Урок литературного чтений "Поучение Владимира Мономаха" 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс)

Гусева Галина Александровна

Представлена разработка урока литературного чтения в 4 классе  по программе 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pouchenie_vladimira_monomaha.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.
I. Организационный момент. Вхождение в урок:     Слайд№1 ( восход солнца).

  Учитель:     Из глубокого колодца,

                       Солнце медленно  встает.

                       Свет его на нас прольется,

                       Луч его нам улыбнется,

                       Новый день оно начнет.

Учитель: Солнышко улыбнулось нам, мы улыбнёмся друг другу, нашим гостям и начнём урок.

С какими произведениями мы знакомимся сейчас на наших уроках?(Произведения древнерусской литературы) Что мы знаем о первых книгах?(Книги были рукописными, писались от руки),

Учитель: Как называлась первая русская книга  Что вы о ней можете рассказать? Слайд

(«Повесть временных лет» написана в Киеве, в 12 веке, монахами).

А что за книги были переведены Кириллом и мефодием в первую очередь( Евангелие, Апостол,

 Вы также  знаете, что первые книги, которые читали люди,  были книги церковного содержания, И  в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из одной такой книги - «Евангелия», ставшие пословицей: « как хотите,  чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…». Как вы понимаете эти слова?Что напоминают вам эти слова? ((совет – наставление, указание, заповедь..)  


II. Проверка домашнего задания. Проверим домашнее задание.
Откройте стр. 40-41учебника «Похвала книгам» Ярослава Мудрого,
1. Работа с отрывком из летописи.

– Прочитаем  «Похвала книгам» Ярослава Мудрого

– Прочитайте слова Ярослава Мудрого о книжном учении. С чем сравнивает князь Ярослав книги? (С реками, наполняющими вселенную, с источниками мудрости.)
– Какие слова Ярослава Мудрого о книге особенно проникновенны? («Велика есть мудрость.Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».)

2. Рассказ о Ярославе Мудром
Расскажите, что вы запомнили о деятельности Ярослава, современным языком, но придерживаясь летописного стиля, вставляя в рассказ выученные наизусть цитаты из «Похвалы книгам». Ярослава Мудрого.

II.   Постановка учебной задачи

Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово «до свидания», мама, папа бабушка или дедушка говорят вам особые слова, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.

Произнесите их: ( веди себя хорошо, слушайся учительницу)

Хорошо ! Молодцы!

Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:

Родители дают вам … (совет).Назовите  синонимы к слову совет (наставление, указание).

А что значит дать совет,? ( значит дать указание, как поступить в том или ином случае)

Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура

На уроке вы себя оцените в оценочном листе:

В конце работы посчитаете количество баллов. И определите свою оценку за работу на уроке.

- Всем желаю удачи!

А сейчас определим тему и цель нашего урока. Возьмите конверты и достаньте из них буквы. Соберите из букв рассыпанное слово

( Работа в парах дети составляют слово из букв –По у че ни е)

Учитель: Объясните смысл слова « Поучение».

Проверим свои выводы по словарю.

Ученик работает со словарём Ожегова

(«Поучение»- наставления, назидательный совет)

Учитель: Откройте учебники на стр 42. Что будем сегодня читать. Какова цель нашего урока ( познакомиться с новым произведением древнерусск. Лит- ры)    

Кто автор произведения?

(автор Владимир Мономах).

Что вы знаете о Владимире Мономахе

1.Владимир  Всеволодович (Мономах), русский князь, родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов, был удельным князем в Смоленске. Ещё до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался любовью и уважением среди других князей.

2.Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников.. Князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его..

2.Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду.

3.По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же он был страшен поганым, был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю».

4.В 1101 году Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор, а также  основал город Владимир. Владимир Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси.

5. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина, князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе

6. Перед вами известная «шапка Мономаха», представленная в одном из залов Оружейной палаты. По преданию, шапка, скипетр и держава были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство. 

  • Физминутка
  • - Верю - не верю (верю - шаг вперёд, не верю - три шага назад)
  • Верите ли вы, что похвала это жанр литературы–?
  • Верите ли вы, что поучение – жанр древнерус литер.?
  • Верите ли вы, что  монахи не писали книги?
  • Верите ли вы что Мономах это имя?
  • Верите ли вы что, первая буква  заглавная в книге называлась красная?

Учитель: Перед тем, как начать работу с текстом, обратимся к словарю.

. Словарная работа:  (Слайд №7)

  • отрок
  • тиун
  • Владимир Мономах
  • 6. Работа с текстом
  • “Поучением Владимира Мономаха детям”.        
  • Б) Аналитическое чтение.

Работа в группах по инструкции:Учитель даёт задания группам (распечатано на карточках)

Групповые задания:

1 группа. Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего?

2 группа. Что Владимир Мономах считает основным пороком?

3 группа. Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»

Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное

(ДОБРЫЙ отец)?(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)

  • На основании чего вы сделали такой вывод?
  • 1.Самостоятельно прочти текст «Поучение Владимира Мономаха».
  • 2. Обсудите в группе  вопросы:
  • а) Какое поучение оставил своим детям князь Владимир.
  • б) Что завещал Владимир Мономах своим детям?
  • в) О чём Владимир Мономах заботился больше всего?
  • Какими людьми хотел видеть своих детей князь?

  • Каким вы представляете князя?Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего?

г). Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»

  • 3. Составьте класстер «Поучения Владимира Мономаха». Запишите в кластер наиболее понравившиеся поучения.

Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное

(ДОБРЫЙ отец)?(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)

  • На основании чего вы сделали такой вывод?
  • 7. Обобщение:

Только ли к своим детям обращается Владимир Мономах?

  • Наставляя своих детей Владимир Мономах завещал и нам с вами бережно относиться друг к другу и говорить добрые слова, а главное – слушать советы родителей и следовать им.
  • По древней русской традиции родительское слово(благословение) требовалось на всякое дело. Объясните лексическое значение слова (доброе, полезное, служащее счастью)
  • Разыграйте речевую ситуацию в парах : один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ.
  • -Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит?
  • Не трудно понять, что родительские советы идут от самого сердца, и это не удивительно – только родители любят вас так сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов.

10. Рефлексия:

  • С каким жанром познакомились?
  • Что же такое поучение?
  • А теперь вернёмся к пословице, с которой начался урок.
  • Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
  •  Что бы вы себе пожелали?

Учитель: У меня тоже есть вам наставление: (Слайд №8)

«Умным быть совсем не сложно, надо просто много знать!                                                                                                  А для этого ребята, нужно больше  вам читать!»

Деятельность на уроке

Выполнил задание

да

частично

нет

Смог ли определить тему урока, сопоставив «Поучения» и «Притчи»?

Все ли задания Историка, Искусствоведа и Литературоведа выполнил?

Все выписал дома ключевые тезисы?

Составил словарь непонятных слов?

Выполнил групповое задание?

Смог ли разыграть речевую ситуацию?

Составил синквейн

Составил пословицы

Оцени свою деятельность на уроке (3-5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс

Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).

Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...