Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
тест по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии:
- с требованиями ФГОС НОО;
- с Примерной программы по литературному чтению М: "Просвещение", 2010;
- с программой, разработанной В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой
Расчитана на 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literaturnomu_chteniyu_4_kl_lukomskaya_sv.odt | 59.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Укромновская школа»
Симферопольского района Республики Крым
297536, ул. Путилинская, 24, с. Укромное, Симферопольский район, Республика Крым
тел. (0652) 322-233, e-mail: ukromnoe_2012@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО ______________________цикла Протокол № от ___________ Руководитель МО: | СОГЛАСОВАНО Замдиректора поУВР: Белокриницкая О.Н. ____________________ «___»__________ 2015г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Приказ от _______ № _____ Лесникова Е.В. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Литературное чтение» (4 класс)
Класс: 4-б
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы 2015 /2016 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102 ч/год; 3 ч/неделю
Планирование составлено
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению (М.: «Просвещение», 2010) и на основании программы разработанной В.Г. Горецким, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой. (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»/ М.: «Просвещение», 2009)
Учебник Литературное чтение. 4класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2ч. М.: Просвещение, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса на 2015– 2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (Министерства образования и науки РФ),М.- Просвещение 2010г, Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 класс , ФГОС научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.Г. Горецкий и др, Москва, «Просвещение» 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 -2014 учебный год, базисного учебного плана 2004 года, по которому работает школа.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Литературное чтение» 4 класс, авторы Климанова, Горецкий, Москва «Просвещение» 2013 год ,
Рабочая тетрадь Литературное чтение» 4 класс , авторы Климанова, Горецкий, Москва «Просвещение» 2013 год
Цели обучения:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о дружбе, правде и ответственности.
Задачи:
- Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям,
- Развитие умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
- формирование навыков доброжелательного сотрудничества;
- формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся,
- овладение осознанным и выразительным чтением , чтением текстов про себя , умения ориентироваться в книге, использование ее для расширения своих знаний об окружающем мире;
- формирование умения составлять диалоги , высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с поставленной задачей, работать с различными видами текстов.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе - 3 часа в неделю всего 102 часа.
Новизна рабочей программы заключается в том, что в неё входит творческая деятельность учащихся, литературоведческая пропедевтика. На уроках используется работа в группах, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.
Кроме уроков литературного чтения проводится уроки внеклассного чтения, 1 раз в неделю по 15-20 минут .
- Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №2080 от 24.12.2010 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»
Виды контроля за уровнем достижения учащихся по литературному чтению
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно, выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы. Описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы. К итоговому контролю относятся и комплексные работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. п. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
начальной школы
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:
– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
– полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения;
- формирование потреб ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследи ем России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие лите ратурного произведения как особого вида искусства;
- полно ценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- освоение приёмов поиска нужной информа ции;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
- умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обще стве;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понима ния прочитанного и прослушанного произведения;
- элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования текстов.
- умение самостоятельно выбирать литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками;
- умение составлять несложные монологические высказывания,
- устно составлять небольшие тексты повествовательного характера,
- уметь декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения,
- выступать перед знакомой аудиторией с небольшими выступлениями
- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 45 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
- понимать содержание прочитанного произведения;
- находить заглавие текста;
- различать и сравнивать жанры художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
- читать наизусть стихи.
Получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы 4 класс | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие, лабораторные | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 6часов | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении про слушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоциональ-но-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Тестирование Проверочная работа Диагностика навыка чтения | Знать жанр «летопись», «былина», произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
2 | Чудесный мир классики | 19часов | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диа логе при обсуждении прослушанного (про читанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Тестирование Проверочная работа | Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения Уметь составлять небольшое моноло гическое высказывание с опорой на авторский текст, оце нивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли тературного языка. |
3 | Поэтическая тетрадь | 10 часов | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской ли тературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответст вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Тестирование. Проверочная работа | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст. |
4 | Сказки русских писателей | 14 час. | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Тестирование. Проверочная работа Диагностика навыка чтения | Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. |
5 | Делу время – потехе час | 7 час. | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Тестирование. Проверочная работа | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, ге роев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст. |
6 | Страна далёкого детства | 8 час. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Тестирование. Проверочная работа | Уметь составлять небольшое моноло гическое высказывание с опорой на авторский текст; оце нивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст. |
7 | Природа и мы | 9 час. | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Тестирование Проверочная работа. | Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале. |
8 | Родина | 5 час. | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Тестирование. Проверочная работа. Диагностика навыка чтения | Знать: основное содержание текста. Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию |
9 | Страна «Фантазия» | 5 часа | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Тестирование. Проверочная работа | Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. |
10 | Литература зарубежных стран. | 8часов | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | Тестирование. Проверочная работа. Контрольная работа | Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран. Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, ил люстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
4 КЛАСС
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол. час. | Тип урока, форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Информационное сопровождение | Дата | |||||||||
Летописи. Былины. Жития (6ч) | ||||||||||||||||||
1 | Летописи. Былины. Жития 6 ч | Летописи. «И по весил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комби ниро ванный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; выска зывать оценочные суждения о прочи танном произведении | Текущий | С.7-9 сост. рассказ по плану | ||||||||||
2. | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 | Комби ниро ванный | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении про слушанного (прочи танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Фронтальный опрос | С.10-11 озагл. фрагм. летописи | ||||||||||||
3. | Былина - жанр устного народного творчества. «Иль ины три поездочки» | 1 | Комби ниро ванный | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб ретенные умения для самостоятельного чтения книг | Текущий | Презентация | |||||||||||
4. | Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана. | 1 | Комби ниро ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Текущий | С.12-24 вопросы переск. от лица героя | ||||||||||||
5. | «Житие Сергия Радонежского» -памятник древне русской литера туры. Анализ произведения. | 1 | Комби ниро ванный | Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пе реживаний. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитан ного, отвечать на них. | Знать произведение «Житие Сергия Ра донежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Тест № 1 «Летописи. Былины. Жития» С.5 ( КИМ) | Презентация «Житие Сергия Радонежского» | |||||||||||
6 . | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Комби- ниро- ванный ( игра) | Различение жанров произведений | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль | Проверочная работа ( КИМ) | рассказ о Ершове | |||||||||||
Из русской классической литературы (19ч) | ||||||||||||||||||
7 -8. | Из русской классической литературы | Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок» (отрывок) | 2 | Комби- ниро- ванный | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Вырази- тельное чтение | с.40-51 читать | ||||||||||
51-62 выр. чтение | ||||||||||||||||||
9 10. | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Деление на части, составление плана. Пересказ. Проект «Создание календаря исторических событий » | 1 1 | Комби- ниро- ванный | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце нивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Тематиче- ский Виктори | вопросы с 63 | |||||||||||
Презентация «Конёк-Горбунок» | ||||||||||||||||||
11-12. | А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» Настроение, выраженное в стихах | 2 | Комби- ниро- ванный | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности | Чтение наизусть | Видиоролик | |||||||||||
13- 14. | Внеклассное чтение. Летописи, былины, сказания А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 1 | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных пе реживаний | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Вырази- тельное чтение | http://www.proshkolu.ru/user/lidiy52/file/1253892/ аудиокнига | ||||||||||||
15-16. | Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 | Комби- ниро- ванный Урок-викторина | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Чтение наизусть. Картинный план | ||||||||||||
Викторина | ||||||||||||||||||
17. | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение — прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комби- ниро- ванный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений | Вырази- тельное чтение | С. 98 выр чит., вопросы | |||||||||||
18 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комби- ниро- ванный | Чтение по ролям Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оце нивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представле ние о классической литературе Расширить знания о литературном наследии М. Ю. Лермонтова | Вырази- тельное чтение по ролям | С. 99-113 чит. | |||||||||||
19 | Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова | 1 | Комби- ниро- ванный | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | ||||||||||||||
20. | Главы из автобио- графической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Комби- ниро- ванный | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, вырази тельное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Вырази- тельное чтение | Презентация «Толстой « Детство» | |||||||||||
21. | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой от сказки. Сравнение характеров главных действущих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Комби- ниро- ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про- изведении жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | Вырази- тельное чтение Пересказ от лица героев | Презентация «Интересное об А.П. Чехове» | |||||||||||
22. | Внеклассное чтение по басням | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание основного содержания услышанного | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | ||||||||||||
