Урок Стихи о весне. Ф. И. Тютчев « Зима недаром злится…», Я. Л. Аким « Апрель»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по программе "Гармония" в 3 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Стихи о весне. Ф. И. Тютчев « Зима недаром злится…»,
Я. Л. Аким « Апрель»
Задачи урока | Личностные УУД: высказывать и прояснять свою точку зрения; Регулятивные УУД: ориентироваться в отдельном произведении; Познавательные УУД: осуществлять различные формы при работе с текстом (словесное рисование, выразительное чтении, драматизация); Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь одноклассников, учителя, соблюдать правила приличия; |
Техническое оснащение | мультимедийный проектор |
Оборудование | учебник « Литературное чтение» 3 класс ( автор О. В. Кубасова ч., 3), рабочая тетрадь №2, компьютерная презентация, творческие работы учащихся о весне, трубочки – палочки для физминуток. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Слайд №1 Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. - Будем тайны открывать? | Да! | Личностные: проявляют положительный настрой на работу |
Проверка домашнего задания. | Слайд № 2 - Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке? - На какие две части можно разделить это произведение? Поясни своё мнение. 3. Как вы думаете, первая часть произведения – это рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни.
Слайд № 3 5. Что привлекает весной детей? | Рассказ. - 1 часть начинается со слов « С земли ещё не сошёл … - деревья голы, но живут, дышат» - 2 часть « В такое время года ….- вы любите природу» - Описание природы: _ Текст – рассуждение о том, чем приятно и хорошо заниматься весенней порой детям. - Любят пускать по воде кораблики, которые делают сами и потом бегут за ними вдоль ручья. Палкой измеряют глубину и шлёпают по лужам. Бьют каблуками лёд. | Личностный УУД: выражать свои эмоции; регулятивные УУД: высказывать собственное мнение; познавательное УУД: создавать небольшие словесные тексты на основе иллюстраций; коммуникативный УУД: слушать и слышать других; |
Подготовка к восприятию нового |
1. - Прочитайте стихи – загадки. Ответьте на вопрос « Какое время года?» ( Приложение № 2 ) Слайд №4 - Проверим, правы ли вы ? - Чем различаются эти картины? 2. - Выполним задание для развития логического мышления. Слайд № 5 - Найдите верные пары слов? - Какая пара соответствует наступившему времени года? | ( Два ученика читают стихи – загадки) - Зима. Дома в снегу, дети бегут на коньках, природа вся белая. - Весна. Реки сбросили лёд, показался подснежник, проталинки, синий цвет. - Правы! - На первой – все ёлки засыпаны снегом, большие сугробы. Вся природа спит. - На второй – речка освободилась ото льда, мало снега, видна голая земля. - Зима - весна | Личностные УУД: воспринимать красоту природы; регулятивные УУД: вести диалог; познавательные УУД: чувствовать красоту художественного слова; коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи. | - Сформулируем с вами тему нашего урока. Что читали дети и о чём? - А сейчас какое время года? Слайд № 6 - Поставим цели. - Что будем развивать при чтении стихотворения? - Какую поставим личную задачу? Будем вести диалог? - Поставим регулятивную задачу. Будем отвечать на вопросы? - Поставим познавательную задачу. Надо понять лучше произведение, значить надо проявлять различные формы работы с произведением. Как вы думаете, какие? - Поставим коммуникативную задачу, чтобы лучше понять друг друга . надо… | - читали стихи о временах года. - Весна. Значит тема « Стихи о весне» - познакомимся со стихотворениями; - читать осознанно данное произведение; определять настроение и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события и героев произведения; - Да. Высказывать и прояснять свою точку зрения; - Надо ориентироваться в произведении. - это выразительное чтение. словесное рисование, драматизация - слушать и понимать речь одноклассников, учителя; | Регулятивное УУД: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию; коммуникативную УУД: принимать иную точку зрения; |
Освоение нового материала | - Что вы знаете о весне? - Какие изменения происходят в неживой природе? - Объясни ребятам это природное явление. - Кто знает, как называется это природное явление? - Какие изменения происходят в живой природе? | - Весна – время года, длится по календарю три месяца. - Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи. - С крыш свисают сосульки и нельзя ходить под крышей. Опасно для жизни. - Ледоход на реке. - Лёд на реке ломается и льдины несёт по течению. - Видела по телевизору, как затопляет жилые дома. - Половодье. Когда много снега и он быстро тает – вода разливается по низким местам, выходит река из своих берегов. - Прилетают птицы – вестники весны ( скворцы, грачи). - Скворцы селятся в скворечниках, грачи – в гнёздах. - Видела насекомых. - В лесу проснулся медведь. - Таблица из трёх частей. На первую часть ответили. - Да! -Узнать о весне тайны - Не знаем. Это тайна? - Фёдор Иванович Тютчев Читают хором Да! - Нет заголовка. Берём первую строчку. Называется « Зима недаром злится». Словарная работа Слушают. - Про зиму и весну. Работают с текстом и рабочей тетрадью №2. - Ведьма злая – это зима, прекрасное дитя – это весна. - Весна – молодая девочка – дитя. - Зима постарела, жить ей осталось мало, надо уходить. Смотрят. Работа в парах. 