Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.
3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuriy_koval._les_les_vozmi_moyu_glot.doc | 67 КБ |
yuriy_koval._les_les_vozmi_moyu_glot.pptx | 425.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Задачи:
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.
3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Планируемые результаты
Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, способность ценить мир природы и человеческих отношений.
Метапредметные
Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.
Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.
Регулятивные УУД: учиться искать и выделять информацию в толковом словаре. Чтение текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.
Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.
Содержание урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
Организационный момент | – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи. | Создания благоприятной рабочей обстановки в классе. | |
Постановка темы и цели урока | - С какими стихотворениями мы познакомились вчера.
| -Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг я искренно желаю». | Связь прошлого и настоящего урока. |
- О чём говорят эти стихи? | -Людям, которые живут в городе, не хватает общения с природой, они тоскуют по ней. | ||
-Прочитайте, рассказ, какого автора будем читать сегодня. - О чём вам говорит это имя? | Юрия Коваля -Читали его произведения. | ||
- А удалось ли вам заметить что-то особенное в этих произведениях? | - Его рассказы учат ценить мир природы. | ||
- Чему будем учиться сегодня на уроке? | - Мы будем продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. | ||
С каким его рассказом Юрия Коваля мы познакомимся? | «Лес, лес! Возьми мою глоть!» | ||
Актулизация знаний (подготовка к восприятию) | - Прочитайте название рассказа Юрия Коваля «Лес, лес! Возьми мою глоть!» - Петя Захаров признался – Я не понимаю, что означает слово «глоть». Евдокия Васильевна сказала,- так старики в некоторых деревнях называют горло. -«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!» | - Чтение названия рассказа. уч.1ч.стр.130 | Читают вслух |
- Это суеверие? - уточнил Миша? - «Суеверие»- Это народная примета,- сказала Евдокия Васильевна. - С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире. - Это то, что вы уже можете объяснить сами. | - В древних представлениях о мире лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях. | (Вспоминают первую главу учебника об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках) | |
- Уточните значение слова «суеверие» в толковом словаре. | Поиск слова «суеверие» в словаре. | Поиск слова «суеверие» в словаре. Толковый словарь уч. Руский язык2ч. стр. 184 | |
- «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения. | |||
Аналитическое вычитывание | - Но смысл этого рассказа в другом, говорит Евдокия Васильевна. Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры. | ||
- Миша спрашивает: - Выходит, он через примету общается с природой, с лесом? -Можно и так сказать – согласилась Евдокия Васильевна. | |||
-Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными (союзниками) помощниками героя? | «Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др.. | Вспоминают изученные сказки. | |
- Обсудите в парах. С чем связано подобное отношение к лесу? | Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека. | ||
- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре? | - Юрий Коваль знаком нам как писатель, который способен увидеть и передать красоту природы. | ||
- Как писатель относится к лесу? | - Из рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы. | уч.1ч. с.130 | |
- А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой? | -Зачитывают последние два абзаца. | ||
-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров? | -Скучает. | ||
- Вам не кажется, что это звучит как жалоба? На что он жалуется? | -В городе герою не хватает общения с природой. | ||
- Ещё раз перечитайте последний абзац рассказа. -Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, боится опять простудиться? | - Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!» | ||
- Что обозначают эти слова для героя «Лес, лес! Возьми мою глоть!» | Эти слова обозначают связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом. | ||
- Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале. - Обсудите в парах, какие рассказы вы уже читали? | - Самостоятельное чтение. - «Берёзововый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» 3 кл, «Под соснами» хр. 3 кл. | ||
-Какие сведения о писателе вам уже знакомы? -А что является для вас новым? | - Работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу. Писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником. | ||
- Прочитайте вывод в конце этой статьи. | |||
- Соглашаетесь вы с этим выводом? «Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом». | Ребята аргументируют свои мнения, опираясь на произведения автора, которые им особенно запомнились и понравились. | ||
Рефлексия | -Что вас удивило и заинтересовало на уроке? - Что вы для себя нового узнали на уроке? | ||
Д.зад | Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему? | Учебник «русский язык», ч.2, раздел «Учимся рассказывать о творчестве писателя и поэта» (с.105-107), а так же материал самой статьи в разделе «сведения о писателях». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. 2 .Сформировать представление о душевной и физической красоте человека. 3. Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Иван Шишкин «Дети в лесу»
Заболело у меня горло. Стал я его лечить горячим молоком и мёдом, паром разварной картошки. - А ты в лес сходи, - сказала Пантелевна . - Стань на поляне да и крикни изо всех сил: "Лес, лес! Возьми мою глоть !" Может, и возьмёт. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай. Обулся я, оделся потеплей, пришёл в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил: - Лес, лес! Возьми мою глоть ! Не шелохнулся лес, и я не понял - взял он или не взял. Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть. "Ну и глоть у тебя, брат", - думал, наверно, лес, глядя на мои старания. Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам всё думал: "Взял он или нет?" Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык. Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: "Лес, лес! Возьми мою глоть !"
Суеве́рие Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Предрассудок, основанный на такой вере