Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 века" | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Ефросининой Л. А., Омороковой М. И., планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение литературного чтения в четвертом классе начальной школы отводится четыре часа в неделю. Рабочая программа составлена на 136 часов (34 учебных недели), на 4 часа в неделю.
Цели обучения литературному чтению
Основная цель курса – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика курса «Литературное чтение»
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно – нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Содержание тем учебного курса
Произведения фольклора
Сказки, легенды, былины, героические песни
Марья Моревна. Русская народная сказка.
Былина "Волх Всеславович", "Легенда о граде Китеже"," Легенда о покорении Сибири Ермаком", Героическая песня" Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения".
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы
И.А. Крылов."Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки", Квартет"; И. И. Хемницер."Стрекоза"," Друзья"; Л.Н. Толстой. "Стрекоза и муравьи"; А.Е. Измайлов." Кукушка; И.И. Дмитриев. " Муха".
В.А. Жуковский
Сказка" Спящая царевна". Стихотворения: " Песня"," Ночь"," Воспоминание".
А. С. Пушкин
" Осень"(отрывки),"И.И. Пущину", «Зимняя дорога". Писатели о поэте: И.И. Пущин." Записки о Пушкине"; В. И. Даль " Из воспоминаний".
М.Ю. Лермонтов
" Москва! Москва !..Люблю тебя как сын..."," Парус", "Горные вершины...", " Утес".
П.П. Ершов
" Конек-Горбунок" (в сокращении)," Кто он?» (в сокращении)
В.М. Гаршин
" Лягушка-путешественница"
Н.Г. Гарин-Михайловский
" Детство Темы" (отдельные главы)
Произведения зарубежных писателей
М. Твен "Приключения Тома Сойера" (глава 2, в сокращении); Х К. Андерсен." Дикие лебеди", "Дети года" .
Мифы народов мира
Древнегреческие мифы" Арион", "Дедал и Икар"; славянский миф " Ярило- Солнце". Древнеиндийский миф" Творение"
Книги Древней Руси
"Повесть временных лет": " Деятельность Ярослава." Похвала книгам", " О князе Владимире. Отрывок из жития", " Поучение Владимира Мономаха".
Л. Н.Толстой
" Акула", " Два брата", " Мужик и водяной ", " Черепаха", " Русак", " Святогор-богатырь".
А.А. Блок
" Россия", " Рождество".
К.Д. Бальмонт
" Россия"," К зиме", " Снежинка" . " Камыши" , " У чудищ", " Как я пишу стихи".
А. И Куприн
" Скворцы".
И.А. Бунин
" Гаснет вечер, даль синеет ...", " Детство", " Шире, грудь, распахнись для принятия..." " Листопад" (отрывок).
С.Я. Маршак
" Словарь", " Двенадцать месяцев", " В горах мое сердце".
Н. А. Заболоцкий
" Детство", " Лебедь в зоопарке".
Произведения о детях войны
В.П. Катаев
" Сын полка".
К.М. Симонов
" Сын артиллериста".
Н.М. Рубцов
" Березы", " Тихая моя родина".
С. В. Михалков
" Школа", " Хижина дяди Тома", "Зеркало".
Юмористические произведения
Н.Н. Носов. " Федина задача"; И.Л. Гамазкова" Страдания ".
Очерки
А.И. Куприн" Сказки Пушкина"; И.С. Соколов-Микитов"." Родина", Н. С. Шер." Картины-сказки".
Путешествия. Приключения. Фантастика.
Н.П. Вагнер." Береза"," Фея Фантаста"; Дж. Свифт. " Гулливер в стране лилипутов"; Н.П. Найденова " Мой друг"
Специфические особенности курса литературного чтения в 4классе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основные линии программы:
- Развитие навыка чтения;
- Развитие восприятия произведения;
- Развитие литературоведческих понятий;
- Развитие речевых умений;
- Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3 Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий
- Урок – игра
- Урок – контрольная работа
- Урок – защита проекта (ЗП)
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- Тестирование
- Контрольная работа
- Проверка навыка чтения вслух
- Проверка навыка чтения молча
- Проверка начитанности и читательских умений
Ожидаемые образовательные результаты:
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
Знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- стихи и рассказы из круга детского чтения;
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
Уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
- навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения( темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе- не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы)
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех видах деятельности (развитие речи);
- языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям русской литературы в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.
