Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класса УМК "Школа России" (учебный план - триместры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit._chteniyu_3_kl.docx | 76.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №18»
___________ Н.И. Федосова
Приказ №____ от_________ 20__ г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
(УМК «Школа России»)
для 3 класса
Составитель:
Ряскова С.Н., учитель начальных классов
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании №273-ФЗ» от 29.12.2012г.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373).
Примерной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015г. №1/15.)
Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2019 уч. год.
Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576).
Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей МОУ «Средняя образовательная школа №18», утвержденным приказом директора от 29.08.2014г.
Учебным планом МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2016 уч. год.
Авторской программой курса Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Филология» средствами предмета «Литературное чтение».
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение этого предмета обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа для 3 класса направлена на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение – неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельной домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его – углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения.
Учебная программа предлагает для ознакомления весь курс детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Методика обучения литературному чтению основана на художественно-эстетическом, литературоведческом и коммуникативно-речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
Во 3 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение ее с рядом книг. Первый вид упражнений учащиеся осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй – в классе, при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определённую уроком тему.
Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомство с широким кругом детского чтения – от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретает первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль- в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ; тематический контроль «Проверим себя и оценим свои достижения» по окончании каждого раздела; проектные работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По программе обучения и учебному плану МОУ «СОШ №18» на изучение предмета «Литературное чтение» во 3 классе отводится 136 часов (по 4 часа в неделю) из расчёта 34 учебных недель.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.»;
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выработанным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость-неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «-«, «?»);
- анализировать причины успеха-неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «-«, «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно );
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план ободрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выработанными формами оценивания;
- определять границы собственного задания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «-«, «?», накопительной системой баллов);
- анализировать причины успеха-неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «-«, «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова ), понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- Находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- Сравнивать летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходство и различия;
- Сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмов, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точки зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивать события;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или рапной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты).
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9-10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- создавать 5-10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- демонстрировать образец правильного ведения диалога;
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалога героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- знать, где можно найти все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выражительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями речи;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуациях;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
- пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси»); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературная пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Устное народное творчество (14 ч)
Произведения устного народного творчества: народные песни, докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
Внеклассное чтение: «Русские народные сказки».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество»
Проект Сочиняем волшебную сказку
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)
Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья», А. Фет. «Мама! Глянька из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой», И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы», И.З. Сурков «Детство».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Великие русские писатели (24ч)
А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…», И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень», Л.Н. Толстой «Детство», «Филипок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на трава», «Куда девается вода из моря».
Внеклассное чтение: «Рассказы великих русских писателей».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Не ветер бушует над бортом…», Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И А. Бунин «Детство»., «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2»
Литературные сказки (12 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Внеклассное чтение: «Литературные сказки»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (11 ч)
М. Горький «Случай с Евсеевкой», К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей», А.И. Куприн «Слон».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон», А.А. Блок «Ветхая изба», «Сны», «Ворона», С.А. Есенин «Черёмуха».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби живое (15 ч)
М.М. Пришвин «Моя Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про мальку», В.В. Бианки «Мышонок Пик», Б.С. Житков «Про обезьянку», В.П. Астафьев «Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…».
Внеклассное чтение: «Рассказы про животных»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…», А.Л. Барто «Разлука», «В театре», С.В. Михалков «Если», Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Проект Праздник поэзии
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14 ч)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама», М.М. Зощенко «Золотые слова», М.М. Зощенко «Великие путешественники», Н.Н. Носов «Федина задача», Н.Н. «Телефон».
Внеклассное чтение: «Юмористические рассказы»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
По страницам детских журналов (4 ч)
Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатель», Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды», Р.С. Сеф «Весёлые стихи».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература (7 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран".
Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Литературоведческая пропедевтика.
Проверочные работы
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов».
- Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».
Проекты:
1. «Сочиняем волшебную сказку».
2. «Праздник поэзии».
Внеклассное чтение в следующих разделах:
- «Устное народное творчество».
- «Великие русские писатели».
- «Литературные сказки».
- «Люби живое».
