Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53-Учебный центр»
"Рекомендована" МО учителей начальных классов Руководитель МО__________________ Протокол № _____ от "_____"____________201__ года |
| " Принята" педагогическим советом__________________ Протокол № _____ от "_____"____________201__ года |
| " Утверждена" приказом директора МБОУ «СОШ №53-Учебный центр» Приказ № ______ от "_____"____________201__ года |
Рабочая программа
по предмету «литературное чтение»
на 2015-2016 учебный год
4 «А» класс
Количество часов по программе:
5 часов в неделю
Общее: 170 часов
Разработана учителем начальных классов О.В. Судариковой
на основе программы Л.А.Ефросининой по литературному чтению
системы учебников «Начальная школа XXI века»
КУРСК
2.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2013.
Курс литературного чтения помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Место курса в учебном плане: 5 часов в неделю. Всего 170 часов.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого,коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ценностные ориентиры содержания.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает
огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
3. Учебно – тематический план.
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Произведения фольклора | 14 |
2 | Мифы | 7 |
3 | Басни | 12 |
4 | В.А.Жуковский | 8 |
5 | А.С.Пушкин | 9 |
6 | М.Ю.Лермонтов | 7 |
7 | П.П.Ершов | 5 |
8 | В.М.Гаршин | 5 |
9 | Н.Г.Гарин-Михайловский | 7 |
10 | Произведения зарубежных писателей | 17 |
11 | В мире книг | 5 |
12 | Л.Н.Толстой | 7 |
13 | А.А.Блок | 3 |
14 | К.Д.Бальмонт | 6 |
15 | А.И.Куприн | 6 |
16 | И.А.Бунин | 5 |
17 | С.Я.Маршак | 12 |
18 | Н.А.Заболоцкий | 8 |
19 | Н.М.Рубцов | 6 |
20 | С.В. Михалков | 5 |
21 | Юмористические произведения | 4 |
22 | Очерки | 6 |
23 | Путешествия. Приключения.Фантастика. | 6 |
Итого | 170 |
4.Содержание программы
4 класс (170 ч)
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. .
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание
собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачичтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение
мечты парода.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определенную тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа вбиблиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержательная линия | Результаты освоения ООП НОО | |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | Выпускник научится: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык; • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. Без использования терминологии. | |
Раздел «Творческая деятельность» | Выпускник научится: • читать по ролям литературное произведение; • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана); • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Выпускник получит возможность научиться: • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; • способам написания изложения. | |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | Выпускник научится: • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • отличать прозаический текст от поэтического; • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); • определять позиции героев и автора художественного текста; • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). | |
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия» | Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | |
Раздел «Познаватель ные универсальные учебные действия» | Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | |
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия» | Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве от личные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
6. Планируемые результаты изучения предмета.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных статей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрении и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержание конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится формирование:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
7. Система оценки планируемых результатов освоения программы
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
С учетом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности:
в 4 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 90 слов в минуту (вслух) и 110 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.
Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения существуют задания разных видов:
– тесты по изученному произведению, теме, разделу;
– тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
– диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
– тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;
– тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 4-го класса);
– комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце года);
Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.
Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного поставить факты и сделать выводы; может составить р.к сказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые Чисти прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения Прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 70 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» — ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Примерный план-график проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
I полугодие | ||
Навык чтения вслух. Текущая проверка | Сентябрь | |
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия | |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти | |
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Декабрь | |
Тест (вид текущей проверки) | Март | |
Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Апрель | |
Тест (вид итоговой проверки ) | Май | |
Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка | В конце года |
8.Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока. | Тип урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | УУД | ||||
Произведения фольклора(14 часов) | |||||||||
1 2-3 | Сказки, легенды, былины. | 1 | Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки. | различать жанры фольклора; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | ||||
Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк» | 2 | ||||||||
4-6 | Виды сказок. «Марья Моревна» русская народная сказка | 3 | |||||||
7 | Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былина «Волх Всеславович» | 1 | Былина – жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. | анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды выделять основную мысль произведения понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей. | ||||
8-9 | Легенда о граде Китеже | 2 | |||||||
10 | Легенда о покорении Сибири Ермаком | 1 | |||||||
11 | Слушание и работа с детскими книгами. Библейское предание «Блудный сын» | 1 | |||||||
12 | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
| 1 | Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер | выделять основную мысль произведения, находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | ||||
13 | Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» | 1 | Сравнение героических песен и былин. Особенности образов и героев фольклорных произведений. | выделять исторические факты, выразительно читать народные песни | |||||
14 | Обобщение по разделу «Проверьте себя» | 1 | Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | работать самостоятельно | |||||
МИФЫ (7 часов) | |||||||||
15-16 | Слушание и работа с детскими книгами Древнегреческие мифы"Арион". "Дедал и Икар" | 2 | Особенности древнегреческих мифов. Главная мысль. Герои мифов | отличать миф от легенд и сказок, выделять основную мысль произведения | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | ||||
17 | Слушание и работа с детскими книгами Славянский миф "Ярило-солнце». | 1 | Особенности славянского мифа (язык, герои). Сравнение славянского мифа «Ярило - Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» | ||||||
18 | Слушание и работа с детскими книгами Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи" | 1 | |||||||
19 20-21 | Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка " Обобщение по разделу . | 3 | |||||||
Басни (12 часов) | |||||||||
22 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). | выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России
| ||||
23 24 | И. И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» | 2 | |||||||
25 | И.И. Хемницер «Друзья». | 1 | Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. | понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни | |||||
26 | Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»
| 1 | |||||||
27 | А.Е.Измайлов «Кукушка»
| 1 | Сравнение басен И. А. Крылова, | ||||||
28 29 | И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»
| 2 | Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения. | уметь пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация) | Анализировать, сравнивать, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | ||||
30 31 | Басня А.Е.Измайлова «Лестница» И.А.Крылов «Осёл и соловей» | 2 | Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради. | понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | ||||
32 | Обобщение по разделу И.И.Дмитриев «Муха» | 1 | |||||||
33 | Русские баснописцы. Конкурсы: "Знаток басен", "Лучший чтец басен" | 1 | |||||||
Василий Андреевич Жуковский (8 часов) | |||||||||
34 | В.А.Жуковский «Песня», «Ночь» | 1 | Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) | находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения; | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | ||||
35 | Слушание и работа с книгами В.А. Жуковский «Вечер», Загадки | 1 | |||||||
36-37 38 | Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»
| 3 | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. | слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения | Принимать и сохранять учебную задачу. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | ||||
39-40 41 | Слушание и работа с книгами. Сказки В.А.Жуковского.
| 3 | Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…»А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль) | составлять план, кратко пересказывать по плану, моделировать обложку характеризовать героев, умение пользоваться выразительными средствами чтения | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | ||||
Александр Сергеевич Пушкин (9 часов) | |||||||||
42 | А.С.Пушкин «Осень» Представление об эпитетах. | 1 | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение, эпитет. | определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям | принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; строить речевое высказывание в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||||
