3.ПНШ Рабочая программа литературное чтение 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
3. ПНШ Рабочая программа литературное чтение 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.literaturnoe_chtenie.docx | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская школа»
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор школы _____________/Ксенчак М.Г./ Приказ от __________ 201__ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 класса
Количество часов: 136
Учитель Волкова Н.Е., учитель начальных классов, 1 кв. категория
на 2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Березовская школа».
Программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, концепции «Перспективная начальная школа», на основании авторской программы по литературному чтению Чураковой Н.А.
Программа обеспечивается:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Программа рассчитана на 136 часов.
Из них 99 часов отведено на изучение авторской литературы, на знакомство с народным творчеством – 16 часов и на формирование библиографической культуры (знакомство с детскими журналам), привлечение текстов хрестоматии – 16 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
- Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
- Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Курс рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю).
- Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
- Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
- Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
- Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
- Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:
• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;
• накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;
• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);
• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
- Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Название разделов учебника | Кол – во часов |
1 | Устное народное творчество. Сказки о животных | 22 ч |
2 | Авторская литература народов мира | 20 ч |
3 | Классики русской литературы | 35 ч |
4 | Классики советской и русской детской литературы | 53 ч |
5 | Современная детская литература на рубеже ХХ - ХХI веков | 40 ч |
Всего: | 170 час |
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
- Календарно – тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Календарные сроки | № уро-ка | Тема (раздел) | Материал учебника | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля | Домашнее задание | |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | ||||||
1 | Сергей Козлов «Июль». Картина А. Герасимова «После дождя» | ч.1: с.7-9 | Приём олицетворения | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. | коллективная, индивидуальная | ||
2 | Юрий Коваль «Берёзовый пирожок» Картина М. Шагала «Окно в сад» | ч.1: с.9-13 | Приём олицетворения | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
3-4 | Владимир Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны | ч.1: с.13-16 | Работа над приёмами сравнение, олицетворение | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
5 | …», С Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | ч.1: с.17 | Работа над приёмами сравнение, олицетворение | ||||
6 | Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», | ч.1: с.18-21 | Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
7 | А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», | ||||||
8 | Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё хокку Дзёсо, Басё Картина И. Грабаря «Мартовский снег» | ||||||
9 | Н.Матвеева «Гуси на снегу», | ч.1: с.24-27 | Работа над приёмами контраст и звукопись | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная | ||
10 | Эмма Мошковская «Где тихий, тихий пруд...», хокку Ёса Бусона | ||||||
11 | С.Козлов «Сентябрь», | ч.1: с.28 | Работа над приёмами сравнение и контраст | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
12 | С.Козлов «Как оттенить тишину» | ч.1: с.29-33 | |||||
13 | Иван Бунин «Листопад» | ч.1: с.34-37 | Приемы олицетворение, сравнение, контраст, звуковые впечатления | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация | чтение по цепочке | ||
14 | Записная книжка Кости Погодина. Сочинение | ч.1: с.38-43 | Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
15 | Александр Пушкин «Зимнее утро» | ч.1: с.44-46 | Приём контраста и смысл его использования в литературе | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
16 | Валентин Берестов «Большой мороз», «Плащ» Картины В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | ч.1: с.47-51 | Осознанное и выразительное чтение; понимание природы художественного приема и его особенностей | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: кооперация | чтение по цепочке, работа в паре | ||
17 | В.Берестов «Большой мороз», «Плащ» Картины В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | ч.1: с.47-51 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | чтение по цепочке, работа в паре | |||
18 | С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | ч.1: с.51-55 | Подвести к выводу о ценности общения и совместного переживания красоты природы | Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
19 | Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами» | ч.1: с.55-63 | Убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок. Учиться видеть не только глазами, но и сердцем. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
20 | Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана Картина В. Поленова «Заросший пруд» | ч.1: с.55-63 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная | |||
21 | В. Берестов "Первый листопад". | Х; с.6 | Сравнительный анализ текстов; осознанное и выразительное чтение | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | групповая, индивидуальная | ||
22 | В. Лунин "Идём в лучах зари". | Х; с.7 | |||||
23 | В. Лунин "Ливень". | Х; с.8-9 | |||||
