Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа для 3 класса по программе " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_3_klass.doc | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. - М.: «Просвещение», 2009] с учётом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской и др., а также Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. -Москва. «Просвещение», 2009.].
Реализация рабочей программы обеспечивается завершенной предметной линией учебников «Литературное чтение» под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др. (УМК «Школа России»), утвержденной приказом по школе от 30. 03. 2013 года № 57 в перечне учебников, используемых в 2014 – 2015 учебном году.
1) Горецкий В.Г. Азбука: Учебник 1 класс в 2 частях. - М..: Просвещение, 2011.
2) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
3) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
4) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
5) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебные умения осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 472 часа (1 класс – 33 учебные недели (132 ч), 2 класс – 34 учебные недели (136 ч), 3 класс – 34 учебные недели (102 ч), 4 класс – 34 учебные недели (102 ч).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
1) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
4) знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
5) восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
6) полноценное восприятие художественной литературы;
7) эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
8) высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
- освоение приемов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности , на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
- формирование необходимого уровня читательской компетенции;
- овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; пользоваться справочными источниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
1 класс
1. Горецкий В.Г. Азбука: Учебник 1 класс в 2 частях. - М..: Просвещение, 2011.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
2 класс
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.
3 класс
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. М.: «Просвещение», 2009
3. Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению 3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4 класс
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 4 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.
3. Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению 4 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Сведения о формируемых универсальных учебных действиях (далее - УУД):
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса литературное чтение в 3 классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
Навыки чтения:
1 полугодие – правильное, плавное осознанное чтение целыми словами с элементами чтения по слогам текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения 55 – 60 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью.
2 полугодие - правильное, плавное осознанное чтение целыми словами, темп чтения – не менее 70 слов в минуту.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2009 г.
3. Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению 3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
6.Содержание ФГОС НОО 1-4 класс
Вводный интегрированный курс «Обучение грамоте» (92ч) | |
Фонетика Графика Чтение Слово и предложение Развитие речи | Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буками. Буквы гласные как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Аудирование (слушание) (40ч) | ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы знаний. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация) | Воспринимать и различать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Различать речь родного и иностранного языков.
|
Чтение (220 ч) | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. | Чтение вслух и про себя Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Чтение про себя текстов разных жанров и видов. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Подготовка к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических). Декламация стихотворений и прозаических фрагментов – по выбору. Выразительное чтение произведений разных жанров, выражение отношения к тексту – собственного и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (тон, темп, интонация, паузы). | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Читать про себя тексты разных жанров и видов (учебные, художественные, научно-популярные). Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Интонировать предложения на основе знаков препинания. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. |
Работа с разными видами текста | ||
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно - выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа – по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое) описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текстов: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно – популярного текстов. Типы книг (изданий): книга–произведение, книга- сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно – иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации. Выбор книги на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. | Текст Текст и набор предложений. Художественный текст. Учебный текст Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Заголовок в тексте Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах — сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Составление плана текста: определение главной мысли текста, темы каждой части – деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей. Подробный пересказ текста Определение главной мысли, определение темы каждой части. Выделение опорных слов фрагмента, пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Выборочный пересказ текста Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения(выбор их в тексте с помощью учителя). Составление теста на основе отобранных языковых средств. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств. Рассказ по иллюстрации к тексту Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов из текста для рассказа по иллюстрации. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Работа с книгой Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог, каталожная карточка, ее назначение. Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв о книге. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный), определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Объяснять смысл и значение названия (заголовка) произведения. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, жанр, формулировать главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувства автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) Пересказывать текст художественного произведения: подробно с учетом сюжетных линий, кратко с выделением основных сюжетных линий; выборочно. Характеризовать книгу, анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендательному списку, по теме, по персоналиям); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
|
Культура речевого общения (110 ч) | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему. | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Монолог Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. Устный рассказ Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. Определение главной мысли произведения. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) текст рассказа, отзыва, рассуждения с учетом особенностей слушателей. Презентовать сочинение, рассказ, доклад. |
Культура письменной речи (20ч) | ||
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему. | Определение темы своего высказывания. Определение главной мысли высказывания. Отбор выразительных средств языка. Определение типа своего высказывания: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Продумывание структуры своего высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. | Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать) Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание). Отбирать целесообразные языковые средства в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотация, сообщение). |
Круг детского чтения | ||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин), классиков детской литературы Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | Произведения устного народного творчества русского и других народов России, Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики отечественной литературы XIX-XX вв., и классики детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Мифы и легенды, библейские рассказы. Детские журналы о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про все на свете».
| |
Литературоведческая пропедевтика | ||
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев. Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл). Историко - литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы 19 - 20вв. | Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Звукозапись. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение, Олицетворение. Метафора, Гипербола. | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их (в пределах изученного). |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). | Постановка живых картин Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценирования (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям и драматизация. Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Инсценирование. Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Устное словесное рисование. Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание фрагмента. Презентация фрагмента. Устное сочинение. Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. Определение главной мысли произведения. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. Пересказ текста: художественный, подробный, краткий или сжатый, выборочный, пересказ фрагмента, создание текста по аналогии. | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты). Участвовать в драматизации; самостоятельно выбирать фрагменты для драматизации, распределять роли, предлагать выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены. Создавать сценарий диафильма: определять фрагмент для составления сценария, отбирать слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента; определять цвет, звук, данного фрагмента; описывать (представлять) картины, их последовательность. |
Круг чтения младших школьников
1. Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: песни, небылицы, загадки, пословицы и поговорки русского народа, народов России.
