Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Гмырина Алена Петровна

рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Ефросининой Л. А., Омороковой М. И., планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение литературного чтения в четвертом классе начальной школы отводится четыре часа в неделю. Рабочая программа составлена на 136 часов (34 учебных недели), на 4 часа в неделю.

Цели обучения литературному чтению

Основная цель курса – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика курса «Литературное чтение»

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно – нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Содержание тем учебного курса

Произведения фольклора

Сказки, легенды, былины, героические песни

Марья Моревна. Русская народная сказка.

Былина "Волх Всеславович", "Легенда о граде Китеже"," Легенда о покорении Сибири Ермаком", Героическая песня" Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения".

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы

И.А. Крылов."Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки", Квартет"; И. И. Хемницер."Стрекоза"," Друзья"; Л.Н. Толстой. "Стрекоза и муравьи"; А.Е. Измайлов." Кукушка; И.И. Дмитриев. " Муха".

В.А. Жуковский

Сказка" Спящая царевна". Стихотворения: " Песня"," Ночь"," Воспоминание".

А. С. Пушкин

" Осень"(отрывки),"И.И. Пущину", «Зимняя дорога". Писатели о поэте: И.И. Пущин." Записки о Пушкине"; В. И. Даль " Из воспоминаний".

М.Ю. Лермонтов

" Москва! Москва !..Люблю тебя как сын..."," Парус", "Горные вершины...", " Утес".

П.П. Ершов

" Конек-Горбунок" (в сокращении)," Кто он?» (в сокращении)

В.М. Гаршин

" Лягушка-путешественница"

Н.Г. Гарин-Михайловский

" Детство Темы" (отдельные главы)

Произведения зарубежных писателей

М. Твен "Приключения Тома Сойера" (глава 2, в сокращении); Х К. Андерсен." Дикие лебеди", "Дети года" .

Мифы народов мира

Древнегреческие мифы" Арион", "Дедал и Икар"; славянский миф " Ярило- Солнце". Древнеиндийский миф" Творение"

Книги Древней Руси

"Повесть временных лет": " Деятельность Ярослава." Похвала книгам", " О князе Владимире. Отрывок из жития", " Поучение Владимира Мономаха".

Л. Н.Толстой

" Акула", " Два брата", " Мужик и водяной ", " Черепаха", " Русак", " Святогор-богатырь".

А.А. Блок

" Россия", " Рождество".

К.Д. Бальмонт

" Россия"," К зиме", " Снежинка" . " Камыши" , " У чудищ", " Как я пишу стихи".

А. И Куприн

" Скворцы".

И.А. Бунин

" Гаснет вечер, даль синеет ...", " Детство", " Шире, грудь, распахнись для принятия..." " Листопад" (отрывок).

С.Я. Маршак

" Словарь", " Двенадцать месяцев", " В горах мое сердце".

Н. А. Заболоцкий

" Детство", " Лебедь в зоопарке".

Произведения о детях войны

В.П. Катаев

" Сын полка".

К.М. Симонов

" Сын артиллериста".

Н.М. Рубцов

" Березы", " Тихая моя родина".

С. В. Михалков

" Школа", " Хижина дяди Тома", "Зеркало".

Юмористические произведения

Н.Н. Носов. " Федина задача"; И.Л. Гамазкова" Страдания ".

Очерки

А.И. Куприн" Сказки Пушкина"; И.С. Соколов-Микитов"." Родина", Н. С. Шер." Картины-сказки".

Путешествия. Приключения.  Фантастика.

Н.П. Вагнер." Береза"," Фея Фантаста"; Дж. Свифт. " Гулливер в стране лилипутов"; Н.П. Найденова " Мой друг"

Специфические особенности курса литературного чтения в 4классе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различение художественных и научно-популярных произведений;
  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

           Основные линии программы:

  • Развитие навыка чтения;
  • Развитие восприятия произведения;
  • Развитие литературоведческих понятий;
  • Развитие речевых умений;
  • Развитие творческой деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.        Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2.        Система работы над навыками чтения.

