Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zap_._lit.chten_._3kl.doc | 136.5 КБ |
ktp_litchten_3kl.doc | 248 КБ |
temat.planir_lit.chten_._3_klass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК «Школа России» - научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях.
Москва, «Просвещение», 201
М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 201
«Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Меняются приёмы овладения навыком чтения: формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
- Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
- Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
- Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
- Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
- Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
- Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
- Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
- Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные
- Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
- Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
- Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
- Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
- Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
- Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
- Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
- Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
- Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
- Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
- Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
- Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
- Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
- Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
- Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
- Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
- Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
- Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
- Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
- Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
- Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
- Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
- Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
- Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
- Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
- Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
- Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
- Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование (136 ч)
Самое великое чудо на свете - 2 ч
Устное народное творчество - 14 ч
Поэтическая тетрадь 1 - 11 ч
Великие русские писатели - 26 ч
Поэтическая тетрадь 2 - 6 ч
Литературные сказки - 9 ч
Были-небылицы - 10 ч
Поэтическая тетрадь 1 - 6 ч
Люби живое - 16 ч
Поэтическая тетрадь 2 - 8 ч
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок - 12 ч
По страницам детских журналов - 8 ч
Зарубежная литература - 8 ч
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС
Тематическое планирование (136 ч, из них 3 ч — резервные, 34 учебные недели)
№№ |
Тема урока | Рубрики учебника, рекомендуемые к уроку | Кол-во часов | Примечания | Дата |
Самое великое чудо на свете (2 ч) | |||||
1. | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги (содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации). Рукописные книги Древней Руси. | Шмуцтитул | 1 | ||
2. | Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |||
Устное народное творчество (14 ч) | |||||
3. | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Лирические народные песни | Шмуцтитул | 1 | Наизусть | |
4. | Русские народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | Наизусть | ||
5-6. | (5) Докучные сказки. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. (6) Развитие речи. Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 2 | Проект Разв. речи | ||
7. | Русские народные сказки. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |||
8. | Особенности волшебной сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |||
9-11. | (9) Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Знакомство с произведением. (10) Деление текста на части. Сказка «Иван-царевич и Серый волк». (11) Составление плана сказки. Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | «Словарик»[1] | 3 | ||
12-14. | (12) Русская народная сказка «Сивка-бурка». Знакомство с произведением (13) Характеристика героев сказки. Сказка «Сивка-бурка». (14) Иллюстрации к сказке. Сравнение художественного и живописного текстов. Сказка «Сивка-бурка». | «Как хорошо уметь читать» | 3 | ||
15. | Внеклассное чтение. | «Советуем прочитать» | 1 | ||
16. | Проверим себя и оценим свои достижения. | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | |||||
17. | Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной стать Я.Смоленского | Шмуцтитул | 1 | Проект | |
18. | Русские поэты XIX-XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | 1 | |||
19. | Эпитеты – слова, рисующие картины природы. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | |||
20-22. | (20) Подвижные картины природы. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (21) Олицетворение как прием создания картины природы И. Никитин «Встреча зимы» (22) Подготовка сценария утренника «Первый снег» | 3 | |||
23-25. | (23) Заголовок стихотворения. И. Суриков «Зима» (24) Картины природы. И. Суриков «Зима» (25) Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 3 | |||
26. | Оценим себя и проверим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
27. | Урок-концерт по стихам русских поэтов | 1 | Урок-концерт | ||
Великие русские писатели (26 ч) | |||||
28. | Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения о жизни А.С.Пушкина | Шмуцтитул | 1 | ||
29. | Лирические стихотворения. А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», « «Евгений Онегин». | 1 | |||
30. | Прием контраста как средство создания картин. А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | |||
31. | Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | |||
32-35. | (32) Сравнение народной и литературной сказок. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (33) Герои литературной сказки. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (34) Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (35) Рисунки И. Билибина к сказке: соотнесение, сравнение их с текстом. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 4 | |||
36. | И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. | 1 | |||
37. | Мораль басен. И.А. Крылов. «Мартышка и очки». | 1 | |||
38. | Нравственный урок читателю. И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна». | 1 | |||
39. | Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». | 1 | |||
40. | Развитие речи: подготовка к театрализации басен. | 1 | Развитие речи | ||
41. | Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт. Подготовка сообщения | 1 | |||
42. | Настроение стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» | 1 | |||
43. | Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | |||
44. | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя | «Проверим себя и оценим свои достижения»? | 1 | ||
45-46. | (45) Тема и главная мысль рассказа. Л.Н. Толстой «Акула». (46) Составление различных вариантов плана. Л.Н. Толстой «Акула». | 2 | |||
47. | Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | |||
48. | Особенности прозаического лирического текста. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | |||
49. | Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному. | 1 | Развитие речи | ||
50. | Сравнение текста-описания и текста-рассуждения. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | |||
51. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
52. | Внеклассное чтение | «Советуем прочитать» | 1 | ||
53. | Резервный урок | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |||||
54. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | Шмуцтитул | 1 | ||
55. | Средства художественной выразительности. Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 | |||
56. | Повествовательное произведение в стихах. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |||
