Лес, лес! Возьми мою глоть!
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Литературное чтение Юрий Коваль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_yuriy_koval._les2c_les21_vozmi_moyu_glot21.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
учитель начальных классов
Борисенко Елена Анатольевна
Урок литературного чтения 4класс
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Задачи:
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.
3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Планируемые результаты
Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, способность ценить мир природы и человеческих отношений.
Метапредметные
Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.
Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.
Регулятивные УУД: учиться искать и выделять информацию в толковом словаре. Чтение текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.
Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.
Содержание урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
Организационный момент Постановка темы и цели урока Актулизация знаний (подготовка к восприятию) Динамическая пауза Аналитическое вычитывание Поход в Музейный Дом Рефлексия Д.зад. | – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи. - С какими стихотворениями мы познакомились вчера.
- О чём говорят эти стихи? -Прочитайте, рассказ, какого автора будем читать сегодня. - О чём вам говорит это имя? - А удалось ли вам заметить что-то особенное в этих произведениях? - Чему будем учиться сегодня на уроке? С каким его рассказом Юрия Коваля мы познакомимся? - Прочитайте рассказа Юрия Коваля «Лес, лес! Возьми мою глоть!» - Петя Захаров признался – Я не понимаю, что означает слово «глоть». Евдокия Васильевна сказала,- так старики в некоторых деревнях называют горло. -«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!» - Это суеверие? - уточнил Миша? - «Суеверие»- Это народная примета,- сказала Евдокия Васильевна. - С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире. - Это то, что вы уже можете объяснить сами. - Уточните значение слова «суеверие» в толковом словаре. - «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения. - Как вы думаете, человеку приятно болеть? - Чем отличается заболевший человек от здорового человека? -По каким признакам можно понять, что человек заболел? - А у вас болело горло? - Назовите причину заболевания горла? -Чем вы лечили горло? - Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? - Посмотрите, друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек? - Ребята, что необходимо делать, чтобы улучшить, или сохранить своё здоровье? - (представим картину леса) Руки подняли и показали- Это деревья в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки. Плавно помашем - Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем - Руки согнули назад. - Но смысл этого рассказа в другом, говорит Евдокия Васильевна. Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры. - Миша спрашивает: - Выходит, он через примету общается с природой, с лесом? -Можно и так сказать – согласилась Евдокия Васильевна. -Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными (союзниками) помощниками героя? - Обсудите в парах. С чем связано подобное отношение к лесу? _- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре? - Как писатель относится к лесу?
- А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой? -Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров? - Вам не кажется, что это звучит как жалоба? На что он жалуется? - Ещё раз перечитайте последний абзац рассказа. -Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, боится опять простудиться? - Что обозначают эти слова для героя «Лес,лес! Возьми мою глоть!» - Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале. - Обсудите в парах, какие рассказы вы уже читали? -Какие сведения о писателе вам уже знакомы? -А что является для вас новым? - Прочитайте вывод в конце этой статьи. - Соглашаетесь вы с этим выводом? «Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом». - Найдите в «Музейном Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотрите её. - Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги. Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? - спросила Евдокия Васильевна у ребят? - Тоскливое и страшное,- сказала Маша. - Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет! - И окрашено всё в один цвет, заметила Таня Петрова. Как - то безрадостно. - Вы разделяете мнение девочек, или у вас своё собственное мнение? - Обсудите в парах, почему же городской пейзаж производит такое впечатление? -Как расположены дома? - А теперь откройте изображение девочки и шарика? - Изменилось ли общее впечатление от пейзажа, или, напротив ощущение тоски и одиночества усилилось? - Какое новое переживание у вас возникает, когда вы видите фигурку девочки и шар в небе? -Можно ли сказать, что художник использует приём контраста? Что показывает этот контраст? -Что вас удивило и заинтересовало на уроке? - Что вы для себя нового узнали на уроке? Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему? | -Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг я искренно желаю». -Люди, которые живут в городе, не хватает общения с природой, они тоскуют по ней. Юрия Коваля -Читали его произведения. - Его рассказы учат ценить мир природы. - Мы будем продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. «Лес,лес! Возьми мою глоть!» - Чтение рассказа. уч.1ч.стр.130 - В древних представлениях о мире лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях. Поиск слова «суеверие» в словаре. -Высокая температура, озноб, головная боль, насморк тошнота. -Улыбаться, говорить друг другу добрые слова, есть полезную пищу, чистить зубы, мыть руки, выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня. «Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др.. Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека. - Юрий Коваль знаком нам как писатель, который способен увидеть и передать красоту природы. - Из рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы. -Зачитывают последние два абзаца. -Скучает. -В городе герою не хватает общения с природой. - Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Эти слова обозначают связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом. - Самостоятельное чтение. - «Берёзововый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» 3 кл, «Под соснами» хр. 3 кл. - Работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу. Писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником. Ребята аргументируют свои мнения, опираясь на произведения автора, которые им особенно запомнились и понравились. - Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами, а не сверху. Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами. Здания кажутся мощными, живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет ни единого листочка. - Фигурка девочки в синем платье, смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустынным и необжитым. - Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. - Что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. | Создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Связь прошлого и настоящего урока. Читают вслух (Вспоминают первую главу учебника об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках) Поиск слова «суеверие» в словаре. Толковый словарь уч. Руский язык2ч. стр. 184 Вспоминают изученные сказки. (уч.1ч. с.130) русский язык ч.2, стр118) Лит. Чт 1ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Вводная презентация учителя.
Вводная презентация учителя к учебному проекту "Красная книга, или возьмем под защиту"...
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы ботаников.
Презентация группы ботаников....
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы зоологов.
Презентация группы зоологов....
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Работа группы историков.
Презентация группы историков....
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту" Работа группы экологов.
Презентация группы экологов....
Час общения во 2 классе "Возьмемся за руки, друзья!"
Час общения направлен на воспитание дружбы и взаимопомощи учеников младших классов....
Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.3.Формировать ценност...