Учебный проект "Мир освещается солнцем, а человек знанием"
проект по чтению (2 класс) на тему

Описание учебного проекта , проведенного во 2 классе по программе УМК "Планета знаний". Прилагается статья о проекте, презентация учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беленко Лидия Владимировна,

учитель начальных классов

гимназии № 53

Советского района

г. Нижнего Новгорода

Уровень развития любого общества находится в прямой зависимости от уровня развития системы образования, которая обеспечивает необходимый уровень развития подрастающего поколения. Проблемы развития, воспитания  каждого молодого человека как самостоятельной творческой личности, как гражданина и как патриота своей страны сегодня рассматриваются в числе приоритетных государственных проблем.

            Каким мы хотим видеть ребёнка? Государство «рисует» «портрет выпускника начальной школы» в  Стандарте нового поколения:

  • любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации  своей деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Огромное внимание уделяется условиям и средствам воспитания учащихся.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с « усвоения знаний» на формирование «компетентности», переходит переориентация на деятельностный подход, противоположный  знаниево-ориентированной,  безличностной  педагогике. В федеральных государственных стандартах нового поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность обучения.

Современные технологии всё глубже проникают в жизнь,  в учебный процесс внедряются передовые технологии, которые используются для повышения качества обучения младших школьников. Обеспечение нашей гимназии современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к  Интернету способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Учителя эффективно используют технологические достижения в своей работе. Среди них учебный проект, который  аккумулирует новые педтехнологии.

Учебный проект- это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), имеющей социально значимую и образовательную цель. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему. На сегодня в гимназии №53 проектная деятельность имеет широкое распространение, охватывает каждую предметную область и внеурочную деятельность,  начиная со школы будущего первоклассника «Лучик». Этому содействуют и учебники «Планеты знаний» (именно по ним работает методическое объединение учителей начальных классов), в них включены специальные развороты проектной деятельности.

 Важно отметить, что этот вид деятельности осуществляет не только единство подходов к организации учебной деятельности и внеурочной, но и позволяет сотрудничать нашим учителям с родителями в процессе обучения. Родители выступают в роли партнёра ребёнка в решении задания и его консультанта по выбору и созданию проекта. Погружаясь в проект, наши дети овладевают навыками индивидуальной  и групповой работы, выполняя разные социальные роли. Они учатся самостоятельно планировать свою деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях и приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач. Участие в проектах обеспечивает развитие познавательных интересов учащихся, расширение кругозора, формирование  коммуникативных умений. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.

На примере проекта, реализованного во 2-б классе, я покажу, как мы это сделали. Итак, образовательная область - литературное чтение. 25 часов в программе отведено на тему «Народные песни, сказки, пословицы». Мы их и использовали на реализацию проекта по устному народному творчеству (УНТ).  Я продумала  тему проекта и назвала его «Мир освещается солнцем, а человек знанием».

Дидактические цели проекта:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие умения работать в команде.

Методические задачи проекта:

  • обогащение представлений и углубление знаний о фольклорных жанрах;
  • выявление общих нравственных принципов, отражаемых в произведениях УНТ, с использованием читательского и жизненного опыта детей;
  • развитие умения давать нравственную оценку поступкам героев на примере произведений УНТ;
  • формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении, пересказе, в игре;
  • пополнение активного словарного запаса учащихся;
  • развитие творческих способностей детей;  
  • привитие интереса к УНТ и раскрытие поэтичности произведений фольклора;
  • формирование бережного отношения к культурному прошлому.

Тему проекта предложила детям  обсудить. Учащиеся и учитель работали в содружестве, обучение проходило в сотрудничестве. Вот что у нас получилось. Чтобы побудить учащихся докопаться до сути, я предложила им вопрос: «Может ли быть будущее без прошлого?» Это основополагающий вопрос. (Основополагающий вопрос – это такой вопрос, который уходит вглубь учебной дисциплины, порой не одной, не даёт немедленных ответов, побуждает задавать другие важные вопросы, толкает на плодотворное исследование. Помогает создать учебную ситуацию, принять такую учебную задачу, которая требует поиска и времени для её решения, т.е. спровоцировать на действие побуждением, а не вынуждением, мотивирует на деятельность.)

