презентация к уроку "Дед Мазай и зайцы" в 1 классе
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

урок по литературному чтению в  классе по программе "Начальная школа  века"  с конспектом, презентацией и тестом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 15

с  углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Н. А. Некрасов

«Дедушка Мазай

 и зайцы».

Открытый урок по литературному слушанию  

в 1 «а» классе

для МО учителей начальных классов

Учитель Багманова З. Т.

Оборудование:

  • Литературное чтение: Учебник.\ Сост. Л. А. Ефросинина  – М.: Вентана-Графф, 2012 (Начальная школа ХХI века),
  • Литературное чтение»: рабочая тетрадь- М.: Вентана-Графф, 2012. (Начальная школа ХХI века),
  • портрет Н. А Некрасова,
  • книги со стихотворениями Н. А. Некрасова,
  • магниты, мел, листы, цветные карандаши, проигрыватель, запись стихотворения в исполнении  актера театра.

Цели урока:

  • Формировать представление  учащихся о творчестве Н. А. Некрасова, познакомить со стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы»; раскрыть идею и смысл стихотворения; навыки анализа поэтического текста; расширять и пополнять словарный запас детей, помочь проникнуть в настроение произведения.
  • Учить определять отношение автора к герою и описанным событиям. Развивать творческое воображение, речь, память, наблюдательность, эмоциональное чувствительное отношение к произведению, умение взаимодействовать с окружающим миром людей и природы.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе, животным, человеку, потребность в добрых делах и поступках, в сочувствии и сопереживании; помочь нравственно правильно относиться ко всему окружающему.

Ход  урока.

1.  Организационный момент.

2 .  Артикуляционные упражнения.

  • Пропеть: а у и я о е ю.
  • Упражнение на развитие интонации.

- Прочитать пословицу про себя, затем хором (слайд 1 : Жизнь дана на добрые дела.)

- Проговорить её с вопросом, удивлением, потом с гордостью  (опрашиваю несколько учеников).

3.  Знакомство с краткой биографией  и   творчеством поэта. (на доске портрет поэта).

Эпиграф (записан на доске).Зачитываю эпиграф, обращаю внимание детей на портрет поэта.

"...Не небесам чужой отчизны

я песни родине слагал!"

-  Великий русский поэт родился в семье помещика. Его отец был грубым человеком, жестоко обращался с крестьянами, обижал жену. Маленький Некрасов видел как плакала его мама, которую он сильно любил; ей написал он в 7 лет свои первые стихи. В деревне, неподалёку от Волги, среди бесконечных полей и лугов будущий поэт провёл своё детство. Когда мальчик учился в гимназии, он очень много читал; особенно любил стихи А. С. Пушкина. Очень рано он и сам стал писать. К 16 годам у него уже была целая тетрадь своих стихов. В 17 лет Некрасов против воли отца поступил в Петербургский университет. Работал он много: писал статьи для газет и журналов. "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою,"- так говорил сам поэт. И действительно, хотя он жил более 100 лет назад, своими стихами он служит русскому народу до сих пор. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”.

4.  Словарно-лексическая  работа.

- Прежде чем мы познакомимся с самим стихотворением, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова и выражения, которые нам встретятся. Многие из этих слов сейчас уже не употребляются в нашей речи или употребляются крайне редко, но понимать их нужно.  (слайд2)

Дичь - дикие птицы и животные как предмет охоты.

Кабы - если бы.

Силки - петли для ловли птиц и мелких животных, небольшая сетка.

Гинут - гибнут.

Багор - шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Аршин - старинная русская мера длины = 71 см.

Сажень - старинная русская мера длины = 213 см (3 аршина)

Гуторя - разговаривая.

Зипун – крестьянская верхняя одежда  из грубой толстой  ткани.

Потеха - забава, развлечение.

Дали стречка - быстро убежали.

Половодье - весенний разлив реки от таяния снега.

Измокли – промокли.

Малые Вежи — деревня в Костромской губернии, где часто охотился Некрасов.

Дупель — болотная птица с длинным тонким клювом.
...вода понимает... — заливает в половодье (от «поемные», «пойменные», то есть заливные луга).
Венеция — город на севере Италии, построенный на островах.
Пуделять — промахиваться при стрельбе.
Затравка — приспособление и средство для воспламенения пороха в ружьях, заряжаемых с дула: запал.

