04. | Е.Чарушин «Томка испугался» | У2, с.112-114 | Текущая |
107 | 08.04. | Е.Чарушин «Томкины сны» | У2, с.114-115 Т2, №20 | Текущая |
108 | 11.04. | Г.Юдин «Вытри лапы и входи» | У2, с.116-117 Т2, №21 | Текущая |
109 | 12.04. | М.Пришвин «Разговор деревьев» | У2, с.118-120 Т2, №22 | Текущая |
110 | 13.04. | Ф.Тютчев «Зима недаром злится» | У2, с.120-121 Т2, №23 | Текущая |
111 РК | 15.04. | Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето». А. Сафронов «Донской каравай». | У2, с.122 Т2, №24 | Текущая |
112 | 18.04. | М.Пришвин «Золотой луг». | У2, с.123-125 Т2, №25 | Текущая |
113 РК | 19.04. | С.Козлов «Жёлудь». И. Русиневич «Дождь». | У2, с.126-127 | Текущая |
114 | 20.04. | М.Лермонтов «Утёс». | У2, с.127-129 Т2, №26,27 | Текущая |
115 | 22.04. | М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | У2, с.129-130 | Текущая |
116 | 25.04. | Д.Биссет «Ух!» | У2, с.130-134 | Текущая |
117 | 26.04. | А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина» | У2, с.135-137 Т2, №28 | Текущая |
118 | 27.04. | Работа по хрестоматии. Беседа «Для ПОЭТА Природа – живая» | Х, с.120-128 | Текущая |
119 РК | 29.04. | Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая». Стихи донских поэтов. | Аудио. Слушание стихов о природе. | Текущая |
120 | 02.05. | К.Чуковский «Федотка» | У2, с.138 | Текущая |
121 РК | 03.05. | О.Дриз «»Доктор», «Обида». В.Жак «Убегун». | У2, с.139-140 Т2, №30 | Текущая |
122 | 04.05. | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | У2, с.141-149 Т2, №29 | Текущая |
123 | 06.05. | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | У2, с. 141-149 | Текущая |
124 | 10.05. | М.Тахистова «Редкий тип», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает» | У2, с.149-152 Т2, №31 | Текущая |
125 | 11.05. | Л.Квитко «Способный мальчик», С.Махотин «Вот так встреча!» | У2, с.152-154 Т2, № | Текущая |
126 | 13.05. | С.Седов Сказки про Змея Горыныча» | Видео. Просмотр фрагментов из мультфильмов о Змее Горыныче. У2, с154-166. | Текущая |
127 | 16.05. | С.Седов Сказки про Змея Горыныча» | У2, с. 154-166 Т2, №33 | Текущая |
128 | 17.05. | С.Седов Сказки про Змея Горыныча» | У2, с.154-166 Т2, № | Текущая |
129 | 18.05. | С.Седов Сказки про Змея Горыныча» | У2, с.154-166 Т2, № | Текущая |
130 | 20.05. | П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком» | У2, с.167-169 Т2, №34 | Текущая |
131 | 23.05. | Л.Яхнин «Зеркальце», П.Синявский «Ириски» и «Редиски» | У2, с.170-171 Т2, №35 | Текущая |
132 | 23.05. | А.Усачёв «Жужжащие стихи» | У2, с.172-173 | Текущая |
133 | 24.05. | П.Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | У2, с.174 Т2, №32 | Текущая |
134 | 24.05. | Контрольная работа «Кот, дрозд и петух» | Итоговая | |
135 | 25.05. | Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно». | Коррекция | |
136 | 25.05. | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | ПК. Презентация «Мы научились многому! Чему же?». У2, с.175-176 Т2, №36 | текущая |
- Технология личностно-ориентированного обучения реализуется на каждом уроке.
8. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
5.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Печатные пособия:
1.УМК «Перспективная начальная школа»,(Н.А. Чуракова. «Литературное чтение. 2 класс». М. Академкнига).
2. Край родной. Христоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов н/Дону: Издательство «БАРО ПРЕСС», 2007.
3. Литературное чтение. Тесты 2,3,4 классы. (Под ред. Н.А. Сениной – Ростов н/Дону: Легион, 2011.
4. Сабельникова С.И. Сборник текстов для проверки навыков чтения. 2 класс-М.: Вако,2011.
5. Журналы для детей: «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.
6. Русский язык. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы (Под ред. Н.А.Сениной-Ростов н/Дону: Легион,2010.