Чтобы поддержать интерес, активизировать мыслительный процесс, я провожу мозговой штурм. (см. 1презентацию учителя) Проект связан с литературным чтением, поэтому один из вопросов о культурном наследии человечества. Высказывая свои мнения, предположения, дети сами вывели меня на устное народное творчество. Тогда я предложила ученикам проблемные вопросы, непосредственно связанные с УНТ. Выбор  вопросов, проблем  и ответов помог ученикам распределиться  по группам. Созданы 4 творческие группы: «Сказочники» (сказки), «Затейники» (приговорки, пестушки, потешки), «Дружные ребята» (загадки, считалки,  игры, пословицы),  «Юные  артисты» (докучные сказки, небылицы, колыбельные песни, инсценировка сказки), которые на протяжении 4-х недель самостоятельно собирали информационный материал о жанрах УНТ, знакомились с произведениями по теме, обменивались добытыми знаниями в парах и группах, готовились к публичной защите проекта. Были определены сроки реализации проекта - 5 недель.

Далее началась самостоятельная работа учащихся в проекте. Мы договорились, что работа будет проходить в группах, на которые они разделились.

         Я расскажу о работе группы «Сказочники». (см. 2 презентацию) Обратите внимание на заголовки слайдов. Это пословицы, которые кропотливо отбирала группа «Дружные ребята» (сотрудничество между группами). Тема  исследований «Сказочников» - «Что за прелесть эти сказки». Проблема, которую они сформулировали и  будут решать, - почему мы  помним сказки?  Ребята выдвигают гипотезы и обсуждают их. Намечают пути  проведения исследований индивидуально или в группе, распределяют обязанности. Идёт поиск информации и  её обработка. (Формирование информационной грамотности)

Далее идёт анализ проделанной исследовательской работы:

  •  теоретический материал доводится до сведения всех участников проекта,
  •  проводится сравнение сказок по месту их рождения, по авторству, по героям и делаются выводы,
  •  наблюдение за героями сказок, характеристика их поступков, оценка человеческих качеств, анализ и вывод.
  • сообщаются  источники информации по теме.

В ходе поиска и изучения информации по проблеме учитель оказывает помощь, наблюдает, координирует работу, проводит консультации с детьми и родителями в течение всего проекта, анализирует работу творческих групп. Работа над проектом ведётся не традиционно. Я меняла тематическое планирование, иначе строила образовательное пространство. Наряду с обычными уроками проводила учебное занятие, работая по группам по поиску причин ошибок и способов их устранения; уроки – мастерские (индивидуальная работа по коррекции действий учащихся), уроки-презентации (результаты самостоятельной работы учащихся). Родители оказывали моральную поддержку детям, помогали в поиске информации и подборе произведений УНТ, осуществляли техническую поддержку проекта, создали жюри, провели фотосъёмку.

Психологи осуществляли психологическую поддержку проекта.

Публичная защита проекта.

Учитель:

          Сегодня мы с вами завершаем работу по УНТ. Вы будете защищать свои проекты в 4-х группах:

  • Сказочники
  • Затейники
  • Дружные ребята
  • Юные артисты

Выставка книг свидетельствует о том, что вы серьёзно готовились к защите, а выставка рисунков – что и с интересом это делали.

Давайте вспомним, что же такое фольклор.

Зиновьева П.:

Фольклор (устное народное творчество) folk – народ, lore – мудрость.

Фольклор представляет собой искусство устного слова, этим он отличается от других видов искусства. Важным отличием фольклора от литературы служит коллективность творчества.

Учитель:

Какие жанры относятся к УНТ, мы повторим по ходу защиты проектов.

Слово 1-ой группе – сказочникам.

Ливанов А.: 

Уже само название группы говорит о том, что речь пойдет о сказках. Итак, один из жанров УНТ – сказки.

Что же такое сказка?