Распределение учебного материала по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов |
1 | Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни | 9 |
2 | Басни. Русские баснописцы | 7 |
3 | Произведения В. А. Жуковского | 4 |
4 | Произведения А. С. Пушкина | 6 |
5 | Произведения М. Ю. Лермонтова. | 6 |
6 | Произведения П. П. Ершова. | 4 |
7 | Произведения В. М. Гаршина | 6 |
8 | Произведения русских писателей о детях. Н.Г Гарин-Михайловский. | 4 |
9 | Произведения зарубежных писателей | 10 |
10 | Мифы народов мира. | 5 |
11 | Книги Древней Руси | 4 |
12 | Произведения Л.Н. Толстого. | 6 |
13 | Стихи А.А. Блока. | 3 |
14 | Стихи К. Д. Бальмонта. | 4 |
15 | Произведения А.И. Куприна. | 6 |
16 | Стихи И.А. Бунина | 5 |
17 | Произведения С. Я. Маршака. | 7 |
18 | Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 |
19 | Произведения о детях войны | 4 |
20 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 |
21 | Юмористические произведения | 3 |
22 | Произведения С.В. Михалкова | 4 |
23 | Очерки | 4 |
24 | Путешествия, приключения, фантастика. | 8 |
25 | Произведения А. П. Чехова | 3 |
26 | Произведения А. М. Горького | 3 |
27 | Произведения А.П. Платонова | 2 |
28 | Резервные часы | |
Итого | 136 |
Количество контрольных и проверочных работ
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проверочные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Диагностические работы | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Вид деятельности | УУД | Дата план | Дата факт |
Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна» | Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему). Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных. | Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: преобразование объекта из чувственной формы в модель. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Былина «Волх Всеславович». | Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов. | Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор» | |||||
Комплексная диагностическая работа. | Самостоятельное выполнение заданий. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский». Работа над ошибками. | Сравнение героических песен с былинами. Выделение героических фактов. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер). | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. Песня – слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море» | |||||
Библейское предание «Блудный сын». | Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Самостоятельное чтение «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух. Выявление главной мысли библейского предания – уметь прощать. Оформление модели обложки. | Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения). Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям. Коммуникативные: развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. | |||
Легенды: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | |||||
Слушание и работа с детскими книгами. Библейская легенда «Суд Соломона» | |||||
Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора» | Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради: игра «Вспомни и назови», ответы на задания рубрик «Проверьте себя» | Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Древнегреческий миф «Арион» | Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Составление плана, пересказ по плану, рассказывание отдельных эпизодов. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Особенности славянского мифа (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов «Пробуждение Матери Сырой Земли», «Появление человека» и «Вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | |||||
Славянский миф «Ярило - Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | |||||
Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И» | |||||
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Сравнительный анализ произведений. | Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И.А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен. | Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия). Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности. Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |||
Обобщение и проверочная работа по разделу «Мифы народов мира». | Обобщение материала по разделу. Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя». Пересказ понравившегося мифа. | Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. | |||
Работа над ошибками. И. И. Хемницер «Друзья». Анализ басни. | Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И. А. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен И. И. Хемницера «Друзья» и И. А. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен. | Познавательные: передача интонации отношения к героям, нравоучительного тона морали; самостоятельное выделение пауз и логических ударений, наблюдение за знаками препинания. Регулятивные: определение интонационного рисунка для чтения диалога. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | |||
Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде». | |||||
И. А. Крылов «Осел и соловей», А. Е. Измайлов «Лестница», И. И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок». Сравнительный анализ произведений. | Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А. Крылова «Осёл и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен. Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет». Работа в соответствии с памяткой №2, заучивание наизусть басни «Мартышка и очки». | Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». А. Е. Измайлов «Кукушка», И. И. Дмитриев «Муха». Сравнительный анализ произведений. | |||||