Сказки. Русские народные сказки. Сказки народов России. Сказки бытовые, про животных, волшебные.
2. Книги, по которым учились наши предки
Произведения В.И. Даля, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.А. Погорельского, Ф.М. Достоевского и др.
3. Литературные сказки русских писателей 19 века
Сказки В.И. Даля, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.М. Гаршина и др.
4. Литературные сказки зарубежных писателей 18-19 вв.
Сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, В. Гауфа, братьев Гримм, О. Уайльда, сказочные повести Р.Э. Распэ, Дж. Свифта и др.
5. Рассказы и сказки писателей 19 века о детях
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.П. Чехова, В. Гюго и др.
6. Рассказы российских писателей 20 века о детях
Произведения А.Н. Толстого, В.П. Катаева, Ю.П. Казакова и др.
7. Стихи поэтов 19-20 вв. о детях
Произведения В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, И.З. Сурикова, И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, М. Бородицкой и др.
8. Рассказы и сказки российских писателей 19-20 вв. о животных
Произведения Н.П. Вагнера, Л.Н. Толстого, Л.Н. Андреева, И.С. Шмелева, С. Черного и др.
9. Стихи поэтов 19-20 вв. о родной природе
Стихотворения Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина и др.
10. Рассказы писателей 19-20 вв. о родной природе
Произведения С.Т. Аксакова, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина и др.
11. Наша родина – Россия
Произведения А.С. Пушкина, А.О. Ишимовой, А.П. Алексеева, О. Тихомирова и др.
12. В мире фантастики
Произведения Дж. Свифта, К. Булычева, Е.С. Велтистова и др.
13. Юмористические произведения
Произведения Н.Н. Носова, М.М. Зощенко, В.В. Голявкина, Э.Н. Успенского и др.
7. Учебно-тематический план по литературному чтению 1-4 класс
Разделы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по классам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Вводный интегрированный курс «Обучение грамоте» | 92 | 92 | - | - | - |
Виды речевой деятельности (Аудирование (слушание) | 40 | 5 | 15 | 10 | 10 |
Виды речевой деятельности (Чтение) | 220 | 20 | 90 | 55 | 55 |
Виды речевой деятельности (Культура речевого общения) | 100 | 10 | 26 | 32 | 32 |
Виды речевой деятельности (Культура письменной речи) | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Виды читательской деятельности | |||||
Круг детского чтения | |||||
Литературоведческая пропедевтика | |||||
Творческая деятельность учащихся | |||||
Всего | 472 | 132 | 136 | 102 | 102 |
Учебно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | Подразделы | Количество часов | Практическая часть | ||
Стихотворения для заучивания | Проверочные работы | проекты | |||||
1. | Аудирование (слушание) | 10 | Самое великое чудо на свете | 5 | 1 |
| |
2. | Чтение | 55 | Устное народное творчество | 9 | 1 | 2 | 1 |
3. | Культура речевого общения | 32 | Поэтическая тетрадь 1 | 8 | 3 | 1 | 1 |
4. | Культура письменной речи | 5 | Великие русские писатели | 16 | 3 | 5 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 3 | 1 |
| |||
Литературные сказки | 8 |
| 2 | ||||
Были-небылицы | 7 | ||||||
Поэтическая тетрадь 3 | 4 | 2 | 2 | ||||
Люби живое | 12 |
| 2 | ||||
Поэтическая тетрадь 4 | 6 | 2 | 1 | 1 | |||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 10 | 1 | |||||
|
| По страницам детских журналов | 5 |
|
|
| |
Зарубежная литература | 6 | 1 | |||||
Итого | 102 | 102 | 14 | 19 | 3 |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литературное чтение
Библиотечный фонд | |
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Примерная программа начального общего образования по литературному чтению |
|
Печатные пособия | |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
| |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку | |
Игры и игрушки | |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | |
Оборудование класса | |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. |
Формы контроля выполнения программы (измерители)
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная проверочная работа
- тестовые задания
- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения | - диагностическая - контрольная работа
-контроль техники чтения | анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Номер урока | Вид проверки | Тема подраздела | Источник О.Б.Панкова. Проверочные работы по литературному чтению 3 класс |
5 | Проверочная работа | Самое великое чудо на свете | №1 |
10 | Устное народное творчество | №3 (1 часть) | |
12 | Устное народное творчество | №3 (2 часть) | |
21 | Поэтическая тетрадь 1 | №7 (задание3) | |
23 | Великие русские писатели | №2 | |
32 | Великие русские писатели | № 4 | |
34 | Великие русские писатели | № 5 | |
36 | Великие русские писатели | №6 | |
38 | Великие русские писатели | №7 (задание 1, 2) | |
44 | Поэтическая тетрадь 2 | №10 | |
51 | Литературные сказки | №11 | |
52 | Литературные сказки | №12 | |
63 | Поэтическая тетрадь 3 | №14, 16 | |
72 | Люби живое | №17 | |
75 | Люби живое | № 18 | |
79 | Поэтическая тетрадь 4 | № 13 | |
91 | Собирай по ягодку – наберешь кузовок | № 19 | |
102 | Зарубежная литература | № 20 |
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд |
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Примерная программа начального общего образования по литературному чтению |
Печатные пособия |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку. |
Игры и игрушки |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины |
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(4 ч в неделю, всего 136 часов)
№ п/п | Тема урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||
2 | Знакомство с названием раздела. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | |||
5 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений | |||
Устное народное творчество (14 ч) | ||||
6 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
7 | Русские народные песни. | |||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | |||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | |||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||
12 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | |||
13 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | |||
14 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | |||
15 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | |||
17 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | |||
18 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | |||
19 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | |||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | ||||
20 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | |
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского | |||
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | |||
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение –миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | |||