Бакунина Л.:

Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Посмотрите на слова и составьте 2 группы сказок, которые мы читали.

ненцы                        иранцы                корейцы

хорваты                          чукчи                чуваши

буряты                          индийцы                норвежцы

татары

(1.Сказки народов России.

2. Сказки народов мира.)

Бакунина Л.:

А теперь проверим, хорошо ли вы знаете сказки: узнайте, из какой сказки слова.

1.Самородова  К.(Затейникам):

        «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». Сколько раз звучат эти слова в сказке? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. 3 раза)

2.Зиновьева П. (Дружным ребятам):

        Какие слова повторяются 3 раза в сказке о доброй рябой коровушке, и как называется эта сказка? («Хаврошечка». «Спи глазок…)).

3.Морозова Н. (Юным артистам):

        Узнай сказку по её героям:

Зоренька, Звёздочка, Ласточка. Какой дочери доверилась бы мать? («Три дочери». Татарская).

4.Ливанов А.(Затейникам):

         Кто и кому сказал «Но мне не богатства нужны, а чистая совесть». Из какой сказки? (Али-ага Алискеру из сказки «Как проверяется дружба». Лезгинская).

5.Учитель (Сказочникам):

        В какой сказке рассказывается о волшебных ножницах? («Счастливый мальчик». Иранская сказка). Принесли ли ножницы счастье мальчику?

6.Бакунина Л.(Дружным ребятам):

        «Палец о палец не ударит» - о ком так говорят. Назовите сказку, о поступках героев которой можно так сказать.

7.Костерина С.(артистам):

        Чему научился старец у маленькой девочки. Как называлась сказка? («Век живи – век учись». Хорватская сказка).

8.Володина Г.(сказочникам):

        Чем рассчитался за муку Северный ветер перед мальчиком? Как называется сказка? («Как мальчик с Северным ветром за своей мукой ходил»).

Самородова К.:

Сказки узнали. Молодцы. А хорошо ли знаете героев сказок?

Допишите прозвища из известных тебе сказок:

  •  «Сказочники» - лисе;
  • «Затейники» - волку;
  • «Дружные ребята» - зайцу;
  • «Юные артисты» - медведю.

(Раздают картинки зверей, сзади подписывают прозвища)

Жюри собирают материал для подведения итогов.

Морозова Настя даст задание всем группам:

 Вспомните все прочитанные сказки и их героев. О каких героях можно сказать, что у них горячие сердца, а о каких – будто ледяные? Каким героям ты отдал бы эти сердца. Запиши их имена. (Голубые и красные сердца получают все группы и записывают на них  имена героев)

Жюри оценивает умение детей характеризовать героев по их поступкам.

Далее родители зачитывают отзывы  о прочитанных сказках из дневников читателей:

  • Сказочники – Бакунина Л.
  • Затейники – Шмелёва Н.
  • Дружные ребята – Ромаев Д.
  • Юные артисты –Темнова Л.

Жюри отметило, что дети учатся писать отклики о прочитанном, высказывают своё мнение о героях, событиях, раскрывают своё отношение к ним, высказало пожелание: « Это ваши первые шаги в такой трудной работе как написание откликов по прочитанному. Думаем, что вас ждёт успех и удача в данной работе, в газете  гимназии   «Диалог»  появятся ваши статьи».

Учитель:

Слово 2-ой группе – затейникам.

Осминина Л.(ведущая группы)

В семье ребёнку уделяют много внимания. Растят детей заботливо, с любовью, то есть пестуют, нянчат. Каждое движение сопровождают приговорами, пестушками. Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают (дети показывают всё, играя с куклой)

Чалов Д:

Ах, поёт, поёт Соловушка!

Ах, поёт, поёт молоденький.

Молоденький, хорошенький,

Хорошенький, пригоженький.

 Осминина Л.: 

Когда ребёнок проснётся и потягивается, его гладят по животику и приговаривают.

Шмелёва:

Потягунюшки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки!

