Рабочие программы 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа №5
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ от ___ августа 2014 № _____
Подпись руководителя __________ Н.В. Липодаева
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 3 А КЛАСС
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов : 136
Учитель КОРСУНОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Сборника рабочих программ УМК «Школа России».
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ № 5 от ____________2014года № ___ ____________ Дедуренко Н.К. Подпись руководителя МО ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ Коротя И.Г. Подпись ____ _________2014года дата |
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В, входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Сборник рабочих программ УМК «Школа России».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373 от 06. 10. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Министерства образования Ростовской области от 30. 04. 2014г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- Устав МБОУ Пролетарской СОШ №5.
- Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 31. 03. 2014 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».
Цель данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Программа рассчитана на 136 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 3 классе в 34 недели (4 часа в неделю - 136 часов).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах;
- работа в группах.
Виды учебной деятельности:
- восприятие на слух художественных произведений;
- характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
- чтение текстов вслух;
- чтение про себя;
- сравнение произведений разных жанров;
- пересказ текста художественного произведения;
- работа с иллюстрациями;
- выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
- участие в диалоге;
- инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие в драматизации;
- конструирование устных и письменных сочинений с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Место учебного предмета в учебном плане школы.
На изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно Учебному плану МБОУ Пролетарской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год и утвержденному расписанию уроков 5 дней выпадают на государственные праздники (23.02., 09.03., 01.05., 09.05.) В связи с этим в календарно-тематическом планировании возможно сокращение количества часов. Прохождение программного материала будет осуществляться за счет уплотнения материала. В связи с вышеизложенными причинами, за год будет дано меньшее количество часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».
Предмет «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов, во 2 – 4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ).
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
Вводный урок по курсу литературного чтения. | 1 ч | 1ч |
Самое великое чудо на свете | 4 ч | 4 ч |
Устное народное творчество | 14 ч | 14 ч |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч | 11 ч |
Великие русские писатели | 24 ч | 24 ч |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч | 6 ч |
Литературные сказки | 8 ч | 8 ч |
Были – небылицы | 10 ч | 10 ч |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч | 6 ч |
Люби живое | 16 ч | 16 ч |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч | 8 ч |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 ч | 12 ч |
По страницам детских журналов | 8 ч | 8 ч |
Зарубежная литература | 8 ч | 8 ч |
Итого 136 ч | Итого 136 ч |
Количество часов для проведения контрольных работ: 8 часов
Комплексная контрольная работа
Количество часов для проведения проектов исследований: 3 часа
№ урока | Тема проекта |
№ 19 | Сочиняем волшебную сказку |
№ 21 | Как научиться читать стихи |
№ 107 | Праздник поэзии |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
- Личностные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе
- 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
- 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- Метапредметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе
- 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Предметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе
- 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе полностью соответствует авторской программе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Количество часов в году – 136
Количество часов в неделю – 4
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебн. времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности учащихся | Примечание |
136 ч | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | 1ч | ||||
1 | Знакомство с учебником. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | ||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | 4ч | ||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 1 | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |||
5 | Оценка достижений. | 1 | |||
Устное народное творчество (14ч) | 14ч | ||||
6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
7 | Русские народные песни. | 1 | |||
8 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | |||
9 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | |||
10 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | 1 | |||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. | 1 | |||
13 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | |||
14 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. | 1 | |||
15 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов. | 1 | |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | |||
17 | Контрольная работа по теме «Работа с текстом» Проверка техники чтения. | 1 | |||
18 | Художники –иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. | 1 | |||
19 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | 11ч | ||||
20 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | |||
22 | Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | |||
23 | Ф.И.Тютчев «Листья». | 1 | |||
24 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
| 1 | |||
25 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 | |||
26 | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» | 1 | |||
27 | И.С.Никитин «Встреча зимы». | 1 | |||
28 | И.З.Суриков «Детство». «Зима». | 1 | |||
29 | И.З.Суриков «Зима». | 1 | |||
30 | Оценка достижений. | 1 | |||
Великие русские писатели (24 ч) | 24 ч | ||||
31. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.81) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | ||
32. | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | |||
33 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроения стихотворения. | 1 | |||
34 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». | 1 | |||
35 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | 1 | |||
36 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | |||
37 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». События сказочного текста. Особенности волшебной сказки. | 1 | |||
38 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 | |||
39 | Рисунки И.Билибина к сказке. | 1 | |||
40 | Контрольная работа по теме «Сказки А.С.Пушкина» | 1 | |||
41 | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | |||
42 | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». | 1 | |||
43 | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» | 1 | |||
