Конспект урока литературного чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шабут Татьяна Михайловна

Знакомство учащихся с юмористическими произведениями. Совершенствование навыков выразительного чтения и чтения целыми словами. Формирование умения читать по ролям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_urok_22.04.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!»

Цели:

– познакомить учащихся с юмористическими произведениями;

– совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;

– формировать умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам;

– развивать умение анализировать произведения, речевые умения, память, внимание.

Оборудование: выставка книг с юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами; таблица-стихотворение «Марш лягушат».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Соберите из двух половинок пословицы и поговорки о весне:

Весна-красна

Май холодный –

Май лес наряжает,

В мае не с одного неба,

Май холодный –

год хлебородный.

лето в гости ожидает.

чудес полна.

не будешь голодный.

а и из-под земли тепло идёт.

– Объясните значение этих пословиц и поговорок.

III. Постановка цели урока.

– Прочтите слоги на одном выдохе:

ха-ха-ха             хо-ха-хо

хе-хе-хе              хи-хо-хи

хи-хи-хи           хе-х хо-хо-хо           ха-хе-ха

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?

– Любите ли вы смеяться?

Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи», а  учащиеся – слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».

– Ура! Как раз

Потехи час! –

Расхохотался Дикобраз –

Ха-ха!

– Хи-хи! – сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил.

Ха-ха! Хи-хи!

–Хе-хе! – откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. –

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна –

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас –

Везде настал Потехе час!

– Что означает слово «потеха»?

– Объясните пословицу «Делу – время, а потехе – час».

– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение вступительной статьи к разделу.

– Прочтите диалог авторов учебника с читателями на с. 3-4учебника.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?

– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

– Чем помогают такие произведения?

– Что такое юмор? Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о чем (о ком) расскажет нам автор?

– Прочтите слова, записанные на доске, шепотом, тихо, громко:

хохот                         смех

хохотал                     смешил

хохотала                   смеялись

хохотушка                          смешинка

захохочет                           посмеялись

перехохочет               пересмеёт

Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  стихотворение  И. Токмаковой.

– Вы любите играть в весёлые игры?

– В чем суть игры «Хохотушки»?

– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.

3. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».

– Как называется этот рассказ?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к нему.

– Как вы думаете, о ком этот рассказ?

– Где будут происходить события?

– Прочтите рассказ вслух по цепочке.

Учащиеся читают.

Физкультминутка

– Прочтите шуточное стихотворение, разучите его, пойте, играйте!

МАРШ ЛЯГУШАТ

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова  и  Т. Собакина. Сравнительный анализ.

– Прочтите таблицу и дополните её:

ра-ра-ра               начинается                  …

ры-ры-ры             у ребят                         …

ро-ро-ро               у нас новое                  …

ру-ру-ру                 продолжаем мы         …

ре-ре-ре                 стоит домик на         …

ри-ри-ри               сидят на ветках         …

ар-ар-ар               кипит наш                  …

ор-ор-ор               созрел красный           …

ир-ир-ир               мой папа                     …

арь-арь-арь         на стене висит            …

ра-ра-ра               у мышки есть             …

ре-ре-ре                носим воду мы в          … 

– Как называется это произведение?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:

мол-вил – молвил

ра-зор-ву – разорву

рас-тер-за-ю – растерзаю

рас-пу-га-ю – распугаю

– Объясните значение слов:

молвил – говорил

какаду – название птицы, которая живет в жарких странах

Учитель читает стихотворение.

– О ком это стихотворение?

– Почему поэт так необычно назвал свое произведение?

– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.

– Что помогло услышать эти слова?

– Почему лев был «просто ррррад»?

– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.

– Какой звук передает рычание льва?

– А какой звук передает голос жука? (Звук [ж].)

– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 Учащиеся читают самостоятельно.

– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?

– Что общего между звуками [р] и [ж]?

– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?

– Можно ли, читая, представить картину происходящего?

– Как этому помогают звуки?

– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.

2. Игры Деда Буквоеда.

– Как вы думаете: трудно ли придумывать шуточные стихотворения?

– Давайте попробуем вместе.

На доске название – «На острове Хохотании».

На весёлых островах

Ходят все на головах.

Там живут хохоталки

И хохотуны.

Они прокатили нас на смеховозе,

Смехоходе,

Смехо… (продолжите сами).

V. Итог урока.

– Как  вы  думаете,  зачем  писатели  и  поэты  пишут  весёлые 

 произведения?

– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

– Прочтите слово по первым буквам изображенных предметов.

ЮБКА, МОРКОВЬ, ОБЛАКО, РЫБА

Ответ: юмор.

– Что обозначает слово «юмор»?

– Как называется новый раздел?

Дома  выразительно прочитайте  понравившиеся  произведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....