3        Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4.    Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.        Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Основная цель курса литературного чтения помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

  • восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
  • понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
  • воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

           Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий

  • Урок – игра
  • Урок – контрольная работа
  • Урок – защита проекта (ЗП)

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

 В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы   контроля:

  • Тестирование
  • Контрольная работа
  • Проверка навыка чтения вслух
  • Проверка навыка чтения молча
  • Проверка начитанности и читательских умений

Ожидаемые образовательные результаты:

 В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

Знать:

  • название и основное содержание изученных литературных   произведений;   имена,   отчества   и   фамилии   их авторов;
  • элементы книги  (обложка,  оглавление,  титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • стихи и рассказы из круга детского чтения;
  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

Уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.
  • навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения( темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе- не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы)

        Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех видах деятельности (развитие речи);

- языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям русской литературы в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;

         -  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

Распределение учебного материала по разделам

п/п

Раздел учебного курса

Кол-во

часов

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

9

2

Басни. Русские баснописцы

7

3

Произведения В. А. Жуковского

4

4

Произведения А. С. Пушкина

6

5

Произведения М. Ю. Лермонтова.

6

6

Произведения П. П. Ершова.

4

7

Произведения В. М. Гаршина

6

8

Произведения русских писателей о детях. Н.Г Гарин-Михайловский.

4

9

Произведения зарубежных писателей

10

10

Мифы народов мира.

5

11

Книги Древней Руси

4

12

Произведения Л.Н. Толстого.

6

13

Стихи А.А. Блока.

3

14

Стихи К. Д. Бальмонта.

4

15

Произведения А.И. Куприна.

6

16

Стихи И.А. Бунина

5

17

Произведения С. Я. Маршака.

7

18

Стихи Н.А. Заболоцкого

3

19

Произведения о детях войны

4

20

Стихи Н.М. Рубцова

4

21

Юмористические произведения

3

22

Произведения С.В. Михалкова

4

23

Очерки

4

24

Путешествия, приключения, фантастика.

8

25

Произведения А. П. Чехова

3

26

Произведения А. М. Горького

3

27

Произведения А.П. Платонова

2

28

Резервные часы

Итого

136

Количество контрольных и проверочных работ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Контрольные

работы

1

1

1

1

4

Проверочные

работы

1

1

1

1

4

Диагностические

работы

1

1

-

1

3

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Вид деятельности

УУД

Дата план

Дата факт

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему). Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных.

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Былина «Волх Всеславович».

Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.

Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор»

Комплексная диагностическая работа.

Самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский». Работа над ошибками.

Сравнение героических песен с былинами. Выделение героических фактов. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер).

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений.

Слушание и работа с детскими книгами. Песня – слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

Библейское предание «Блудный сын».

Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Самостоятельное чтение «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух. Выявление главной мысли библейского предания – уметь прощать. Оформление модели обложки.

Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения).

Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям.

Коммуникативные: развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.

Легенды: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Слушание и работа с детскими книгами. Библейская легенда «Суд Соломона»

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

 Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради: игра «Вспомни и назови», ответы на задания рубрик «Проверьте себя»

Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Древнегреческий миф «Арион»

Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Составление плана, пересказ по плану, рассказывание отдельных эпизодов. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Особенности славянского мифа (язык, герои).

Работа с текстом, выделение эпизодов «Пробуждение Матери Сырой Земли», «Появление человека» и «Вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

Славянский миф «Ярило - Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Сравнительный анализ произведений.

Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен  

И.А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого

(сюжет, мораль, содержание, форма).

Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен.

Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия).

Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.

Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Обобщение и проверочная  работа по разделу «Мифы народов мира».

Обобщение материала по разделу. Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя». Пересказ понравившегося мифа.

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.

Работа над ошибками. И. И. Хемницер «Друзья». Анализ басни.

Особенности басни (сюжет, герои, мораль).

Слушание басни И. А. Крылова «Крестьянин в

беде». Сравнение басен И. И. Хемницера «Друзья» и И. А. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен.

Познавательные: передача интонации отношения к героям, нравоучительного тона морали; самостоятельное выделение пауз и логических ударений, наблюдение за знаками препинания.

