Разработка урока: "Басни. Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград»."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта, а также ход урока литературного чтения в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока. | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе.
Тема: Басни. Эзоп «Лисица и виноград».
И.А. Крылов «Лиса и виноград».
Тема | Басни | |||
Кол-во учебных часов | 5 часов | |||
Планируемые результаты | Предметные умения | УУД Личностные и метапредметные | ||
| Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; научиться выделять «воспитательную» составляющую басни как жанра; формировать представление о хитрости персонажа. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей; Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей; обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего; задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
| |||
Основной тезаурус уроков | Басня, персонаж, характеристика персонажа, мораль, интонация, олицетворение, сюжет. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Литературное чтение (особенности жанра «басня»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения). Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне). Живопись (иллюстрирование произведения). | Работа в парах. Фронтальная работа. Представление творческих работ (иллюстраций). | Учебник Л.А. Ефросининой; М.И. Омороковой «Литературное чтение», 3 класс, часть первая, с. 58-60; методическое пособие к учебнику. Портреты Эзопа и И.А. Крылова. Рабочая тетрадь №1 Иллюстрации к басне. |
Ход урока.
I этап. Организационный момент. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха. (Фронтальная работа)
Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.
- Ребята, давайте начнём урок с загадки, которую хотела бы, чтоб вы отгадали:
«Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится». (Ответы уч-ся: «Улыбка»).
- Давайте подарим, друг другу улыбки и начнём урок, на котором вместе устремимся к новым открытиям.
- Вспомните наш девиз на уроке. /Хором называют девиз урока: «Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы»./
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи.
- Актуализация знаний учащихся.
Цель: вспомнить то, что учащимся уже известно о басне, и определить то, что пока неизвестно.
- Ребята, на каждой парте вы найдёте карточку с произведением, которое мы изучали в прошлом году. Я хочу, чтоб вы перечитали его самостоятельно, вспомнили его автора, заголовок, и какому жанру относится это произведение. Работаете в парах.
/ Учащиеся вспоминают, что это басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»./
- Ребята, на примере этого произведения попытайтесь вспомнить, что же такое басня. Обсудите в парах.
Басня – это … (версии ответов учащихся)
- Значит басня – это маленькое поучительное произведение. Вспомните, пожалуйста, кто или что чаще всего являются героями басни?
/Ответы: «Чаще всего это животные или предметы, которые ведут себя в басне как люди. Вместо животных или предметов подразумеваются люди»./
- Теперь заглянем в учебник. Стр. 58, рубрика: «Обрати внимание».
Давайте прочтём определение басни в учебнике.
/Уч-ся читают вслух./
- А сейчас на примере басни «Лебедь, Рак и Щука» вспомним художественные особенности басни и дополним таблицу на доске.
- Кто же герои этой басни?
/ Ответы: « Герои - Лебедь, Рак и Щука, а подразумеваются люди. Это одна из художественной особенности басни - иносказание»./
- Как автор говорит о товарищах, как он описывает ситуацию, в которой оказались персонажи?
/ Ответ: «Крылов с юмором описывает эту ситуацию. /
- Значит, ещё одна особенность – юмор.
/ Один из уч-ся выходит к доске и заполняет пропуски в таблице./
2.Введение нового материала.
На доску вывешиваются портреты Эзопа и И.А. Крылова.
Небольшой рассказ учителя о том, когда и где впервые появились басни и кто был их автором. Кто писал басни в России.
- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы вновь обращаемся к басенному жанру. На доску я вывесила два портрета. Кто изображён на одном из них вам уже известно. Давайте назовём его ещё раз.
/ Ответ: «Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец»./
- Правильно. Его любят и взрослые, и дети. А вот кто изображён на втором портрете вы сегодня узнаете. Для этого мы совершим небольшое историческое путешествие в Древнюю Грецию.
/ Далее учитель немного рассказывает об Эзопе. После рассказа учителя учащиеся читают басни «Лисица и виноград» и «Лиса и виноград»./
После первичного знакомства с текстами басен на доску вывешивается условное обозначение /рубрика: «Словарь»- знакомство с новыми словами/. Дети находят слова, значения которых им неизвестны. Пятерым учащимся предлагается по толковым словарям найти и зачитать их значения.
Лоза – тонкий, длинный, гибкий стебель.
Рделись – краснели.
Яхонты – драгоценные камни.
Неймёт – не берёт.
Оскомина – ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты.
3.Анализ и интерпретация басни.
Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басни; формировать умение характеризовать персонаж; совершенствовать умение чтения текста в соответствии с критериями выразительного чтения.
/ После словарной работы переходим к работе с текстом. На доску вывешивается следующее условное обозначение: рубрика: « Работа с текстом»./
- Ребята, басни тоже бывают разные. Мы прочли басню Эзопа и И.А. Крылова. Как вы уже поняли это одна и та же история, но рассказана она по-разному. В чём их различие?
/ Ответы уч-ся: «Одна басня в стихах, а другая в прозе»./
- Правильно, а по каким признакам мы определяем стихотворный стиль?
(Учащиеся отвечают, что признаки стихотворного стиля – это наличие рифмы, строки и строфы). На доске открывается схема:
- Ребята, помогите устранить знак вопроса. Напишите фамилии авторов, которые писали в данном жанре. (Учащиеся вписывают в первый прямоугольник Эзопа, а во второй И.А. Крылова).
- Теперь я хочу, чтоб Вы попытались выразительно прочитать басни, но прежде мы должны вспомнить средства выразительного чтения. На каждой парте вы найдёте листочки, где вы должны будете заполнить пропуски. Работаете в парах. Советуйтесь друг с другом.