- экранно-звуковые пособия:
1.проектор
2.экран
3.ПК
4.диски с аудио и видео записями
- цифровые образовательные ресурсы:
1.сайт www. school.ru
2. сайт www. учитель.ru
9.Инструмент оценки планируемых результатов:
Виды диагностики | Формы и методы диагностики |
Текушая диагностика:
|
|
Итоговая диагностика:
|
|
Коррекционная диагностика: |
|
Пояснительная записка
к проверочным работам по литературному чтению.
Проверочные работы проводятся в форме тестов.
Источник: Проверочные тестовые работы по литературному чтению. 2 класс. Под редакцией Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова. Издательский центр «Вентана-Граф», г. Москва.
В этой работе дети должны сначала прочитать художественный текст, а затем выполнить 10 тестовых заданий, проверяющих общее понимание текста, умение найти в нем информацию, содержащуюся в явном и неявном виде, и т.д.
За каждое правильное выполненное задание ученик получает один балл. Допускаются исправления в работе, так как это является характеристикой сформированности у ученика важнейшего для учебной деятельности действия самоконтроля.
«5»- 9 или 10 баллов
«4»- 7 или 8 баллов
«3»- 5 или 6 баллов
«2»- 4 и ниже баллов
Приложения
Входная проверочная работа. Текст и задания к нему.
Что ты умеешь?
В класс пришёл новый ученик. Новичка посадили с Таней.
Помолчала Таня минуточку. А потом давай хвастать! Она умеет песни петь, через верёвочку прыгать, быстро бегать.
- А ты что умеешь делать? – спросила девочка новичка.
- Молчать и учительницу слушать, - ответил мальчик. (45 слов)
Задания
Прочитай текст вслух и приготовься ответить на вопросы учителя. Ответь на вопросы, выполни задание и вместе с учителем поставь в клеточке рядом с вопросом знак «+», если ответ правильный, и знак «-», если ответ неправильный.
1.Назови героев рассказа.
2.Что умеет делать девочка?
3.Что умеет делать мальчик?
4.Что ты можешь сказать о Тане?
5.Что можно сказать о мальчике?
6.Почему мальчик так ответил Тане?
7.Каким оказался новый мальчик?
8.Что ты умеешь делать на уроке?
9.Каким должен быть ученик?
10.Как чувствовала себя Таня после ответа мальчика?
Максимальное количество баллов 10
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.
Серебряное копытце
Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл на крышу и давай серебряным копытцем бить. Из-под ножки камешки дорогие посыпались.
Вернулся Кокованя домой и не узнал избушку. Вся она была в дорогих камнях. Камни горели, переливались разными огнями. К утру выпал снег. Все камни засыпало. Там, где козёл скакал, люди камешки дорогие находить стали. (64 слова)
Ответь на вопрос.
Какой увидел свою избушку Кокованя? Расскажи.
Итоговая контрольная работа за 2 полугодие
Кот, дрозд и петух
Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка дома оставляют.
Уходят – строго наказывают:
- Мы пойдём далеко, а ты оставайся, да голоса не подавай. Когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, побежала в свою нору.
Петушок закричал. Кот и дрозд услышали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка. (91 слово)
Ответь на вопросы:
1.Какая беда случилась с петушком? расскажи.
2.Какой ты представляешь себе лису. Опиши.
Тест №1
Прочитай текст.
В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли листики брусники и кивал головками иван-чай. На краю были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок.
Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал ее сосать. И тут я услышал, как в малиннике сучья затрещали. Это , наверное, медведица медвежонка ищет.
Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел.
По Г. Снегиреву
Выполни задание. Обведи в кружок правильный ответ.
- О чём рассказывается в этом тексте?
- о том, как медведица учила медвежонка собирать малину
- о встрече человека и медвежонка
- о том как растёт в тайге малина
- о лесном пожаре
- Где произошла встреча с медвежонком?
- в сосновом бору
- в берёзовой роще
- в зарослях малины
- на берегу реки
- В какое время года произошла эта встреча?
- весной
- летом
- осенью
- зимой
- Рассказчик убежал, потому что
- ему надоел медвежонок
- испугался медведицы
- вспомнил, что потерял ружьё
- испугался, что медвежонок оборвёт все пуговицы
- Выбери правильное утверждение.
- Медведица напала на рассказчика.
- Медвежонок оказался очень любопытным.
- Медвежонок испугался и убежал.
- Рассказчик видел медведицу.
- Как ты понимаешь выражение кивал головками иван-чай?