- «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
Календарно-тематический план
по литературному чтению
за 2015-2016 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Плановые сроки изучения учебного материала | Фактические сроки изучения учебного материала | |||||
1 триместр (42 ч.) Самое великое чудо на свете (3 ч) | ||||||||||
1. | 1 | Книга как источник необходимых знаний. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. | 01.09 - 04.09 | ||||||
2. | 2 | Рукописные книги Древней Руси. | ||||||||
3. | 3 | Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров | ||||||||
Устное народное творчество (14 ч) | ||||||||||
4. | 1 | Русские народные песни. | Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. | |||||||
5. | 2 | Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 07.09 - 11.09 | ||||||
6. | 3 | Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок | ||||||||
7. | 4 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | ||||||||
8. | 5 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Запуск проекта «Сочиняем волшебную сказку» | ||||||||
9. | 6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 14.09 – 18.09 | |||||||
10. | 7 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | ||||||||
11. | 8 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | ||||||||
12. | 9 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | ||||||||
13. | 10 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 21.09 – 25.09 | |||||||
14. | 11 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | ||||||||
15. | 12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | ||||||||
16. | 13 | Внеклассное чтение | ||||||||
17. | 14 | Обобщение знаний по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. Подведение итогов выполненного проекта | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | 28.09 – 02.10 | ||||||
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч) | ||||||||||
18. | 1 | Как научиться читать стихотворение | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Придумывать собственные сравнения. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
19. | 2 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | ||||||||
20. | 3 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | ||||||||
21. | 4 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 05.10 | |||||||
22. | 5 | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 12.10 – 16.10 | |||||||
23. | 6 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | ||||||||
24. | 7 | И.З. Суриков «Детство» | ||||||||
25. | 8 | И.З. Суриков «Зима» | ||||||||
26. | 9 | Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | 19.10 – 23.10 | ||||||
Великие русские писатели (16 ч) | ||||||||||
27. | 1 | Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирические и прозаические произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведения литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирические и прозаические произведения. | |||||||
28. | 2 | А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Евгений Онегин», «Цыганы» | ||||||||
29. | 3 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | ||||||||
30. | 4 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 26.10 – 30.10 | |||||||
31. | 5 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | ||||||||
32. | 6 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | ||||||||
33. | 7 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | ||||||||
34. | 8 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 02.11 – 06.11 | |||||||
35. | 9 | И.А. Крылов - великий баснописец. Басня как жанр литературы | ||||||||
36. | 10 | И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки» | ||||||||
37. | 11 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | ||||||||
38. | 12 | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | 09.11 – 13.11 | |||||||
39. | 13 | Развитие речи: театрализация басни | ||||||||
40. | 14 | М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. | ||||||||
41. | 15 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…» | ||||||||
42. | 16 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 16.11 | |||||||
2 триместр (49 ч) Великие русские писатели (продолжение) (8 ч) | ||||||||||
43. | 1 | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство» Л.Н. Толстого | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирические и прозаические произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 23.11 – 27.11 | ||||||
44. | 2 | Л.Н. Толстой «Акула» | ||||||||
45. | 3 | Л.Н. Толстой «Акула» | ||||||||
46. | 4 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | ||||||||
47. | 5 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | 30.11 – 04.12 | |||||||
48. | 6 | Обобщение знаний по разделу «Великие русские писатели» | ||||||||
49. | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||||||
50. | 8 | Внеклассное чтение | ||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | ||||||||||
51. | 1 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный…» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | 07.12 – 11.12 | ||||||
52. | 2 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | ||||||||
53. | 3 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | ||||||||
54. | 4 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | ||||||||
55. | 5 | И.А. Бунин «Детство» | 14.12 – 18.12 | |||||||
56. | 6 | И.А. Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | ||||||||
57. | 7 | Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | ||||||||
58. | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||||||
Литературные сказки (12 ч) | ||||||||||
59. | 1 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | Прогнозировать содержание раздела. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | 21.12 – 25.12 | ||||||
60. | 2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост» | ||||||||
61. | 3 | В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница» | ||||||||
62. | 4 | В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница» | ||||||||
63. | 5 | В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница» | 28.12 – 30.12 | |||||||
64. | 6 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | ||||||||
65. | 7 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | ||||||||
66. | 8 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 04.01 – 08.01 | |||||||
67. | 9 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | ||||||||
68. | 10 | Внеклассное чтение | 11.01 – 15.01 | |||||||
69. | 11 | Обобщение знаний по разделу «Литературные сказки» | ||||||||
70. | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||||||
Были – небылицы (11 ч) | ||||||||||
71. | 1 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | Прогнозировать содержание раздела. | |||||||
72. | 2 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. | 18.01 – 22.01 | ||||||
73. | 3 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||||||||
74. | 4 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||||||||
75. | 5 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | ||||||||
76. | 6 | А. Куприн «Слон» | 25.01 – 29.01 | |||||||
77. | 7 | А. Куприн «Слон» | ||||||||
78. | 8 | А. Куприн «Слон» | ||||||||
79. | 9 | Развитие речи: обучение краткому пересказу | ||||||||
80. | 10 | Обобщение знаний по разделу «Были-небылицы» | 01.02 – 05.02 | |||||||
81. | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||||||||||
82. | 1 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. | |||||||
83. | 2 | С. Чёрный «Воробей», «Слон» | ||||||||
84. | 3 | А.А. Блок «Ветхая избушка» | Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | 08.02 – 12.02 | ||||||