57. | Создание словесных картин. К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |||
58. | Выразительное чтение стихотворений. И. Бунин «Детство», «Полевые цветы» | 1 | |||
59. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
Литературные сказки (9 ч) | |||||
60. | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | Шмуцтитул | 1 | ||
61-62. | (61) Сравнение народной и литературной сказок. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». (62) Нравственный смысл сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 2 | |||
63-64. | (63) Герои сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» (64) Характеристика героев сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | «Как хорошо уметь читать» | 2 | ||
65-66. | (65) Сравнение народной и литературной сказок. В. Одоевский «Мороз Иванович» (66) Составление плана сказки. В. Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | |||
67. | Внеклассное чтение. «Сказки с хитринкой» | «Советуем прочитать» | 1 | ||
68. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
Были-небылицы (10 ч) | |||||
69. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | Шмуцтитул | 1 | ||
70-71. | (70) Прием сравнения – основной прием описания подводного царства. М. Горький «Случай с Евсейкой» (71) Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | |||
72-73. | (72) Определение жанра произведения. К. Паустовский «Растрёпанный воробей». (73) Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 2 | |||
74. | Развитие речи: обучение краткому пересказу. | 1 | Развитие речи | ||
75-76. | (75) Основные события произведения. А. Куприн «Слон» (76) Составление различных вариантов плана. Пересказ. А. Куприн «Слон» | 2 | |||
77. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
78. | Резервный урок. Составление вопросов по содержанию. А.Куприн «Слон» | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | |||||
79. | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | Шмуцтитул | 1 | ||
80. | Стихи о животных. С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | |||
81-82. | (81) Картины зимних забав. А. Блок «Сны», «Ворона» (82) Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. А. Блок «Сны», «Ворона» | 2 | наизусть | ||
83. | С. Есенин «Черёмуха» Проверим и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | наизусть | |
84. | Урок-концерт по произведениям изученных поэтов | 1 | Урок-концерт | ||
Люби живое (16 ч) | |||||
85. | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. М. Пришвин «Моя Родина» | Шмуцтитул | 1 | ||
86. | Развитие речи: составление устных рассказов о родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. Пришвина «Моя Родина». | 1 | Развитие речи | ||
87-88. | (87) Определение жанра произведения. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
(88) Творческий пересказ: дополнение содержания текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | |||
89. | Озаглавливание текста. В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» | 1 | |||
90-91. | (90) Составление плана на основе названия глав. В. Бианки «Мышонок Пик» (91) Рассказ о герое произведения В. Бианки «Мышонок Пик» | 2 | |||
92-94. | (92) Герои произведения. Б. Житков «Про обезьянку» (93) Пересказ: краткий и подробный. Б. Житков «Про обезьянку» (94) Сжатый пересказ. Б. Житков «Про обезьянку» | «Как хорошо уметь читать» | 3 | ||
95. | Герои произведения. В. Астафьев «Капалуха» | 1 | |||
96. | Нравственный смысл рассказа. В. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | |||
97. | Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…» | 1 | Развитие речи | ||
98. | Внеклассное чтение. «Люби живое». Рассказы о животных. | «Советуем прочитать» | 1 | ||
99. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
100. | Резервный урок. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |||||
101. | Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии». | Шмуцтитул | 1 | ||
102. | Средства художественной выразительности. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 1 | Наизусть по выбору | ||
103. | Сравнение названия стихотворения с его содержанием. А. Барто «Разлука», «В театре» | 1 | |||
104. | Позиция автора и свое отношение к изображаемому. С. Михалков «Если» | 1 | |||
105. | Выразительное чтение. Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | |||
106. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
107. | Презентация проекта «Праздник поэзии» | 1 | Проект | ||
108. | Урок-концерт по произведениям изученных авторов | 1 | Урок-концерт | ||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | |||||
109-110. | (109) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (110) Особенность заголовка произведения. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Шмуцтитул | 2 | ||
111. | Герои рассказа. А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | |||
112-113. | (112) Особенности речи героев. А. Платонов «Ещё мама» (113) Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. | 2 | Развитие речи | ||
114-115. | (114) Смысл названия рассказа. М. Зощенко «Золотые слова» (115) Главная мысль произведения. М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | |||
116-117. | (116) Особенности юмористического рассказа. М. Зощенко «Путешественники» (117) Восстановление порядка событий М. Зощенко «Путешественники» | 2 | |||
118. | Юмористические рассказы. Н. Носов «Федина задача» | 1 | |||
119. | Н. Носов «Телефон» Проверим себя и оценим свои достижения | «Как хорошо уметь читать» «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
120. | Внеклассное чтение | «Советуем прочитать» | 1 | ||
По страницам детских журналов (8 ч) | |||||
121. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики | Шмуцтитул | 1 | ||
122. | По страницам журналов для детей. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |||
123. | Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», развёрнутые ответы на составленные вопросы. | 1 | Развитие речи | ||
124. | Придумывание вопросов по содержанию. Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |||
125. | Пересказ. Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | |||
126. | Легенды своей семьи, своего города. Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 | |||
127. | Выразительное чтение. Р. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | |||
128. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
Зарубежная литература (8 ч) | |||||
129-131. | (129) Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (130) Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (131) Пересказ. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | Шмуцтитул | 3 | ||
132-134. | (132) Великий сказочник. Подготовка сообщения о великом сказочнике Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (133) Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (134) Создание рисунков к сказке. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 3 | |||
135. | Внеклассное чтение | «Советуем прочитать» | 1 | ||
136. | Проверим себя и оценим свои достижения | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 |
Наизусть -
Развитие речи -
Проект -
[1] Работа с рубрикой «Словарик» предполагается в том случае, если в изучаемом тексте встречается слово на голубой плашке.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс (136ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
Самое великое чудо на свете (1 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Устное народное творчество (14ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Русские поэты XIX—XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. С. Никитин «Полно, степь моя...». «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
Великие русские писатели (26 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Литературные сказки (9 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Были-небылицы (10 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения |
Люби живое (16 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смыл рассказа. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
По страницам детских журналов (8 ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Зарубежная литература (8ч) | |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...