5.  Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно слушать стихотворение, а пока разминка. (проводят два ученика)(слайд 3)

                                         Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

6.  Вступительное слово к стихотворению. (Звучит музыка.)

- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным стихотворением Николая Алексеевича Некрасова  "Дедушка Мазай и зайцы".

Это стихотворение состоит из 2 частей. В 1 части говорится о том, что в деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай  одинокий и бесконечно добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Некрасову нравилась эта деревенька и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам. Его неизменным спутником был дед Мазай, который знал много забавных рассказов. Однажды, когда поэт и дед Мазай были на охоте, пошёл сильный дождь. Они спрятались в сарае и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Он лег в основу 2 части стихотворения.

      В основу стихотворения положены реальные факты. Некрасов был хорошо знаком с крестьянином Мазаем, нередко бывал в его доме и часто вместе с ним ходил на охоту. Поэту удалось воспроизвести удивительно привлекательный и обаятельный образ дедушки Мазая, человека мудрого, доброго, отзывчивого и рассудительного, стремящегося прийти на помощь любому живому существу. Мазай ратует за разумное отношение ко всему живому и считает, что нельзя убивать животных, пользуясь их беспомощным положением. Он убежден, например, что не следует охотиться на зайцев в неположенное время («Я их не бью ни весною, ни летом, / Шкура плохая, — линяет косой...»). Иное дело зимой, когда охота становится для крестьянина средством существования.
     “Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки”. 

7.  Пеpвичное прослушивание стихотворения. (звучит запись стихотворения в исполнении актера театра)

Вопросы и задания:

- В какое время года происходит событие?

- Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение, о чём думали?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Что произвело на вас особое впечатление?

- Как Мазай в течении всего рассказа называет зайцев? О чём это говорит?  

-Почему он не охотится на зайцев?

- Как дед поступил с теми зайцами, которые не смогли убежать?

-Как сам автор относится к Мазаю?

-Как бы вы поступили, если бы оказались на месте деда Мазая?

-Определить какими чертами xapaктера обладает дед Мазай. (слайд4: добрый, находчивый, злой, смелый, внимательный, трусливый, заботливый, справедливый, вредный.) ( Учащиеся дают ответ  и доказательно объясняют свой выбор.) (на слайде остаются только слова, выбранные детьми)

 8.   Моделирование обложки стихотворения.

( Дети работают на  листочках, а учитель  на доске составляет модель обложки стихотворения.) Работа с моделью стихотворения.(слайд 5)

          Автор (заменитель)

            Жанр и тема.

                                                                   Стихотворение о природе.                   Название

                                                                   (заменитель)                                          произведения.

          Заголовок (заменитель)

10. Физкультминутка.

(Зарядка для глаз.)(слайд 6)

11. Чтение учащимися отрывка из второй части стихотворения (работа по учебнику и в рабочей тетради).

а)  Чтение отрывка в учебнике  из стихотворения на с. 129.

б)  Выполнение упражнения 1 в рабочей тетради на с. 53 (читаем).

 

12. Заключительная беседа. (работа  в рабочей тетради).

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-  Выполнение упражнения 3 в рабочей тетради на с. 54 (читаем и подчёркиваем совет дедушки Мазая).

-  Выполнение упражнения 4 в рабочей тетради на с. 54 (находим слова, которые «спрятались» и записываем их).

-  Вы все назвали деда Мазая добрым человеком. А какие добрые дела делали вы?  

- Доброе и злое есть в окружающем нас мире. Как мы узнаем злого человека? Чем отличаются  добрые люди от злых?

13.  Итог урока. Рефлексия.

Ответы на вопросы:

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, слушая  стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

Задание на дом: Дорисуй и раскрась картинку в рабочей тетради на с. 53.

(Слайды 7, 8,  9.)

