рабочая программа для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Матвиенко Любовь Николаевна

рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

 «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Хохольского района Воронежской области

«ПРИНЯТА»

на педсовете

Протокол № 1

от                                   2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы                         О.В.Подорожняя

приказ №   от                 2015 г.

                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Литературное чтение» , 2 класс

на   2015-2016 учебный год

базовый уровень

УМК «Школа России»

Составитель: Матвиенко Любовь Николаевна

учитель начальных классов IКК

                                               

                                                                                         

                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательной школы составлена и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, ООП НОО МКОУ «Новогремяченская СОШ» и авторской  программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, входящей в УМК «Школа России».  (Сборник рабочих программ «Школа России»,  1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: - «Просвещение», 2011 год. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011г.), федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 г.

        Цель данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:          овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран                                                                       

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы: 

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах;
  • работа в группах.

 Технологии обучения:

- технология проблемного диалога;

- проектная технология;

- ИКТ-технологии;

- технология ситуативного обучения;

- технология продуктивного чтения;

- технология уровневой дифференциации

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

     Использование системно-деятельностного подхода к обучению, способствуют формированию компетенций.

Ключевые  компетенции:

- умение обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции;

-  способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное восприятие, понимание обучающихся;

- способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- способность обучающегося к  самостоятельной познавательной деятельности.

Предметные компетенции:

- осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;
- способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

                                                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

     

 

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

 Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015

               

 ОПИСАНИЕ МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».

   Рабочая программа по  «Литературному чтению» во 2 классе   рассчитана на 136 учебных часов (34 учебные недели).

     Количество часов в неделю: 4 часа

                                                                            ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

  1. Личностные результаты:
  2. 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
  3. 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  1. 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  2. 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  3. 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  4. 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  5. 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  6. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  7. 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  8. Метапредметные результаты:
  9. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  10. 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  11. 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  12. 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  13. 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  14. 6) активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  15. 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  16. 8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  17. 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  18. 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  19. 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  1. Предметные результаты:
  2. 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  3. 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5.   4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать   содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

                                                 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» полностью соответствует авторской программе

Вводный урок. Знакомство с учебником (1 ч)

Знакомство с содержаниями  разделов.  Рассказы о библиотеках.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

            Игра «Крестики-нолики». Самое великое чудо на свете. Старинные и современные книги.

            Проект «О чём может рассказать школьная  библиотека».

Напутствие читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (15 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза».

Писатели детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Содержание плана учебного курса

Название раздела

Количество часов по программе

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1 ч

Самое великое чудо на свете

4 ч

Устное народное творчество

15 ч

Люблю природу русскую. Осень

8 ч

Русские писатели

15 ч

О братьях наших меньших

12 ч

Из детских журналов

9 ч

Люблю природу русскую. Зима

9 ч

Писатели – детям

17 ч

Я и мои друзья

10 ч

Люблю природу русскую. Весна

10 ч

И в шутку и всерьёз

14 ч

Литература зарубежных стран

12 ч

Итого 136 ч

Количество часов для проведения контрольных работ: 4 часа

Количество часов для проведения проектов: 3 часа


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)

Дата

Примечание

план

факт

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике  по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце.

01.09

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Игра «Крестики-нолики»

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

02.09

3

Самое великое чудо на свете

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

03.09


4

Старинные и современные книги. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

04.09

5

Напутствие читателю Р. Сефа.

08.09

Устное народное творчество (15 ч)

6

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

09.09

7

Русские народные песни.        

10.09

8

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на жизненный опыт создания народного творчества.

11.09

9

Скороговорки, считалки, небылицы — малые жанры устного народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

15.09

10

Загадки, пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

16.09

11

Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

17.09

12

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

18.09

13

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

22.09

14

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

23.09

15

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

24.09

16

Русская народная сказка «Каша из топора».

25.09

17

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

29.09

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

30.09

19

Викторина по сказкам

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

01.10

20

КВН «Обожаемые сказки»

02.10

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

21

Знакомство с названием раздела. Осенние загадки.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. 

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

06.10

22

Лирические стихотворения Ф. Тютчева,  К. Бальмонта.

