Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | СОТ |
I. Эмоциональный настрой. | –Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбкой передадим, друг другу хорошее настроение и начнем урок. Урок литературного чтения.
|
|
|
|
III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | - Зима это хорошо! -А какое время года предшествует зиме?
- А что характерно для осени? - Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк. -А какие поэты описывали в своих стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку. -И я помню. -Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... ( Евгения Трутнева) - Вспомните, какое стихотворение об осени мы читали недавно?
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихотворения. Не наскучило ли вам это занятие? - Почему?
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихотворения, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? - Вы уже прочитали на доске эпиграф к уроку. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок. - Почему я взяла именно эти слова?
-Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад». На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения.
- Так зачем же нам читать стихи?
-Какая же одна из главных задач урока?
-А хотите узнать, как Иван Бунин стал таким внимательным и наблюдательными?
- К этому уроку ребята нашего класса приготовили мини - проект «Творчество И. А. Бунина». - Ваша задача, слушать внимательно, а можете даже некоторые моменты записывать в тетрадь для того, чтобы потом вы смогли составить синквейн -И. А. Бунин. |
-Осень. Дети вспоминают один из главных признаков осени. -Листопад.
Дети называют поэтов и читают отрывки.
-И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (Три ученика выходят к доске и рассказывают его наизусть по четверостишию)
- Нет.
- Стихотворения красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы. - Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе.
- В этих строках упоминается фамилия Бунин.
- Из этих строк понятно, что этот поэт мог описать так природу, что всем будет понятно. Он очень наблюдательный и умел красоту природы описать в стихотворениях.
-Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихотворений к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы. -Услышать и увидеть богатство звуков и красок осеннего леса. -Да!
| ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) преобразовывать информацию из одной формы в другую (Коммуникативные УУД)
| Технология диалогового взаимодействия. |
III. Знакомство с биографией писателя.
| Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации).
-Мы расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня. Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. - Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. - Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.
-Большое спасибо, ребята! Было очень интересно! - А теперь предлагаю составить синквей. - В чем его особенность? Кто подзабыл, можете пользоваться тетрадью.
- Молодцы, ребята. Слушали все внимательно, поэтому получился хороший синквейн.
|
- Учащиеся слушают выступление своих одноклассников, делают необходимые пометки.
- Пять строк (смотрят в тетрадях) а) 1строка – подлежащее (тема) б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему) в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме) г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение) д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
Составленный ребятами синквейн: 1.Бунин Иван Алексеевич Талантливый, наблюдательный Писал, творил, создавал Лауреат Нобелевской премии по литературе. Писатель
| уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, Позновательные УУД) умение совместно работать с одноклассниками (Коммуникативные УУД) давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД) учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД).
| Информационно-коммуникативные технологиРеализация проектной деятельности.
Элементы критического мышления
|
IV. Первичное восприятие стихотворения. | - Ребята, в синквейне вы употребили прилагательные наблюдательный, талантливый, внимательный. Это действительно так и вы сейчас убедитесь в этом. -Я предлагаю вам послушать это стихотворение.
– Понравилось ли вам это стихотворение? - Что вы представили, когда слушали стихотворение? - Какое время года описывает поэт? Докажите.
- Какие чувства вызвало стихотворение? - Какой вы увидели Бунинскую осень?
- Стихотворение называется «Листопад». - Что для вас слово листопад? - Составим корзинку идей?!
-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина листопад?
- В конце урока, после тщательного анализа стихотворения, вы попробуете определить главную мысль этого стихотворения, выбрав правильное предположение из корзинки идей.
|
Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки . Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя -Да.
- (ответы детей)
- Осень. (дети находят строки из стихотворения)
- Печаль, восхищение, радость.
- Яркая, праздничная, красивая
Корзинка – идей. Дети высказывают свои предположения. Листопад – это … - …опадание листьев
- … пора осени
- … явление в природе
- … сухие листья
- … разноцветные листья
Обмен впечатлениями. Предположения детей.
| уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)
| Информационно-коммуникативные технологии Элементы критического мышления.
|
V. Чтение стихотворения с анализом 1 часть. | а) Словарная работа. (Перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках.) Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки. Багряный - чистый, яркий алый цвет. Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. Завороженный - от слова ворожить ( колдовать). Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса.
