Рабочая программа "Перспектива" 3 класс ФГОС с УУД по литературе
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

В Рабочей программе по литературе содержится пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                      ГОРОДА КОРОЛЕВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГИМНАЗИЯ № 9

                УТВЕРЖДАЮ

        Директор АОУ гимназия № 9

              «___»__________2015г.  

_________/В.В.Хабарова/

Рабочая программа учебного курса

«Литературное чтение»

для  3 класса

Составитель: учитель начальных классов

АОУ гимназии № 9

Щеголькова  Оксана Анатольевна

2015 г.

г.Королев

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса АОУ гимназии №9 разработана  в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);
  • на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, Г.В.Горецкого 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013;

Актуальность

Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развивать его интерес к окружающему миру и  готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

  • формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
  • изучение литературно-художественных произведений, имеющих огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи: 

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

  • имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
  • 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
  • наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
  • имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
  • читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
  • читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
  • читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пересказывать   содержание   произведения   подробно и выборочно;
  • делить несложный текст на части;
  • соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
  • самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
  • рисовать словесные картины к художественным произведениям;
  • находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
  • различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
  • выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
  • басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
  • ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
  • различать художественные и научно-познавательные произведения;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
  • найти книгу из рекомендованного списка литературы.

Планируемые результаты

Личностные:

К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты:

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты:

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вводный урок

1

2.

Книги – мои друзья.

4

2.

Жизнь дана на добрые дела.

17

3.

Волшебные сказки.

15

4.

Люблю всё живое.

20

5.

Картины русской природы.

12

6.

Великие русские писатели.

30

7.

Литературная сказка.

19

8.

Картины родной природы.

18

Итого за год:

136

Содержание

Книги - мои друзья

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги..

Жизнь дана на добрые дела

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Волшебные сказки

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Люби всё живое

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравне-ние художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Картины русской природы

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Великие русские писатели

Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.

Литературная сказка

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.Тим Собакин. Лунная сказка.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок

Картины родной природы

Т. Коти. В родном краю.

Б. Заходер. Что такое стихи?

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

С. Есенин. С добрым утром.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

  • Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
  • Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать  на вопросы  по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному  и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя.

  • Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
  • Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
  • Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
  • Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
  • Умение находить информацию в тексте.
  • Понимание особенностей разных видов чтения.

Работа с разными видами текста.

  • Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
  • Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
  • Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
  • Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
  • Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
  • Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

Библиографическая культура.

  • Книга как особый вид искусства.
  • Книга как источник знаний.
  • Виды информации в книге.
  • Типы книг.
  • Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.

Работа с художественным произведением.

  • Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.
  • Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
  • Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
  • Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
  • Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
  • Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
  • Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
  • Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
  • Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
  • Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
  • Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
  • Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
  • Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
  • Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
  • Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли. 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

  • Понимание заглавия произведения.
  • Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.
  • Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.
  • Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.
  • Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. 

Умение говорить (культура речевого общения).

  • Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
  • Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.
  • Формирование умения давать оценку прочитанного.
  • Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
  • Осознание монолога как формы речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи).

  • Соблюдение норм письменной речи.
  • Использование в письменной речи выразительных средств языка.
  • Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения.

  • Произведения устного народного творчества разных народов.
  • Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
  • Жанровое разнообразие произведений.
  • Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Литературоведческая пропедевтика.

  • Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
  • Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
  • Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
  • Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
  • Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
  • Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).

Творческая деятельность.

  • Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
  • Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
  • Интерпретация текста литературного произведения.
  • Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.
  • Выражение своего отношения и формулирование его в слове.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Методическое пособие

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Учебник. Литературное чтение. 3 класс.  В 2 ч.