Отрывок из «Повести временных лет» «Деятельность Ярослава» (похвала книгам). | Знакомство с первыми книгами древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. «Поучение» - жанр древнерусской литературы. Особенность повествование (тон, темп). Сравнение. Знакомство с первым русским алфавитом «кириллицей», именами просветителей – Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставления Ярослава Мудрого». Творческая работа – составление наставлений для себя. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого». | |||||
Отрывок из «Повести временных лет» «Вещий Олег» | |||||
Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | |||||
Контрольная работа за 1 четверть. | Самостоятельное выполнение работы. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Песня», «Загадки», «Ночь». Работа над средствами выразительности. | Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами. Нахождение слов, выражающих чувства и мысли поэта; анализ содержания стихотворения; самостоятельная подготовка стихотворения для выразительного чтения. Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Выразительное чтение понравившихся отрывков сказки. Нахождение эпитетов, сравнений. Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Работа с текстом «Сказки о царе Берендее». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица». Характеристика героев. | |||||
Волшебные сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…». Составление плана пересказа. | |||||
Повторение по теме: Произведения А. С. Пушкина, изученные ранее. | Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть. Чтение статьи Г.Н. Волкова. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть. Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами - справочниками: справка об А.С. Пушкина. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.И. Даля (3 кл.). | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение «Песнь о вещем Олеге» | |||||
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении), А. Пушкин «Зимняя дорога» | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Деление на части, озаглавливание. Из воспоминаний В. И. Даля | |||||
А. С. Пушкин «И. И. Пущину», И. И. Пущин «Записки о Пушкине», анализ статьи. | |||||
Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус». | Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них. Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Самостоятельное чтение сказки «Ашик-Кериб» Выделение главной мысли сказки. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…». Обучение выразительному чтению. | |||||
М. Ю. Лермонтов «Утес». Анализ стихотворения. | |||||
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка), Характеристика героев. | |||||
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Деление текста на смысловые части. | |||||
Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» | Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книгами - справочниками (справка о поэте). Слушание сказания (легенды) М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни» | ||||
Обобщение по теме: Стихи русских поэтов | |||||
Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Обучение выразительному чтению. | Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту в учебнике. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору). | Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев, сравнение их поступков. | |||||
П. П. Ершов «Конек-Горбунок». Деление текста на смысловые части и озаглавливание. | |||||
П. П. Ершов «Кто он?». Обучение выразительному чтению. | Работа с текстом стихотворения: ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся). | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
В. М. Гаршин «Лягушка - Путешественница». Характеристика главного героя. | Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. | Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Слушание и работа с детскими книгами. | Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки, выполнение заданий в рабочей тетради. | ||||
Обобщение по теме: Произведения П. П. Ершова и В. М. Гаршина. | Повторение изученных литературных сказок. Выполнение заданий в тетради. Повторение произведений П.П. Ершова и В.М. Гаршина. Отзыв о понравившемся произведении В.М. Гаршина. | ||||
Н. Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «Детство Темы»). Обучение выразительному чтению. | Работа с рубрикой «Обратите внимание». Чтение произведения (отдельных глав). Характеристика главного героя. Ответы на вопросы текста. Понятие о повести, главах повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Н. Г. Гарин - Михайловский « Детство Темы». Глава 4. « Старый колодезь». Обучение пересказу. | Перечитывание произведения, составление сюжетно-композиционного треугольника. Знакомство с понятием «кульминация», выполнение заданий в рабочей тетради. | ||||
Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка». Составление плана пересказа. | Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М. Станюковича «Максимка», прочитанного самостоятельно. | ||||
К. М. Станюкевич «Максимка». Характеристика главного героя. | |||||
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Вертел». Обучение выразительному чтению. | Самостоятельное чтение произведения, сравнение образов детей – героев произведений русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Обучение выразительному чтению. | Викторина по произведениям зарубежных писателей. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. | ||||
