Урок чтения Емельянов "Игра"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Веткина Анастасия Игоревна

Урок чтения Емельянов "Игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydar._emelyanov_igra.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа 2100»

Литературное чтение:  Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.          

Тема: Как слава пришла к А. Гайдару

(Рассказ Б. Емельянова «Игра»)

Цели:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством А.Гайдара, Б.Емельяновым и его произведением «Игра»;
  • Установить взаимосвязь рассказа «Игра» с повестью «Тимур и его команда»;

Развивающие:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, внимательно относиться к художественному слову;
  • Развивать речь учащихся:

пополнение словаря  (гимнастерка, красноармейцы, корчажка)

Воспитывающие:

  • Прививать интерес к литературе.

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»(3класс I часть); тетрадь по литературному чтению. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.; выставка книг А.Гайдара: «Тимур и его команда», «Повести и рассказы», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Р.В.С.»; портрет А.Гайдара; мультимедийная презентация; видео отрывки из фильма «Тимур и его команда».

План урока:

1.Организационный момент(1мин.)

2. Подготовка к восприятию текста. (11 мин.)

3.Чтение и анализ текста (30 мин.)

  • Чтение детьми вслух, диалог с автором.
  • Выборочное чтение

 4. Итог урока (2мин.)

 5 .Домашнее задание (1мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на плодотворную работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2.Подготовка к восприятию текста

Цель: актуализация знаний учащихся

Учитель: На уроках внеклассного чтения вы уже знакомились с таким писателем как Аркадий Гайдар.

Учитель: Давайте вспомним, что мы уже о нем знаем.

(Рассказ детей об А. Гайдаре)

Ученик 1: Аркадий Петрович Гайдар - русский писатель. Когда-то это имя было известно каждому человеку. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы.

Ученик 2: Настоящая фамилия Аркадия Петровича – Голиков. Его отец был учителем. В годы войны, когда отца забрали на фронт, Аркадий пытался уйти за ним, но был пойман и возвращен домой.

Ученик 3:Скрыв свой возраст, Гайдар все-таки попадает в Красную армию. А ему было всего 14лет. В 15 лет он уже командовал ротой, а в 16 лет – взводом, потом стал командиром полка и воевал на фронте.

Учитель: Ему было всего 14лет (7класс), а он уже попал в Красную армию и в 16лет командовал целым взводом -50человек!

Ученик 4: Гайдар романтически, радостно воспринимал жизнь. И это отразилось во многих его произведениях. Большинство рассказов А.Гайдара адресовано юным читателям. Он стал известным детским писателем, который прославлял товарищество, дружбу и честность.

Ученик 5: Его произведения имеют увлекательный сюжет, написаны простым языком —  за все это их полюбили юные читатели.  Самым  известным произведением Аркадия Гайдара была повесть «Тимур и его команда». Благодаря этой повести стали создаваться "тимуровские" движения по всей стране.

Ученик 6: Аркадий Гайдар был не только известным писателем, но и чудесным человеком. Кто с ним встречался и дружил, навсегда запомнил его как человека доброго, искреннего, с озорным, но в то же время серьезным взглядом. Гайдар погиб в бою 26 октября 1941.

Учитель:

Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой -

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по - гайдаровски зовут

Героев не всегда.

        Страницы честных, чистых книг                

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...

(С. Михалков)

Учитель: Говоря строками стихотворения, А.Гайдар оставил нам «страницы честных, чистых книг». Многие книги А.Гайдара представлены на нашей выставке. Давайте вспомним уже известные нам произведения.

Выставка книг А.Гайдара

(Книги и портрет писателя)

(Рассказы детей о произведениях А. Гайдара)

Ученик 1: Чук и Гек. Герои повести Аркадия Гайдара  — мальчики Чук и Гек. Они жили в Москве вместе с мамой. А папа работал далеко от них. Однажды он написал письмо, в котором приглашал их в гости. Чук и Гек были очень рады - ведь они отправляются в самое настоящее путешествие!