1 пара – о Зиме, 2 пара – о Весне. Во время ответа на слайде появляется запись Зачитывают - Олицетворение Жаворонки в небе уж подняли трезвон. Работа в парах Задают вопросы и отвечают - радуются деревья Работа в паре, по кругу, стоя. «Апрель» - это о весне. - Автор Я. Л. Яким. Читают - С чувством радости, счастья, любви к родной природе. - Повторяет слово скоро, так как скоро станет тепло, прилетят скворцы. - Зачитывают – олицетворение. - Голубая вода, зелёный бархат. - Это травка. Она молодая, мягкая. - Шлёпает по лужам, гонит ручьи – булькает вода, птицы поют, грачи кричат, по стеклу барабанит верба. - чтение стихов Зачитывают сочинения - Снег стаял и виден мусор. – Надо навести порядок. - Она бывает разной, непохожей, О ней пишут поэты, рисуют картины художники. - Её можно сфотографировать. - Почитать стихи, узнать поэтов, быть самим художником. | регулятивные УУД: расширять свой кругозор; познавательный УУД: создавать собственные тексты на основе личного опыта; коммуникативное УУД: слушать и слышать других и высказывать свою точку зрения; Регулятивные УУД: расширять свой читательский кругозор; Личные УУД: проявлять интерес к чтению4 познавательные УУД: извлекать информацию , представленную в разных формах; регулятивные УУД: передавать содержание прочитанного; познавательные УУД: осуществлять различные формы работы с текстом; коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других: Регулятивный УУД: работать с произведением, передавать содержание прочитанного коммуникативное УУД: договариваться и соблюдать правила приличия; познавательное УУД: высказывать своё собственное мнение и приводить факты их произведения; Регулятивные УУД: высказывать своё мнение; Познавательное УУД: создавать собственные небольшие тексты на основе наблюдений; |
Работа с таблицей Знакомство с автором строк Подготовка к чтению стихотворения Первичное чтение произведения Работа с текстом Физминутка Закрепление знаний. Демонстрация репродукций картин. Творческие работы детей. Рефлексия. Оцени себя. Д/З | Слайд № 7 - Прочитайте таблицу. - Вам хочется ответить на вторую часть таблицы. - Будем исследовать тайны о весне? Слайд № 8 - Один замечательный русский поэт так писал о весне: В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, В ней есть язык… - Чьи это слова? - Ты можешь её разгадать. Собери фамилию, имя, отчество автора этих строк. Слайд № 9 - Понятны значение слов? - Послушаем другое стихотворение Ф. И. Тютчева, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. - Открыли учебник на странице 146. Нашли автора. Как называется стихотворение? - Посмотрите на сноски. - Послушайте, я прочитаю стихотворение. - О каких временах года говорит поэт? - Откройте учебную тетрадь на странице 41 и ответьте на вопрос, но ещё раз перечитайте произведение. - Ответьте на первый вопрос. - Как ты думаешь, почему Ф. И. Тютчев называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму – ведьма злая? Слайд №10 - Правы ли вы оказались? Посмотрите, как они выглядят. - Перечитай стихотворение и отметь слова, которые передают действия Весны и Зимы. Слайд № 11 - Какие слова и выражения помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые? - Как называется этот приём? - Весну не только видно, но и слышно. Как поэт описывает звуки Весны? Слайд № 12
- Задайте вопросы друг другу и ответьте на них. Слайд № 13 - Посмотрите на картинку и скажите, что больше радуется солнцу, весне? ( приложение № 2) - Познакомимся с новым поэтом. Откройте уч. на с. 179. _ Найдите название стихотворения. - Это авторское произведение? Прочитайте самостоятельно стихотворение. - С каким чувством поэт встречает весну? - Какое слово он повторяет несколько раз? Почему? - Что описывается в стихотворение как живое существо? Прочитай. Какой это приём? - Какими красками нарисован апрель? - Что названо зелёным бархатом? - Какими звуками наполнено стихотворение? Слайды № 14, № 15, № 16 - Дети приготовили небольшие стихи собственного сочинения. Слайд № 17 - На фоне этой замечательной картины про сосулек дети прочитают свои сочинения . Приложение № 3 - А вот чем – то весна не понравилась Наташе? - Как нужно поднять настроение? - Что ты узнал о весне? Что бы ты ещё хотел узнать о весне? - Изобрази шкалу успеха: --* Были успешны – встали, руки вверх – отлично! * Просто стоят – хорошо; * Сидим - часто требовалась помощь. - - Любое - наизусть, другое - выразительно |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 1. Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке? 2.На какие две части можно разделить это произведение по смыслу? 3. Как вы думаете 1 часть – это текст – рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 5. Определи главную мысль каждой части. 6. Что привлекает весной мальчишек?