44 | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» | 1 | |||
45 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобой-никова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | |||
46 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. | 1 | |||
47 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | |||
48 | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | |||
49 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула» | 1 | |||
50 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок» | 1 | |||
51 | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» | 1 | |||
52 | Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои) | 1 | |||
53 | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели» | 1 | |||
54 | Оценка достижений. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | 6ч | ||||
55 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | ||
56 | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. | 1 | |||
57 | Н.А.Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | |||
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |||
59 | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | |||
60 | Оценка достижений. | 1 | |||
Литературные сказки (8 ч) | 8ч | ||||
61 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | ||
62 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | |||
63 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 | |||
64 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. | 1 | |||
65 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 1 | |||
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | |||
67 | Контрольная работа по теме «Литературные сказки». | 1 | |||
68 | Оценка достижений. | 1 | |||
Были-небылицы (10 ч) | 10 ч | ||||
69 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | ||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | 1 | |||
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | |||
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | |||
73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | |||
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | |||
75 | А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 | |||
76 | А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1 | |||
77 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ. | 1 | |||
78 | Оценка достижений. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | 6 ч | ||||
79 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание радела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | ||
80 | Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | |||
81 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 1 | |||
82 | С. А. Есенин «Черёмуха». | 1 | |||
83 | Контрольная работа по теме «Работа с текстом» Проверка техники чтения | 1 | |||
84 | Оценка достижений. | 1 | |||
Люби живое (16ч) | 16ч | ||||
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
86 | М.М.Пришвин «Моя Родина». | 1 | |||
87 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 1 | |||
88 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. | 1 | |||
89 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | |||
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | |||
91 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». | 1 | |||
92 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | |||
93 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 | |||
94 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | |||
95 | Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1 | |||
96 | Б.С.Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ. | 1 | |||
97 | В.П.Астафьев «Капалуха».
| 1 | |||
98 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | |||
99 | Контрольная работа по теме «Люби живое» | 1 | |||
100 | Оценка достижений. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | 8 ч | ||||
101 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | ||
102 | С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 | |||
103 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | |||
104 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | |||
105 | С.В. Михалков «Если». | 1 | |||
106 | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». | 1 | |||
107 | Проект: «Праздник поэзии». | 1 | |||
108 | Оценка достижений. | 1 | |||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12ч) | 12ч | ||||
109 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
110 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».. | 1 | |||
111 | А.П.Платонов «Цветок на земле». | 1 | |||
112 | А.П.Платонов «Ещё мама». | 1 | |||
113 114 | М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. | 1 | |||
115 | М.М.Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. | 1 | |||
116 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 1 | |||
117 | Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 | |||
118 | Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | |||
119 | В.Драгунский Друг детства. | 1 | |||
120 | Комплексная контрольная работа | 1 | |||
По страницам детских журналов (8 ч) | 8 ч | ||||
121 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
122 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 | |||
123 | Ю.Ермолаев «Проговорился». | 1 | |||
124 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | 1 | |||
125 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. | 1 | |||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | |||
127 | Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой. | 1 | |||
128 | Оценка достижений. | 1 | |||
Зарубежная литература (8ч) | 8ч | ||||
129 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.189) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
130 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | |||
131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. | 1 | |||
132 | Контрольная работа по теме «Работа с текстом». Проверка техники чтения | 1 | |||
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 | |||
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 | |||
135 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | |||
136 | Оценка достижений. | 1 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Книгопечатная продукция | ||||
1 | Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Учебники
Методические пособия Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс. | Имеется в наличии | ||
Печатные пособия | ||||
2. | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению. Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | Имеется в наличии | ||
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
3. | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности) Мультимедийный проектор (по возможности) Компьютер (по возможности) Экспозиционный экран (по возможности) Сканер (по возможности) Принтер лазерный (по возможности) Ксерокс (по возможности). | Д Д Д Д Д Д Д Д | 1 1 1 1
1 | |
Экранно-звуковые пособия | ||||
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Д | Имеется возможность поиска в сети Интернет | |
Оборудование класса | ||||
5. | Ученические столы 1 местные с комплектом стульев. Ученические конторки 1 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Стол компьютерный Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Ф Д Д Д | 14 мест 15мест 1 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....
Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по ИЗО...
Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по технологии...