24 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» | |||
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» | |||
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | |||
27 | И. 3. Суриков «Детство» | |||
28 | И. 3. Суриков «Зима» | |||
29 | Путешествие в литературную страну (обобщающий урок) | |||
30 | Оценка достижений | |||
Великие русские писатели (24 ч) | ||||
31 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова Подготовка сообщения на основе статьи Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа Составление различных вариантов плана Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения) Использовать средства художественной выразитель-ности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. | |
32 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» | |||
33 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | |||
34 | А. С. Пушкин «Зимнее утро» | |||
35 | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | |||
36 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художест-венным текстом | |||
41 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове | |||
42 | И. А. Крылов «Мартышка и Очки» | |||
43 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | |||
44 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | |||
45 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова | |||
46 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | |||
47 | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень» | |||
48 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | |||
49 | Л.Н.Толстой «Акула» | |||
50 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | |||
51 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | |||
52 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | |||
53 | Оценка достижений | |||
54 | Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||||
55 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | |
56 | Н. А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | |||
57 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | |||
58 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово» | |||
59 | И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений | |||
60 | Развивающий час. Оценка достижений | |||
Литературные сказки (8 ч) | ||||
61 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений. Обобщение по I части учебника | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
62 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка | |||
63 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | |||
64 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | |||
65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | |||
66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | |||
67 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | |||
68 | Оценка достижений. КВН | |||
Были и небылицы (10 ч) | ||||
69 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |||
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |||
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |||
73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |||
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |||
75 | А. И. Куприн «Слон» | |||
76 | А. И. Куприн «Слон» | |||
77 | А. И. Куприн «Слон» | |||
78 | Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы» | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||||
79 | Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | |
80 | С.Черный «Воробей», «Слон» | |||
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка» | |||
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона» | |||
83 | С.А.Есенин «Черемуха» | |||
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | |||
Люби живое (16 ч) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Обобщение по разделу «Люби живое» Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
86 | М. Пришвин «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста | |||
87 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | |||
88 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | |||
89 | В. И. Белов «Малька провинилась» | |||
90 | В. И. Белов «Ещё про Мальку» | |||
91 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | |||
92 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | |||
93 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | |||
94 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | |||
95 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | |||
96 | В.Дуров «Наша Жучка» | |||
97 | В. П. Астафьев «Капалуха» | |||
98 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | |||
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» | |||
100 | Оценка достижений | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | ||||
101 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | |
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | |||
103 | А. Л. Барто «Разлука» | |||
104 | А. Л. Барто «В театре» | |||
105 | С. В. Михалков «Если», «Рисунок» | |||
106 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | |||
107 | «Крестики-нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | |||
108 | Проект: «Праздник поэзии». | |||
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч) | ||||
109 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
110 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | |||
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | |||
112 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | |||
113 | А. П. Платонов «Ещё мама» | |||
114 | А. П. Платонов «Ещё мама» | |||
115 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | |||
116 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | |||
117 | Н. Н. Носов «Федина задача» | |||
118 | Н. Н. Носов «Телефон» | |||
119 | Н. Н. Носов «Друг детства» | |||
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | |||
По страницам детских журналов (8 ч) | ||||
121 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
122 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | |||
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | |||
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | |||
125 | Г. Остер «Вредные советы» | |||
126 | Г. Остер «Как получаются легенды» | |||
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | |||
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» | |||
Зарубежная литература (8 ч) | ||||
129 | Знакомство с названием раздела | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Обобщение за курс 3 класса. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
130 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | |||
131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | |||
132 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | |||
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | |||
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | |||
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература» | |||
136 | Что читать летом? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...