24 | В. Берестов "Отражение". | Х; с.10 | |||||
25 | В. Берестов "Урок листопада". | Х; с.12-13 | |||||
26-27 | А. Иванов "Как Хома картины собирал" | Х; с.14-23 | |||||
Раздел 2 Постигаем секреты сравнения | |||||||
28 | Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства» | ч.1: с.64-67 | Признаки самых древних сказочных сюжетов: объяснение происхождения, природных явлении, особенностей внешнего вида животных и причин их поведения | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; Логические: подведение под понятие. | коллективная, индивидуальная | ||
29 | «Гиена и черепаха», Африканская сказка | ч.2: с.67-69 | Сравнительный анализ сказок. Типологические особенности сказочных сюжетов | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; формирование умения поиска информации в учебных словарях Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная, групповая | ||
30 | «Нарядный бурундук», Алтайская сказка Экскурсия в библиотеку. Проектирование сборника сказок | ч.2: с.70-73 | |||||
31 | «Два жадных медвежонка», венгерская сказка | ч.1: с.74-75 | Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. | коллективная, индивидуальная | ||
32 | «Как барсук и куница судились», корейская сказка | ч.1: с.75-76 | |||||
33 | «О собаке, кошке и обезьяне», индийская сказка | ч.1: с.78-79 | Представление о бродячем сказочном сюжете. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; установление причинно-следственных связей | коллективная, индивидуальная | ||
34 | «Золотая рыбка» индийская сказка | ч.1: с.80-83 | |||||
35 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха». | ч.1: с.84-89 | Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. | коллективная, индивидуальная | ||
36-37 | Индийская сказка «Хитрый шакал». | ч.1: с.89-95 | Распознание черт бродячего сказочного сюжета | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
38 | Лента времени. Сказки. "Отчего цикада потеряла свои рожки" (Бирманск. ск) | ч.1: с.95-98 Хр: с.24-29 | Различение сказочных сюжетов, времени их создания | Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | коллективная, индивидуальная | ||
39 | Бурятская сказка «Снег и заяц» | ч.1: с.98-99 | Признаки Самых древних сказочных сюжетов | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | коллективная, индивидуальная | ||
40 | Хакасская сказка «Как птицы царя» выбирали» | ч.1: с.100-101 | |||||
41 | Д. Дмитриев "Встреча" | Х; с.30 | Признаки Самых древних сказочных сюжетов | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | коллективная, индивидуальная | ||
42 | "По заслугам и расчёт"(Шведская сказка) | Х; с.30-31 | |||||
43 | Новелла Матвеева «Картофельные олени» | ч.1: с.101-105 | Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | коллективная, индивидуальная | ||
44-45 | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки» | ч.1: с.101-113 | Опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная | ||
46 | Татьяна Пономарёва «Автобус» | ч.1: с.114-117 | Учить видеть в тексте присутствие не только героя рассказа, но и героя-рассказчика | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная | ||
47 | Татьяна Пономарёва «В шкафу» | ч.1: с.118-120 | |||||
49 | Эмма Мошковская «Вода в колодце» и др. стихи Картина П. Филонова «Нарвские ворота» | ч.1: с.121-124 | Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
50 | М. Яснов «Мы и птицы», | Хр: с.35 | Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | коллективная, индивидуальная | ||
51 | Э. Мошковская «Мотылек» | Хр: с.36 | |||||
52 | Э. Мошковская «Осенняя вода» | Хр: с.38 | |||||
53 | Борис Житков «Как я ловил человечков». | ч.1: с.124-134 | Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
54 | Борис Житков «Как я ловил человечков». | ч.1: с.124-134 | Осмысливание мотивов и поступков, чувств и переживаний героев литературного произведения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная |
| |
55 | Борис Житков «Как я ловил человечков». | ч.1: с.124-134 | Проблема: необходимость различения вранья и фантазии | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная |
| |
56-57 | Тим Собакин «Игра в птиц» | ч.1: с.134-138 | Формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: кооперация | групповая, чтение по ролям | ||
58 | Константин Бальмонт «Гномы» Картина В. Кандинского «Двое на лошади» | ч.1:с.138-142 | Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
59 | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» | ч.1: с.142-147 | Развивать устную речь: пересказ событий рассказа | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
60 | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» | ч.1: с.142-147 | Развивать устную речь: пересказ событий рассказа | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная |
| |
61 | Мария Вайсман «Лучший друг медуз» | ч.1: с.148-151 | Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа | Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
62 | Александр Куприн «Слон» | ч.1: с.151-163 | Опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
63 | Александр Куприн «Слон» | ч.1: с.151-163 | коллективная, индивидуальная |
| |||
64 | Александр Куприн «Слон» | ч.1: с.151-163 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная |
| ||
65 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | Хр: с.50-56 | Настоящее богатство - дружба | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | чтение по ролям | ||
66 | Константин Паустовский «Заячьи лапы». | ч.1: с.163-170 | Что чувствуют и переживают герои. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
67 | Константин Паустовский «Заячьи лапы» и Александр Куприн «Слон» | ч.1: с.163-170 | Сравнение двух прозаических произведений с точки зрения выраженного в них закона жизни | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
68 | Сергей Козлов «Если меня совсем нет» Картина О. Ренуара «Портрет Жанны Самари» | ч.1: с.170-176 | Рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям Жанр живописи – портрет.Обобщение на основе наблюдений | Познавательные: работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: кооперация | чтение по ролям, групповая | ||
