Конспект урока литературного чтенгия
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный материал полезен для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России" в 3 классе. Тип урока: интегрированный. Тема : Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева "Капалуха". Цель: духовно-нравственное воспитание на примере произведения В.П. Астафьева "Капалуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 91.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"
Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России" в 3 классе. Тематика урока соответствует программе.
Тип урока: интегрированный (литературное чтение и технология)
Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
Цель: «Духовно-нравственное воспитание на произведении В.П. Астафьева « Капалуха»
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; прививать любовь к природе, своей матери; развивать связную речь.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; выслушивать мнение друг друга, формулировать правила поведения в лесу; приготовить подарок маме.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева, рабочие тетради, фонограмма песни « Мамочка милая, мама моя…» иллюстрация глухаря; у детей на партах картон, цветная бумага, клей ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Речевая разминка
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Вороненку гнездо - родимая хата.
Нет милей дружка, чем родная матушка.
(чтение орфографически, чтение орфоэпически, шепотом, громко)
3. Работа по теме урока. Введение в тему.
( отрывок читает учитель )
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)
-О каком храме идет речь в этом стихотворении?
- Как вы понимаете последние две строчки? (входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать плохих поступков в лесу, соблюдать правила)
- Ребята, как себя нужно вести, чтобы не осквернить храм природы - лес?
( не шуметь, не разводить костёр, не оставлять мусор, не ломать деревья, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам, не трогать его и яйца, которые в нем лежат…)
- Каких птиц можно встретить в наших лесах?
(кукушка, поползень, дятел...)
- А ещё в наших лесах водятся…Узнайте название птицы, которое написано на доске ( ьУЛхарГ (глухарь,демонстрация картинки с изображением глухаря и глухарки)
- Что вы знаете о глухаре? Рассказ об этой птице подготовил. (один из учеников).
Глухарь- одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая- начале июня. Яйца откладывают на земле в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Выводит птенцов только мать.
Глухарка светло- коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит в гнезде, среди веток
и сухих листьев. Весной, когда глухарь- петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
4. Физкультминутка.
А сейчас мы совершим прогулку в лес.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа в тетради
- Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать
SLВИWGКТОSР ПGЕТSWРОVВИЧILWАСVТАZФЬSUЕVВ - Виктор Петрович Астафьев (рассказ учителя о писателе)
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о ком, о чём будет рассказ? ((предположения учащихся)
Подготовка к чтению рассказа
Чтение хором
- Прочитайте по слогам, затем плавно
При-бли-жа-лись
К аль-пий-ским
По-ко-роб-лен-ные
Ред-ко-па-лых елей
По-ше-ве-ли-ва-ли
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли
От не-под-виж-нос-ти
За-рож-да-ю-щим-ся
По-до-шед-ший
Словарная работа:
Тайга - хвойный лес на севере
Альпийские луга- луга, расположенные на возвышении
Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы - спутанные волосы, нити.
Просека-полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
Чтение рассказа учителем и учащимися.
Работа над рассказом.
- Какую птицу охотники называют капалухой?
- Где ребята обнаружили гнездо?
- Что почувствовал рассказчик, когда обнаружил птицу, прочитайте.
- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха?
- Прочитайте диалог рассказчика с мальчиком.
- Если бы ребята забрали яйца, что могло произойти?
- Нужны ли птичьи яйца мальчикам?
- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха, прочитайте.
- Как вы понимаете смысл слов автора:
«Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».
- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
Как вы думайте,какова основная мысль произведения?
- Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых-
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам по этой планете
Жить и править осталось.
-Так давайте хранить, беречь и жалеть наших меньших братьев, нашу природу
- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что он хочет вам сказать?
- В каких ещё рассказах мы встречались с самоотверженной любовью матери к детям? («Ещё раз про Мальку.» )
- Ребята, а были ли случаи в вашей жизни, когда на помощь к вам приходила мама?
В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с ней. Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми, вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.
Работа над пословицами:
Соедините начало и конец пословиц о маме.
Вся семья вместе, чем родная матушка.
Родную мать, а дитя- матери.
Нет милей дружка, и душа на месте.
Птица рада весне, никем не заменишь
Давайте приготовим подарок для мамы и скажем, что очень-очень любим.
(Дети обводят шаблон птиц, приклеивают на картон, создавая композицию «Спасибо за то, что ты есть у меня») Звучит песня «Мамочка, милая, мама моя…» (Смотри приложение)
7. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
-
8. Итог урока.
-О чем главном мы говорили на нашем уроке? (О любви к братья нашим меньшим и о любви к своей матери
- Давайте составим синквейн (1 вариант слово «природа», 2 вариант слово «мама»)
9. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста от имени глухарки.
- Придумать рассказ, который заканчивается одной из пословиц.
Вся семья вместе и душа на месте.
Родную мать никем не заменишь.
Приложение.
Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924-ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. До конца своих дней Виктор Петрович так и не свыкнется с этой потерей. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна. В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными. Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. В 1942-ом году, когда уже второй год шла Великая Отечественная война, Астафьеву становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. При этом он прошёл всю войну, был несколько раз ранен. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией». С 1951-ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны». С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29-ого ноября 2001-ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.
Песня: «Мамочка, милая, мама моя…»
Зореньки краше и солнца милей
Та, что зовётся мамой моей.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Ветер завоет, гроза за окном,
Мамочка в доме – страх нипочём.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Спорится дело, веселье горой –
Мамочка, значит, рядом со мной.
Мамочку милую очень люблю,
Песенку эту я ей подарю.
Мамочку милую очень люблю,
Песенку эту я ей подарю.
Спасибо, что ты есть у меня! ( подписать композицию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....