Тема: «Львиная доля» Дагестанская сказка.
план-конспект урока по чтению по теме

Цель:1.  Продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого); учить умению оценивать поступки героев.
2 Развивать: - умение самостоятельно работать с текстом;
- читательское умение предопределять содержание;
- речь учащихся; - умение сравнивать, выделять главное.
3 Воспитывать: -культуру восприятия нанайской народной сказки на основе древних представлений человека об окружающем мире; - нравственные качества личности ребёнка; - создать творческую атмосферу сотрудничества в классе. 

^ Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная самостоятельная работа – выборочное чтение, нахождение глаголов, формулирование вывода, домашнее задание (придумай своё продолжение сказки). Фронтальная работа – подводящий диалог, словарная работа.

Технологии: 

Технология развивающего обучения позволяет использовать методы проблемного обучения (при выявлении места и причины затруднения - подводящий от проблемной ситуации диалог; при построении проекта выхода из затруднения – подводящий от проблемы диалог); позволяет использовать терминологию, предусматривает обучение на высоком уровне трудности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого, быстрый темп прохождения материала обеспечивает зону ближайшего развития. Методы здоровьесберегающих технологий - физкультминутка, положительный эмоциональный фон, создание ситуации успеха каждому учащемуся, радость самостоятельного открытия знаний, принятие мнения каждого, контроль правильной осанки, подготовка класса (проветривание, достаточное освещение). Методы и приемы: Наглядные: демонстрационные и раздаточные карточки, слайды презентации. Словесные: художественное слово, подводящий диалог, вопросы для актуализации знаний, вопросы уточняющего характера, проблемные вопросы, одобрение ответов учащихся. Практические: задания поискового характера, задания обобщающего характера, сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie_lvin_dolya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Львиная доля» Дагестанская сказка.

Цель:1.  Продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого); учить умению оценивать поступки героев.
2 Развивать: - умение самостоятельно работать с текстом;
- читательское умение предопределять содержание;
- речь учащихся; - умение сравнивать, выделять главное.
3 Воспитывать: -культуру восприятия нанайской народной сказки на основе древних представлений человека об окружающем мире; - нравственные качества личности ребёнка; - создать творческую атмосферу сотрудничества в классе. 

^ Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная самостоятельная работа – выборочное чтение, нахождение глаголов, формулирование вывода, домашнее задание (придумай своё продолжение сказки). Фронтальная работа – подводящий диалог, словарная работа.

Технологии: 

Технология развивающего обучения позволяет использовать методы проблемного обучения (при выявлении места и причины затруднения - подводящий от проблемной ситуации диалог; при построении проекта выхода из затруднения – подводящий от проблемы диалог); позволяет использовать терминологию, предусматривает обучение на высоком уровне трудности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого, быстрый темп прохождения материала обеспечивает зону ближайшего развития. Методы здоровьесберегающих технологий - физкультминутка, положительный эмоциональный фон, создание ситуации успеха каждому учащемуся, радость самостоятельного открытия знаний, принятие мнения каждого, контроль правильной осанки, подготовка класса (проветривание, достаточное освещение). Методы и приемы: Наглядные: демонстрационные и раздаточные карточки, слайды презентации. Словесные: художественное слово, подводящий диалог, вопросы для актуализации знаний, вопросы уточняющего характера, проблемные вопросы, одобрение ответов учащихся. Практические: задания поискового характера, задания обобщающего характера, сотрудничество.

Оборудование: Демонстрационный материал: карточки со словами, компьютерная презентация. 

^ Прогнозируемый результат: В рамках заявленной темы и выбранного типа урока должны быть сформированы следующие компетенции: информационная (умение нахождения информации через задания, интерпретация текста через сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера, определение главной мысли текста); коммуникативная (умение сотрудничать в паре, группе, с учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщения, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого), кооперативная (готовность к сотрудничеству в паре и группе), проблемная (опыт самостоятельного решения учебных задач). Проблемный диалог требует больше времени, но обеспечивает понимание материала, стимулирует активность, интеллектуальное развитие, задействует познавательную сферу, речь. Результатом обучения должен стать осмысленный опыт деятельности, повышение активности на уроках, развитие творчества обучающихся.