69 | Работа над составлением литературного сборника. Письмо в клуб «Ключ и Заря» | ч.1: с.176 | Литературный сборник, его виды | Познавательные: поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; поиск нужной библиографической и содержательной информации | групповая |
| |
70 | Эзоп «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб» | ч.2: с.6-10 | Басня. Композиция басни: основная часть (повествование) и вывод (мораль) | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. | коллективная, индивидуальная | ||
71 | Эзоп «Соловей и ястреб» | ч.2: с.6-10 | |||||
72 | Эзоп «Отец и сыновья». Лента времени. Поговорки В.И.Даля | ч.2: с.10-15 | Варианты размещения вывода в тексте басни | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
73 | Эзоп «Быки и лев». Лента времени. Пословицы В.И.Даля | ч.2: с.10-15 | Пословицы – вывод к басне | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. | коллективная, индивидуальная |
| |
74 | Эзоп «Ворон и лисица», | ч.2: с.16-21 | Бродячие басенные истории. Сравнительный анализ двух басен. | Познавательные: работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: кооперация | чтение по цепочке, групповая | ||
75 | Иван Крылов «Ворона и лисица». Лента времени. | ||||||
76 | Эзоп «Лисица и виноград | ч.2: с.21-26 | Смысл басни.Специфика басни.Сравнительный анализ двух басен. | Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
77 | Иван Крылов «Лисица и виноград». | ||||||
78 | Иван Крылов «Квартет». | ч.2: с.26-31 | Разная эмоциональная окраска смеха. Актуализация разных смыслов басни сменой выводов к ней | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
79 | Иван Крылов «Лебедь, рак и щука» и «Квартет». | ч.2: с.32-34 | Сравнение басен Ивана Крылова | Познавательные: поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | групповая, работа в паре | ||
80 | Басня «Волк и журавль» | ч.2: с.32-37 | |||||
81 | Ж. Лафонтер " Волк и журавль ", Ворона в павлиньих перьях " | Х; с.63-68 | Актуализация разных смыслов басни сменой выводов к ней | ||||
82 | "О радже и птичке" (индийская сказка) | Х; с.69-72 | Особенности индийской сказки | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | индивидуальная | ||
83 | «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» | ч.2: с.39-45 | Особенности бытовых сказок | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
84 | Леонид Каминский «Сочинение» | ч.2: с.46-50 | Разные точки зрения на одну и ту же проблему | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
85 | Ирина Пивоварова «Сочинение» | ч.2: с.51-55 | Раскрыть разные аспекты смешного. Подтверждение текстом разных точек зрения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
86 | Марина Бородицкая «На контрольной…», Лев Яковлев «Для Лены | ч.2: с.55-58 | Причины смешного в коротких поэтических текстах | Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
87 | Михаил Яснов «Подходящий угол» | ||||||
88 | Надежда Тэффи «Преступник» | ч.2 с.58-61 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | коллективная, индивидуальная | ||
89 | Надежда Тэффи «Преступник» | ч.2 с.61-63 | Контраст и цель его использования в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | коллективная, индивидуальная |
| |
90 | Надежда Тэффи «Преступник» | ч.2 с.64-69 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | коллективная, индивидуальная |
| |
91 | Корней Чуковский «От двух до пяти», | ч.2: с.70-74 | Некоторые аспекты природы смешного в литературном произведении | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
92 | Григорий Остер «Вредные советы», | ||||||
93 | Татьяна Пономарёва «Помощь» | ||||||
94 | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | ч.2: с.74-78 | Развитие умения пересказывать основные моменты текста своими словами | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. | коллективная, индивидуальная |
| |
95 | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | ч.2: с.78-84 | Деление текста на части по смыслу | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. | коллективная, индивидуальная | ||
96 | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | ч.2: с.74-85 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная |
| |
97 | Н Носов "Мишкина каша" | Х; с.73-84 | Как рождается герой. Черты сказочного героя. | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная | ||
98 | М. Вайсман "Приставочка моя любименькая" | Х; с.86-90 | |||||
99 | Т. Кочиев "Такая яблоня" | Х; с.69-72 | |||||
100 | Сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди» | ч.2: с.86-88 | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
| |||
101 | Борис Заходер «История гусеницы» (начало), Юнна Мориц «Жора Кошкин» | ч.2: с.88-95 | Главная мысль и тема текста. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. | коллективная, индивидуальная | ||
102 | Борис Заходер «История гусеницы» (начало), Юнна Мориц «Жора Кошкин» | ч.2: с.88-95 | Черты характера героя. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
103-104 | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение), Леонид Яхнин «Лесные жуки» | ч.2: с.95-101 | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | групповая | ||
105-106 | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение), Леонид Яхнин «Лесные жуки» | ч.2: с.95-101 | Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Краткий пересказ основных моментов текста своими словами | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация | чтение по ролям | ||
107 | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение) | ч.2: с.101-104 | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
108 | Борис Заходер «История гусеницы» (окончание | ч.2: с.105-113 | Главная мысль и тема текста. Использование научных сведений в сказке и стихотворении | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | коллективная, индивидуальная | ||
