Литературное слушание Л. Пантелеев Буква «ты»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Литературное слушание Л. Пантелеев Буква "ты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.slushanie_7.10.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура

Ход урока

Деятельность учащихся

Орг.момент

Слушание

Изучение нового

Первичное Закрепление изученного

Закрепление изученного

Итог

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Повторяем за мной.

Я внимателен

Я умен

Я послушный

Я хорошо думаю

Я уверен в себе

- Что мы делаем на уроках литературного слушания?

Хорошо. Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с произведением

Л. Пантелеева Буква «Ты»

-Предположите, о чем будет рассказ.

Хорошо, а теперь давайте проверим ваши предположения и послушаем рассказ.

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква—«я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.


Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:

—А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

—Ты?

—Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».

—Буква «ты»?

—Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:

—Я и говорю: ты.

—Да не я, а буква «я».

—Не ты, а буква «ты»?

—Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется— «я»?

Нет, — говорит, —почему не понимаю? Я понимаю.

—Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется—«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я—это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква?

—Ну, вот что, — сказал я наконец,—ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

—Говорить?

—Ну-ну... конечно.

Вижу—молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

—Ну, что же ты?

—Я сказала.

_А я не слышал, что ты сказала.

—Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

—Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом—на ухо мне:

—Ты!..


Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.

Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек— не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:

—Это кто? Она говорит: Это я.

—Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:

—Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился—вот-вот заплачет.


—Что же ты, —я спрашиваю,—понимаешь?

Понимаю, —говорит, — что это я.

Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?

—Ясно, —говорит. — Это буква «ты».

—Да не «ты», а «я»!

—Не я, а ты.

—Не я, а буква «я»!

—Не ты, а буква «ты».

—Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

—Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

—Нет такой буквы! —закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

—Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы.

Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.

—Хорошо, — сказал я. —Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит.

Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?


«Ладно, —решил я. —Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

—А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:

—Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

—Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

—Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

—Яблоко? Так, значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».

И я сказал:

—Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.


Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»—«тыблоко», вместо «ярмарка»—«тырмарка», вместо «якорь»—«тыкорь» и вместо «язык»—«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

- О чем этот рассказ?

-  Назовите главных героев? (Взрослый человек, Иринушка)

- Чего хотел добиться взрослый человек?

-Зачем он обманул девочку?

- Почему девочки было сложно понять эту букву?

- Чем закончился рассказ?

А вы когда-нибудь обманывали? –Ложь это хорошо?

Хорошо. Спасибо, ребята.

 Теперь откройте свои раб.тетради на с. 13

Задание №2.

Прочитайте. Как звали девочку в рассказе?

Подчеркните.

Задание №3

Прочитайте слова. (Яблоко, якорь.)

Произнесите слово яблоко, только мальчики. Что услышали?

Составьте звуковую схему  этого слово.

Аналогично со словом якорь.

Работа в паре. Правила.

А теперь давайте почитаем.

На ваших столах лежат карточки.

- Скажите для чего нам нужны уроки чтения и литературного слушания?

- Что делали сегодня на уроке?

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?

Оцените свою работу на уроке. Если вам было все понятно и не было затруднений, то поднимите зеленый карандаш, а если было трудно то, красный.

Спасибо.

Порошу оценить свое поведение на уроке, при помощи жеста.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Приветствуют учителя

Настрой на работу

Слушают чтение учителя

Слушают чтение учителя

Слушают чтение учителя

Слушают чтение учителя

Отвечают на вопросы по поднятой руке

Работают в рабочей тетради

Составляют звуковой анализ слов (Яблоко, якорь)

Подводят итог урока

Оценивают свою деятельность

 

Предмет: Литературное слушание

Тема урока: Л. Пантелеев Буква «ты»

Цель: Развитие восприятия художественного произведения.

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 Задачи (УУД):

Метапредменые:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения Л.Пантелеев "Камилл и учитель".

Презентация содержит задания для групповой работы и проверки знаний....

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.

Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...

Литературное слушание. Л. Пантелеев "Буква "Ты"

Презентация составлена на основе "Букваря" Л. Е. Журовой, А.О. Евдокимовой по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока литературного чтения " Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Куприна «С...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Книги о детях и для детей. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...