 Содержание урока

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (Направлен на подготовку обучающихся к работе)  
Учитель: На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок  чтения. 
II Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

Какую сказку читали на прошлом уроке? ( Алмазный топор)

Скажите. Что делал бедняк на берегу реки?  ( рубил дрова)

Что случилось с топором бедняка? ( упал в реку)

Кто пришел на помощь бедняка? (старик)

Прочтите описание старика. ( Гайворонский В. Читает на стр.105)

Сколько раз старик нырял в реку? (3)

Какие топоры он доставал и какой забрал старик.

Прочитайте и скажите, как отнесся к богатству бедняка богач? 9 стр. 106 – Валиев)

Какой топор хотел получить богач? ( алмазный)

Чем закончилась эта сказка? Прочтите.

III. Сообщение темы и цели урока.


Учитель: Сегодня  мы с вами познакомимся с новой сказкой  «Львиная доля», узнаем почему она так называется, кто главные герои этой сказки. 

- Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может быть народная. 

Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти произведением.

 IV. Изучение нового материала.

1) Подготовка к восприятию сказки. Учитель читает сказку.

Проверка первичного восприятия.

-С чего начинается наша сказка, прочтите?

- Какие действующие лица противопоставляются в сказке? Назовите их.

Учащиеся высказывают и аргументируют свою точку зрения.


^ Словарная работа. (Слайды 15-20)


наутек

рассвирепел

поохотился

- Как вы понимаете значение первого слова?
- А что вы думаете о значении второго слова?

-Кто мне скажет, что обозначает последнее слова?  
А теперь откройте свои словарики и давайте запишем их значения к себе в тетрадь.

V. Физминутка.

На болоте две лягушки, две зелёные подружки

Рано утром умывались, полотенцем растирались;

Ножками потопали, лапками похлопали.

Вправо, влево наклонились и обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям – физкультпривет!

VI. Закрепление ранее изученного.


 1. Чтение сказки по цепочке. (читают все учащиеся)

2. Игра «Отгадай произведение».

  1. Учитель: следующая игра называется «Отгадай произведение». Я вам приготовила карточки с отрывками из произведений изученного раздела. Сейчас я раздам каждому ряду, а вы объединитесь в группы, прочитаете отрывок, найдёте подходящее название произведения, записанные на доске и назовёте автора, данного произведения.

    Карточка 1.

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу, 

    Старуха пряла свою пряжу. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)

    Карточка 2.

    Когда в товарищах согласья нет, 

    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, рак и щука» И. А. Крылов)

    Карточка 3.

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обед за печкой. («Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой)

  2. Игра «Доскажи словечко».


Учитель : А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждёт:

Пусть найдут меня ребята, 

Ну и кто меня найдёт?

Учитель: Готовы, ребята? Начинаем…

- Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою … (пряжу)

- Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 …(года)

- Он рыбачил 30 лет и 3 года и не слыхивал, чтобы рыба …(говорила)

- Отпусти ты , старче, меня в море! Дорогой за себя дам …(откуп)

- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно ,…(старче)

- Воротился старик ко старухе, у старухи новое …(корыто)

- Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои …(сани) 

- не посмел я взять с неё выкуп; так и пустил в синее…( море)

- не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою …(дворянкой)

Учитель: Молодцы, ребята!

X. Подведение итога урока.


Что вам больше всего понравилось на уроке?
С какой сказкой познакомились на уроке?
Какое настроение у вас было до урока, а какое сейчас?

XІ. Выставление и комментирование оценок.

 ІX. Домашнее задание.

Прочитать сказку и ответить на вопросы после сказки на страницах 108 – 109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка по дагестанской сказке Медведь, Волк и Лиса

Данная публикация представляет собой  сценарий инсценировки по дагестанской сказке "Медведь, волк и лиса"....

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"

Урок литературного чтения во 2 классе. Программа "Литературное чтение". Образовательная система "Школа 2100". Технология работы с текстом на уроке....

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

Урок,содержание которого  раскрывает  культурные традиции  дагестанского народа и особенности народной  сказки....

Конспект урок литературного чтения во 2 классе Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

УМК «Гармония»Класс: 2Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации...

Разработка урока по математике 4 класс по теме:«Нахождение доли от её величины и величины по её доле»

Цели урока: Научиться находить доли от её величины и величины от её доли.Планируемые результаты:Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая инф...