Регулятивные: определение интонационного рисунка для чтения диалога.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде».

И. А. Крылов «Осел и соловей», А. Е. Измайлов «Лестница», И. И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок». Сравнительный анализ произведений.

Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А. Крылова «Осёл и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен. Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет». Работа в соответствии с памяткой №2, заучивание наизусть басни «Мартышка и очки».

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». А. Е. Измайлов «Кукушка», И. И. Дмитриев «Муха». Сравнительный анализ произведений.

Отрывок из «Повести временных лет» «Деятельность Ярослава» (похвала книгам).

Знакомство с первыми книгами древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. «Поучение» - жанр древнерусской литературы. Особенность повествование (тон, темп). Сравнение. Знакомство с первым русским алфавитом «кириллицей», именами просветителей – Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставления Ярослава Мудрого». Творческая работа – составление наставлений для себя. 

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого».

Отрывок из «Повести временных лет» «Вещий Олег»

Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

Контрольная работа за 1 четверть.

Самостоятельное выполнение работы. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Песня», «Загадки», «Ночь». Работа над средствами выразительности.

Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами. Нахождение слов, выражающих чувства и мысли поэта; анализ содержания стихотворения; самостоятельная подготовка стихотворения для выразительного чтения.

Слушание сказки, определение главной мысли.

Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.

Выразительное чтение понравившихся отрывков сказки. Нахождение эпитетов, сравнений. Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Работа с текстом «Сказки о царе Берендее». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица». Характеристика героев.

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…». Составление плана пересказа.

Повторение по теме: Произведения А. С. Пушкина, изученные ранее.

Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения.

Выразительное чтение наизусть. Чтение статьи Г.Н. Волкова.

 Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть.

Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами - справочниками: справка об А.С. Пушкина. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.И. Даля (3 кл.).

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение «Песнь о вещем Олеге»

Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении), А. Пушкин «Зимняя дорога»

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Деление на части, озаглавливание. Из воспоминаний В. И. Даля

А. С. Пушкин «И. И. Пущину», И. И. Пущин «Записки о Пушкине», анализ статьи.

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них.

Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений.

Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Самостоятельное чтение сказки «Ашик-Кериб» Выделение главной мысли сказки.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…». Обучение выразительному чтению.

М. Ю. Лермонтов «Утес». Анализ стихотворения.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка), Характеристика героев.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Деление текста на смысловые части.

Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книгами - справочниками (справка о поэте). Слушание сказания (легенды) М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни»

Обобщение по теме: Стихи русских поэтов

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Обучение выразительному чтению.

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту в учебнике. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору).

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев, сравнение их поступков.

П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Деление текста на смысловые части и озаглавливание.

П. П. Ершов «Кто он?». Обучение выразительному чтению.

Работа с текстом стихотворения: ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся).

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

В. М. Гаршин «Лягушка - Путешественница». Характеристика главного героя.

Понятие об авторской (литературной) сказке.

Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки.

Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Слушание и работа с детскими книгами.

Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки, выполнение заданий в рабочей тетради.

Обобщение по теме: Произведения П. П. Ершова и В. М. Гаршина.

Повторение изученных литературных сказок. Выполнение заданий в тетради. Повторение произведений П.П. Ершова и В.М. Гаршина. Отзыв о понравившемся произведении В.М. Гаршина.

Н. Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «Детство Темы»). Обучение выразительному чтению.

Работа с рубрикой «Обратите внимание». Чтение произведения (отдельных глав). Характеристика главного героя. Ответы на вопросы текста. Понятие о повести, главах повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке).

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Н. Г. Гарин - Михайловский « Детство Темы». Глава 4. « Старый колодезь». Обучение пересказу.

Перечитывание произведения, составление сюжетно-композиционного треугольника. Знакомство с понятием «кульминация», выполнение заданий в рабочей тетради.

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка». Составление плана пересказа.

Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М. Станюковича «Максимка», прочитанного

самостоятельно.

К. М. Станюкевич «Максимка». Характеристика главного героя.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Вертел». Обучение выразительному чтению.

Самостоятельное чтение произведения, сравнение образов детей – героев произведений русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Обучение выразительному чтению.

