Конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе Л. А Ефросининой ( УМК "Начальная школа XXI век")
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Изянина Юлия Владимировна

Данный урок разработан в рамках семинара МО учителей начальной школы "Система работы над текстом в начальной шкое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx64.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов МАОУ СМТЛ

Установочный семинар 13.02. 2015

 Тема: Система работы над текстом в начальной школе

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «Русская народная сказка «Хаврошечка»

Место проведения МАОУ СМТЛ, 2-1 МБ класс

Дата: 20.03.2015.

Учитель Изянина Ю.В.


Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема : Русская народная сказка "Хаврошечка"

Цели:

  • Учить работать с текстом.
  • Формировать умения, необходимые для анализа произведения и характеристики героев.
  • Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение читаемого текста.
  • Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения. Расширять читательский опыт и кругозор.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.

Оборудование: 

  • Презентация урока
  • аудиозапись русской народной песни «Во поле берёза стояла…»
  • аудиозапись фонограммы «В гостях у сказки.»
  • аудиозапись сказки «Хаврошечка»
  • раздаточные карточки
  1. Оргмомент.

Приветствие.

  1. Проверка уровня начитанности. (звучит мелодия «Сказка»)

1) - Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (сказки)

- Как вы дадите определение понятия сказки?

- Заполните схему. (экран)

- Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые)

- Проверим правильность составленной схемы. (экран)

- Какие сказки о животных вы знаете?

- Как ведут себя звери, птицы, насекомые в сказках о животных?

- Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди).

- На свете очень много сказок. Но не все же сказки про животных и про быт. Еще какие сказки бывают? (Волшебные).

- Как вы думаете, какие сказки относятся к волшебным сказкам?

(В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)

По словарю Ожегова слово "волшебный" имеет следующее значение - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.(экран)

Значит, в волшебных сказках есть чудодейственная сила, что-то чудесное, фантастическое.

2) Предлагаю вам вспомнить сказки по отрывкам, напечатанных на листах.

Игра «Вспомни и назови». ( у каждого ребёнка лист с текстами сказок)

*Вот так и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

*Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

*Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне всё лицо исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул. А четвёртый закричал мне в след: «Держи вора!»

*Пошла девушка в ткацкую комнату и затворила дверь наглухо. Вскоре послышался за стеной быстрый- быстрый стук: кирикара тон-тон-тон, кирикара тон-тон-тон. День, и другой, и третий стучит ткацкий станок.

*- русская сказка «Журавль и цапля»(сказка о животных)

*-русская сказка «репка» (сказка бытовая)

*-Бр. Гримм «Бременские музыканты» ( сказка о животных)

*-японская народная сказка «Журавлиные перья» (волшебная сказка)

 3. Первичное восприятие текста.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной волшебной сказкой.

- Прослушайте аудиозапись.

(Слушание 1,2 части)

Проверка первичного восприятия.

- С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (Русская народная сказка "Хаврошечка"). (слайд 4)

- Это современная сказка или старинная?

- Какая это сказка: авторская или народная? Какого народа?

- Посмотрите на обложку книги этой сказки.(экран) Можно ли по иллюстрации обложки понять, что это русская народная сказка? Почему?

4.Вторичное восприятие текста.

Работа над 1 частью.

- Обратимся к тексту сказки.

1)- Прочитайте 1 часть сказки цепочкой по предложению.

(чтение учащимися)Как можно озаглавить эту часть?

- Назовите героев сказки.

2)Анализ прочитанного. Работа с текстом.

а) Словарная работа.

- Какие непонятные слова встречаются в тексте?  Обратитесь к тексту. Назовите их. В современном языке встречаются такие слова?  Как называются такие слова? ( устаревшие) – Где можно встретить устаревшие слова? (в сказках, былинах, пословицах, и т.д.)

- Устаревшие слова – это признаки сказки.

б) Работа по содержанию.

- А ещё какие признаки назовёте?

(ласковые слова, зачин, повторы, превращения, чудеса)

- Найдите в тексте зачин. Прочитайте.

- Как вы понимаете это высказывание?

- C какой интонацией его нужно прочитать? Почему вы так считаете? Используя эту интонацию, прочитайте.

в) Чтение по ролям.

- Найдите отрывок в тексте, где происходит разговор Хаврошечки с коровушкой.

- Возьмите простой карандаш, прочитайте самостоятельно этот отрывок, исключая слова автора, отмечая карандашом реплики героев.

- Попробуем прочитать получившийся отрывок.

Физминутка ( под мелодию «Во поле берёза стояла»)

Работа над 2 частью.

1)Чтение вместе с учителем хором.

2)Работа над содержанием.

- Какой отрывок текста соответствует иллюстрации в учебнике? (экран)

- Найдите отрывок, который мог бы прочитать вот этот человек. (Картинка хозяйки, мачехи) (экран)

-С какой интонацией это нужно сделать? Прочитайте.

- Какие слова повторяются в этой части?

- Перечитай те 2 часть, устранив повторы. Озвучьте, какой текст у вас получился.

- Как озаглавите 2 часть?

- Что правдиво, а  что вымышлено из прочитанного? Зачитайте.

- Назовите положительных героев сказки, отрицательных героев.

- Подчеркните в тексте слова отрицательных героев.

3)Оживление картинки.( 2 ученика работают)

…. Будет читать, а …. будет мимикой оживлять эти слова.

4)работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу (экран).

«За добро добром и платят».

- К какому отрывку можно соотнести эту пословицу?

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведём итоги урока. Мы поработали над 1 и 2 частями сказки.

- Вы хорошо потрудились.

- Поделитесь своими чувствами.  Дополните высказывания. (экран)

*Я вспомнил…

*Я повторил…

*Мне было…

*Мне понравилось…

- В сказках всегда добро побеждает зло.

- На следующем уроке мы закончим работу над сказкой.

6. Домашнее задание.

Прочитать 3 часть сказки, озаглавить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»;  расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Ю. Ермолаев «Проговорился»" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКАПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Пр...

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: А. Введенский «Ученый Петя». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении : А. Введенский «Ученый Петя» .Планируемые результатыПредметные: знать-биографию А. Введенского;-содержание произведения &laqu...