Урок литературного чтения "Литературное путешествие по творчеству Толстого Л.Н." 3 класс УМК " Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шураева Ирина Викторовна

Конспект урока . Урок обобщения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._po_tolstomu.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Лобановская общеобразовательная школа №11»

 Открытый урок

литературного чтения в     3 «А» классе

Тема: «Литературное путешествие по творчеству

Л. Н. Толстого»

Учитель начальных классов:

Шураева Ирина Викторовна

2015г

.


Цели и задачи:

1) Образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, изученным в 1,2,3 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности;  учить анализировать, делать выводы, заключения, правильно формулировать основную мысль сказки ,рассказа.

2) Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение»,

3) Развивающая. Развивать  умение анализировать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев Развивать читательскую компетентность,  речь, память, логическое мышление.

Оборудование:

– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
- рисунки детей;

- выставка книг;

- краски, гуашь, альбомные листы (у учащихся)

Ход урока

1. Оргмомент

– Здравствуйте , ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Урок у нас будет сегодня очень интересный и насыщенный. Чтобы всё у нас с вами получилось, давайте повторим правила работы на уроке. (Слайд №1)

2. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы совершим литературное путешествие по творчеству  великого русского писателя. ( На фоне тихой музыки учитель рассказывает)

Крестьянским ребятишкам ходить в усадьбу  было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там,  как в лесу, пели птицы. А где-то там, в глубине  парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По окрестным деревням прошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит , что хочет учить их грамоте .

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко - редко какой грамотей находился в деревне.

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к большому графскому дому. Граф вышел на крыльцо- плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка оробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил  - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи возникла дружба. А потом появилась и любовь к учителю.

Учитель был графом, его полагалось называть  «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. « Не называйте меня « ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут … ( ответы детей)  Львом Николаевичем , так и зовите меня».

Слайд 2

3.Самоопределение к деятельности.

 ( Вопросы дети получили за ранее и самостоятельно готовили ответы)

Блиц опрос.

  1. В каком году родился Л. Толстой?( 28 августа  1828г)

  1. Где родился писатель? (В усадьбе Ясная поляна Тульской области)

Слайд 3

Недалеко от  г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

  1. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России… какой?

 ( Он был граф).

  1. Какими языками владел Л.Н. Толстой в зрелую пору жизни?

 ( Он свободно владел английским, французским и немецкими языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский, турецкий, голландский , изучал болгарский, древнееврейский и др. языки.)

 5.Где и  для кого  Толстой устроил школу?

Слайд 4

В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.

6.По каким учебникам он учил детей?  

Слайд 5

Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых

 Слайд 6

- Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая – писательница, Пётр Толстой – ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая – ведущая телевидения . Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом,  многие  годы, почитая талант своего великого предка.

Работа с выставкой книг.

 Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

ЛН Толстой умел писать не только для всех, но и про всё. - Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы.  Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово     «      великий».

В нашей школьной библиотеке насчитывается …35….книг Л.Н.Толстого.

4. Творчество Л. Н. Толстого

_ На какие группы можно разделить все произведения Толстого?

Слайд 7

-Чем отличаются жанры произведений?

-Продолжите: «Басня – это…», и т.д.

 Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение – мораль.

Сказка – произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные. о животных.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.

Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии.

Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.

6.      Игра « Узнай произведение»  

      ( Дети читают отрывки  из произведений Толстого на экране)

  1. «Мальчик стерег овец, и будто увидав волка , стал звать:  Помогите, волк! Волк!»

(Лгун)

  1. « Он никогда не ел слив и все нюхал их. И очень ему захотелось съесть одну. Вот он не удержался , схватил одну сливу и съел».(Косточка)
  2.  «Одна из внучек, Маша, ( ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома разгорелась , она обрадовалась…»  ( Пожар).
  3.        «    Невестка стала бранить  старика за то, что он им все портит и чашки бьёт , и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке…»        (Старый дед и внучек)
  4. Отрывок из произведения  ( Птичка)

5 Физминутка.

Слайд 8

-Сегодня мы поиграем с вами  в игру « Метелица». Так играл Лев Толстой со своими учениками.

Игра « Метелица»

(Дети стоят в кругу , размахивают руками и поют)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Дети имитируют движения. Запрягают лошадей)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети бегают вприпрыжку друг за другом)

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги , говори.

И скорёхонько до леса докатим.

( Руками показывают , как рубят лес)

Топорами мы ударим дружно в ряд,

 Только щепочки по лесу полетят.

А из леса мы тихонечко пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притопывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас!

 Продолжение работы по теме урока. Выставка рисунков.

 Я знаю, что вы приготовили на урок рисунки к произведениям Льва Николаевича .  Давайте их посмотрим и попробуем угадать произведение.

(Выставка работ детей)

- Внимание на экран, попробуйте угадать эти произведения!

( Слайды 15,  16)

 «Животные – герои рассказов» 

- Главными героями рассказов и сказок  Толстого становились животные.  Через происшествия, которые с ними случались, отношение других герое произведений, Лев Николаевич учил своих читателей состраданию и любви к «братьям меньшим», ответственности за поступки.

- В каких рассказах и сказках Толстого  животные стали литературными героями.

- «Три медведя», « Котёнок»

 - «Лев и собачка», « Птичка»

- Какие произведения нас учат ответственности за свои поступки?

-Чему ещё учат нас эти произведения? ( Добру).

Цветовые ассоциации

Сейчас я вам задам очень сложное задание, но если вы подумаете хорошо, вы с ним обязательно справитесь.

Давайте мы с вами нарисуем « добро»! Как вы это понимаете, как чувствуете?

( Учащиеся рисуют )

Работа по рисункам.

- Можете ли вы предположить , каким человеком был Лев Николаевич?

“Уроки жизни”:

- Своему внуку Лев Николаевич давал такой наказ:

  1. Делай по возможности всё сам, не будь “барином”.
  2. Не будь назойлив.
  3. Будь внимательным.
  4. Не надо жадничать.
  5. Не нервничай, держи себя в руках.
  6. Будь твёрд и стоек.
  7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
  8. Будь организованным.
  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
  10. Имей собственное мнение.

-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?

- Какой наказ вам понравился больше, вам ближе и почему?

6. Итог - ассоциации

Выберите из группы слова, которые подходят к нашему уроку

Толстой,   Пушкин, Ясная Поляна, лето, животные,  интересный, школа, дети, граф, скучно, азбука, погода, библиотека, добрый, земляк, басни, учитель, осень, весело.

( Учащиеся выписывают подходящие слова на листочек, затем объясняют свой выбор).

7. Рефлексия.

Слайд 20

Д/з :  Реклама книги.

Дома я  предлагаю вам сделать рекламу книг Толстого. Вам знакомо слово реклама? Давайте выясним , как это слово объясняет словарь.

Реклама - 1. Широкое оповещение о чем-л. потребителей, покупателей, зрителей и т.п.с целью привлечения их внимания. 
2. Объявление, плакат, текст с таким оповещением как средство привлечения внимания потребителей. 
3. Распространение сведений о ком-л., чем-л. с целью создания известности, популярности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Конспект + Презентация к уроку литературного чтения "рассказ В.В.Бианки "Мышонок Пик"" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку литературного чтения "Рассказ В.В.Бианки "Мышонок Пик""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока:  продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...

Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...