Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Каткова Лариса Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

примерной программы по литературному чтению. Начальная школа. В 2 частях, часть 1/ А.М. Кондаков, Л.П. Кезина; М., Просвещение, 2011;

авторской программы по учебному предмету «Литературное чтение» / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. М., Академкнига/Учебник, 2011;

 учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;

 годового календарного учебного графика МБОУ «Старобачатская СОШ»

 Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Настоящую программу обеспечивают:

 Литературное чтение. Учебник.  В 2ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

Литературное чтение. Хрестоматия: 2 кл./ О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/учебник, 2012;

Литературное чтение. 2 кл. Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2 / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/учебник, 2014.

Цель - обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности.

Задачи:

формировать умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях; ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом;

развивать умение различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

способствовать воспитанию умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко-предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение литературного чтения в 4 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Личностные УУД

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

осознание значения литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

формирование базовых нравственных ценностей.

Познавательные УУД

обучающиеся научатся:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст  по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

работать с несколькими  источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Коммуникативные УУД

 обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Регулятивные УУД

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности.

Предметные УУД

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника, дополнять чужой ответ новым содержанием;

называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

называть имена 2-3 современных писателей;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

оценивать и характеризовать героев произведения;

анализировать смысл названия произведения;

пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки;

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

пересказывать текст небольшого объема

привлекать к работе на уроке тексты хрестоматии, а также книг из школьной и домашней библиотек;

задавать вопросы по тексту произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

различать сказку и рассказ;

уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка.

обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора;

обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка-элементы сказки о животных и т.д.);

понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;

обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста;

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» и сравнивать их с художественными текстами;

устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ВО 2 КЛАССЕ

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.

Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной  сказки.

Авторская литература.

Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем. Развивать умение выразительного чтения.

Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

Формировать умение читать про себя.

Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк», «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

Круг чтения:

Поэзия

Д. Кедрин  «Скинуло кафтан…;  М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Развивать умение выразительного чтения.

Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

Формировать умение читать про себя.

Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.

Жанр рассказа.

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Круг чтения:

Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*;  А. Ахундова «Окно»;   Т. Белозёров «Хомяк»,  «Самое доброе слово»*;  В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов  «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*;  С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

19

Читать вслух. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Инсценировать художественное произведение, его части. Сравнивать сказки по теме.

2

Классики русской литературы

11

Характеризовать текст: представлять текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

3

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

106

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения. Пересказывать текст. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с фрагментом текста. Чтение по ролям. Инсценирование.

                           

                       

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 4 КЛАССЕ

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:

Литературное чтение. Учебник.  В 2ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

Литературное чтение. Хрестоматия: 2 кл./ О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/учебник, 2012;

Литературное чтение. 2 кл. Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2 / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/учебник, 2014;

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012;

Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И./М.:ООО»А ТЕМП», 2010;

 Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой.

 Газета   Изд. дома «Первое сентября».– 2011.– № 9.– С.14–15.

  Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации  

  ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора

   –      2011.–№ 4.– С.13–27.

   ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:

     Портреты писателей;

     Музей в твоем классе. Учебное пособие. /Чуракова Н.А., Малаховская О.В.

     М.:   Академкнига/Учебник.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Проектор мультимедийный;

Мобильный сканер доски (интерактивная приставка);

Документ-камера Mimio View;

Доска маркерная с антибликовым покрытием;

Компьютер.

Видеофильмы:

«Волшебное кольцо»;

 «Лисичка-сестричка и волк»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Интернет-ресурсы:

Я иду на урок начальной школы. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok;

Видеоурок «Г.Х. Андерсен»;

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –Режим доступа: www.km.ru/ed;

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193;

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru;

Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf;

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/];

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468];

Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/].;

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...