Формирование коммуникативных действий младших школьников
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Содержит теоритеский материал по формированию коммуникативных действий младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования коммуникативных действий младших школьников.

Сущность и основные понятия коммуникативных действий младших школьников.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.

Коммуникативная компетенция – это «своеобразная способность человека, включающая в себя не только владение грамматикой и лексикой родного или иностранного языка, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях могут и должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции»

Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения. Умения вообще – это «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнение какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые раннее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком.

Под коммуникативными умениями понимается «умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета»

        Коммуникативные умения могут быть рассмотрены с разных позиций и точек зрения, но главным является то, что все они реализуются в общении. Всякое общение реализуется посредством коммуникативных умений. В общении выделяют три взаимосвязанных между собой стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, где перцептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья – состоит в обмене информацией между людьми, партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения.

Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Более того, этот процесс взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформированная и поставленная коммуникативная задача формирует определённые умения.

 Продуктом решения коммуникативной задачи является текст в его устной или письменной форме. Слушающий, и говорящий одновременно в рамках коммуникативного акта решают свои коммуникативные задачи. Говорящий решает основные формы сообщения и побуждения в решении таких коммуникативных задач, т.е. реализует  такие коммуникативные умения, как сообщить, спросить, убедить и т.д. Задачи слушающего могут называться коммуникативно-познавательными, познавательными для себя, коммуникативными – с точки зрения реализации процесса общения.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» - это сообщение, общение . Общение  - взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений.

Таким образом, из всего перечисленного можем сделать вывод, что главной составляющей коммуникативной компетенции – являются умения, в частности коммуникативные умения. Коммуникативные умения – умения вести беседу-диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Продуктом решения коммуникативных задач является текст. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

б) Особенности формирования коммуникативных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

В начальной школе у ребёнка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная мотивация, необходимые учебные умения и навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающих усвоение научных понятий. В рамках учебной деятельности школьник под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания: научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами. Под влиянием учебной деятельности формируются основные психические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, способность действовать в уме и планировать свою деятельность. Младший школьник принимает авторитет учителя, овладевает разными формами учебного сотрудничества. В его учебной деятельности формируются частные виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая деятельность, работа на компьютере.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в её рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом.  В ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представление о морали, творческие и другие способности). Формируются способности познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.

Младший школьник, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения. Младшие школьники ещё не умеют рационально организовывать свой труд. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребёнка в преодолении сложностей учебной программы.

Поэтому в  современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъектно-объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный подход, в котором развитие личности учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Этот процесс коснулся и начального литературного образования. Традиционные уроки чтения ушли в прошлое, их сменили уроки литературного чтения. Изменилось отношение к задачам начального литературного образования. Традиционные уроки чтения сочетали наряду с навыковой задачей обучения ребёнка чтению задачи педагогического характера (нравственное воспитание ребёнка, расширение кругозора, развитие речи и т.д.), которые решались средствами художественной литературы. Современный подход к литературному образованию в начальных классах предполагает рассмотрение художественного произведения как эстетического объекта, и в силу этого основное внимание уделяется организации процесса его адекватного восприятия и истолкования.

В центре внимания учителя на уроках литературного чтения оказывается не только анализируемый художественный текст, но и читательское поведение начинающих школьников, взаимодействие разных читательских версий. Таким образом, наиболее перспективным подходом в преподавании литературного чтения становится коммуникативно-деятельностный подход.

Одно из основных направлений  в средней и общеобразовательной школе на современном этапе – активизация учебного процесса, поиск таких форм и методов обучения, которые обеспечивают формирование творческой личности учащихся, способного ставить и решать новые социальные задачи. Активизация обучения – придание ему исследовательского характера, передача обучаемому инициативы в организации своего учебного познания.

Теория и практика обучения, результаты научных исследований показывают, что формирования в школе творческой личности необходимо создавать условия для творчества учащихся. Вот почему во всех образовательных учреждениях неуклонно происходит переход от преимущественно «регламентирующих», «алгоритмизирующих», «контролирующих» форм и методов организации дидактического процесса к «развивающим», «проблемным», обеспечивающим «порождение» познавательных и профессиональных мотивов, интереса к самостоятельной работе, условий для творчества.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению, преодоление пассивной и стереотипной коммуникативной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности .

Подготовка школьников к общению понимается как  формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.

Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к общению, как правило, легко наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.

В коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, которое ведёт за собой развитие, поэтому по-настоящему управляемым коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если знать основные закономерности коммуникативного развития ребёнка и иметь представление о том, какие коммуникативные и речевые умения и как нужно формировать. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателями успешности этого развития.

Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы учащихся и учителя» поэтому эта работа должна проводиться на каждом уроке литературного чтения, отбирая задания в соответствии с темой урока, изучаемым произведением.

Используя как традиционные, так и новаторские методы обучения учитель достигает цели литературного образования – учит школьников, анализируя изложенные там факты, понимать смысл текста, замысел автора, умение общаться. Целесообразно для формирования коммуникативных умений применение на уроках литературного чтения общение в форме диалога.

Основной принцип при организации диалога: не ограничивать общение, а содействовать его продуктивности. Диалог – это универсальный способ познания мира, его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных рефлексивных способностей…

В процессе диалога развивается личность ребёнка. Различные диалоговые ситуации создают условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи, коммуникативным умениям.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Существуют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных действий у младшего школьника:

Типы диалогов

Мотивационный

Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный диалог

Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный диалог

Размышление «про себя».

Конфликтный диалог

Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог

Это критическое осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог

Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме

Формируя диалоговую форму общения, необходимо придерживаться трёх этапов её развития.

Три этапа развития диалога

Сюжетно-познавательный

выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

Чувственно-аналитический этап

установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определённых ценностей.

Личностно-рефлексивный этап

участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

Формирование коммуникативных действий идёт в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи, обогащение лексического запаса и совершенствованием грамматического строя речи, повышением степени самостоятельности и правильности детской речи.

Анализ различных подходов к исследуемой проблеме позволяет определить коммуникативные умения как более или менее совершённые способы выполнения  каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению.                    

Таким образом, можно сделать выводы, что, в младшем школьном возрасте формируются основные качества его личности, поэтому для современной школы необходим новый взгляд на урок, как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям.

Перспективный подход в преподавании литературного чтения – коммуникативно-деятельностный подход.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...