07.10

23

Лирические стихотворения      

А.  Плещеева, А. Фета.

08.10

24

Лирические стихотворения          

А. Толстого, С. Есенина.

09.10

25

Лирические стихотворения    

В. Брюсова, И. Токмаковой.

13.10

26

В. Берестов «Хитрые грибы».

14.10

27

М. Пришвин «Осеннее утро».

15.10

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

16.10

Русские писатели (15 ч)

29

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин - великий русский писатель.

Прогнозировать содержание раздела.

20.10

30

А.С. Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы.

21.10

31

А.С. Пушкин Лирические стихотворения.

22.10

32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

23.10

33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

27.10

34

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

28.10

35

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

29.10

36

Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество. Люблю природу русскую».

30.10

37

И.А. Крылов. Басни. «Лебедь, Щука и Рак».

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст.

10.11

38

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

11.11

39

Л.Н. Толстой.

Басни Л.Н. Толстого.

12.11

40

Рассказы Л.Н. Толстого.

«Старый дед и внучек».

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. 

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

13.11

41

Л.Н. Толстой «Филиппок».

17.11

42

Л.Н. Толстой  «Правда всего дороже», «Котёнок».

18.11

43

Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

19.11

О братьях наших меньших (12 ч)

44

Знакомство с названием раздела. Научно-популярный текст

Н. Сладкова. 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

20.11

45

Весёлые стихи о животных

А. Шибаева, Б. Заходера.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

24.11

46

Весёлые стихи о животных.

И. Пивоварова «Жила-была собака».

25.11

47

В. Берестов «Кошкин щенок».

26.11

48

Рассказы о животных.

М. Пришвин «Ребята и утята».

27.11

49

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

01.12

50

Б. Житков «Храбрый утёнок».

02.12

51

В. Бианки «Музыкант». Герои рассказа

03.12

52

В. Бианки «Музыкант». Нравственный смысл поступков.

04.12

53

В. Бианки «Сова». Характеристика героев.

08.12

54

В. Бианки «Сова». Нравственный смысл поступков.

09.12

55

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Оценка планируемых достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

10.12

Из детских журналов (9 ч)

56

Произведения из детских журналов.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

11.12

57

 Игра в стихи. Д. Хармс.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме.

15.12

58

Стихотворения Д. Хармса.

16.12

59

Ю. Владимиров «Чудаки».

17.12

60

А. Введенский «Учёный Петя».

18.12

61

Контрольная работа № 2 по теме «О братьях наших меньших. Из детских журналов».  Проверка техники чтения.

22.12

62

Проект «Мой любимый детский журнал».

Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

23.12

63

А. Введенский «Лошадка».

24.12

64

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка своих достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

25.12

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

65

Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

29.12

66

Лирические стихотворения.

И. Бунин «Первый снег».

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

13.01

67

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».

14.01

68

Лирические стихотворения

С. Есенина.

15.01

69

Русская народная сказка «Два Мороза».

19.01

70

Новогодняя быль. С. Михалков.

20.01

71

Весёлые стихи о зиме А. Барто,

С. Дрожжина, А. Прокофьева.

21.01

72

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

22.01

73

Игра «Поле чудес»

26.01

Писатели – детям (17 ч)

74

Писатели - детям

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

27.01

75

Знакомство с названием раздела. К.Чуковский. «Путаница»..

28.01

76

К. Чуковский. «Радость».

29.01

77

К. Чуковский. «Федорино горе».

02.02

78

К. Чуковский. «Федорино горе».

03.02

79

С. Маршак. «Кот и лодыри». 

04.02

80

С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»..

05.02

81

С.В. Михалков «Мой щенок».

09.02

82

A.J1. Барто «Верёвочка».

10.02

83

Стихи А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

11.02

84

A.J1. Барто «Вовка – добрая душа».

12.02

85

Н.Н. Носов «Затейники».

16.02

86

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

17.02

87

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа.

18.02

88

Н.Н. Носов «На горке».

19.02

89

Герои юмористического рассказа. Составление плана. Пересказ. Авторское отношение к героям.