/Ответы учащиеся вписывают в пропуски. «Это темп, громкость и логическое ударение, которое необходимо при выразительном чтении»./
- Теперь, когда мы вспомнили средства выразительного чтения, прочтите басню Крылова в соответствии с этими критериями. Возьмите в руки карандаш. Во время чтения подчёркивайте те слова, на которые падает логическое ударение. Далее одной вертикальной чертой отмечаем короткую паузу, а двумя - длинную.
/ Читаете самостоятельно, проверьте в парах работу./
- Ребята, давайте устроим небольшой конкурс чтецов. От каждого ряда предложите по одному чтецу. Остальные в оценочной карте оценят их после чтения, и мы выберем лучшего чтеца.
/ После чтения басни рубрика: «работа с текстом» ./
- Теперь, когда мы прочли обе басни, я хочу, чтоб мы сравнили их по следующим критериям. Обратите внимание на доску.
- заголовок;
- характеристика персонажа;
- эпизоды описания.
( ответы уч-ся записываются учителем на доске.)
/Первое отличие мы видим уже в заголовке. Эзоп и Крылов по-разному назвали своего персонажа. Эзоп ласково называет свой персонаж Лисица, а у Крылова просто – Лиса./
- А в какой басне Лиса показана хитрее? Найдите и прочтите отрывок подтверждающий это.
/ Ответ: «В басне Крылова Лиса оказалась хитрее». Зачитывают последнюю строфу басни./
- Ребята, какими словами авторы описывают состояние голода Лисы? Найдите в тексте эти слова и прочтите их.
/Ответы: « Голодная кума Лиса…», « …у кумушки глаза и зубы разгорелись…»,
«Голодная Лисица увидала …»./
- А как Крылов и Эзоп описывают виноград. С чем сравнивает его Крылов?
/ «… а кисти сочные, как яхонты, горят…», «… Лисица увидала виноградную лозу со свисающими гроздьями…»./
- Действительно, ребята, в басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Автор даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая отказаться от попыток его попробовать. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.
- Теперь, давайте обратимся к рабочей тетради. Самостоятельно выполните задания №1, 2, 3 на странице 36 с взаимопроверкой.
/ После работы в тетради физкультминутка для глаз: в среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным./
III этап. Моделирование жанра.
Цель: формировать умение моделировать построение жанра; формировать умение характеризовать каждую условную часть басни.
- Ребята, в начале урока в рубрике: обрати внимание, вы прочли, что мораль - это нравоучение, поучение, вывод. Давайте выясним, сколько частей в баснях, и как называются эти части.
/ Ответ: «Две части. В одной происходит само действие, а потом мораль басни»./
- Обратите внимание на доску. Здесь схематично показаны разные структуры. Найдите ту, которая соответствует басням. (Учащиеся отвечают, что вторая схема соответствует нашим басням).
-Я хочу, чтоб вы нашли мораль в басне Эзопа?
/Уч-ся зачитывают последний абзац басни Эзопа./
-Как вы её понимаете?
/Ответ: « Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может»./
- Что же можно сказать про басню Крылова? Как высказана мораль в этой басне?
/ Ответ уч-ся: «Мораль здесь подразумевается./
- Ребята, найдите и прочтите фразу в басне Крылова, которая является моралью и вследствие чего, стала «крылатым выражением»?
/ Ответы уч-ся: «Хоть видит око, да зуб неймёт» /.
- А применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова?
/ «Да, смысл в них один и тот же»./
- Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова. Ребята, а какой человеческий порок высмеивается в баснях Эзопа и Крылова?
/ Ответ: «Высмеивается лень». /
- Давайте вспомним пословицы, в которых говорится о лени.
/ «Лёжа пищи не добудешь». «Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться»./
IV. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.
Цель: формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности; формирование умения работать коллективно в одном проекте.
- Ребята, какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
/ Ответы: «Узнали, что басни появились ещё в Древней Греции, что их сочинял талантливый и мудрый баснописец Эзоп, который был рабом.
Узнали, что басня это иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл, и где высмеиваются недостатки, пороки людей». /
- Подумайте, чему каждый из вас сегодня научился?
/ Ответы: «Мы поняли, что хитрость и лень, плохие попутчики, что для достижения любой цели нужно приложить усилия и не винить обстоятельства»./
- Подумайте, о чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?
- В оценочных картах оцените свою работу за урок и работу своей пары. Ниже в прямоугольнике укажите своё настроение с помощью положения губ на лицах. / Каждый поднимает и показывает своё настроение./
- Мне тоже понравилось то, как вы сегодня работали на уроке. А теперь пришло время получить домашнее задание на следующий урок литературного чтения: задание у нас будет творческое. Во-первых, на уроке изобразительного искусства мы разделимся на группы и проиллюстрируем нашу басню. На уроке будет выставка ваших работ. Во-вторых, надо выучить наизусть басню И.А. Крылова «Лиса и виноград» для того, чтобы разыграть небольшую сценку на уроке. В парах распределите роли автора и лисы. При этом не забудьте про критерии выразительного чтения, выберите правильную интонацию, чтоб точнее охарактеризовать наш персонаж. В рабочей тетради выполните задание №4 .Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диафильм И. А. Крылов "Лисица и виноград"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...
Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·...
Басня Эзопа Лисица и виноград
Басня Эзопа Лисица и виноград...
3 класс Начальная школа 21 века. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение басен.
План урока 3 класс литературное чтение. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение басен....
Методическая разработка урока «Басни И.А.Крылова»
Методическая разработка урока по творчеству И.А.Крылова...