  Осминина Л.: 

Когда ребёнок учится ходить, говорят:

 Задорина Д.:

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

- В лесок по мошок:

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

Осминина Л.: 

Когда ребёнка причёсывают, приговаривают:

ПотаповаЛ.:

Встану, косу заплету,

Встану, русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса,

До шелкова пояса –

Всему городу краса.

Осминина Л.:

 Детей в семье забавляют, потешают. Ребята покажут, как это делали.

Чалов Д.:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку сварила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Своим деткам отдала.

- Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскребышки.

А этому (показать мизинец) нет ничего.

А ты мал маленек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Шу – полетели –

На головку сели.

Задорина Д.:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая:

Ножками – топ! топ!

Ручками – хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

МатюнинД.:

Ладушки, ладушки.

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку?

Что пили? Бражку?

Кашка маслена,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

(Дети вошли в роль взрослого человека, подошли к делу ответственно. Читают нежно, ласково, нянчат «своих детей» - кукол с любовью).

Осминина Л.: 

А теперь ребята будут забавлять и вас. Они загадают загадки. А что такое загадка?

МихеевЕ.:

Загадка – вид устного народного творчества (фольклора). Вопрос или задание, которое требует разгадки. Задаётся с целью испытать сообразительность, развивает способность к выдумке.

Учитель: 

Слово 3-ей группе - дружным ребятам.

Пермякова А. (ведущая группы):

Мы подготовили для вас кроссворд, в который надо вписать отгадки. Загадки сложные, не спешите, подумайте.

1

2

3

4

5

Ромаев Д.:

За водой идёт – песни поёт,

А назад идёт – слёзы льёт (ведро)

Кадров Д.:

Вот дорос до небес и исчез (дым)

Пермякова А.:

Стоит девица в избе, а коса на улице (печка)

Корюраева С. (гостям):

Не пахарь, не кузнец, не плотник, а

первый на селе работник (лошадь)

Салтыкова Н.:

Днём обручем, ночью змеёй (пояс)

Ромаев Д.:

Если вы верно решили кроссворд, то прочтёте по вертикали имя сказочного героя. (Емеля)

1

в

е

д

р

о

2

д

ы

м

3

п

е

ч

к

а

4

л

о

ш

а

д

ь

5

п

о

я

с

Пермякова А. (ведущая группы):

Это герой из какой сказки?

«Мели Емеля – твоя неделя». Как понимаете пословицу? (Неисправимый болтун) А что такое пословица?

Скороходова Алина:

Пословица – это краткое изречение, высказывание, в котором заключён глубокий смысл.

Пермякова А.:

Команда «Дружные ребята» приготовили вам задания по пословицам.

Договори пословицу:

Сказочникам:

Скучен день до вечера … (если делать нечего).

Затейникам:

Учиться – всегда … (пригодится).

Юным артистам:

Глупой птице … (свой дом не мил).

Дружным ребятам:

Кто правдой живёт, тот … (добро наживёт).

Пермякова А.:

А теперь соберите рассыпавшиеся пословицы и объясните значение одной из них.

Командиры групп  берут набор половинок пословиц:

1. С миру по нитке                           (голому рубаха.) –

(Сообща помог, что не по силам или не по средствам)

2. Двое пашут, а                                (семеро руками машут).

(На одного работающего - несколько советчиков)

3. Какову жизнь проживёшь,         (такову и славу наживёшь.)

( Слава  дается в соответствии с его заслугами)

4. Была бы охота,                          (наладится любая работа.)

(Было бы желание, любая работа пойдёт на лад)

5.Заварил кашу,                             (так и масла не жалей.)

( Если затеял какое-либо дело, то не жалей сил, усилий, времени)

Пермякова А.:

 Группа «Дружные ребята» научат вас считалкам.

Что такое считалка?

Считалка – это рифмованный стишок со строгим соблюдением ритма. С помощью считалки распределяются роли и устанавливают очерёдность для начала игры. В основе лежит счёт.

Послушаем считалки и найдём водящего для игры «Зайка», которую проведёт Дима Ромаев.

Считалка (Кадров Д.).

Если чиж летит к стрижу,

Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

Игра «Зайка» (Ромаев Д).