Обобщение по разделу «Писатели – детям». Оценка достижений.

24.02

за 23.02

90

Я и мои друзья (10 ч)

91

Знакомство с названием раздела. Я и мои друзья

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план пересказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

25.02

92

Стихи о дружбе и обидах            

В. Берестова,  Э. Мошковской.

В. Берестова, В. Лунина.

26.02

93

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Смысл названия рассказа.

01.03

94

 Ю. Ермолаев  «Два пирожных».

02.03

95

В. Осеева «Волшебное слово».

03.03

96

В. Осеева «Волшебное слово».

04.03

97

В. Осеева «Хорошее». 

09.03

98

В. Осеева «Почему?»

Смысл названия рассказа.

10.03

за 08.03

99

100

Контрольная работа № 3 по теме «Писатели -  детям. Я  и мои друзья». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

11.03

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

101

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.

15.03

102

Лирические произведения

Ф. Тютчева.

Слово как средство создания весенней картины природы.

16.03

103

Лирические произведения

Ф. Тютчева.

Приём контраста в создании картин зимы и весны.

17.03

104

Лирические произведения

А. Плещеева.

18.03

105

Лирические произведения

А. Блока, С. Маршака.

22.03

106

И. Бунин   «Матери».

23.03

107

А. Плещеев «В бурю».

31.03

108

Е. Благинина «Посидим в тишине».

01.04

109

Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

05.04

110

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Оценка достижений

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

06.04

И в шутку и всерьёз (14 ч)

111

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела «И в шутку и всерьез».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

07.04

112

Весёлые стихи Б. Заходера.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

08.04

113

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

12.04

114

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

13.04

115

Э. Успенский «Чебурашка».

14.04

116

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой».

15.04

117

Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память».

19.04

118

Весёлые стихи В. Берестова.

20.04

119

Весёлые стихи И. Токмаковой.

21.04

120

Весёлые стихи  Г. Остера

22.04

121

Весёлые стихи  Г. Остера

26.04

122

В. Драгунский «Тайное становится явным».

27.04

123

Восстановление последовательности текста. Пересказ. Составление плана.

28.04

124

Оценка планируемых достижений

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

29.04

Литература зарубежных стран (12 ч)

125

Литература зарубежных стран

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

03.05

126

Американская и  английская народные песенки в переводе Л. Яхнина, С. Маршака, К. Чуковского.        

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

04.05

127

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

05.05

128

Ш. Перро «Кот в сапогах».

06.05

129

Сравнение героев зарубежных и русских сказок.

10.05

130

Ш. Перро «Красная Шапочка».

11.05

131

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».                                

12.05

132

Эни Хогарт «Мафии и паук».

Герои сказок

13.05

133

Эни Хогарт «Мафии и паук».

Соотнесение смысла сказки с русской пословицей

17.05

134

Итоговая контрольная работа.

18.05

135

Проект «Мой любимый писатель-сказочник».

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

19.05

136

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

20.05


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  

ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Основная:

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение, 2010 г

 Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011.

 Климанова Л.Ф, .Горецкий В.Г, Голованова М.В,. Виноградская Л.А,.Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

 Голованова М.В,. Виноградская Л.А,.Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная:

КИМы по литературному чтению.

Методические пособия:

 Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. 2 класс. – М.: «ВАКО», 2013.

Имеется в наличии

16+16

16

16

Печатные пособия

2.

Учебники, демонстрационные таблицы, портреты писателей,

толковый словарь, репродукции картин художников, иллюстрации к произведениям (детские работы)

«Традиционные уроки в нач.школе» издательство «Учитель» 2002 г.

«Уро     «Уроки развития и речевого творчества» Н.Н.Каландарова,

                 Москва, «ВАКО»  2000 г

Т.В.Склярова. Справочник для начальных классов. М.: ТЕРРА 1993 г

Е.В.Лагутина. Чтение (сборник текстов для проверки техники чтения) изд-во «Школа 2000» Москва 2000 г.

Журнал «Начальная школа»  

Имеется в наличии

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер

1

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

http://school1884.ru/]

соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Имеется возможность поиска в сети Интернет

Оборудование класса

5.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

16 мест

1

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...