Лес, лес! Возьми мою глоть!
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Борисенко Елена Анатольевна

Литературное чтение Юрий Коваль

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

учитель начальных классов

Борисенко Елена Анатольевна

Урок литературного чтения   4класс

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Юрий Коваль.  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.

3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Планируемые результаты

 Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека,  способность ценить мир природы и человеческих отношений.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.

Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.

Регулятивные УУД: учиться искать  и выделять  информацию в толковом словаре. Чтение  текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.

Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч,  Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.

Содержание урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент

Постановка темы и цели урока

Актулизация знаний (подготовка к восприятию)

Динамическая пауза

Аналитическое вычитывание

Поход в Музейный Дом

Рефлексия

Д.зад.

– Посмотрите друг  другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем  удачи.

- С какими стихотворениями мы познакомились вчера.

 

- О чём говорят эти стихи?

-Прочитайте, рассказ, какого автора будем читать сегодня.

- О чём вам говорит это имя?

- А удалось ли вам заметить что-то особенное в этих произведениях?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

С каким его рассказом Юрия Коваля мы познакомимся?

- Прочитайте  рассказа Юрия Коваля

 «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

-  Петя Захаров признался – Я не понимаю, что означает слово «глоть».

   Евдокия Васильевна сказала,- так  старики в некоторых деревнях называют горло.

-«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!»

-  Это суеверие?  - уточнил Миша?

- «Суеверие»- Это народная примета,- сказала Евдокия Васильевна.

- С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире.

- Это то, что вы  уже можете объяснить сами.

 - Уточните значение слова «суеверие» в толковом словаре.

- «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения.

- Как вы думаете, человеку приятно болеть?

- Чем отличается заболевший человек от  здорового человека?

-По каким признакам можно понять, что человек заболел?

- А у вас болело горло? - Назовите причину заболевания  горла?  

-Чем вы лечили горло?

- Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

- Посмотрите, друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек?

- Ребята, что необходимо делать, чтобы улучшить, или сохранить своё здоровье?

- (представим картину леса)

Руки подняли и показали-

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки.

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

 Где они сядут, тоже покажем -

Руки согнули назад.

- Но смысл этого рассказа в другом, говорит  Евдокия  Васильевна.

Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры.

- Миша спрашивает: - Выходит, он через примету общается с природой, с лесом?

-Можно и так сказать  – согласилась Евдокия Васильевна.

-Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными  (союзниками) помощниками героя?

- Обсудите в парах. С чем связано подобное отношение к лесу?

_- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре?

- Как писатель относится к лесу?

 

- А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?

-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров?

- Вам не кажется, что это звучит  как жалоба? На что он жалуется?

- Ещё раз перечитайте последний  абзац рассказа.

-Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, боится опять простудиться?

- Что обозначают эти  слова  для героя  «Лес,лес! Возьми мою глоть!»

- Найдите и прочитайте  в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале.

- Обсудите в парах, какие рассказы  вы уже  читали?

-Какие сведения о писателе вам уже знакомы?

-А что является для вас новым?

- Прочитайте вывод в конце этой статьи.

- Соглашаетесь вы с этим выводом?

«Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом».

- Найдите в «Музейном  Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотрите её.

- Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.  Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? - спросила Евдокия Васильевна у ребят?

- Тоскливое и страшное,- сказала Маша. -  Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет!

- И окрашено всё в один цвет, заметила Таня Петрова. Как - то безрадостно.

- Вы разделяете мнение девочек, или у вас своё собственное

мнение?

- Обсудите в парах, почему же городской пейзаж производит такое впечатление?

-Как расположены дома?

- А теперь откройте изображение девочки и шарика?

- Изменилось ли общее впечатление от пейзажа, или, напротив  ощущение тоски и одиночества усилилось?

- Какое новое переживание у вас возникает, когда вы видите фигурку девочки и шар в небе?

-Можно ли сказать, что художник использует приём контраста?

 Что показывает этот контраст?

-Что вас удивило и заинтересовало на уроке?

- Что вы для себя нового узнали на уроке?

Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему?

-Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг я искренно желаю».

-Люди, которые живут в городе, не хватает общения с природой, они тоскуют по ней.

Юрия Коваля

-Читали его произведения.  

- Его рассказы учат ценить мир природы.

- Мы будем продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека.

«Лес,лес! Возьми мою глоть!»

- Чтение рассказа.  уч.1ч.стр.130

- В древних представлениях о мире  лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях.

Поиск слова «суеверие» в словаре.

-Высокая температура, озноб, головная боль, насморк тошнота.

-Улыбаться, говорить друг другу добрые слова, есть полезную пищу, чистить зубы, мыть руки, выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня.

«Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др..

Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр  мира или тотемное растение, прародитель человека.

-  Юрий Коваль знаком нам как писатель,  который способен увидеть и передать красоту природы.

- Из  рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.

-Зачитывают последние два абзаца.

-Скучает.

-В городе герою не хватает общения  с природой.

-  Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Эти слова обозначают  связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом.

- Самостоятельное чтение.

- «Берёзововый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» 3 кл, «Под соснами» хр. 3 кл.

- Работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу.

Писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником.

Ребята аргументируют свои мнения, опираясь на произведения автора, которые им особенно запомнились и понравились.

- Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,  а не сверху. Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами. Здания кажутся мощными, живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет ни единого листочка.

- Фигурка девочки в синем платье, смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустынным   и необжитым.

- Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру.

- Что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.

Создания благоприятной рабочей обстановки в классе.

Связь прошлого и настоящего урока.

Читают вслух

(Вспоминают первую главу учебника  об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках)

Поиск слова «суеверие» в словаре. Толковый словарь уч. Руский язык2ч. стр. 184

Вспоминают изученные сказки.

(уч.1ч. с.130)

русский язык ч.2, стр118)

Лит. Чт 1ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Вводная презентация учителя.

Вводная презентация учителя к учебному проекту "Красная книга, или возьмем под защиту"...

Час общения во 2 классе "Возьмемся за руки, друзья!"

Час общения направлен на воспитание дружбы и взаимопомощи учеников младших классов....

Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.3.Формировать ценност...