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи.

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи.

Считалка (Пермякова А.).

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт

Тот и вон пойдёт.

Игра «Сова», Сова – водящий, (Михеев Е.).

В лесу темно, все спят давно.

Все птицы спят, одна сова не спит,

Летит, кричит, Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит.

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

Корюкаева С.:

А теперь потренируемся в произнесении скороговорок.

Что такое скороговорка?

Шмелёва Н.:

Скороговорка – это короткое стихотворение, часто шуточное. Главная особенность скороговорки состоит в том, что в ней несколько раз в одной строке или даже в одном слове повторяются какие-то трудные для произношения звуки или их сочетания. Скороговорки используют как упражнение для тренировки дикции.

Скороговорки (по группам, можно произносить и свои скороговорки))

- Купила бабуся бусы Марусе.

- У ежа – ежата

  У ужа – ужата.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Мёд в лесу медведь нашёл

  Мало мёду, много пчёл.

- У пеньков опять

  Пять опят.

- На горе Арарат

  Растёт крупный виноград.

- На осинке росинки

  Засверкали утром

  Перламутром.

- Саша любит сушки

  Соня – ватрушки.

- Шла Саша по шоссе

  И сосала сушку.

Учитель:

А теперь слово  «Юным артистам».

Вова Жуков:

Послушаем – докучную сказку.

Жил-был царь Додон,

У него был большой дом,

Подле дома росла берёза

На берёзе висело мочало

Дёрни мочало –

И опять сказка сначала!

Жил-был царь Додон…

        

Храпунов И.:

Небылица – слово говорит само за себя (вымысел).

Зачем народ придумывает докучные сказки, небылицы?

(заслушать мнения детей)

 Темнова Л.:

Послушаем ребят:

(Ребята поют)

Мышаев Н.:

Кот – котишка!

Кот – котишка!

Котик серенький

Лобишко!

Приходи к нам ночевать,

Лелю в люлечке качать!

Ещё я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

И стакан молока!

Сурина В.:

Баю-баюшки-баю,

Баю Лизоньку мою…

Когда вырастешь большая,

Будешь в школу ты ходить,

Будешь в школу ты ходить,

Книжки в сумочке носить.

Савельева Ж.:

Баю-баю-баеньки

Я скатаю валенки.

Я скатаю валенки,

Невелики, маленьки.

Валенки на ножки,

Бегать по дорожке.

Темнова Л.:

Что вы прослушали? (колыбельные песни). Что такое колыбельная песня? Как надо исполнять такие песни?

(Дети высказываются)

 Лера читает определение из учебника Кац Э.Э.«Литературное чтение»стр. 35-36

 

Власова Т.:

Мы вам покажем сказку, а вы узнайте её.

(Инсценировка сказки («Каша из топора»).

Темнова Л.:

Кто кого играл?

(Таня Власова– старуха

Вова Жуков – солдат

Илья  Храпунов – автор)

Что вы можете сказать об их игре?

                                                           

Учитель:

Вот и все группы защитились.

«Поэтичны и красивы народные песни, задушевны и нежны колыбельные, веселы и забавны шутки, потешки, считалки, полны глубокого смысла пословицы и поговорки, остроумны и разнообразны загадки, мудры сказки.»

Сегодня прозвучали лишь некоторые произведения УНТ. Думаю, что они запомнятся вам. Пройдёт время, и вы расскажете, споёте, загадаете своим детям. «И снова заживёт новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас их глубины веков. Никогда творчество народа не устареет, всегда найдёт отклик в человеческой душе».

Слово жюри для подведения итогов многодневной работы.

Оценочный лист

Сказочники

Затейники

Дружные ребята

Юные артисты

Научность теоретического материала

Полнота теоретического материала

Содружество

Активность

Умение увлечь

Исследование

Да – 2 балла.

Частично – 1 балл

Нет – 0 баллов

Учитель:

Всем спасибо за дружную и плодотворную работу!