в) Чтение по частям с анализом I 1часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Кто главный герой этого стихотворения?
- С чем сравнивает поэт лес?
-Какие деревья автор увидел в осеннем лесу? Зачитай. -Почему образуются просветы?
-С чем автор сравнивает эти просветы?
-Кто хозяйка терема?
- Докажите словами текста. - Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? - Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину. - Предлагаю вам, закрыть глаза и представить, что мы находимся в осеннем лесу и идём по тропинке. | Дети, которые знают их лексическое значение слов (они на белых листочках), рассказывают другим ученикам класса, а если они сомневаются, то находят ответ на голубых листочках.
Работает весь класс. Один ученик читает 1часть. Анализируют.
- Лес.
-С теремом.
- Берёзы, елочки, клёны.
- Листья кое - где опали.
- Что оконца. С окнами.
-Осень.
- И Осень тихою вдовой… - Оживляет, даёт ей имя.
| ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД, коммуникативные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД) Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) | Элементы критического мышления
|
VI. Физкультми- нутка. | - Вот мы остановились и … Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, Кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.
| Под руководством учителя выполняют зарядку для правильной осанки. |
| Здоровье –сберегающая технология. |
VII. Чтение стихотворения с анализом 2 и 3 части. | 2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…» - Где мы оказались?
- С чем сравнивается поляна?
-С чем сравнивается паутина?
-А когда бывает много паутины?
- Когда бывает «бабье лето»?
- Почему же этот период получил такое название? Не знаете? А вот одна ученица нашего класса провела исследование, узнала о происхождении этого термина « бабье лето».
-Кто есть во дворе на поляне?
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?
- А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? «Заворожённый тишиной…»
| Чтение 2 части. Анализ.
- На поляне.
- С двором.
- С тканью из серебра.
- В дни теплых дней «бабьего лета».
- Каждый год в начале осени природа дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом.
Ответы учащихся. Дети затрудняются правильно ответить.
Есть несколько мнений по поводу происхождения термина «бабье лето». И самый распространенный из них появился еще в древности. Согласно этой версии, деревенские женщины могли освободиться от полевых работ и посвятить время детям, домашним делам только когда уже наступала осень. Но для заготовки солений, прядения пряжи, обработки льна представительницы прекрасного пола выбирали погожие деньки. В бабье лето на Руси было принято устраивать застолья, встречаться с родными.
-Мотылёк.
- Белый лепесток.
Чтение 3 части. Анализ.
-Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.
- Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- Лес удивлен, потрясен. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД. | Элементы критического мышления. |
VIII. Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах. | -Каждый поэт описывая природу использует средства художественной выразительности? - Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин? Игра « Найди пару».
- На белых листочках рассыпались сравнения, я предлагаю каждой группе подобрать для них пару из стихотворения Бунина.
-Молодцы! |
- Олицетворение, сравнение, эпитеты.
Работа в группе.
Каждая группа зачитывает свои ответы. Самооценка. | воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД) уметь делать выводы в результате совместной работы (Познавательные УУД) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД) учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД).
| Педагогическая игра.
Групповая работа. |
IX. Работа над выразительностью текста. | - Мы переходим к самому интересному, к актёрской работе над стихотворением.
- Какое настроение надо передать при чтении?
- Какие строки повторяются?
- Одинаково ли их надо читать?
-Почему?
- Прочитайте стихотворение друг другу и оцените, как прочитал ваш сосед.
| Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать.
-Радость, восторг, любование.
-Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный…
-Нет, 1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо.
- Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса.
Работа в паре. Самооценка. | (Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД).
| Работа в парах. |
X. Определение темы и авторской идеи произведения. | - Скажите, что мы сегодня читали?
- О чём это стихотворение? .
- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?
- Определите авторскую идею этого стихотворения. Посмотрите на корзину идей. - Что значит для И. Бунина листопад?
- Правильно. Молодцы. |
- Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»;
- Об осени, о красоте осенней природы.
-Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе.
-Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.
| устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) |
|
X. Рефлексия. | - Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы, узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею. – Оцените себя, выбирая начало фразы на доске. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
| Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением. (ответы детей)
| Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, (Личностные УУД) |
|
XII. Домашнее задание по выбору. | Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями: • Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина «Листопад» . • Выучите наизусть стихотворение. • Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок текстом наизусть .
|
|
| Дифференцированный подход. |