Викторина по произведениям зарубежных писателей. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Деление текста на смысловые части и озаглавливание.

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении.

Проверочная работа по теме: Произведения русских писателей о детях.

Самостоятельное выполнение проверочной работы. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Характеристика главного героя

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении.

Познавательные: аннотирование книг  по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.

Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. М. Твен. «Приключения Гекльбери Финна».

Представление о приключенческой повести: юмор, герой повести – ребёнок, особенности языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части.   Самостоятельное чтение произведений о детях.

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык.

Контрольная работа за 2 четверть.

Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Дикие лебеди». К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

Работа над содержанием произведения. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками (значение слов, имён, картин). Работа в рабочей тетради.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: нахождение главной мысли сказки; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года». Обучение выразительному чтению.

Знакомство с новым жанром произведений

Х.-К. Андерсена - стихотворением. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихотворения.

Обобщение по теме: Книги зарубежных писателей.

Обобщение по разделу. Работа по рубрике «Проверьте себя» в учебнике и тетради. Конкурс «Книгочей класса» по изученным произведениям.

Повторение по теме: Произведения Л. Н. Толстого, изученные ранее. Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Воспоминания». Отрывок.

Повторение произведений Л.Н. Толстого. Чтение рассказа «Акула». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки. Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула». Обучение выразительному чтению.

Сказка Л. Н. Толстого «Два брата». Характеристика героев.

Чтение сказки, анализ произведения. Выявление отличия авторской сказки «Два брата» от народной сказки, особенностей сказки. Ответы на вопросы учебника

Басня Л. Н. Толстого» «Мужик и Водяной». Анализ произведения.

Чтение басни «Мужик и Водяной», определение морали басни. Моделирование модели обложки, составление схемы «Русские баснописцы». Выполнение заданий рабочей тетради и учебника

Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха» и «Русак». Сравнительный анализ произведений.

Рассказы. Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов. Особенности описания героев. Высказывание своей точки зрения о героях и произведении.

Былина Л. Н. Толстого «Святогор - богатырь». Сравнение с русской народной былиной «Святогор».

Слушание былины  «Святогор - богатырь». Сравнение с народной былиной «Святогор», характеристика былинных героев: благородство, богатырская сила.

Повторение по теме: Произведения А. П. Чехова, изученные ранее. А. И. Куприн «Памяти А. П. Чехова». Анализ статьи.

Повторение произведений А. П. Чехова, изученных ранее. Чтение статьи А. И. Куприна «Памяти А. П. Чехова». Анализ статьи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Рассказы о животных. А. П. Чехов «Каштанка». Обучение краткому пересказу.

Чтение рассказа «Каштанка». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки.

Рассказы о животных А.П. Чехов « Каштанка». Характеристика героев.

Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев.

Обобщение по теме: Произведения Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя», составление аннотации к самостоятельно прочитанным книгам Л.Н. Толстого и А. П. Чехова.

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Слушание детских книг и работа с ними. Знакомство с библиографическими сведениями о книге. Работа в рабочей  тетради в соответствии с заданиями рубрик «Точное слово», «Поиск», «Соответствие».

Познавательные: аннотирование книг  по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.

Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.

Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ведение диалога, формулировка высказывания.

Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия». Анализ произведения. Обучение выразительному чтению.

Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради. Заучивание наизусть.

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

А. А. Блок «Рождество». Анализ произведения. Обучение выразительному чтению.

Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть.

А. А. Блок «На поле Куликовом». Выделение частей.

А. М. Горький «О сказках» (очерк). «О книгах». Анализ статей.

Чтение статей. Анализ статей.

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Слушание и работа с книгами А. М. Горького.  А. М. Горький «Пепе» (Сказки об Италии).

Самостоятельное изучение произведения, работа в рабочей тетради по содержанию текста, работа с текстом по вопросам – выборочное чтение.

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия». Обучение выразительному чтению.

Определение тем стихов. Комментирование

заголовков. Повторение понятий: рифма, строка,

строфа. Упражнение в выразительном чтении.

Выразительное чтение наизусть одного стихотворения.