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Я попыталась показать, как в учебном проекте было реализовано позитивное взаимодействие и сотрудничество

учитель – ученик,

ученик – ученик,

            учитель - группа учеников

            для решения поставленной проблемы.

           Была проведена совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для всех участников проекта. В оценивании результатов принимали участие родители, библиотекари, психологи, в группах дети сами оценивали работу каждого ученика, учитель - в целом работу групп.

При реализации проекта формирую такие универсальные учебные действия, как регулятивные УУД, познавательные, личностные, коммуникативные. Поднимая вопросы о культурном наследии России и бережном отношении  к нему, уделяю внимание формированию гражданской идентичности младших школьников.

Презентация, как методическое пособие, помогла мне сопроводить проект, оформить его. Некоторые слайды презентации выступили в роли страниц электронного учебника, другие стали отчётом исследовательской работы.

 Мониторинговые исследования познавательных процессов отражают увеличение роста показателей изучаемых процессов. За 4 года работы по УМК «Планета знаний»  при 100% - ной успеваемости выросло и качество знаний  с 88% до 92%. Это свидетельствует о том, что «Планета знаний» содействует развитию умственных и познавательных способностей  и интересов учащихся, предоставляет широкие возможности для формирования универсальных учебных действий .

Проектная деятельность предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. В гимназии 12 лет существует НОУ в начальных классах. Мои дети – активные участники научно-практической конференции. Почти каждый год они занимают призовые места в районе и получают директорский приз. Целые семьи детей моего класса участвуют в общегимназическом проекте «Семейный фестиваль».

Список использованной литературы.

  1. Дьяконов Л.В. «Волшебное колечко»,
    Киров, Волго-Вятское издательство,1992.
  2. Зимин В.И., Ашурова С.Д. и др. «Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь»,
    Москва, «Школа-Пресс», 1994.
  3. Бровченко О.В.,Саакова А.А.,Сенина Н.Е. «Уроки волшебного слова»,
    ТОО «Айкэн, 1995.
  4. Кац Э.Э. «Литературное чтение, 3 класс»,
    Москва, «АСТ-Астрель», 2008
  5. Intel, «Обучение для будущего», учебное пособие, 9-е издание,  
    Москва, Интернет-Университет Информационных технологий, 2007
    Авторы адаптации: М.Ю. Бухаркина, Е.Е. Лапшева и др.  
  6. Стандарты второго поколения. «Проектные задачи в начальной школе»

    Москва, «Просвещение».2010

  1. Стандарты второго поколения. «Как проектировать универсальные             учебные действия в начальной школе»

    Москва, «Просвещение».2010

  1. Н.Ю.Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении».Москва, «АРКТИ»,2003



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 53

г. Нижний Новгород

Учитель высшей категории Беленко Лидия Владимировна

Внедрение учебного проекта в работу учителя начальных классов с использованиием  ИКТ

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», переходит переориентация на личностно-ориентированный подход, противоположный  знаниево-ориентированной,  безличностной педагогике.

Современные технологии всё глубже проникают в жизнь,  в учебный процесс внедряются передовые технологии, которые используются для повышения качества обучения гимназистов. Обеспечение гимназии современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к  Интернету способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.  Учителя эффективно используют технологические достижения в своей работе. Среди них учебный проект, который аккумулирует новые педтехнологии. Учебный проект - это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), имеющей социально значимую и образовательную цель. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему.

На примере проекта, реализованного во 2-б классе, я покажу, как мы это сделали. Учащиеся и учитель работали в содружестве, обучение проходило в сотрудничестве. Я продумала тему проекта и назвала его «Мир освещается солнцем, а человек знанием» и предложила детям её обсудить. Вот что у нас получилось. Чтобы побудить учащихся докопаться до сути, я предложила им вопрос: «Может ли быть будущее без прошлого?»

