Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»

 Учебные материалы и оборудование: Учебник “Азбука», 1 класс, под редакцией Клемановой Л.Ф., методические рекомендации к данному учебнику, компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuk_telef.docxmoy.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон" 

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»

 Учебные материалы и оборудование: Учебник “Азбука», 1 класс, под редакцией Клемановой Л.Ф., методические рекомендации к данному учебнику, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Дорогие ребята! Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Вы сюда пришли учиться?

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно ,

Слушаем внимательно

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на слова, которые записаны у меня на доске.

 - Попробуйте прочитать эти слова.

- Давайте из них составим предложение.( Как хорошо уметь читать.)

- Попробуйте вспомнить, где вы встречали это предложение? (стихотворение С. Маршака)  - Вот сегодня на уроке эти слова будут для нас девизом.

хорошо       как           читать               уметь

III. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос.

-Ребята, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке? ( К.Д. Ушинский)

-Какие произведения его вы помните? ( «Худо тому, кто добра не делает никому.», «Вместе тесно, а врозь скучно»)

2) Пересказ рассказов.

Кто хочет пересказать какой-нибудь из рассказов?

3)  Отгадывание загадки.                                                                                                                                                                       -Ребята, а на какую букву начинается фамилия Константина Дмитриевича?(У)                                                                                 -Но это буква У, почему-то перевёрнула свою ножку.                                                                                                                        -На какую букву стала она похожа.Ч

Может нужно чистоговорку произнести, чтобы она перевернулась?

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

Нет, не перевернулась буква. Даже не знаю, что делать. Чувствую себя Федоткой

Бедный Федотка _ сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого.
Кто пожалел бы его…

А кто же написал эти строки? (К.И.Чуковский).

Посмотрите, а буква-то перевернулась

IV. Изучение нового материала.

1) Так с произведением, какого писателя мы сегодня будем знакомиться?(Корней Ивановичем Чуковским)

Учитель. Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые,

забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И.

Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Учитель демонстрирует портрет или фотографии К. И. Чуковского.

Учитель. Ребята, попробуйте описать словами внешность К. И. Чуковского. (Ответы детей.)

Я подытожу ваши высказывания. Вы же должны очень внимательно слушать и запоминать все, что я буду говорить.

Учитель медленно читает: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Учитель. Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

- Рост... (высокий).

- Руки ... (длинные, с большими кистями).

- Лицо ... (приятное, доброе).

- Нос ... (большой, любопытный).

- Усы... (короткие).

- Прядь волос ... (непослушная, свисающая на лоб).

- Глаза ... (улыбающиеся, светлые).

К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны. Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.

Группа детей читает стихи:

В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила, 
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.

Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своём он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.[2]

- Чуковский, скажите вы. Мы уже столько раз встречались с его произведениями.

2) Предлагаю вам викторину по произведениям Корнея Чуковского.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

 

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

 

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

 

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.  («Бармалей»)

 

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»   («Крокодил»)»)

 

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое.  («Краденое солнце»)

 

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают.  («Федорино горе»)

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!  («Телефон»)

 

У каждой этой сказки своя история. Так, например “Крокодил” - появилась, когда Корней

Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:

“ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”

А знаменитый “Мойдодыр” - когда услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”.

3) Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем- либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат

  • Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)
  • Воздушный шар (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.
  • Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

  • Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)
  • Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)
  • Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)
  • Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)
  • Мыло  (Тут и мыло подскачило)

4) А вы знаете, что К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком? Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.

Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок).

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей. 
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы).

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало) [2]

5) А теперь отгадайте мою загадку:
Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг.

(Телефон)

Многие знакомы с этим произведением, но вряд ли кто слышал его в исполнении автора.

Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.

6) Работа по учебнику, (страница 96).
А потом позвонили зайчатки …
Выразительное чтение произведения “Телефон”.

7) Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.

Дюжина – двенадцать.
Дребедень – ерунда, чепуха.

Газели – вид антилопы.
Галдели – громко говорили.
Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).

8) Чтение трудных слов по слогам.

За-зво-ни-ли
При – шлёшь
Раз-бо-ле-лись
По-зво-ни-ли
По-жа-луй-ста
Дре-бе-день
Не гал-де-ли
При-ска-ка-ли
От-дох-нуть
Про-ва-лил-ся

8) Повторить чтение произведения по цепочке (по 1 строчке).

10) Беседа по прочитанному материалу.

Назовите героев: - Кто первым позвонил, обратился за помощью? (Слон).

- Что попросил крокодил? (Дюжину калош).

- Зачем нужна дюжина калош? (Что бы есть).

- Зачем позвонили цапли? (Что бы прислали капли).

- Что попросили зайчатки? (Перчатки).

- С какой просьбой обратились мартышки? (Книжки).

- Как вели себя при телефонном разговоре газели? (Галдели).

- Кто обратился за помощью последним? (Носорог).

- О чём просил носорог? (Вытащить бегемота).

11) Расшифруйте слова:

ИКТАЧЙАЗ – (зайчатки).
ИЛПАЦ – (цапли).
ИКШЫТРАМ – (мартышки)
ИЛЕЗАГ – (газели).
ГОРОСОН – (носорог).
ЙАГУПОП – (попугай).
НОЛС – (слон).
ДЮЛБРЕВ – (верблюд).
ЛИДОКОРК – (крокодил). [1]

12) Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

Какие правила знаете вы?

а) Когда звоните – здоровайтесь.
б) Не кричите.
в) Говорите по делу.
г) Не говорите долго.

д) Не звоните очень рано или поздно.
е) Если не туда попали – извинитесь.
ж) Отвечайте вежливо.
з) Закончив разговор, попрощайтесь.

V. Итог урока.

Какое произведение мы изучили сегодня на уроке? Чем больше всего понравилось

заниматься? Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.

Хорошие книги писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети,
Сказки читать весёлые эти.

VI. Домашнее задание.

Выучить понравившийся отрывок из стихотворения “Телефон”.

Записать загадки о телефоне.

Список литературы:

1. Методические рекомендации к учебнику “Азбука.1 класс” под редакцией Л.Ф.Климановой.
2. “Игры, викторины, праздники в школе и дома”, автор: Э.Г.Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....