Внеурочное занятие по литературному чтению"О храбрости"
методическая разработка по чтению (3, 4 класс) на тему

Цели:

1.     Формирование читательской и  коммуникативной компетентности учащихся.

2.     Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Задачи:

В рамкам эффективного внедрения  технологии развития критического мышления продолжить работу над формированием у учащихся комплекса  УУД как необходимых  компонентов  подготовки школьников к жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_fevralya_vse.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С. Алексеев «Медаль»

Цели:

  1. Формирование читательской и  коммуникативной компетентности учащихся.
  2. Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Задачи:

  1. В рамкам эффективного внедрения  технологии развития критического мышления продолжить работу над формированием у учащихся комплекса  УУД как необходимых  компонентов  подготовки школьников к жизни:
  • Задача, направленная на получение предметного результата (Познавательные УУД): читать и слушать, извлекая нужную информацию из текстов и иллюстраций, соотносить её с имеющимися знаниями
  • Задача, направленная на получение метапредметного результата (Коммуникативные УУД): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, умение слушать и понимать других.
  • Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
  1. Стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.

Орг. момент

Перед вами на  слайде  пословица. Прочитайте и объясните её смысл.

              Доброе начало — половина дела

От удачного старта зависит финиш, от позитивного настроя зависит дело. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на этом уроке.

Стадия вызова

Возьмите карточку 1. Перед вами текст, прочитайте его и сделайте карандашом пометы.

Чтение с пометами

+

это новая для меня информация;

V

эту информацию знал, знаю, вспомнил

?

эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы

-

думал иначе

На уроке чтения Вера Алексеевна попросила  ребят нашего класса выступить с сообщением  «Образ защитника Отечества на страницах книг».  Все с удовольствием откликнулись на её предложение.

Маша рассказала о том, что на Руси издавна славили тех, кто охранял и защищал Родину. В былинах и сказаниях прославляли  сильного богатыря  Илью Муромца, доброго и храброго Добрыню Никитича, смекалистого Алешу Поповича.

Витя добавил, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю, святой.

Лена поведала о том, что богатырская удаль, сила молодецкая, храбрость и смекалка плавно  перекочевали в  русские народные сказки.

Пётр принес в класс книгу С. Алексеева « Рассказы о Суворове», главный герой которой - солдат, ценой великого подвига защитивший свою Родину.

А  Сергей вдруг сказал, что в этой книге есть рассказ «Медаль», в котором  описан случай, когда солдат струсил.  

В классе повисла тишина.

  • Какая информация для вас знакома?
  • Какая информация  была для вас новой?
  • Кто думал иначе?
  • У кого возник вопрос?
  • Почему в классе повисла тишина? Как должны поступить ребята? (для того, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, мы должны прочитать этот рассказ).

Стадия реализации смысла

Давайте и мы прочитаем  рассказ «Медаль»  С.  Алексеева из книги «Рассказы о Суворове». Но сначала поработаем со значением некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.

Гренадеры- (фр. Grenadiers) — отборные части пехоты, предназначенные для штурма вражеских укреплений.

Гренадеры были вооружены ручными гранатами и огнестрельным оружием. Штандарт-особый вид знамени. Например: знамя отдельных кавалерийских частей.

(словарь иностранных слов)

А теперь, как обычно при знакомстве с новым рассказом, мы будем читать текст с остановками.  Будьте внимательны, это поможет вам в ответах на вопросы.

( Прием «Чтение с остановками»)

МЕДАЛЬ

Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.

Почему солдат Кузьма Шапкин струсил и просидел в кустах?

Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.

Как вы думаете, почему Суворов приметил  именно его? (Вероятно Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина  это был первый бой.) 

Как  вы считаете, как должен был поступить  Суворов?

В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.

Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.

Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.

— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.

Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.

А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.

Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?

Почему покраснел  гренадер Шапкин?

Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?

 Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.

А тому и ответить нечего.

Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.

Почему молчал Шапкин?

— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.

Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.

— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.

 «Ну, — думает, — пропадай моя голова».

Как вы думаете, что ответил Суворов солдату?

Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.

Не ошибся Суворов.

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль,  и великую славу.

За что солдат Шапкин получил медаль? (За трусость или в надежде на будущие подвиги)

 

Почему Суворов поверил в гренадера Шапкина? (Медаль как аванс, как вера в русского солдата, кто, если не солдат отдаст жизнь за Отечество.)

Постановка тонких и толстых вопросов (самостоятельная работа)

Стадия рефлексии

В каком предложении заключается главная мысль рассказа ?

Как мы видим, Солдат Шапкин извлек для себя урок из собственной трусости. А какой урок вы для себя извлекли, читая данный рассказ?

В наше время молодые ребята   защищают нашу Родину:  исполняют воинский долг. Среди них наверняка есть такие же гренадеры Шапкины, которые очень нуждаются в поддержке. Ведь истоки мужества – в вере в человека.

Домашнее задание. Я предлагаю вам написать письмо мальчику Сереже, в котором вы объясните ему, почему рассказ «Медаль» размещен в книге о воинском подвиге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по литературному чтению "Зов джунглей", 3 класс

Внеурочное занятие поможет приобщать обучающихся к чтению зарубежной литературы на примере сказки Р.Киплинга ”Маугли”....

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»Цель: выявить уровень мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.Оборудов...

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"...

Взаимодействие воспитателя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи

Статья о развитии речи и познавательных способностей через восприятие литературных произведений....

«Взаимодействие учителя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи ».

Я, учитель, а это значит мне нужно постоянно учиться самой ,нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи и методы в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая с...