23. | А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. | 1 | Комби- ниро- ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Пересказ отрывка Составление плана. | . | |||||||||||
24. | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Комби- ниро- ванный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произ ношения | Знать/поннмать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения Диагностика навыка чтения | Тест № 2 «Чудесный мир классики» с.7 (КИМ) | ||||||||||||
25 | Контрольный урок по теме «Русская классическая литература» | Контроль знаний | Проверочная работа № 2 с.31 ( КИМ) | |||||||||||||||
Поэтическая тетрадь №1 (10ч) | ||||||||||||||||||
26. | Поэтическая тетрадь№ 1 10ч | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...» | 1 | Комби- ниро- ванный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Вырази- тельное чтение | |||||||||||
27 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Комби- ниро- ванный | Настроение лирического героя | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И.Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
28. | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Комби- ниро- ванный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Вырази- тельное чтение | . | ||||||||||||
29 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | Комби- ниро- ванный | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | Вырази- тельное чтение | . | |||||||||||
30 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Комби- ниро- ванный | Осознанность и выразительность чтения | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | Тематиче- ский | ||||||||||||
31. | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» | 1 | Комби- ниро- ванный | Осознанность и выразительность чтения | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Чтение наизусть | ||||||||||||
32. | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | Комби- ниро- ванный | Образные языковые средства | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Чтение наизусть | ||||||||||||
33 |
| 1 | Комби ниро ванный | Образные языковые средства. Выразитель ное чтение, использо вание интонаций, соответствующих смыс лу текста | Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | Чтение наизусть | Книги о прошлом нашей страны. | |||||||||||
34. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Обобщение и систематизации (урок-смотр) | Осознанность и выразительность чтения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно осо знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль текста | Тест №3 С.8 ( КИМ) | ||||||||||||
35 | Контрольный урок по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | Проверочная работа №3 с. 33 ( КИМ) | |||||||||||||||
36-37 | Сказки русских писателей 14 ч | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в таба керке» | 2 | Комби- ниро- ванный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочи танного, отвечать на них | Знать названия, основное содержание изученных произведении. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту | Вырази- тельное чтение | Презентация «В.Ф. Одоевский» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/prezentatsiya-k-uroku-literaturnog o-chteniya-4-klass-0 | ||||||||||
38- 39 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в таба керке» Внеклассное чтение по сказке | 1 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пе реживаний | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; | Творческий пересказ | С. 170 вопр. 4 | |||||||||||
С. 170 вопр.6 | ||||||||||||||||||
40 41 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» Внеклассное чтение по сказкам Гаршина | 1 | Комби- ниро- ванный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией Интерес к чтению. | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с ил- люстрациями, анали зировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Пересказ | Презентация «В.М, Гаршин» | |||||||||||
42-43 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 2 | Комби- ниро- ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать творчество П. П. Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведении | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
Книги об истории нашей Родины | ||||||||||||||||||
44. | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | Комби- ниро- ванный | Оценка иллюстрации к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | Чтение по ролям | ||||||||||||
45. | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Комби- ниро- ванный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки лите ратурные | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
46. | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | Чтение по Ролям. Диагностика навыка чтения | ||||||||||||
47 48 | 25.12 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Внеклассное чтение цветочек» | 2 | Комби- ниро- ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Пересказ Тест № 4 с.11 ( КИМ) | |||||||||||
49 | 28.12 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Контроль и обобщение знаний | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Проверочная работа № 4 с. 35 (КИМ) | Книги о технике. | ||||||||||
50. | Делу время - потехе час 7 час | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, вы- сказывать оценочные суждения о прочитанном | Текущий | ||||||||||||
51-52 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | 2 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце нивать события, героев произвед. | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
53 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Комби- ниро- ванный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Чтение по ролям | ||||||||||||
54. | Внеклассн. чтение. Дет приключенчес книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков | 1 | Комби- ниро ванный | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Уметь создавать не- большой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | Чтение по ролям | ||||||||||||
55. | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комби- ниро ванный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, вы ражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | Тест № 5 с.12 (КИМ) |
| |||||||||||
56. | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь: читать выра зительно художест венный текст; опре делять тему и глав ную мысль произве дения; пересказывать доступный по объему текст | Проверочная работа №5 с.37 ( КИМ) | ||||||||||||
57. | Страна далёкого детства 8 ч | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в по ступках людей | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Вырази- тельное чтение | |||||||||||
58. | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | Пересказ | ||||||||||||
59-60 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Первичное чтение. Поступки как средство характеристики героев | 2 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Вырази- тельное чтение | Презентация «К.Г. Паустовский» | |||||||||||
61- 62 | Средства художе- ственной вырази- тельности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовско- го «Корзина с еловыми шишками» Внеклассн. чтение «В путь, друзья!» (кн о путешеств. и путешественниках, наст и вымышлен.) | 1 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произвед. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Творческий пересказ | ||||||||||||
63. | М. М. Зощенко «Елка». Комиче ское в рассказе, средства его со здания | 1 | Комби ниро ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | Тест № 6 с.15 ( КИМ) | http://www.proshkolu.ru/user/lada335/file/999156/ Презентация. Фонотека | |||||||||||
64. | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комби ниро ванный | Создание небольших письменных ответов на поставленный во прос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Проверочная работа № 6 с.39 ( КИМ) | ||||||||||||