43 44 | А.С.Пушкин «И.И. Пущину», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). | 1 | Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина. | определять интонационный рисунок; сравнивать эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть | |||||
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
| 1 | ||||||||
45-47 | Слушание и работа с детскими книгами А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». | 3 | Словарь Даля: справка об А.С. Пушкине Произведения А. С. Пушкина в детских журналах. | наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | |||||
48-49 | Слушание и работа с детскими книгами. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
| 2 | Жанровое разнообразие произведений А.С. Пушкина. . | понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями | |||||
50 | Библиотечный урок «Наш Пушкин» | 1 | |||||||
Михаил Юрьевич Лермонтов( 7 часов) | |||||||||
51 | Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус". | 1 | Выразительное чтение. Работа с текстами стихотворений. Эпитеты, рифма, строфы. | выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга» Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | ||||
52 | Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…", «Под ним струя светлей лазури..» | 1 | Тема чтения Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения. | определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | |||||
53-55 | Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка. | 3 | |||||||
56 | Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтов "Казачья колыбельная песня". | 1 | Народные и литературные колыбельные песни. | работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | ||||
57 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | |||||||
Петр Павлович Ершов(5 часов) | |||||||||
58-59 60 | Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок" | 3 | Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки. Наблюдение над особенностью стихотворных строк. | характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки. Наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; строить речевое высказывание в устной форме | ||||
61 | П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?". | 1 | |||||||
62 | Проверь себя. Тема: «Русские поэты» Всеволод Михайлович Гаршин (5 часов) | 1 | |||||||
63-64 65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
| 3 | Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение) | делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Различать главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | ||||
66-67 | Слушание и работа с детской книгой. | 2 | Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | ||||||
Николай Георгиевич Гарин- Михайловский (7 часов) | |||||||||
68-69 | Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | 2 | Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник | авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя. | строить речевое высказывание в устной форме, | ||||
70- 71 | Слушание детских книг и работа с ними. К.М. Станюкович «Максимка», | 2 | Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. | Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию | ||||
72-74 | Слушание детских книг и работа с ними Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | 3 | |||||||
Произведения зарубежных писателей (17 часов) | |||||||||
75-76 77 78 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 4 | Работа с текстом каждой главы. Образ Козетты. | приключенческая повесть: главы, абзацы, смысловые части | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | ||||
79-80 81 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 3 | Особенности приключенческой повести: юмор, герой повести - ребенок, особенности языка. Образ главного героя. | ||||||
82 83 84 | Слушание и работа с книгами. М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»
| 3 | М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей. | Характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | ||||
85 86 87 88 | Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». | 4 | Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора. Работа с книгами – справочниками. | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | ||||
89 | Х.К.Андерсена "Дети года". | 1 | Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена. | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | |||||
90 | Слушание и работа с книгами.Андерсена «Самое невероятное» | 1 | Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Характеризовать изученные произведения | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||||
91 | Викторина «Сказки Х. – К. Андерсена»
| 1 | Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса». | ||||||
В мире книг ( 5 часов) | |||||||||
92 | Литературное наследие Древней Руси. «Деятельность Ярослава» ( похвала книгам) | 1 | Получить знание о житие как жанре древнерусской литературы.Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов. Понимать основное содержание текста | понимать основное содержание текстов, давать оценку поступкам героев, самостоятельно работать с книгами дополнительного чтения. Называть жанры литературы Древней Руси, определять главную мысль | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Принимать и сохранять учебную задачу. | ||||
93 | Слушание и работа с книгами Повесть о Никите Кожемяке. Наставления Ярослава Мудрого | 1 | |||||||
94 | Слушание и работа с книгами. Повесть о Константине и Мефодии. | 1 | |||||||
95 | Слушание и работа с книгами «Повесть временных лет» - литературный памятник. детям. Вещий Олег. | 1 | |||||||
96 | Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | |||||||
Лев Николаевич Толстой (7 часов) | |||||||||
понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Различать способ и результат действия, планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей | ||||||||
97 | Сюжет рассказа Л.Н.Толстого "Акула". | 1 | Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод. | ||||||
98 | Авторская сказка «Два брата». | 1 | Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||||