85 | 4 | А.А. Блок «Сны», «Ворона» | ||||||||
86. | 5 | С.А. Есенин «Черёмуха» | ||||||||
87. | 6 | Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | ||||||||
Люби живое (4 ч) | ||||||||||
88. | 1 | Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и принимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Принимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Пересказывать произведения на основе плана. | 15.02 – 19.02 | ||||||
89. | 2 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | ||||||||
90. | 3 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | ||||||||
91. | 4 | В.И. Белов «Малька провинилась» | ||||||||
3 триместр (45 ч) Люби живое (продолжение) (11 ч) | ||||||||||
92. | 1 | В.И. Белов «Ещё про Мальку» | Придумывать свои рассказы о животных. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и принимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Принимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Пересказывать произведения на основе плана. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно, оценивать свои достижения | 29.02 - 04.03 | ||||||
93. | 2 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | ||||||||
94. | 3 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | ||||||||
95. | 4 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | ||||||||
96. | 5 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | 07.03 – 11.03 | |||||||
97. | 6 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | ||||||||
98. | 7 | В.П. Астафьев «Капалуха» | ||||||||
99. | 8 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…» | 14.03. – 18.03 | |||||||
100. | 9 | Внеклассное чтение | ||||||||
101. | 10 | Обобщение знаний по разделу «Люби живое» | ||||||||
102. | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч) | ||||||||||
103. | 1 | Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | 21.03 – 25.03 | ||||||
104. | 2 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | ||||||||
105. | 3 | А.Л. Барто «Разлука» | ||||||||
106. | 4 | А.Л. Барто «В театре» | ||||||||
107. | 5 | С.В. Михалков «Если» | 28.03 – 01.04 | |||||||
108. | 6 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | ||||||||
109. | 7 | Обобщение знаний по разделу «Люби живое» | ||||||||
110. | 8 | Подведение итогов выполненного проекта | ||||||||
111. | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения | 04.04.-08.04 | |||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14 ч) | ||||||||||
112. | 1 | Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
113. | 2 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | ||||||||
114. | 3 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | ||||||||
115. | 4 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | 11.04 | |||||||
116. | 5 | А.П. Платонов «Ещё мама» | 18.04 – 22.04 | |||||||
117. | 6 | А.П. Платонов «Ещё мама» Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалога косвенной речью | ||||||||
118. | 7 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | ||||||||
119. | 8 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | ||||||||
120. | 9 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 25.04. –29.04 | |||||||
121. | 10 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | ||||||||
122. | 11 | Н.Н. Носов «Федина задача» | ||||||||
123. | 12 | Н.Н. Носов «Телефон» | ||||||||
124. | 13 | Внеклассное чтение | 02.05.-06.05 | |||||||
125. | 14 | Обобщение знаний по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений | ||||||||
По страницам детских журналов (4 ч) | ||||||||||
126. | 1 | Знакомство с названием раздела. Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедёвой» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке(начало, конец, виды деятельности). | |||||||
127. | 2 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 09.05. -13.05 | ||||||
128. | 3 | Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.С. Сеф «Весёлые стихи». | ||||||||
129. | 4 | Обобщение знаний по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений | ||||||||
Зарубежная литература (7 ч) | ||||||||||
130. | 1 | Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый персей» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 16.05.-20.05 | ||||||
131. | 2 | Древнегреческий миф «Храбрый персей» | ||||||||
132. | 3 | Древнегреческий миф «Храбрый персей» | ||||||||
133. | 4 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | ||||||||
134 | 5 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 23.05. –25.05 | |||||||
135. | 6 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | ||||||||
136. | 7 | Обобщение знаний по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений | ||||||||
Итого часов | В том числе: | |||||||||
по прог- рамме | 136 | внеклассное чтение 5 | проверочные работы 11 | |||||||
выпол- нено |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели (справочник для учителя и родителей). Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой – м.: «Баллас», «С-Инфо», 1995 – 176 с.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.-384с. – (В помощь школьному учителю).
- Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.А. Стефаненко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96с. – (Школа России).
- Рабочая программа по курсу «Литературное чтение». 3 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с. – (Рабочие программы).
- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т.А. Жукова; под редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 168 с. – (Образовательный стандарт).
- Школа России. Концепции и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-158 с.
- Школа России. Концепции и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.2/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-207 с.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1. Контрольно- измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/Сост. С.В. Кутявина.-4-еизд., перераб.-М.: ВАКО, 2012.-80с. - (Контрольно-измерительные материалы).
2. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. ил. – (Школа России).
3. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. ил. – (Школа России).
4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- с. 95.
Согласовано:
Зам директора по УВР
_____________ Кошелева Е.И.
«____» _____________ 20___ г.
Согласовано:
На заседании ШМО (РМО)
Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.
Руководитель ШМО (РМО)
______________ Терёхина Т.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы поУМК Гармония 1 класс
Рабочие программа по всем предметам разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, 2011 год, с ...
Конспект урока по русскому языку УМК "ШколаРоссии" 2 класс по теме "Мягкий знак- показатель грамматической формы"
Разработка урока по теме "Мягкий знак- показатель грамматической формы"...
О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, рабочая программа поУМК "Rainbow English" 2-4 классы по ФГОС
данная программа содержит много материала, поурочное планирование и многое другое. Удачи всем в работе....
Рабочие программы для 3 класса поУМК "Начальная школа XXI века" ( ФГОС)
Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК " Начальная школаXXIвека"....
Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"
Контрольная работа представлена в 2 вариантах . Составлена на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова с добавлением задания геометрического м...
окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"
конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...
Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"
Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России" для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...