65. | Поэтическая тетрадь№2 5 ч | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Комби ниро ванный | Декламация произве дений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответст вующих смыслу текста | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Чтение наизусть | |||||||||||
66. | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Ба бушкины сказки» | 1 | Комби ниро ванный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Выразительное чтение | ||||||||||||
67 68 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Внеклассн. чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по расск Н.И. Сладкова) | 1 1 | Комби ниро ванный | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | Чтение наизусть | ||||||||||||
69 | Обобщение по разделу «Поэти ческая тетрадь» | 1 | Комби ниро ванный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь читать стихо творные произведения наизусть | Проверочная работа №7 с. 42 (КИМ) | ||||||||||||
70 | Природа и мы | Первичное чтение. Отношения чело века и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комби ниро ванный | Выражение личного отношения к прочи танному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Звать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Выразительное чтение | |||||||||||
71 | Роль рассуждений и диалогов в рас сказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комби ниро ванный | Умение последова тельно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослу шанного (прочитанно го) произведения. Умение ставить во просы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое моноло гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | ||||||||||||
72 | Первичное чтение. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
73. | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Творческий пересказ | ||||||||||||
74 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
75. | Внеклассн. чтение Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Комби- ниро- ванный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | ||||||||||||
76 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
77. | Внеклассн. чтение Стихи русских поэтов о природе | 1 | Комби- ниро- ванный | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; | Уметь различать жанры художествен- ной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | Тест №8 с. 18 ( КИМ) | ||||||||||||
78 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комби- ниро- ванный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произве- дений о природе | Проверочная работа № 8 с.45 ( КИМ) | ||||||||||||
79 | Поэтическая тетрадь №3 (5ч) | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комби- ниро ванный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование инто наций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Чтение наизусть | |||||||||||
80 | Весна как время пробуждения и обновления при роды в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» | 1 | Комби- ниро- ванный | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
81. | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 | Комби- ниро ванный | Декламация произведений | Уметь читать стихотворные произведе ния наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | Чтение наизусть | ||||||||||||
82. | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» смысл произведе ния С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | Комби- ниро ванный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
83 | Внеклассн. чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах рус нар.) | 1 | Комби- ниро ванный | Выражение личного отношения к прочи танному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения. Вырази тельное чтение, ис пользование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | с. 20 (КИМ | ||||||||||||
84. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комби- ниро- ванный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Проверочная работа № 9 с.с. 47 ( КИМ) | ||||||||||||
85 | Родина (5ч) | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» | 1 | Комби- ниро- ванный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Вырази- тельное чтение | |||||||||||
86. | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Чтение наизусть | ||||||||||||
87 | Внеклассн. чтение Стихи русских поэтов о природе | 1 | Комби- ниро- ванный | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
88 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | Комби ниро ванный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Вы разительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | Тест № 10 с.23 (КИМ) | |||||||||||||
89 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Комби ниро ванный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произ ношения | Знать произведения о Родине. Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | Проверочная работа № 10 с.49 ( КИМ) Проверка навыка чтения | ||||||||||||
90--91 | Страна Фантазия (5 ч) | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 2 | Комби ниро ванный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ста вить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев |
| |||||||||||
Выразительное чтение | ||||||||||||||||||
92- 93 | Внеклассн. чтение по произведениям К Булычева К. Булычев «Путешествие Алисы» | 1 1 | Комби ниро ванный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |||||||||||||
Тест № 11 с. 24 (КИМ) | ||||||||||||||||||
94 | Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия» | Обобщения и контроль знаний | Проверочная работа № 11 с.51 (КИМ) | |||||||||||||||
95-96 | Зарубежная Литература 8 ч | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 2 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Вырази- тельное чтение | |||||||||||
97 | Первичное чтение. Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения - восприятие и понимание их эмоциональ но-нравственных пе реживаний. Участие в диалоге при обсужде нии прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ставить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | Творческий пересказ | ||||||||||||
98 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Вырази- тельное чтение | ||||||||||||
99 | Тема первой любви в произведении М. Твена« Приключения Тома Сойера | 1 | Комби- ниро- ванный | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. тайного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пересказ | ||||||||||||
100. | Внеклассное чтение по произведениям зарубежных автров. Литературная игра | 1 | Комби- ниро- ванный | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |||||||||||||
102. | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» «В Назарете» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Проверочная работа № 12 с. 54 ( КИМ) | ||||||||||||
104 | Итоговая контрольная работа | Контрольный урок | Контрольная работа с.61 ( КИМ) |
Закрепление знаний
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическая литература для учителя
Основная
- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 223 с.: ил. - (Школа России).
- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 223 с.: ил. - (Школа России).
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
организаций. – М.: Просвещение, 2013
Дополнительная
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
- Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор – составитель О.Ф. Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Школа России»). 4 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 432 с. – (В помощь школьному учителю).
- Максимова, Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
- Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б. Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
- Стефаненко, Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.А. Стефаненко, Е.А Горелова. - М.: Просвещение, 2013.-189 с.- (Школа России)
- Тикунова, Л.И. Литературное чтение: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ: 1-4 кл./ Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 192 с. – (Библиотека учителя начальной школы).
- Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).
Аудиоиздания
- Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...