Урок обучения грамоте "Мои первые книжки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте "Мои первые книжки" позволяет детям сделать маленькое открытие о жанрах литературы, научиться выбирать книгу в библиотеке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по программе «Перспектива»
Тема урока: Мои первые книжки.
Класс: 1
Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.
Задачи урока:
- Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;
- Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;
- Развитие желания посещать библиотеку.
1. Организационный этап.
Слайд 1.
Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
- Прочитайте.
О И А Ж У Э
- Что вы сейчас произнесли? (звуки)
- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
- Как произносятся гласные звуки? Согласные?
- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
Игра « Лишняя буква»
- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?
- Какой звук обозначает буква ж?
- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке?
Слайд 3.
- Прочитаем чистоговорку вместе.
Чистоговорка.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Кто бы из вас мог помочь жуку?
- Надеюсь, что, сегодня на уроке, Вы будете во всём помогать друг другу.
Слайд 4.
- Заполните кроссворд.
1. Помещение, в котором живут. (Жилище)
2. Тот, кто совершил поджог. (Поджигатель)
- Какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы не случился пожар?
3. Африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)
4. Одежда без воротника и рукавов. (Жилетка)
5. Как назвать одним словом рыб, зверей, птиц и насекомых. (Животные)
-Что объединяет все эти слова? (сочетание ЖИ).
- Что вам известно о написании сочетания ЖИ? Продолжите ряд слов своими примерами.
- Соберите слово из выделенных букв. (Книга)
Слайд 5.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Беседа о значении книги в жизни человека:
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".
Слайд 6.
- Что такое книга?
- А можно ли книгу назвать другом?
- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?
- Для чего нужно читать книги?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.
Слайд 7 - 9.
В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.
2) Работа над родственными словами
Слайд 10.
- Прочитайте слова. Объясните их значение.
Книга
Книжечка
Книжный
Книголюб
- Что в них общего?
- Можете ли вы себя назвать книголюбами?
- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым?
- А где живут книги?
- В библиотеке.
- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.
Слайд 11. Изображение библиотеки. Надпись «Добро пожаловать в библиотеку!"
4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.
Откройте учебники на с.16.
- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?
- Они выбрали книги в библиотеке.
- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.
Знакомство с жанровыми особенностями произведений.
Слайд 12. Обложки сказок.
- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?
- Сказки.
- В чём главная особенность сказок?
- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.
Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь"
Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".
Слайд 13. Обложки рассказов для детей.
- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.
- Как же назовём все эти произведения одним словом?
- Рассказы. (Надпись «Рассказы»)
- Чем отличается рассказ от сказки?
В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.
- А мы возле следующего стеллажа.
Слайд 14. Обложки книг с прибаутками.
- Прочитайте названия книг.
- Что такое прибаутки?
- Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки. (Надпись «Прибаутка»)
- Послушайте прибаутку.
Егор и мухомор
Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.
- Почему Егор не взял мухомор?
- И вот наш последний стеллаж на сегодня.
Слайд 15. Обложки книг с загадками.
- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.
- Загадки.
- Отгадайте загадки.
Слайд 16.
Где ведут ступеньки вниз, |
(Подземный переход) |
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.
(Светоотражающие элементы)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
- Какие правила для пешехода мы сейчас повторили?
- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.
(Надпись «Загадки»)
- Сможем ли мы, ребята, теперь выбрать нужную нам книгу?
- А как вы это сделаете?
- Прочитаем, где находятся сказки, рассказы, загадки, прибаутки и выберем нужную.
Слайд 17.
- Вы ребята находитесь на правильном пути – вы определили жанры произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.
Физминутка. Электронная физминутка "Мульт-зарядка"
5. Первичное закрепление новых знаний.
Откройте азбуку на стр.16.
Чтение сказки «Теремок».
- Прочитайте слова в столбике справа от картинок.
- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?
- Сказку «Колобок» и книгу сказок.
- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?
- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.
- Кто из вас любит сказки?
- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. Чтение детьми начала сказки.
- Кто сможет рассказать, что было дальше?
Работа с листом самооценки. Если вам было тяжело прочитать начало сказки и вы допустили много ошибок, поставьте галочку рядом с грибочком, если хорошо прочитали, но допустили ошибки - рядом с цветочком, если вам было легко читать и вы не допустили ошибок - поставьте галочку рядом с солнышком.
- Чтение прибаутки "Музыканты".
- Давайте прочитаем следующий текст.
Жужжащее чтение.
Читаем хором (вместе с учителем).
- К какому литературному жанру он относится? (Прибаутка)
- Почему? (это веселая стихотворная шутка).
Электронная физминутка для глаз.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работа над сказкой
- О каком литературном жанре эти слова?
- Вымышленная история с участием волшебных, фантастических сил (сказка).
- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом и передавались «из уст в уста».
- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.
- Рассмотрите иллюстрации. Герои из какой сказки изображены? (Колобок)
- Какая это сказка, авторская или народная?
- Кто является главным героем? Почему?
- Колобок – это настоящий герой или вымышленный?
Работа в парах.
- Расположите иллюстрации, в соответствии с событиями сказки.
Проверим, верно ли вы расположили иллюстрации.
Работа с листом самооценки. Если вы допустили ошибки, раскладывая картинки в соответствии с событиями сказки, не советовались с соседом по парте, поставьте галочку рядом с грибочком. Если вы раскладывали картинки совместно с соседом по парте, но допустили ошибку - рядом с цветочком. Если вы раскладывали картинки совместно с соседом по парте, советовались и не допустили ошибок - поставьте галочку рядом с солнышком.
7. Рефлексия
- Прочитайте предложение. Продолжите.
Сказка ложь, да в ней намек,
………………………………… .
(Добру молодцу урок).
- К какому из литературных жанров оно относится? (Пословица).
- Чему учит нас сказка "Колобок"?
- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? Захотелось ли вам посетить библиотеку, побывать в читальном зале?
- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать?
- Возьмите лист самооценки. В третьей колонке оцените свою работу на уроке.
- Поднимите руку те, у кого отмечено больше солнышек, у кого - цветочков, у кого - грибочков?
- Если вам всё было понятно сегодня на уроке, было легко работать, прикрепите снежинку рядом с нашим зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Моя первая книжка."
Предлагаемый мини-проект по созданию «Моя первая книжка» будет ярким примером одной из эффективных форм привлечения к активному сотрудничеству (технология сотрудничества).Книжкой-малышкой называют обы...
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...
Проект "Моя первая книжка"
Почему возникла идея проекта «Моя первая книжка» для учащихся 1 б класса? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно ...
Урок обучения грамоте "Мои первые книжки" 1 класс
Фомирование первоначального представления о жанрах в литературе (рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках; развитие читательских умений, расширение кругозора, пополне...
Конспект урока "Мои первые книжки" УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению "Мои первые книжки" в 1 классе. УМК "Перспектива"....
Урок обучения грамоте.Мои первые книжки.
Мои первые книжки....