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Стихи о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши». Сравнительный анализ стихотворений.

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи». Сравнительный анализ стихотворений.

Особенность сказочных стихов, определение

интонационного рисунка и позиции автора.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения.

Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

Работа с книгами стихов русских поэтов. Слушание стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторение произведений, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка».

А.И. Куприн   «Скворцы». Деление текста на смысловые части и озаглавливание.

Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения.

А.И. Куприн   «Скворцы». Обучение подробному пересказу.

Слушание и работа с детскими книгами А. И. Куприн « Четверо нищих».  

Проверочная работа по теме: Стихи о Родине.

Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слушание и работа с детскими книгами. А. И. Куприн « Четверо нищих». Характеристика поступков героев.

Слушание легенды А.И. Куприна «Четверо нищих». Выполнение заданий в тетради.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Обобщение по теме: Произведения А. И. Куприна.

Работа в рабочей  тетради в соответствии с заданиями рубрик «Точное слово», «Поиск», «Соответствие».

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство». Сравнительный анализ произведений.

Повторение по схеме, предложенной учителем «Они писали стихи о природе», её добавление. Чтение стихов И.А. Бунина, выполнение заданий учебника. Работа с литературоведческими понятиями: сравнение, олицетворение, строфа, рифма, эпитет. Заучивание наизусть с опорой на памятку

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

И. Бунин «Листопад». Обучение выразительному чтению.

Чтение и анализ стихотворения. Работа над заданиями в учебнике и рабочей тетради. Иллюстрирование понравившегося отрывка из произведения, подписывание его словами из текста.

К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов». Очерк. Анализ статьи.

Чтение статьи. Анализ статьи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Работа с рубрикой «Страничка книгочея».

Самостоятельное чтение книг из предложенных на «Книжной полке», их анализ, составление отзыва о книге. Работа со схемой. Выполнение задания в рубрике «Проба пера»

Контрольная работа за 3 четверть.

Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

Повторение произведений С.Я. Маршака (1-3 кл.). Жанры произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я. Маршака

«Словарь»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Самостоятельное чтение по хрестоматии.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины). Характеристика героев.

Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин.

С. Я Маршак пьеса-сказка» Двенадцать месяцев». Сравнение поступков героев.

Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла».

Выразительное чтение по ролям отдельных эпизодов, самостоятельное чтение «Сказки про козла», выполнение к ней заданий в рабочей тетради

С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бёрнс «В горах мое сердце…». Работа над средствами выразительности.

Работа со стихотворением Р. Бернса «В горах моё сердце…»: чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию). Справка об авторе (работа со справочной литературой).

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак. «Ледяной остров».

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Деление текста на смысловые части и озаглавливание.

Самостоятельное изучение произведения в хрестоматии, выполнение заданий в рабочей тетради.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке». Работа над выразительными средствами.

Сравнение стихотворений: строф, тем, главная

мысль. Выразительное чтение (паузы, логическое ударение). Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Н. А. Заболоцкий «Детство». Деление текста на смысловые части.

Работа с текстом стихотворения. Упражнение в

выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А. Заболоцкого «Детство» и И.З. Сурикова «Детство»

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе.

Самостоятельное чтение книг из предложенных на «Книжной полке», их анализ, составление отзыва о книге. Работа со схемой. Выполнение задания в рубрике «Проба пера»

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). Составление плана пересказа.

Чтение произведения (в хрестоматии). Составление рассказа о Ване Солнцеве по плану. Выразительное чтение и пересказ одного эпизода (в хрестоматии). Описание главного героя: внешний вид, поступки. Отгадывание кроссворда по произведению и выполнение заданий в рабочей тетради.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста». Работа над выразительными средствами произведения.

Выразительное чтение и пересказ одного эпизода (в хрестоматии). Чтение стихотворения «Сын артиллериста» вслух (по частям). Выделение кульминационного момента и повторяющихся строк.  Оформление модели обложки книги. Сравнение произведений о детях войны по теме, жанру, авторской принадлежности. Выполнение тестовой работы.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза». Обучение выразительному чтению.

Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание берёзы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?), определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по

желанию).

Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Ласточка». Работа над выразительными средствами произведения.

Первичное восприятие (читает учитель), беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» и И. Никитина «Русь».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина». Обучение выразительному чтению.

Обобщение по разделу: Произведения  о Родине.

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача». Деление текста на части и озаглавливание.

Повторение изученных рассказов о детях  Н.Н. Носова, Л. Пантелеева, В.Ю. Драгунского (1-3

кл.).  Понятия: «юмор», «ирония». Чтение юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: нахождение главной мысли юмористического рассказа; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

И. Л. Гамазкова «Страдания». Анализ произведения.

Работа со стихотворением И.Л. Гамазковой «Страдания» и рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».  Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть (по желанию).

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.

Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей.

В. Драгунский «Тайное становится явным». Характеристика поступков героев.

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома».

Чтение и анализ стихотворения «Хижина дяди Тома». Выявление главной мысли произведения, упражнения в выразительном чтении и чтении по ролям в соответствии с памяткой. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Контрольная работа за 4 четверть.

Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало». Сравнительный анализ произведений.

Повторение понятий: басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение басен С.В. Михалкова, И.А. Крылова, И.И. Хемницера. Заполнение таблицы: название басни, герои, форма, мораль. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Стихотворение «Как бы жили мы без книг?», сказка «Как старик корову продавал».

Игра по произведениям С.В. Михалкова «Вспомни и назови», слушание стихотворения «Как бы жили мы без книг», сказки «Как старик корову продавал», беседа о книгах в жизни человека. Выполнение заданий в рабочей  тетради и в учебнике.

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна». Анализ статей.

Коллективная работа с очерком «Родина». Характеристика жанра - доказательство, что произведение – очерк. Слушание произведения М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна». Сравнение двух произведений в таблице: заголовок, жанр, тема, факты, отношение автора. Составление схемы «Родина – это…»

Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение.

Регулятивные: работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация).

Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог.

Личностные: познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений.

Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь».

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Самостоятельное чтение очерков Ю.Я. Яковлева

«Право на жизнь» и Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление очерка «Мой любимый писатель»

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.

Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди».

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Обучение выразительному чтению.

Знакомство с книгами из серии «Библиотека приключений»: Д. Дефо «приключения Робинзона Крузо», Ж. Верн «Дети капитана Гранта», А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица». Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере и его приключениях. Чтение отдельных глав, составление плана для пересказа и последующий пересказ. Работа с очерком «О книге Дж. Свифта». Слушание очерка; выбор подробностей в тексте, которые удивили или особенно заинтересовали учащихся.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для  выполнения учебной задачи;

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению.

Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбакова «О книге Д. Свифта».

Проверочная работа по теме: Юмористические рассказы о детях и для детей.

Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста». Сравнение произведений.

Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок Н.П. Вагнера «Берёза» и Х.-К. Андерсена «Ель» (2 кл.) Слово учителя о Н.П. Вагнере («русском Андерсене»).

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения.

Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина».

Самостоятельное чтение «Сказки» Н.П. Вагнера, комментирование заголовка (жанр), словарная работа и упражнения в чтении. Выявление структуры сказки (присказка, зачин, содержание, концовка). Чтение концовки и выделение главной мысли. Аналогичная работа со сказкой «Руф и Руфина».

Библиотечный урок «В мире книг». Н. Найдёнова «Мой друг». Летнее чтение

Чтение и анализ стихотворения Н. П. Найдёновой «Мой друг». Выявление главной мысли: роль книги в жизни человека.

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для ученика:

-  Литературное чтение. Учебник в 2 частях. / Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2004 г. («Начальная школа XXI века»);

 - Литературное чтение. Тетради №1 и №2. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2011 г.(«Начальная школа XXI века»);

  - Литературное чтение. Учебная хрестоматия.  Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2005-2006 г. («Начальная школа XXI века»);

Литература для учителя:

-  Литературное чтение. Методика для учителя. Авт.:  Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2006 г. («Начальная школа XXI века»);

-  Ефросинина Л.А. Оценка знаний: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»).

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы предметных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI  века"...

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....