Эта книжка о настоящей любви, дружбе и верности, о том, что «надо честно жить, много трудиться».

Ученик 2:Тимур и его команда. Тимур и его друзья собрали команду для того, чтобы помогать людям, кто в этом нуждается. А помощь нужна многим: старикам, детям, семьям тех, кто служит в красной армии. Главный герой  - Тимур - решительный, смелый мальчик стал всем примером для подражания.

Ученик 3: Голубая чашка. Аркадий Гайдар вместе с женой Марусей и  дочкой Светой приезжает на дачу. Маруся находит разбитой любимую голубую чашку и обвиняет во всём мужа и дочку. Обидевшись, они отправляются погулять на целый день и встречают по пути много разных знакомых. Вернувшись, домой, путешественники мирятся с Марусей. В этом произведении показана любовь Аркадия Гайдара к семье, людям, природе и жизни.

Ученик 4: Горячий камень. Мальчик Ивашка полез в сад за яблоками, но был пойман сторожем. Сторож ему ничего не сделал, а просто отпустил. Ивашке было стыдно. Он забрёл в лес и нашёл там горячий камень. На камне была надпись - тот, кто поднимет этот камень на гору и разобьёт его там на части, вернёт свою молодость. Пожалев старика, мальчик решил вернуть ему молодость. Пришёл старик, но не стал разбивать камень, потому что, не смотря на трудности, жизнь его была счастливой, и он не хочет начинать её сначала.

Работа по учебнику с.68:

Учитель: Беседу об Аркадии Гайдаре ведут и герои нашего учебника Настя и ее папа.

Учитель: Давайте прочитаем, о чем они говорят.

Учитель: За каким занятием застал папа Настю? (читала книгу «Тимур и его команда» А.Гайдара)

Учитель: Имя еще, какого писателя вы замели в разговоре? (Борис Емельянов)

Учитель: Как называется его произведение? («Игра»)

Учитель: В какой книге мы  можем найти его? («Рассказы о Гайдаре»)

Учитель: Почему он его написал?

Учитель: Что вы уже узнали об авторе произведения из диалога Насти и папы?

Б.Емельянов

Учитель: Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара. Гайдар мог доверять  свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис Александрович Емельянов.

-Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «ИГРА».

-Давайте вспомним признаки рассказа?

На доске:

«ИГРА»

Рассказ – быль

-одно событие

-один или несколько героев

-небольшой объем

-Но мы будем читать не просто рассказ, а рассказ-быль. Что значит быль?

 ( Это было на самом деле, в реальности)

3. Чтение и анализ текста (с.69)

  • Работа с текстом до чтения.

Цель:  развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Учитель: Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)

Учитель: Кого мы видим на иллюстрации?

Учитель: Можно ли по иллюстрации понять, о какой игре пойдет речь?

  • Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  • Первичное чтение детьми (вслух с комментированием).

Учитель: С Аркадием Гайдаром произошла удивительная история, которую мы и узнаем, прочитав рассказ.

Часть 1.

1. Слава приходит к человеку по-разному.

 (Что это значит – «приходит слава»? То есть известным, знаменитым человек может стать по-разному.)

2.Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он не знал – хорошей или плохой получилась книга о Тимуре. Когда повесть стала печататься в

«Пионерской правде»(слайд), Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал. Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В Клину, дома, он обошёл комнаты, взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила он вылил под забор, ручки и перья закопал во дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут». (Почему Гайдар пишет такое странное объявление?)

3. Гайдар не искал славы. (Итак, опять речь о славе. Что значит, не искал славы? (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?)

4.  – Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, – повторил Гайдар. – Тебе кого надо? (Как вы думаете, зачем старушка пришла к нему?)

– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведет?)

5.  – Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.

 – Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.