- цветок наклонялся из стороны в сторону
- цветок звал человека
- цветок соглашался с происходящим
- цветок отцвёл и засох
- Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.
- Медвежонок решил поиграть с человеком.
- Рассказчик собирал малину. 1
- Медвежонок вышел на свист.
- Рассказчик испугался и убежал.
- Главным образом автор хотел
- описать внешний вид медвежонка
- объяснить, как растёт малина
- рассказать о поведении медвежонка
- описать таёжный лес
- Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл.
- А у меня даже ружья нет!
- Медвежонок поиграть со мной захотел!
- Сел я на пенёк и стал тихонько посвистывать.
- Какое название больше подходит к истории, рассказанной автором?
- Заросли малины
- Медвежонок
- Подаренная пуговица
- Медведица
Тест №2
Прочитай текст.
Всякий слышал, что ёж на колючках носит опавшие листья в норку, готовя её к зиме. Ловко так в рассказах-то получается: повалялся ёж, наколол листву и унёс в норку. А я убедился, что это не так просто, когда как-то раз увидел в лесу ежа. Семенит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один на спине. Ему эта ноша нипочём, вдесятеро больше бы унёс. Но ведь иголки-то частые, плотные, листья на них плохо накалываются. Вот и приходится к норке бежать налегке.
Потихоньку. Чтоб не спугнуть, пошёл я позади. Вот старая сосна, под ней норка. Остановился ёж. Надо теперь листья снять, убрать в нору. А как снимешь листья? Лапкой не ухватить. Зубами – думать нечего. И не стряхнёшь – крепко сидят. Вот положенье-то!
Стал ёж о корень тереться, сдирать листья. С боков содрал, а вот со спины – никак. Пыхтит от усердия, задними лапами помогает, а лист не снимается. Долго старался, а лист так и не снял. Постоял и отправился назад по тропинке.
Как скрылся он из глаз, я на полянку сбегал, принёс листьев, положил в нору. Очень уж мне хотелось ежу помочь. Такая тяжёлая работа у него!
По Э. Шиму
Выполни задание. Обведи в кружок правильный ответ.
- О чём рассказывается в этом тексте?
- о том, как зимуют в своих норках ежи
- о том, как ёжик переносит в норку листья
- о том, как поймать ежа
- о том, какие бывают рассказы о ежах
- Где расположена норка ежа?
- на сосне
- на тропинке
- под сосной
- на полянке
- В какое время года произошла встреча с ежом?
- летом
- осенью
- зимой
- весной
- Рассказчик принёс и положил в норку листья, потому что
- слышал про то, как ёж носит опавшие листья в норку
- ёж скрылся из глаз
- захотел помочь ежу в устройстве норки
- на поляне было много опавшей листвы
- Выбери правильное утверждение.
- Листья легко накалываются на иголки ежа.
- Ёжику трудно снимать листья с колючек.
- Ёжик снял все принесённые листья.
- Ёжику тяжело было нести листья.
- Как ты понимаешь выражение скрылся из глаз?
- спрятался
- стало не видно
- закрыл глаза
- появился
- Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4.
- Ёж снимал с иголок листья.
- Рассказчик помог ежу.
- Рассказчик увидел ежа. 1
- Рассказчик пошёл за ежом.
- Главным образом автор хотел
- рассказать, какие у ежей иголки
- описать осенний лес
- рассказать, как трудно ежу на колючках носить листья в норку
- описать норку ежа
- Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Вот и приходится к норке трусить налегке.
- Я на полянку сбегал, принёс листьев.
- Такая тяжёлая работа у ежа!
- Потихоньку, чтоб не спугнуть, пошёл я позади.
- Какое название больше подходит к истории, рассказанной автором?
- Осенняя прогулка.
- Трудная работа ежа.
- Опавшие листья.
- Под сосной.
Тест №3
Прочитай текст.
Был тёплый день. Солнце стояло ещё высоко над горизонтом, когда я шёл по высохшему болоту. Летние перелётные птицы начали уже ранний отлёт на юг. Полетели чёрные стрижи, за ними ласточки-касаточки. Скоро наступит уральская осень.
Я осторожно шёл, прислушиваясь к звукам. Вдруг я услышал песенку. «Ласточка поёт» - подумал я. Шагнул и в изумлении остановился: звуки песенки доносились не с воздуха, а с земли. Я стал внимательно осматривать кочки, траву и вдруг увидел певунью. Это была желтовато-серенькая мышка-малютка.