99 | Повторение понятий «басня», «мораль» Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной» | 1 | Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали. | Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении. Применять умение работать с текстом, характеризовать героев высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | ||||
100 | Л.Н.Толстой «Черепаха». | 1 | Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев. | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Понимать точку зрения другого. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Формулировать собственное мнение и позицию | |||||
101 | . Л.Н. Толстой «Русак». | 1 | Рассказ - повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи. | ||||||
102 | Былина. Л.Н. Толстой «Святогор-богатырь» | 1 | Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. | ||||||
103 | Обобщение по разделу. Книжная полка. | 1 | |||||||
Александр Александрович Блок (3 часа) | |||||||||
104 | Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия". | 1 | Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение. Позиция автора. Интонационный рисунок. Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе). | Применять умение работать с книгой, анализировать содержание | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «мир». Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | ||||
105 | А.А.Блок "Рождество". | 1 | |||||||
106 | Слушание и работа с детскими книгами. Исторические события в стихотворении А.А.Блока "На поле Куликовом". | 1 | |||||||
Константин Дмитриевич Бальмонт (6 часов) | |||||||||
107 | Стихи о Родине К.Д.Бальмонт "Россия" | 1 | Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения. | Слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе). Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию | ||||
108 | Образы родной природы в стихотворениях К.Д. Бальмонта «К зиме», «Снежинка» | 1 | Эпитеты, сравнение, олицетворение. Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора. Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение. | ||||||
109 | Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт «Камыши», "У чудищ""Как я пишу стихи". | 1 | |||||||
110 111 | Слушание и работа с детскими книгами Эпитеты в стихах. К.Д. Бальмонт «Русский язык» К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» | 1 1 | |||||||
112 | Проверь себя. Стихи русских поэтов. | 1 | |||||||
Александр Иванович Куприн (6 часов) | |||||||||
113-114 115 | «Скворцы» А.И.Куприн. Авторская точка зрения. | 3 | Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выставка книг с легендами русских писателей. Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении. Сравнивать произведения разных авторов на одну тему. | Применять умение работать самостоятельно Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | ||||
116-117 | Отличительные черты легенды. А.И. Куприн «Четверо нищих» | 2 | |||||||
118 | Обобщение по разделу "Проверьте себя" | 1 | |||||||
Иван Алексеевич Бунин (5 часов) | |||||||||
119 120 | И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство". | 2 | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений. | Определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Принимать и сохранять задачу, формулировать собственное мнение и позицию. Строить речевое высказывание в устной форме | ||||
121 | И.А.Бунин "Листопад"(отрывок). | 1 | Литературоведческие понятия. | ||||||
122 | Слушание и работа с детскими книгами. К.И.Чуковский "Н.А.Некрасов". | 1 | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин", К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов» | Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | |||||
123 | "Проверьте себя". "Страничка книгочея" Обобщение по изученным разделам | 1 | Показать уровень сформированности читательских умений и навыков | Принимать и сохранять учебную задачу | |||||
Самуил Яковлевич Маршак (12 часов) | |||||||||
124 125 | С.Я.Маршак "Словарь", Слушание и работа с детскими книгами «Загадки», «Зеленая застава». | 2 | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения. Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины Различать жанры произведений Маршака. | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Понимать точку зрения другого. Адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию.
| ||||
126 127 128 129 | Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (избранные картины) | 4 | Структура произведения – пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Инсценирование отдельных эпизодов. | ||||||
130-131 | Слушание детских книг и работа с ними. С.Я. Маршак «Сказка про козла». | 2 | |||||||
132 | С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс "В горах мое сердце…" ( Перевод С.Я.Маршака). | 1 | Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой. | ||||||
133 134 | Слушание и работа с книгами С.Я.Маршак "Ледяной остров". | 2 | Самостоятельное выполнение заданий. | Определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм | Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
135 | Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик». | 1 | Игра «По страницам книг С.Я.Маршака Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки". | ||||||
Николай Алексеевич Заболоцкий (8 часов) | |||||||||
136 | Н.А.Заболоцкий "Детство". | 1 | Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | строить речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||
137 138 | Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Слушание и работа с книгами Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу». | 1 1 | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение) Показать уровень сформированности читательских умений и навыков | ||||||
139- 140 141 | Слушание и работа с книгами В. П. Катаев «Сын полка»
| 3 | Определение темы, комментирование заглавия. | Анализировать произведение, определять точку зрения автора | Различать способ и результат действия | ||||