Проверка домашнего задания 1. Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке? 2.На какие две части можно разделить это произведение по смыслу? 3. Как вы думаете 1 часть – это текст – рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 5. Определи главную мысль каждой части. 6. Что привлекает весной мальчишек?
3.Подготовка к восприятию 1.Всё вокруг свежо и снежно, 2. Синее небо, И узор на стёклах нежный. Синие тени, На коньках бегут, на лыжах. Синие реки И дома в снегу по крыши, Сбросили лёд. Вся белым – бела природа. Синий подснежник, Это что за время года? Житель весенний На синей проталинке Смело растёт. Это что за время года?
Найдите верные пары слов лето – весна лето – зима зима – весна весна – осень - Какая пара соответствует наступившему времени года?
Тема урока « Стихи о весне» _?_____________________ «Зима недаром злится» ___Я.Аким___________________ «Апрель» Цели: ( предметные) познакомиться со стихотворениями; развивать умение передавать настроение и чувства при чтении; развивать логическое мышление, наблюдательность; оценивать события и героев произведения; участвовать в диалоге;
Работа с таблицей Что я знаю о весне. Что я узнаю о весне Что я хочу узнать о весне Явление природы; Время года – 3 месяца; ? Живая природа: Прилёт птиц ( гнездование) Первоцветы, Насекомые. Неживая природа: 1.Таяние снега ( сосульки, ручьи, проталинки) 2.ледоход 3. половодье
Знакомство с автором строк В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Фё вич дор Тют Ива чев но
Подготовка к чтению стихотворения Дар – даром – недаром. Зло – злая – злила = злится. Стук – стучи – стучит- стучится. Суета – суетись – суетилась – засуетилась. Бесит – бесился- бесилась – взбесился. Краса – красна- прекрасна – прекрасное. Мыл – мыла – умыла – умылся Учебник, стр. 146
Портреты Зимы и Весны
Работа в паре Зима Весна злится хохочет хлопочет гонит ворчит шумит ведьма дитя злая прекрасная взбесилась горя мало
Работа в паре Задайте по одному вопросу . 1 пара – 1 – 2 столбики; 2 пара – 3 – 4 столбики;
Физминутка. Игра «Деревья в лесу»
Художественная галерея картин
Что я узнал о весне Поэты – стихи, Художники – картины Портреты времён года
Предварительный просмотр:
Приложение № 2 Физминутка
Сейчас мы проведём игру «Деревья в лесу».
- Встаньте друг за другом – «паровозиком». Представьте, что вы – деревья в лесу.
Наступила весна. Светит солнышко, деревья тянут к нему свои веточки, чтобы каждый листочек согревается под солнечными лучами.
(Дети встают на цыпочки и поднимают руки над головой, покачивают руками, радуясь солнышку)
- Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья. (Учащиеся показывают качающиеся на ветру деревья).
- Ветер принёс дождевые тучки и деревья почувствовали первые капли дождя. (Дети легко дотрагиваются пальчиками до спины впереди стоящего, будто ласково стучит дождик и дождевые капли совсем маленькие…)
- Дождик застучал сильнее, потом ещё сильнее…
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя.
( гладят по спине, плечам, затем над головой из ладоней строят зонтик)
Но вот снова появилось солнышко. Деревья стряхнули с себя капли дождя, почувствовали бодрость, хорошее, весеннее настроение.
Спасибо. Вы действительно почувствовали себя деревьями в лесу и испытали на себе капризы весенней погоды. Вы готовы работать дальше?
Предварительный просмотр:
Приложение № 3 Формалёва Наталья 3 класс
Весна в посёлке.
Я живу в посёлке Березняки. Наш посёлок самый лучший и очень красивый.
Наступила весна. Стал таять снег и побежали шумные и весёлые ручьи.
Ребята очень рады. Они бросают палочки в ручьи и бегут за ними.
По утрам я слышу пение птиц. Они поют мелодично и звонко.
Встаёт яркое солнце и согревает землю. Я выхожу на улицу и чувствую свежий запах весны. Всё живое радуется приходу весны.
Апаликова Наталья 3 класс
Весна в моём посёлке.
Весна у нас очень красивая, красочная, солнечная.
На улице в апреле тепло. Птички поют свои песенки.
Распускаются первоцветы и местами зеленеет травка.
Только вот мусор, который оттаял из – под снега портит всю картину. Просыпаешься утром, если солнышко светит в окно, поднимается настроение. Можно услышать, как звенят сосульки и капельки разбиваются об дорогу.
Я очень люблю весну, потому что всё в природе заново оживает: птицы, насекомые, растения.
Всё живёт и радуется тому, что скоро придёт лето и будет ещё теплее и веселее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. УМК "Перспектива"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...
Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...
Урок литературного чтения во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей радо!" Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспектива" . Тема: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."Работа над лирическим стихотворением....