6.  – Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская. (Как это понять – своя, красноармейская? Очевидно, кто-то из ее семьи служит в Красной Армии.)

 – Какая? – спросил Гайдар.

 – Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю.

  1. А тебе приношение делаю за добро, за указку. (Что значит – приношение «за указку»? )

Подберем однокоренные слова: указ, указание, сказать, приказ и т.д.

8. – Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?(Почему Гайдар долго не мог ничего понять?)

 – Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый!

(Как меняется настроение Гайдара в ходе разговора? А состояние старушки?)

Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что же происходит у старушки во дворе четвертый день?)

9.  – Бабка! – сказал он плачущим голосом. – Ведь это же всё в моей книжке написано. (Вы поняли, что произошло? Гайдар придумал эту историю, рассказал о ней в повести «Тимур и его команда», а оказалось, что все существуют на самом деле: и «красноармейская» старушка, и ее шустрая коза и т.д. …) Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал. Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было...

– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?

(Как вы думаете, зачем Гайдар допытывается, где живут мальчишки, которые помогли бабке?)

Учитель: Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?

Учитель: Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?

Часть 2.

Учитель: Почему Гайдар медленно вошел в сад?

Учитель: Для чего дети повесили на дверь записку с такой надписью?

Учитель: Что услышал писатель? Прочитайте!

Учитель: Как вы думаете, почему он остановился пораженный?

Учитель: Что же увидел на чердаке  Гайдар?

Учитель: Что же понял писатель? («Игра становилась жизнью»)

Учитель: Что это значит? Как вы поняли?

  • Выборочное чтение

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Выборочное чтение.

Учитель: А сейчас я буду показывать вам отрывки фильма «Тимур и его команда». А вы должны найти в тексте рассказа «Игра» – есть ли там похожий  эпизод. По ходу чтения мы составим цитатный план.

Цитатный план:        

(тетрадь, задание 1, с. 8).

Учитель: Найдем предложение, в котором заключена главная мысль 1части. Заполним первый пункт нашего цитатного плана.

1. «Гайдар не искал славы…слава сама  постучалась к нему в ворота»

2. «Игра начиналась всерьез, игра становится жизнью»

3. «Мы тимуровцы. Мы делаем свое дело»

4. Итог урока

Учитель: Перечитайте 2-е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре? Почему?

Учитель: Захотелось ли вам прочитать книгу «Тимур и его команда» целиком?

Учитель: Почему свой рассказ Б. Емельянов назвал «Игра»? («Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью». Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным…)

Учитель: «Слава приходит к человеку по-разному». Как же она пришла к писателю А. Гайдару? (В виде благодарности от людей, которым помогали тимуровцы.)

Учитель: Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?

Учитель: Аркадий Петрович Гайдар это человек, который ценил  в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой и отражал это в своих произведениях.

Учитель: Откуда мы можем узнать об авторе произведения? (биография, фильм, энциклопедия, произведение о нем другого автора)

Учитель: Об авторе мы можем узнать из произведения другого писателя. Сегодня мы узнали историю, которая произошла с А.Гайдаром из произведения Б. Емельянова.

Учитель: Как вы думаете, это единственное произведение, которое Б.Емельянов написал о Гайдаре?

Учитель: Верно. Он был лучшим его другом, и А.Гайдар много рассказывал ему о себе. У Б. Емельянова есть еще ряд рассказов о А.Гайдаре : «Голубая чашка», «Горячий        камень», «Военная тайна» и т.д. Все это вы можете найти в книге Б. Емельянова «Рассказы о А. Гайдаре».

(Показ книги)

  1. Домашняя работа: 

Учебник: с.69-73 (пересказ по плану)

Список литературы:

  1. Александрова Н.В., Павлова Н.И. Жизнь и творчество А.П.Гайдара. – М., 1963.
  2. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах. — Москва.: «Детская литература», 1979-1980 гг..
  3. Литературное чтение Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»(3класс I часть);
  4. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...