Рабочая программа по устной речи для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Куруленко Ирина Николаевна

          Планирование составлено на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zapiska.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Планирование составлено на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2014

       Учебник: Худенко Е.Д.  Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2011. - 120 с.

Программа рассчитана на 68 часов,  в том числе на экскурсии.

        Данный учебный предмет является специфическим для обучения умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

     Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

     В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

     Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов  и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

     Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.

     Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

     На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

     Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Содержание программы

     2 класс (68 ч)

     Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

     Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы6 холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

     Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

     Дом, квартира, домашний адрес.

     Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

     Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

     Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение0.

     Овощи. Морковь, репа. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

     Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные)). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

      Овощи и фрукты. Сравнение.

     Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

     Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

     Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

     Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

     Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

     Домашние и дикие животные. Сравнение.

     Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

     Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

     Птицы и насекомые. Сравнение.

     Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках, ногах); мытье рук и ног.

     Повторение.

   

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дорога в школу и домой 

Дорога в школу и домой. Правила поведения в автобусе

2

Школа, пришкольный участок 

Введение. Что мы будем изучать. Школа. Экскурсия № 1 по школе

2

Школа. Пришкольный участок. Экскурсия № 2 по пришкольному участку

2

Сезонные изменения в природе 

Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки птиц»

2

Дом

Дом, квартира, домашний адрес

2

Семья

Семья. Родители и дети. Работа родителей

2

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье

2

Одежда

Одежда для мальчиков и девочек. Практическая работа № 1 «Уход за одеждой»

2

Сезонные изменения в природе 

Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 3

2

Одежда

Одежда для улицы и дома. Практическая работа № 2 «Уход за одеждой»

2

Овощи

Овощи. Морковь

2

Овощи. Лук. Практическая работа № 3 «Выращивание лука»

2

Фрукты

Фрукты. Лимон. Апельсин

2

Фрукты и овощи. Сравнение

2

Деревья

Деревья. Берёза. Экскурсия № 4

2

Сезонные изменения в природе 

Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 5

2

Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 6

2

Деревья

Деревья. Клён

2

Комнатные растения

Комнатные растения. Практическая работа № 4 «Уход за комнатными растениями»

2

Дикие и домашние животные

Домашние животные. Кролик

2

Дикие животные. Заяц

2

Домашние и дикие животные. Сравнение

2

Птицы

Птицы. Ворона

2

Птицы. Воробей

2

Охрана здоровья

Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за телом. Практическая работа № 5 «Мытьё рук»

2

Сезонные изменения в природе 

Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 7

2

Раннецветущие растения

Раннецветущие растения. Медуница

2

Раннецветущие растения. Мать-и-мачеха

2

Насекомые

Насекомые. Жук

2

Насекомые, Бабочка

2

Птицы и насекомые. Сравнение

2

Охрана здоровья

Охрана здоровья. Уход за волосами. Уход за кожей, ногтями. Практическая работа № 6 «Подстригание ногтей»

2

Повторение

Сезонные изменения в природе. Экскурсия

№ 8

2

Повторение

Чему мы научились за год

2

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

  • называть и  характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов и их частей;
  • обобщающие названия изученных групп предметов.

Норма оценок

"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2014.

2. Планирование уроков развития речи во 2  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Автор:  Е.Д. Худенко -  Москва: АРКТИ  2011г.

3. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Автор: Н.Т.  Брыкина - М.: Вако, 2008.

4. Худенко Е.Д.  Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2011. - 120 с.

        



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности, 2 класс (VIII вид)

Тема

ЗУН

Элементы содержания

д\з

Дата

План

Факт

1

2

Лето прошло.

До свидания.лето!

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать признаки лета.

Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора

С .4-5

С 6-7

2.09

4.09

3

4

Основные правила поведения на улице ,на дороге.

Здравствуй. Осень!

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы

   

Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора

С8-10

9.09

11.09

5

6

Экскурсия. Осенние изменения»

Осень наступила.

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и называть сезонные изменения в природе осенью

16.09

18.09

7

8

Наша школа.

Моя школа.

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и называть школьные предметы

     

Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр

23.09

25.09

9

10

Пришкольный участок.

Пришкольный участок

Дом квартира.

