А.С.Пушкин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Нечаева Вера Александровна

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»  4 класс

Учитель: Нечаева Вера Александровна

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Александра Сергеевича Пушкина и со «сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Планируемые результаты:

Предметные: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст 

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– пользоваться словарями, справочниками;

– строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Личностные:

 – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Оборудование: мультимедийное оборудование – интерактивная доска, презентация

Образовательные ресурсы: УМК «Школа 2100», учебник 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте ребята!  

-Поднимите руку у кого сегодня хорошее настроение!

- Приветствуют учителя.

волевая саморегуляция. (Р)

Речевая разминка

- Посмотрите на слайд.  Кто сможет прочитать, что на нем написано.

- Что это такое?

- Давайте превратим эти скороговорки из повествовательных в вопросительные.

- Давай те прочитаем эти скороговорки очень тихо, даже шепотом.

- А теперь прочитаем громко.

- А теперь прочитаем быстро

- А кто знает другие скороговорки?

                                                         - Молодцы                                

-Дети читают скороговорку.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок у бела быка, губа была тупа.

- Еле-еле Елизар,                      Едет-едет на базар.                        А с базара, а с базара,                    Не догонишь Елизара.

- Скороговорка

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок у бела быка, губа была тупа?

Еле-еле Елизар,                      Едет-едет на базар.                        А с базара, а с базара,                    Не догонишь Елизара?

- Читают скороговорки шепотом.

- Дети читают скороговорки громко.                                                                                            - Читают скороговорки быстро

- Ехал Грека через реку видит, грека в реке рак сунул, Грека руку в реку рак за руку греку цап.

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей (Л)

– высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

– строить рассуждения (П)

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (Р)



Актуализация знаний

- Ребята посмотрите на слайд.

- Пожалуйста, добавьте пропущенные слова в эти отрывки!

- Что у вас получилось?

- Скажите от куда эти отрывки?

- Ребята, а кто же автор этих сказок?

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- И правда мы сегодня будем читать сказку А.С Пушкина.

- Как вы думаете как она называется (посмотрите на слайд)?

- Эти отрывки из сказок.                                                                                                                                                                                                  

- Автор этих сказок А.С. Пушкин.

- Тема нашего урока сказки А.С.Пушкина

- Сказка о царе Салтане о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтаноыиче и о прекрасной царевне лебеди.

– самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)

– пользоваться словарями, справочниками (П)                              – строить рассуждения (П)

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации (К)            – высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)
– задавать вопросы (К)

Открытие нового знания

Физкультминутка

Александр Сергеевич Пушкин русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич родился 26 мая 1799 года в Москве. До 12 лет, получил домашнее воспитание, поступил в только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.  Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. В 18 лет выпущен из лицея. Свои сказки А.С. Пушкин написал в родовом имении Болдино «Золотой осенью», вспомнив рассказы любимой няни Арины Родионовны.

- Какое образование получил А.С. Пушкин?

- Где А.С. Пушкин написал свои сказки?

- Ребята а какие произведения А.С. Пушкина вы уже читали?

- Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?

-  Сравним названия сказок А.С. Пушкина с названиями русских народных сказок («Хаврошечка», «Царь-девица»). В чем разница?

- Скажите, пожалуйста, зачем Пушкин лишний раз подчеркивает слово  сказка в названии, напоминая нам, что это вымысел?

- Ребята обратите внимание на имена героев. Какие они сказочные или реальные?

- Какими вы представляете героев с такими именами?

- Ребята у кого из героев нет имени?

- Ребята давайте выполним задание. Выпишите название сказок напротив подходящей ей характеристики. Если ты не читал какую-либо сказку, проанализируй ее название.

- Откроем учебники и прочтем сказку, которую мы сегодня проходим, до слов «Землю чувствует она…»

(Разминка для глаз)

-  Какая это сказка, по-вашему?

- На что вы обратили внимание?

- Какой эпизод вас особенно взволновал?

- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки?

- Как они будут называться?

 - Задание на слайде                                        

- Приведите пример зачина.

- Ребята, кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?

- Молодцы

- Разомнемся немножко.

- Вы прослушали аудиозапись (1)

- Что это за фрагмент?