Чтобы поддержать интерес, активизировать мыслительный процесс, я провожу мозговой штурм. Проект связан с литературным чтением, поэтому один из вопросов о культурном наследии человечества. Дети сами вывели меня на УНТ. Тогда я предложила ученикам вопросы, непосредственно связанные с УНТ. Выбор  вопросов  и ответов помог ученикам распределиться  по группам: Сказочники. Затейники. Дружные ребята. Юные  артисты.  Были определены сроки реализации проекта. Далее началась самостоятельная работа учащихся в проекте. Мы договорились, что работа будет проходить в группах, на которые они разделились.

         Я расскажу о работе группы «Сказочники». Тема их исследований - «Что за прелесть эти сказки». Проблема, которую они сами сформулировали и  будут решать совместно, - «Почему помнят сказки?» Выдвигают гипотезы и обсуждают их. Намечают пути  проведения исследований индивидуально или в группе, распределяют обязанности. В ходе поиска и изучения информации по проблеме учитель оказывает помощь, консультирует, направляет деятельность.

Далее идёт анализ проделанной исследовательской работы:

- теоретический материал доводится до сведения всех участников проекта;

- проводится сравнение сказок по месту их рождения, по авторству, по героям и делаются выводы;

- проходит  наблюдение за героями сказок, даётся характеристика их поступкам, оценка человеческих качеств, анализ и  делается вывод;

- даны источники информации по теме.

В учебном проекте для решения поставленной проблемы было реализовано позитивное взаимодействие и сотрудничество

  • учитель – ученик;
  • ученик – ученик;
  • учитель - группа учеников.

           Была проведена совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для всех участников проекта. В оценивании результатов принимали участие родители, библиотекари, психологи, в группах дети сами оценивали работу каждого ученика, учитель - в целом работу групп. Дети  учатся критическому отношению к своей работе. Презентация как методическое пособие  помогла мне сопроводить проект, оформить его. Некоторые слайды презентации выступили в роли страниц электронного учебника, другие стали отчётом исследовательской работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод на уроках литературного чтения Беленко Л.В., учитель высшей категории МОУ гимназии №53 г.Нижнего Новгорода

Слайд 2

Любознательным, интересующимся, активно познающим мир Умеющим учиться, способным к организации своей деятельности Уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, уважающим свое и чужое мнение Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни Каким мы хотим видеть нашего ребенка?

Слайд 3

Работа над проектом

Слайд 4

Цели и задачи проекта Дидактические цели проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения работать в команде. Методические задачи проекта: обогащение представлений и углубление знаний о фольклорных жанрах; выявление общих нравственных принципов, отражаемых в произведениях УНТ, с использованием читательского и жизненного опыта детей; развитие умения давать нравственную оценку поступкам героев на примере произведений УНТ; формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении, пересказе, в игре; пополнение активного словарного запаса учащихся; развитие творческих способностей детей; привитие интереса к УНТ и раскрытие поэтичности произведений фольклора; формирование бережного отношения к культурному прошлому.

Слайд 5

Мир освещается солнцем, а человек знанием Автор проекта Л.В.Беленко, учитель высшей категории МОУ гимназии №53 г.Нижнего Новгорода

Слайд 6

Основополагающий вопрос Может ли быть настоящее без прошлого?

Слайд 7

Мозговой штурм Можем ли мы жить сегодняшним днём, не пользуясь нажитым опытом? Что пришло к нам из прошлой жизни? Какие примеры культурного наследия вам известны?

Слайд 8

Вопросы, на которые мы будем отвечать: Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Сказка – это жанр устного народного творчества? Для чего придуманы пестушки, потешки, колыбельные песни? С какой целью задают загадки? Где и когда используют считалки? Выберите вопрос, который вас заинтересовал .

Слайд 9

Нет друга-ищи, а нашёл-береги! Сказочники Затейники Дружные ребята Юные артисты

Слайд 10

Нет друга-ищи, а нашёл-береги! Сказочники - сказки . Затейники - приговорки, пестушки, потешки. Дружные ребята - пословицы, загадки, считалки, игры. Юные артисты - докучные сказки, небылицы, колыбельные песни, инсценировка сказки

Слайд 11

Успешной работы! Длительность проекта 5 недель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой

Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Окружающий мир   Класс: 3Тема у...

Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"

Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы о...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...