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Деление текста на смысловые части и озаглавливание. | Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении. | ||||
Проверочная работа по теме: Произведения русских писателей о детях. | Самостоятельное выполнение проверочной работы. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Характеристика главного героя | Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении. | Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки. Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. М. Твен. «Приключения Гекльбери Финна». | Представление о приключенческой повести: юмор, герой повести – ребёнок, особенности языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Самостоятельное чтение произведений о детях. | ||||
Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное» | Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. | ||||
Контрольная работа за 2 четверть. | Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Дикие лебеди». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». | Работа над содержанием произведения. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками (значение слов, имён, картин). Работа в рабочей тетради. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: нахождение главной мысли сказки; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года». Обучение выразительному чтению. | Знакомство с новым жанром произведений Х.-К. Андерсена - стихотворением. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихотворения. | ||||
Обобщение по теме: Книги зарубежных писателей. | Обобщение по разделу. Работа по рубрике «Проверьте себя» в учебнике и тетради. Конкурс «Книгочей класса» по изученным произведениям. | ||||
Повторение по теме: Произведения Л. Н. Толстого, изученные ранее. Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Воспоминания». Отрывок. | Повторение произведений Л.Н. Толстого. Чтение рассказа «Акула». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки. Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Рассказ Л. Н. Толстого «Акула». Обучение выразительному чтению. | |||||
Сказка Л. Н. Толстого «Два брата». Характеристика героев. | Чтение сказки, анализ произведения. Выявление отличия авторской сказки «Два брата» от народной сказки, особенностей сказки. Ответы на вопросы учебника | ||||
Басня Л. Н. Толстого» «Мужик и Водяной». Анализ произведения. | Чтение басни «Мужик и Водяной», определение морали басни. Моделирование модели обложки, составление схемы «Русские баснописцы». Выполнение заданий рабочей тетради и учебника | ||||
Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха» и «Русак». Сравнительный анализ произведений. | Рассказы. Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов. Особенности описания героев. Высказывание своей точки зрения о героях и произведении. | ||||
Былина Л. Н. Толстого «Святогор - богатырь». Сравнение с русской народной былиной «Святогор». | Слушание былины «Святогор - богатырь». Сравнение с народной былиной «Святогор», характеристика былинных героев: благородство, богатырская сила. | ||||
Повторение по теме: Произведения А. П. Чехова, изученные ранее. А. И. Куприн «Памяти А. П. Чехова». Анализ статьи. | Повторение произведений А. П. Чехова, изученных ранее. Чтение статьи А. И. Куприна «Памяти А. П. Чехова». Анализ статьи. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |||
Рассказы о животных. А. П. Чехов «Каштанка». Обучение краткому пересказу. | Чтение рассказа «Каштанка». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки. | ||||
Рассказы о животных А.П. Чехов « Каштанка». Характеристика героев. | Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. | ||||
Обобщение по теме: Произведения Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. | Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя», составление аннотации к самостоятельно прочитанным книгам Л.Н. Толстого и А. П. Чехова. | ||||
Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». | Слушание детских книг и работа с ними. Знакомство с библиографическими сведениями о книге. Работа в рабочей тетради в соответствии с заданиями рубрик «Точное слово», «Поиск», «Соответствие». | Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки. Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения. Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ведение диалога, формулировка высказывания. Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия». Анализ произведения. Обучение выразительному чтению. | Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради. Заучивание наизусть. | Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
А. А. Блок «Рождество». Анализ произведения. Обучение выразительному чтению. | Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть. | ||||
А. А. Блок «На поле Куликовом». Выделение частей. | |||||
А. М. Горький «О сказках» (очерк). «О книгах». Анализ статей. | Чтение статей. Анализ статей. | Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Слушание и работа с книгами А. М. Горького. А. М. Горький «Пепе» (Сказки об Италии). | Самостоятельное изучение произведения, работа в рабочей тетради по содержанию текста, работа с текстом по вопросам – выборочное чтение. | ||||
Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия». Обучение выразительному чтению. | Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения. | Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Стихи о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши». Сравнительный анализ стихотворений. | Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | ||||
Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи». Сравнительный анализ стихотворений. | Особенность сказочных стихов, определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения. | ||||
Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». | Работа с книгами стихов русских поэтов. Слушание стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторение произведений, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка». | ||||
А.И. Куприн «Скворцы». Деление текста на смысловые части и озаглавливание. | Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения. | |||
А.И. Куприн «Скворцы». Обучение подробному пересказу. | |||||
Слушание и работа с детскими книгами А. И. Куприн « Четверо нищих». | |||||
Проверочная работа по теме: Стихи о Родине. | Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. А. И. Куприн « Четверо нищих». Характеристика поступков героев. | Слушание легенды А.И. Куприна «Четверо нищих». Выполнение заданий в тетради. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Обобщение по теме: Произведения А. И. Куприна. | Работа в рабочей тетради в соответствии с заданиями рубрик «Точное слово», «Поиск», «Соответствие». | ||||
И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство». Сравнительный анализ произведений. | Повторение по схеме, предложенной учителем «Они писали стихи о природе», её добавление. Чтение стихов И.А. Бунина, выполнение заданий учебника. Работа с литературоведческими понятиями: сравнение, олицетворение, строфа, рифма, эпитет. Заучивание наизусть с опорой на памятку | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
И. Бунин «Листопад». Обучение выразительному чтению. | Чтение и анализ стихотворения. Работа над заданиями в учебнике и рабочей тетради. Иллюстрирование понравившегося отрывка из произведения, подписывание его словами из текста. | ||||
К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов». Очерк. Анализ статьи. | Чтение статьи. Анализ статьи. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Работа с рубрикой «Страничка книгочея». | Самостоятельное чтение книг из предложенных на «Книжной полке», их анализ, составление отзыва о книге. Работа со схемой. Выполнение задания в рубрике «Проба пера» | ||||
Контрольная работа за 3 четверть. | Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | Повторение произведений С.Я. Маршака (1-3 кл.). Жанры произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я. Маршака «Словарь»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Самостоятельное чтение по хрестоматии. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины). Характеристика героев. | Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. | ||||
С. Я Маршак пьеса-сказка» Двенадцать месяцев». Сравнение поступков героев. | |||||
Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла». | Выразительное чтение по ролям отдельных эпизодов, самостоятельное чтение «Сказки про козла», выполнение к ней заданий в рабочей тетради | ||||
С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бёрнс «В горах мое сердце…». Работа над средствами выразительности. | Работа со стихотворением Р. Бернса «В горах моё сердце…»: чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию). Справка об авторе (работа со справочной литературой). | ||||
Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак. «Ледяной остров». | |||||
А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Деление текста на смысловые части и озаглавливание. | Самостоятельное изучение произведения в хрестоматии, выполнение заданий в рабочей тетради. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». | |||||
Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке». Работа над выразительными средствами. | Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логическое ударение). Выполнение заданий в учебнике и тетради. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
Н. А. Заболоцкий «Детство». Деление текста на смысловые части. | Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А. Заболоцкого «Детство» и И.З. Сурикова «Детство» | ||||
Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе. | Самостоятельное чтение книг из предложенных на «Книжной полке», их анализ, составление отзыва о книге. Работа со схемой. Выполнение задания в рубрике «Проба пера» | ||||
В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). Составление плана пересказа. | Чтение произведения (в хрестоматии). Составление рассказа о Ване Солнцеве по плану. Выразительное чтение и пересказ одного эпизода (в хрестоматии). Описание главного героя: внешний вид, поступки. Отгадывание кроссворда по произведению и выполнение заданий в рабочей тетради. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста». Работа над выразительными средствами произведения. | Выразительное чтение и пересказ одного эпизода (в хрестоматии). Чтение стихотворения «Сын артиллериста» вслух (по частям). Выделение кульминационного момента и повторяющихся строк. Оформление модели обложки книги. Сравнение произведений о детях войны по теме, жанру, авторской принадлежности. Выполнение тестовой работы. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза». Обучение выразительному чтению. | Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание берёзы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?), определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по желанию). | ||||
Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Ласточка». Работа над выразительными средствами произведения. | Первичное восприятие (читает учитель), беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» и И. Никитина «Русь». | ||||
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина». Обучение выразительному чтению. | |||||
Обобщение по разделу: Произведения о Родине. | |||||
Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача». Деление текста на части и озаглавливание. | Повторение изученных рассказов о детях Н.Н. Носова, Л. Пантелеева, В.Ю. Драгунского (1-3 кл.). Понятия: «юмор», «ирония». Чтение юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: нахождение главной мысли юмористического рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
И. Л. Гамазкова «Страдания». Анализ произведения. | Работа со стихотворением И.Л. Гамазковой «Страдания» и рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть (по желанию). | Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. | |||
Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей. | |||||
В. Драгунский «Тайное становится явным». Характеристика поступков героев. | |||||
Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома». | Чтение и анализ стихотворения «Хижина дяди Тома». Выявление главной мысли произведения, упражнения в выразительном чтении и чтении по ролям в соответствии с памяткой. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
Контрольная работа за 4 четверть. | Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений | |||
Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало». Сравнительный анализ произведений. | Повторение понятий: басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение басен С.В. Михалкова, И.А. Крылова, И.И. Хемницера. Заполнение таблицы: название басни, герои, форма, мораль. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Стихотворение «Как бы жили мы без книг?», сказка «Как старик корову продавал». | Игра по произведениям С.В. Михалкова «Вспомни и назови», слушание стихотворения «Как бы жили мы без книг», сказки «Как старик корову продавал», беседа о книгах в жизни человека. Выполнение заданий в рабочей тетради и в учебнике. | ||||
Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна». Анализ статей. | Коллективная работа с очерком «Родина». Характеристика жанра - доказательство, что произведение – очерк. Слушание произведения М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна». Сравнение двух произведений в таблице: заголовок, жанр, тема, факты, отношение автора. Составление схемы «Родина – это…» | Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение. Регулятивные: работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация). Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог. Личностные: познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. | |||
Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь». | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике. Самостоятельное чтение очерков Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» и Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление очерка «Мой любимый писатель» | Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. | |||
Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». | |||||
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Обучение выразительному чтению. | Знакомство с книгами из серии «Библиотека приключений»: Д. Дефо «приключения Робинзона Крузо», Ж. Верн «Дети капитана Гранта», А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица». Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере и его приключениях. Чтение отдельных глав, составление плана для пересказа и последующий пересказ. Работа с очерком «О книге Дж. Свифта». Слушание очерка; выбор подробностей в тексте, которые удивили или особенно заинтересовали учащихся. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | |||
Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбакова «О книге Д. Свифта». | |||||
Проверочная работа по теме: Юмористические рассказы о детях и для детей. | Самостоятельное выполнение заданий. Контроль и анализ выполненной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений | |||
Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста». Сравнение произведений. | Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок Н.П. Вагнера «Берёза» и Х.-К. Андерсена «Ель» (2 кл.) Слово учителя о Н.П. Вагнере («русском Андерсене»). | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения. | |||
Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина». | Самостоятельное чтение «Сказки» Н.П. Вагнера, комментирование заголовка (жанр), словарная работа и упражнения в чтении. Выявление структуры сказки (присказка, зачин, содержание, концовка). Чтение концовки и выделение главной мысли. Аналогичная работа со сказкой «Руф и Руфина». | ||||
Библиотечный урок «В мире книг». Н. Найдёнова «Мой друг». Летнее чтение | Чтение и анализ стихотворения Н. П. Найдёновой «Мой друг». Выявление главной мысли: роль книги в жизни человека. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок | |||||
Резервный урок |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для ученика:
- Литературное чтение. Учебник в 2 частях. / Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2004 г. («Начальная школа XXI века»);
- Литературное чтение. Тетради №1 и №2. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2011 г.(«Начальная школа XXI века»);
- Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2005-2006 г. («Начальная школа XXI века»);
Литература для учителя:
- Литературное чтение. Методика для учителя. Авт.: Ефросинина Л.А. . – М.: Вентана – Граф, 2006 г. («Начальная школа XXI века»);
- Ефросинина Л.А. Оценка знаний: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»).
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы предметных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению ("Начальная школа 21 века, 3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....