Мышка сидела около болотной кочки и, не замечая меня, самозабвенно пела свою незатейливую песенку. Я читал о поющей мыши. Это самая маленькая мышка. Минуты две я стоял, слушая маленькую певунью.
Неожиданно под ногой у меня хрустнула сухая ветка. Мышка затихла и повернула голову в мою сторону. Встретилась со мной глазками, вздрогнула и мгновенно исчезла среди моховых кочек. Я стоял ещё несколько минут, терпеливо ожидая. Но мышка не возвратилась. Сотни километров я исходил по сухим болотам, но певунью-мышку встретил только раз.
По Ф. Тарханееву
Выполни задание. Обведи в кружок правильный ответ.
- О чём рассказывается в этом тексте?
- о встрече человека с певуньей ласточкой
- о том, как правильно ходить по болотам
- о встрече человека с мышкой-певуньей
- о тёплом солнечном дне
- Где произошла встреча?
- в лесу
- на болоте
- в воздухе
- в доме
- В какое время года произошла встреча?
- весной
- летом
- осенью
- зимой
- Маленькая певунья перестала петь, потому что
- летние перелётные птицы начали ранний отлёт на юг
- скоро наступит осень
- она испугалась человека
- это самая маленькая мышка
- Выбери правильное утверждение.
- Встреча с певуньей продолжалась десять минут.
- Мышки-певуньи встречаются крайне редко.
- Звуки песни доносились с воздуха.
- Мышка возвратилась и запела вновь.
- Как ты понимаешь выражение в изумлении остановился?
- быстро остановился
- остановился с трудом
- остановился от удивления
- медленно остановился
- Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4.
- Рассказчик услышал пение.
- Рассказчик шёл по болоту. 1
- Неожиданно хрустнула ветка.
- Мышка испугалась и убежала.
- Главным образом автор хотел
- описать приближение осени
- рассказать о редком явлении – поющей мыши
- описать мышку
- описать уральские болота
- Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Я стоял ещё несколько минут, терпеливо ожидая.
- Я осторожно шёл, прислушиваясь к звукам.
- Мышка сидела и самозабвенно пела свою песенку.
- Это была желтовато-серенькая малютка.
- Какое название больше подходит к истории, рассказанной автором?
- Тёплый день.
- На болоте.
- Мышка-певунья.
- Хруст ветки.
Тест №4
Прочитай текст.
В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.
Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину дугой, мяукнул и выскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершении всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я невольно подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.
День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапками: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.
По А. Баркову
Выполни задание. Обведи в кружок правильный ответ.
- О чём рассказывается в этом тексте?
- о том, как живут в лесу ежи
- о том, как кот Барин невзлюбил ежа
- о том, как подружились ёж и кот
- о том, как ёжик напал на кота
- Где произошла встреча кота с ежом?
- на дороге
- в комнате
- в лесу
- на крылечке
- В какое время произошла встреча кота и ежа?
- в сумерках
- утром
- вечером
- ночью
- Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что
- он всю ночь до рассвета где-то бродил
- ёжик хотел его ударить
- ёжик, забравшийся в валенок, начал чихать, фыркать
- он любил дремать на старом тёплом валенке
- Выбери правильное утверждение.
- Кот и ёж помирились через три дня.
- Фомка никогда не просил молока.
- Сначала рассказчик не поверил, что кот и ёж подружатся.
- Кот Барин не любил спать на старом валенке.
- Как ты понимаешь выражение сторонились друг друга?
- боялись друг друга
- старались не встречаться
- прятались друг от друга
- ссорились друг с другом
- Укажи в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4.
- Ёж и кот стали друзьями.
- Кот испугался ежа.
- Рассказчик принёс домой ежа. 1
- Ёж забрался в старый валенок.
- Главным образом автор хотел
- рассказать, чем кормить ежей
- описать первую встречу кота и ежа
- рассказать о том, что кот и ёж могут подружиться
- описать поведение лесных ежей в домашних условиях
- Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Всю ночь до рассвета кот где-то бродил.
- День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга.
- Фомка и Барин стали настоящими друзьями.
- Со страху кот прыгнул на шкаф.
- Какое название больше подходит к истории, рассказанной автором?
- Колючая находка.
- Как подружились кот и ёж.
- Первая встреча.
- Старый валенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению.1 класс.УМК Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по литературному чтению включает ...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
Данный материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа
Соответствет ФГОС, Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа...
рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
представлена разработка авторской программы по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...