Дом квартира

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и уметь называть свой домашний адрес. Уметь находить дом, квартиру

Дом, квартира, домашний адрес

Читать с. 18-20

30.09.

2.10

7.10

9.10

11

12

Семья. Родители и дети. Работа родителей

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать членов семьи; место работы родителей; обязанности детей в семье

Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье

Читать с. 28-29

14.10

16.10

13

14

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье

2

Читать с. 30-31

21.10

23.10

15

16

Одежда для мальчиков и девочек. Практическая работа № 1 «Уход за одеждой»

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома

Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение)

Читать с. 8-9

28.10

30.10

17

18

Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 3

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и называть сезонные изменения в природе осенью

Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз

С. 8-11

11.11

13.11

19

20

Одежда для улицы и дома. Практическая работа № 2 «Уход за одеждой»

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома

Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение)

18.11

20.11

21

22

Овощи. Морковь

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; сравнивать  два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом    

Морковь, репа. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука

С. 43-44

25.11

27.11

23

24

Овощи. Лук. Практическая работа № 3 «Выращивание лука»

2

С. 43-44

2.12

4.12

25

26

Фрукты. Лимон.

Апельсин

2

Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение

Нарисовать фрукты; с. 45-46

9.12

11.12

27

28

Фрукты и овощи.

 Сравнение

2

С. 47-49

16.12

18.12

29

30

Деревья. Берёза.

 Экскурсия № 4

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать  два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом    

Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения

С. 35-37

23.12

25.12

31

32

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия № 5

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.

Знать и называть сезонные изменения в природе зимой

Погода (ясно, пасмурно,  снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз

С. 25-27; 41-42;

30.12

13.01

33

34

Сезонные изменения в природе.

 Экскурсия № 6

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.

Знать и называть сезонные изменения в природе зимой и весной

Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных  в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев

С.

50-57

15.01

20.01

36

36

Деревья.

 Клён

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать  два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом    

Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения

С. 38-40

22.01

27.01

37

38

Комнатные растения. Практическая работа № 4 «Уход за комнатными растениями»

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть комнатные растения; уметь ухаживать за комнатными растениями

Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив)

С. 75-77

29.01

3.02

39

40

Домашние животные.

 Кролик

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения

Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

5.02

10.02

41

42

Дикие животные.

 Заяц

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения

Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

12.02

17.02

43

44

Домашние и дикие животные

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать диких и домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения. Уметь сравнивать

Домашние и дикие животные. Сравнение

19.02

24.02

4546

Птицы.

 Ворона

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать и уметь называть птиц. Уметь сравнивать по внешнему виду; называть пользу птиц людям

Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку

С. 85-86

26.02

3.03

47

48

Части тела человека. Уход за телом.

 Практическая работа № 5 «Мытьё рук»

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями

Части тела человека. Уход за телом. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках, ногах); мытье рук и ног

5.03

12.03

49

50

Сезонные изменения в природе.

 Экскурсия № 7

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы

Знать и называть сезонные изменения в природе весной

Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных  в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев

С. 78-80

17.03

19.03

51

52

Раннецветущие растения. Медуница

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть раннецветущие растения; различать по внешнему виду

Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду

С. 82-84

31.03

2.04

53

54

Раннецветущие растения. Мать-и-мачеха

2

С. 82-84

7.04

9.04

5556

Насекомые.

 Жук

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы; узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать

Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение

С. 89-91

14.4

16.04

57

58

Насекомые.

 Бабочка

2

С. 92-94

21.04

23.04

59

60

Птицы и насекомые. Сравнение

2

С. 87-88

28.04

30.04

61

62

Уход за волосами. Уход за кожей, ногтями.

Практическая работа № 6 «Подстригание ногтей»

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы. Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями

Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках, ногах); мытье рук и ног

С. 95-98

5.05

7.05

63

64

Сезонные изменения в природе.

 Экскурсия № 8

2

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы.

Знать и называть сезонные изменения в природе весной

Погода (ясно, пасмурно, дождь). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных  в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев

С. 99-100

12.05

14.05

65

66

67

68

Чему мы научились за год

4

Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы

19.05

21.05

26.05

28.05

         

     

         

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

         Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлен ...

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1 класса ...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ученика 1 класса

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культ...