Урок литературного чтений "Поучение Владимира Мономаха" 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс)
Представлена разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pouchenie_vladimira_monomaha.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I. Организационный момент. Вхождение в урок: Слайд№1 ( восход солнца).
Учитель: Из глубокого колодца,
Солнце медленно встает.
Свет его на нас прольется,
Луч его нам улыбнется,
Новый день оно начнет.
Учитель: Солнышко улыбнулось нам, мы улыбнёмся друг другу, нашим гостям и начнём урок.
С какими произведениями мы знакомимся сейчас на наших уроках?(Произведения древнерусской литературы) Что мы знаем о первых книгах?(Книги были рукописными, писались от руки),
Учитель: Как называлась первая русская книга Что вы о ней можете рассказать? Слайд
(«Повесть временных лет» написана в Киеве, в 12 веке, монахами).
А что за книги были переведены Кириллом и мефодием в первую очередь( Евангелие, Апостол,
Вы также знаете, что первые книги, которые читали люди, были книги церковного содержания, И в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из одной такой книги - «Евангелия», ставшие пословицей: « как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…». Как вы понимаете эти слова?Что напоминают вам эти слова? ((совет – наставление, указание, заповедь..)
II. Проверка домашнего задания. Проверим домашнее задание.
Откройте стр. 40-41учебника «Похвала книгам» Ярослава Мудрого,
1. Работа с отрывком из летописи.
– Прочитаем «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
– Прочитайте слова Ярослава Мудрого о книжном учении. С чем сравнивает князь Ярослав книги? (С реками, наполняющими вселенную, с источниками мудрости.)
– Какие слова Ярослава Мудрого о книге особенно проникновенны? («Велика есть мудрость.Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».)
2. Рассказ о Ярославе Мудром
Расскажите, что вы запомнили о деятельности Ярослава, современным языком, но придерживаясь летописного стиля, вставляя в рассказ выученные наизусть цитаты из «Похвалы книгам». Ярослава Мудрого.
II. Постановка учебной задачи
Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово «до свидания», мама, папа бабушка или дедушка говорят вам особые слова, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.
Произнесите их: ( веди себя хорошо, слушайся учительницу)
Хорошо ! Молодцы!
Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:
Родители дают вам … (совет).Назовите синонимы к слову совет (наставление, указание).
А что значит дать совет,? ( значит дать указание, как поступить в том или ином случае)
Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура
На уроке вы себя оцените в оценочном листе:
В конце работы посчитаете количество баллов. И определите свою оценку за работу на уроке.
- Всем желаю удачи!
А сейчас определим тему и цель нашего урока. Возьмите конверты и достаньте из них буквы. Соберите из букв рассыпанное слово
( Работа в парах дети составляют слово из букв –По у че ни е)
Учитель: Объясните смысл слова « Поучение».
Проверим свои выводы по словарю.
Ученик работает со словарём Ожегова
(«Поучение»- наставления, назидательный совет)
Учитель: Откройте учебники на стр 42. Что будем сегодня читать. Какова цель нашего урока ( познакомиться с новым произведением древнерусск. Лит- ры)
Кто автор произведения?
(автор Владимир Мономах).
Что вы знаете о Владимире Мономахе
1.Владимир Всеволодович (Мономах), русский князь, родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов, был удельным князем в Смоленске. Ещё до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался любовью и уважением среди других князей.
2.Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников.. Князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его..
2.Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду.
3.По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же он был страшен поганым, был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю».
4.В 1101 году Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор, а также основал город Владимир. Владимир Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси.
5. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина, князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе
6. Перед вами известная «шапка Мономаха», представленная в одном из залов Оружейной палаты. По преданию, шапка, скипетр и держава были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.
- Физминутка
- - Верю - не верю (верю - шаг вперёд, не верю - три шага назад)
- Верите ли вы, что похвала это жанр литературы–?
- Верите ли вы, что поучение – жанр древнерус литер.?
- Верите ли вы, что монахи не писали книги?
- Верите ли вы что Мономах это имя?
- Верите ли вы что, первая буква заглавная в книге называлась красная?
Учитель: Перед тем, как начать работу с текстом, обратимся к словарю.
. Словарная работа: (Слайд №7)
- отрок
- тиун
- Владимир Мономах
- 6. Работа с текстом
- “Поучением Владимира Мономаха детям”.
- Б) Аналитическое чтение.
Работа в группах по инструкции:Учитель даёт задания группам (распечатано на карточках)
Групповые задания:
1 группа. Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего?
2 группа. Что Владимир Мономах считает основным пороком?
3 группа. Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»
Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное
(ДОБРЫЙ отец)?(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)
- На основании чего вы сделали такой вывод?
- 1.Самостоятельно прочти текст «Поучение Владимира Мономаха».
- 2. Обсудите в группе вопросы:
- а) Какое поучение оставил своим детям князь Владимир.
- б) Что завещал Владимир Мономах своим детям?
- в) О чём Владимир Мономах заботился больше всего?
- Какими людьми хотел видеть своих детей князь?
- Каким вы представляете князя?Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего?
г). Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»
- 3. Составьте класстер «Поучения Владимира Мономаха». Запишите в кластер наиболее понравившиеся поучения.
Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное
(ДОБРЫЙ отец)?(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)
- На основании чего вы сделали такой вывод?
- 7. Обобщение:
Только ли к своим детям обращается Владимир Мономах?
- Наставляя своих детей Владимир Мономах завещал и нам с вами бережно относиться друг к другу и говорить добрые слова, а главное – слушать советы родителей и следовать им.
- По древней русской традиции родительское слово(благословение) требовалось на всякое дело. Объясните лексическое значение слова (доброе, полезное, служащее счастью)
- Разыграйте речевую ситуацию в парах : один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ.
- -Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит?
- Не трудно понять, что родительские советы идут от самого сердца, и это не удивительно – только родители любят вас так сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов.
10. Рефлексия:
- С каким жанром познакомились?
- Что же такое поучение?
- А теперь вернёмся к пословице, с которой начался урок.
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Что бы вы себе пожелали?
Учитель: У меня тоже есть вам наставление: (Слайд №8)
«Умным быть совсем не сложно, надо просто много знать! А для этого ребята, нужно больше вам читать!»
Деятельность на уроке | Выполнил задание | ||
да | частично | нет | |
Смог ли определить тему урока, сопоставив «Поучения» и «Притчи»? | |||
Все ли задания Историка, Искусствоведа и Литературоведа выполнил? | |||
Все выписал дома ключевые тезисы? | |||
Составил словарь непонятных слов? | |||
Выполнил групповое задание? | |||
Смог ли разыграть речевую ситуацию? | |||
Составил синквейн | |||
Составил пословицы | |||
Оцени свою деятельность на уроке (3-5 баллов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс
Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).
Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...