P.S.       В 15 километрах от Ярославля, у старинного села, на высоком холме, вдоль Московско-Ярославского шоссе располагается усадьба Карабиха. Это единственная дворянская усадьба, сохранившая свой прежний архитектурный облик. Более 60 лет здесь существует музей-заповедник, посвященный великому поэту. В 1999 году в одном из старинных зданий музея-усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха» поселились литературные герои стихов великого русского поэта.  В июле 2009 года готовится 42 Всероссийский  Некрасовский Праздник  поэзии.  «Музей Деда Мазая» - стал первым в Ярославской области  интерактивным музеем для самых юных посетителей - детей от 5 до 12 лет. В 2009 году ему исполняется 10 лет. Музей был создан на средства гранта Президента РФ.    Дед Мазай и зайцы в Царицыно.           Картина из соломки.      Богородская резьба.



Предварительный просмотр:

Тест «Проверь себя»

1. Отметь фамилию автора произведения.

          В. Чаплина

          Н. Некрасов

          Н. Носов

2. Отметь жанр произведения.

          сказка

          рассказ

           стихотворение

3. Отметь тему произведения.

          о природе

          о детях

          о Родине

4. Как называется  произведение? Отметь правильный вариант ответа.

          «Весенняя гроза»

          «Тихая сказка»

          «Дедушка Мазай и зайцы»

5. В какое время года происходит событие?

          весной

          летом

          осенью

6. Что означает слово половодье? Отметь правильный вариант ответа.

          разлив реки из-за прорыва дамбы

          разлив в устье реки

          весенний разлив реки от таяния снега

7. Зачеркни лишнее слово.

    Дед Мазай был добрым, находчивым, вредным, смелым, заботливым.

8. Напиши ответ: Для чего поэт написал это стихотворение?

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель Багманова З.Т., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

Слайд 2

Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дана на добрые дела? Жизнь дана на добрые дела!

Слайд 3

Словарная работа дичь - дикие птицы и животные как предмет охоты. кабы - если бы. силки - петли для ловли птиц и мелких животных, небольшая сетка. гинут - гибнут. багор - шест, длинная палка с металлическим крюком и острием; аршин - старинная русская мера длины = 71 см. сажень - старинная русская мера длины = 213 см (3 аршина) гуторя - разговаривая. зипун – крестьянская верхняя одежда из грубой толстой ткани. потеха - забава, развлечение. дали стречка - быстро убежали. половодье - весенний разлив реки от таяния снега. измокли – промокли. Малые Вежи — деревня в Костромской губернии, где часто охотился Некрасов. дупель — болотная птица с длинным тонким клювом. … вода понимает… — заливает в половодье (от «поемные», «пойменные», то есть заливные луга). Венеция — город на севере Италии, построенный на островах. пуделяь — промахиваться при стрельбе. затравка — приспособление и средство для воспламенения пороха в ружьях, заряжаемых с дула: запал.

Слайд 4

Физкультминутка Зайка. Скок – поскок, скок – поскок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.

Слайд 5

Модель обложки Автор ( заменитель) зелёный Жанр и тема. Стихотворение о природе. Название (заменитель) произведения. Заголовок (заменитель) зелёный

Слайд 6

Зарядка для глаз

Слайд 7

Музей-усадьба Н. А. Некрасова В 15 километрах от Ярославля, у старинного села, на высоком холме, вдоль Московско-Ярославского шоссе располагается усадьба Карабиха. Это единственная дворянская усадьба, сохранившая свой прежний архитектурный облик. Более 60 лет здесь существует музей-заповедник, посвященный великому поэту. В 1999 году в одном из старинных зданий музея-усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха» поселились литературные герои стихов великого русского поэта. В июле 2009 года готовится 42 Всероссийский Некрасовский Праздник поэзии. «Музей Деда Мазая» - стал первым в Ярославской области интерактивным музеем для самых юных посетителей - детей от 5 до 12 лет. В 2009 году ему исполняется 10 лет. Музей был создан на средства гранта Президента РФ.

Слайд 8

Дед Мазай и зайцы в Царицыно

Слайд 9

Картина из соломки

Слайд 10

Богородская резьба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....

Презентация к уроку ИЗО: "Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы""

Презентация поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"".В презентации содержатся иллюстрации художнико...

Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов.

Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов....

Презентация "А.Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "А.Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" к УМК "Школа России" Климанова...

Презентация к уроку "Дед Мазай и зайцы"

Презентация к уроку "Дед Мазай и зайцы"...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

Презентация Дедушка Мазай и зайцы Н.Некрасова в 3 классе по программе "Школа России"...