- Как его читает автор?

- Найдите в тексте и прочитайте этот фрагмент.

- Каким вы представляете себе образ царя? Какими качествами он обладает?

                                                            - Давайте прочитаем отрывок на стр 119 со слов…

                                                              - Совпадают ли наши представления о царе, с образом, который рисует А. С. Пушкин?

- Царь добрый или злой герой? Как вы думаете?

- Ребята,  найдите строки в текст, где дается характеристика царя

                                                             -  Теперь давайте вернемся к другим героям нашей сказки, которые поневоле отправились в путешествие.

- Что это за отрывок (Прослушивают аудиозапись №2)

                                                         - Как эти строчки нужно читать?

- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке.

                                                            - Ребята, а что в этих строках правда, а что вымысел? Поработаем в парах, разделите свои ответы на две колонки правда и вымысел. А потом обсудим.

                                                           

- Ребята, как же спаслись герои нашей сказки?

- Даже из этого отрывка, вы почувствовали отношение автора к своим героям, какое оно?

- Ребята, можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением зла или добра. Почему?

- В Болдино

                                                             - Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях                                                                                                                       - …

- В сказках Пушкина всегда присутствует слово «сказка».                                          

                                                                   

- Наверное, он хочет сказать, что   сказка это что-то волшебное.

                                                                 - По словарю личных имен Гвидон – это реальное имя, но малоупотребляемое.                                              

                                                         - Сильными, могучими…

- У трех сестер, у царевны лебеди…

                                                                - Выполняют задание.

- Открывают учебники читают сказку до слов…

- Волшебная, грустная…

-

- Когда царицу с сыном пустили в океан…                                                             - На три

                                                         

- 1-я часть – выбор невесты         2-я часть – обман царя                 3-я часть – чудесное спасение      

- Жили-были, за тридевять земель, в тридевятом царстве и т.д.                                                  

- Жил старик со своею старухой  У самого синего моря…                - Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…

- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…

- У лукоморья дуб зелёный…                                                         

                                                         - Дети встают.

                                                                 -Это зачин.

- С задором…

- Три девицы под окном пряли поздно вечерком…                                                        

                                                                     - Салатан царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Он добрый, но под кознями ткачихи и поварихи лишился жены.                                                                                                                                                                                                                                                - с. 119  «И в светлицу входит царь…» до слов «В тот же вечер обвенчался…»                                - Ведет он себя не обычно подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.

- Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь –отец, но бывает не справедливый, гневный.                                          

- В гневе начал он чудесить          И гонца хотел повесить,                  Но, смягчился на сей раз…

                                                           

                                                         

- Это отрывок того как царица с сыном плывет в бочке.

                                                                                     - Начало этих строчек нужно читать с жалостью к царице, а под конец с выражением с радостью, что царица с сыном спасена.                                      

- В синем небе звезды блещут,    В синем море волны хлещут…                                                                                        

                                                           - Правда:

В синем  небе звезды блещут                                           В синем море волны плещут Туча по небу плывет                        Бочка по морю плывет

- Вымысел: И растет ребенок там не по дням,  а по часам.                 И послушалась волна…

- Царица начала молить волну и она ее послушалась, вынесла их на берег.

- Доброе с улыбкой.

- Воплощением зла в этой сказке являются ткачиха с паварихой и со сватьей Бабарихой так как это они напоили ганца допьяна и царь получил ложное письмо.

- А воплощением добра является царица, так как не сдалась, не смотря ни на что…

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении (Л)
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей (Л)

– пользоваться словарями, справочниками (П)                             – строить рассуждения (П)

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (Р)
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (Р)
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими  критериями (Р)

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации (К)            – высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)
– задавать вопросы (К)

Итог урока

- Подведем итог урока

Что вы узнали об А.С. Пушкине?

Сегодня я узнал

Было интересно

Было трудно

У меня получилось

Я смог

Я попробую

Меня удивила

Мне захотелось

Уметь проводить самооценку  успешности учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина «Ах! Пушкин!»

1. Цель и задачи школьного конкурса чтецов.1.1. Целью школьного конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учеников младшего школьного ...

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....