109 | Михаил Яснов «Гусеница - Бабочке» | ||||||
110-111 | С. Махотин «Самый маленький» | Хр: с.94-101 | Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) | чтение по ролям | ||
112-113 | Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» | Хр: с.101-109 | Кто такой настоящий храбрец | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) | коллективная, индивидуальная | ||
114 | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | ч.2: с.114-117 | Деление текста на смысловые части | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. | коллективная, индивидуальная | ||
115 | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | ч.2: с.118-121 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
116 | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | ч.2: с.121-126 | Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Коммуникативные: взаимодействие | коллективная, индивидуальная | ||
117 | Леонид Пантелеев «Честное слово» | ч.2: с.127-131 | Сходство и отличие между героем сказки и героем рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. | коллективная, индивидуальная | ||
118 | Леонид Пантелеев "Честное слово" Картины О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В. Серова «Портрет Мики Морозова» | ч.2: с.131-137 | Опираясь на высказывания и поступки героя, выражения лиц и поз людей представлять себе черты их характеров. | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
119 | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) | ч.2: с.138-139 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | коллективная, индивидуальная | ||
120 | Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» | ч.2: с.139-141 | Герой стихотворения обладает чертами настоящего героя | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | коллективная, индивидуальная | ||
121 | Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» Картина А. Мещерского «У лесного озера» | ч.2: с.141-144 | Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. | коллективная, индивидуальная | ||
122 | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей Картина Б. Кустодиева «Масленница», фрагмент музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова и И. Стравинского | ч.2: с.145-147 | Показать, что меняется и не изменяется жизни людей с течением времени | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | коллективная, индивидуальная | ||
123-124 | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | ч.3: с.147-150 | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
125 | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | ч.3: с.150-157 | Вычленение разных линий повествования в тексте Разные точки зрения героев рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
126-127 | Константин Паустовский «Стальное колечко» | Хр: с.126-137 | Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе | Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование опыта переживаний, опыта примерок) | коллективная, индивидуальная | ||
128 | Картины В. Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» Александр Пушкин «Цветок» | ч.2: с.157-159 с.151 | Меняются внешние обстоятельства жизни людей, а чувства людей остаются прежними | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
129 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.160-161 | По проявлениям и деталям воссоздавать характеры героев рассказа и сравнивать их между собой | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | коллективная, индивидуальная | ||
130 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.162-165 | Сравнительный анализ своих поступков с поступками героев произведений | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
131 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.166-173 | Рассматривать характеры литературных героев в развитии | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
132 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.173-179 | Краткий пересказ основных событий и фрагментов текста | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
133 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.179-183 | Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная, индивидуальная | ||
134 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | ч.2: с.160-183 | История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени. Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | |||
135 | Ю. Коваль "Под соснами" | Х;с.120-123 | |||||
136 | Постоянство в природе и чувствах людей Картина А. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | ч.2: с.183-184 | Чувства человека, природа остаются неизменны | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | коллективная |
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно - методических средств обучения
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
- Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2012.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. Под.ред. Чураковой Н.А.— М.: Академкнига/Учебник,.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
- Портреты писателей.
- Учебные модели.
- Компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint)
- Проектор;
- Компьютер.
- Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Учащиеся должны знать и понимать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
- имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; название и содержание их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе.
Учащиеся должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного выбора книги и определения содержания книги по ее элементам;
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
- работы со словарями и справочниками.
- Рекомендации по оцениванию результатов обучения
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Рассмотрена на заседании педагогического совета (Протокол № 1 от 28.08.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...