Урок литературного чтения Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»
план-конспект урока по чтению по теме

конспект урока литературного чтения. С. Есенин "Черёмуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никанорова Н.М.,

ГБОУ СОШ №630 г. Санкт-Петербурга

Урок  литературного чтения

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

(3 класс)

      Цель: показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

      Задачи:

 Развивать критическое мышление учащихся:

а) внимание к авторскому слову;

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход  урока

1.Проверка домашнего  задания.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.  

Учитель.

        Внимательно прослушайте отрывки из стихотворений С. Есенина, которые прочитают дети. Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет эти два отрывка?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

       Дети высказывают свои мнения, обосновывая свои ответы. В результате делается вывод, что общим в этих стихотворениях является то, что  автором их является С. Есенин, дано описание природы во время зимы.

      Учитель.  Как вы думаете, есть ли у Сергея Есенина стихи, посвященные другим временам года? Кто из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?

       Дети высказывают свои мнения.  будем  знакомиться со стихотворением С. Есенина о природе: об одном из четырех времен года.

         Учитель.   Сегодня на уроке мы встретимся с весной.  Точнее, совершим путешествие во времени.  Время – это непрерывное движение. Оно не стоит на месте. Почему? Приведите примеры движения времени.

       Дети высказывают свои мнения. Заслушиваются предположения детей.

На смену дню приходит ночь. За летом непременно приходит осень.

 Минута сменяют минуту.

          Учитель. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? В нашем случае – весну в движении.

          Заслушиваются противоположные точки зрения.

    Учитель.  Дать окончательный ответ мы сможем только в процессе урока  после знакомства со стихотворением С. Есенина. Для этого нам необходимо быть очень внимательными и стараться выполнить все задания.      

           

            Предлагаю вам отгадать загадку, которая окончательно определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

             Слайд 1 - загадка 

            Будто снежный шар бела

          По весне она цвела

    Нежный запах источала

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна.

           Слайд 2 – изображение цветущей черемухи

     Учитель.  Попробуйте сформулировать тему урока, отметив всё, о чём мы говорили.

            Дети высказывают свои мнения. Формулируется тема урока.

     Слайд 3 – тема урока

     Слайд 4 – портрет С. Есенина.

     3. Поиск решения. –  этап усвоения новых знаний.

      Учитель. Какие стихи Есенина вы уже читали?

       Дети.  «Белая береза»,  «Поет зима,  аукает», «С добрым утром»

     3.1. Знакомство с биографией С. Есенина.

     Ученики рассказывают о С.А. Есенине.

    Слайд 5 -  село, дом Есенина

    Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе    Константиново Рязанской  области.

   Слайд 6 -  родители поэта  

           Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

           Слайд 7 – школа

         Учился маленький Сережа в местной Клепиковской школе.

   Слайд 8 – картины природы, первый сборник стихов

          А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.    Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

            Слайд 9 – памятник Есенину

              Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. В нём установлен вот этот памятник поэту.

  3. 2. Анализ стихотворения «Черёмуха»  

          Слайд 10 – аудиозапись стихотворения

          Учитель.  Послушайте стихотворение.  Постарайтесь почувствовать  состояние природы, которое передает поэт.

           Слайд 11 -  

           Учитель.  Какие картины   предстали перед вами при прослушивании стихотворения? Какие чувства они вызвали у вас?  

            Выберите на слайде из представленных  те словосочетания, которые соответствуют вашему настроению. Есть ли на ваш взгляд «лишние», не соответствующие настроению стихотворения?

            Дети выбирают, называют лишнее

  • Любовь к природе
  • Восторг от красоты цветущей черёмухи
  •  Грусть от увядания природы
  • Радость от встречи с природой

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарная работа.

             Учитель. Прочитайте  текст самостоятельно, подчёркивая карандашом непонятные слова и выражения.  После чтения уточним значение этих слов.

      Слайд 12 – медвяная роса- ароматная, с запахом меда;

      Слайд 13 – проталины, место,  где стаял  снег и открылась земля;

              Слайд 14 – зелень пряная –  травы с острым  ароматным запахом;  

 Слайд 16 – волна гремучая -  шумная,  издающая громкие звуки;

 Аудиозапись журчания ручья.

Физкультминутка

      Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

      Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

     В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

     Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

     Анализ стихотворения

      Учитель. Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

 А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

       Дети. Можем научиться выразительно читать.

             Учитель.  Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ.

               Слайд 17 - черемуха

        Учитель.  Прочитайте первые 2 строфы. Чей образ рисует автор?

         Дети.  Образ черёмухи.

         Учитель. Какие слова использует автор?

          Дети. Черёмуха душистая, ветки золотистые.

 

 

-Почему золотистые?

( Блестят в лучах солнца)

- С чем сравнивает автор ветки дерева.

( с кудрями)

 (спросить 2  учащихся)

-Как автор говорит про росу?

-А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

-Там  «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

-Значит, в какое время уток автор увидел черемуху?

(утром)

- С кем можно сравнить черемуху?

- С каким чувством будем читать?

-Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

-Прочитайте 3 четверостишье.

- Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

- Как вы представляете этот ручеёк?

( Он очень маленький быстрый, чистый)

-С кем можно сравнить ручеек?

-Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

-Прочитайте строки до конца.

-Почему автор снова обращается к образу черемухи?

( Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

-Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

-Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

-О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

-О чем хотел нам сказать автор?

(о красоте родной природы)

-Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

- Кто желает поделиться результатом своего труда на уроке?

Рефлексия.

-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

 Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

-Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

-Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

-Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

                                     

                                     

Помощь при написании синквейна

1 строка - черёмуха

2 строка - яркая, чудесная, пышная,      красивая, ароматная, молодая, цветущая, душистая

3 строка - украшает, освежает, раскинулась, царствует, слепит, ласкает, волнует, будоражит, радует

4 строка - Заставляет волноваться. Благоухает всё вокруг. От её запаха кружится голова. Заставляет моё сердце трепетать.

             

5 строка - весна, красота, волшебница, красавица, чудо, царица, праздник

Работа с поэтической лексикой

1. Прочитать стихотворение

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание.                        (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.  

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

- Почему о дереве говорится как о цветке?

- Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

- Почему автор использует такое сравнение?

Метафора  - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение -  это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

Черемуха, ручей

- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)

- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)

- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

  1. Итог урока. Домашнее задание

- Удалось вам почувствовать весну?

- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

- Какую загадку стихотворения мы разгадали?

-  Дома выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...

Урок литературного чтения "Образы березы в стихотворениях Есенина, в живописи и музыке"

Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО в 3 классе ( программа "Школа XXI века"). Урок универсален, может быть адаптирован для любого УМК....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"...

Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»

Познакомить с творчеством и стихотворением С. Есенина «Черемуха» , совершенствовать умения выразительно читать стихи....

Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»

Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...