142 143 | Слушание и работа с книгами К.М. Симонов. «Сын артиллериста» | 2 | |||||||
Николай Михайлович Рубцов (6 часов) | |||||||||
144 | Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы". | 1 | Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы. | Высказывать свое мнение о прочитанном, | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию. | ||||
145 | Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина", Слушание и работа с книгами "Ласточка". | 1 | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения. | ||||||
146 147 148 | Слушание и работа с книгами. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | 3 | Обобщение по изученным разделам. Отбор произведений по заданной теме – «О Родине» - из изученных произведений. | Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям | Формулировать собственное мнение и позицию, планировать свои действия в соответствии с планом | ||||
149 | Слушание и работа с книгами А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | 1 | |||||||
Сергей Владимирович Михалков(5 часов) | |||||||||
150 | Произведения С.В.Михалкова "Школа". | 1 | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста. Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | Уметь пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация). | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | ||||
151 | С.В.Михалков "Хижина дяди Тома | 1 | |||||||
152 | Слушание и работа с книгами С.В.Михалков «Как бы жили мы без книг?», Любитель книг». | 1 | |||||||
153 | Басни С.В.Михалкова "Зеркало", Слушание и работа с книгами «Чужая беда». | 1 | |||||||
154 | Слушание и работа с книгами. С.В. Михалков «Как старик корову продавал» (сказка). | 1 | Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал». | ||||||
Юмористические произведения (4 часа) | |||||||||
155 | Н.Н.Носов "Федина задача". | 1 | Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям | Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
156 | Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания». | 1 | |||||||
157 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | Сравнение произведений И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки. | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | ||||
158 | Слушание и работа с книгами. А.М. Горький «Пепе». | 1 | |||||||
Очерки (6 часов) | |||||||||
159 | . И.С.Соколов -Микитов "Родина", Слушание и работа с книгами М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна". | 1 | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). | Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, комментировать заглавие, основную мысль, эпитеты, сравнения выразительно читать | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | ||||
160 | Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Н.Шер "Картины-сказки" | 1 | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | |||||
161 | Слушание детских книг. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди», Ю.Я. Яковлев «Право на жизнь». | 1 | Работа с очерками, выделение их особенностей Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель». | Строить речевое высказывание в устной форме | |||||
162 | Слушание детских книг. М. Горький «О книгах», «О сказках». | 1 | |||||||
163 | Слушание детских книг. В.М. Песков «В гостях у Сетон- Томпсона» | 1 | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | ||||
164 | Слушание детских книг. Э.Сетон –Томпсон «Виннипегский волк» | 1 | |||||||
Путешествия. Приключения. Фантастика ( 6 часов) | |||||||||
165 | Н.П.Вагнер «Фея Фантаста». | 1 | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям | Принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия | ||||
166 | Н.П.Вагнер «Береза». | 1 | |||||||
167 | Слушание и работа с детскими книгами. Н. П. Вагнер «Руф и Руфина» | 1 | Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания. | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |||||
168-169 | Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | 2 | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям). | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | |||||
170 | Слушание детских книг. .В.М. Рыбаков «О книге Дж. Свифта», | 1 |
9.Учебно- методические средства обучения.
Литературное чтение 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. /Л.А.Ефросинина –М:Вентана-Граф, 2013
Литературное чтение 4 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. /Л.А.Ефросинина –М:Вентана-Граф, 2013
Литературное чтение 4 класс: Рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. /Л.А.Ефросинина –М:Вентана-Граф, 2013
Настольная книга учителя начальной школы / Авт. – сост. И.А. Петрова и др.; Под ред. И.А. Петровой. – М.; ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2003.
Беседы с учителем: 4 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.Вентана – Граф, 2007.-384 с.- (Начальная школа XXI века)
Тишурина, О. Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина.- 7 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-87,(1)с.: ил.
Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя)
Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.
Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. /В.Г.Гороцкий, Л.И.Тикунова – М:Дрофа, 2009.
10.Материально-технические средства для реализации программы.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
1.Основные средства обучения:
2. Дидактические пособия:
3. Методические материалы для учителя:
4. Электронные образовательные ресурсы:
| В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.) В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам. В книгах рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников |
Печатные пособия | |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. |
|
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер лазерный. | |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведении. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома |
Игры и игрушки | |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...