Просвещение

2014

2

Г.В.Шубина

Тесты по литературному чтению

Экзамен

2015

3

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 3 класса

Просвещение

2014

Технические средства обучения

  1. Классная доска;
  2. Компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Интерактивная доска.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению  3 класс

п/п

Тема урока

УУД и  результаты УУД

Плановые сроки прохождения темы

Скорректи-рованные сроки прохождения темы

1.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные- освоение личностного смысла учения;

Регулятивные- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

«Книги – мои друзья» (4часа)

2.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

Коммуникативные- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. 

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике .

Личностные- освоение личностного смысла учения.

3.

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

4.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению

.Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

5.

Проект. Мы идём в музей книги.

Тест

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Жизнь дана на добрые дела (17 часов)

6.

Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению

.Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

7.

 Пословицы разных народов о человеке и его делах.

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

8.

В.И. Даль.

Пословицы и поговорки русского народа.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

9.

Н. Носов. Огурцы.

Смысл поступка.

Познавательные- анализировать, сравнивать различные явления, факты.

 Личностные- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

10.

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов .

11.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

Познавательные- анализировать, сравнивать различные явления, факты.

 Личностные- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

12..

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

13.

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

14.

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

. Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

15.

Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.

Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: создавать собственное      высказывание по аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

16.

М. Зощенко. Через тридцать лет .Поступок героя.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике .Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

17.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий;

Личностные- осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную ценность.

18.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике ;Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

19.

Семейное чтение. Притчи.

Регулятивные- Определять цель выполнения заданий на уроке ,

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

20.

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование

Личностные Ценить и принимать базовые ценности.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Просмотр кинофильма

21.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Тест

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

22.

Проверочная  работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Волшебная сказка (15 часов)

23.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

24.

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк.  Особенности волшебной сказки.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

25.

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Просмотр мультфильма

26.

В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

Личностные Ценить и принимать базовые ценности.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

27.

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

28.

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. – Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»,  «семья».

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Просмотр мультфильма

29.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок.

Тематический каталог.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 Регулятивные- Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

30-31

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ.

Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Просмотр кинофильма

32

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов.

33

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка.  Пересказ

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

34

Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.

Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

35

Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Просмотр кинофильма

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Тест

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

37

Проверочная  работа по разделу «Волшебная сказка».

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Люби все живое (20 часов)

38

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.

 Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

 Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке.

40

К. Паустовский. Барсучий нос.

Особенности художественного текста.

Личностные- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения, соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Регулятивные: составлять план решения вопросов совместно с учителем.

41

К. Паустовский. Барсучий нос.    Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.

Личностные мотивация обращения к справочной литературе как источнику получения информации.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

42

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

43

Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

Личностные- осознавать, что такое гнев, самообладание; Коммуникативные- строить понятные для партнёра высказывания, слушать и слышать других, пытаться принимать их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

44

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки.

Личностные- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;

Познавательные- находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять своё высказывание.

Просмотр мультфильма

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

Познавательные- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

46

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке.

47

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке

48

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 Регулятивные- Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

49

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

50

Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.

Личностные- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;

Познавательные- находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять своё высказывание

51

 Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ

Личностные- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;

Познавательные- находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять своё высказывание

Просмотр мультфильма

52

Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев.

Тест

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов

53

 Н.Носов. Карасик.  Характеристика героев произведения

Личностные- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;

Познавательные- находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять своё высказывание.

54

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование

Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Просмотр мультфильма

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии.   Отзыв на книгу о природе.

Тест

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  

Обобщение по разделу.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 Личностные- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

57

Проверочная работа по разделу «Люби все живое».

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Картины русской природы (12 часов)

58

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

59

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

60

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания.

61

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

62

Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

63

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания.

64

И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

Личностные- Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

65

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 Регулятивные- определять  цель выполнения заданий на у роке

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

66

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

67

Семейное чтение.

 К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания.

68

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

69

Маленькие и большие секреты  страны Литературии. Обобщение по разделу.

Тест

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Великие русские писатели (30 часов)

70

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

71

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.  

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

72

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

73

И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

74

А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем;

 Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

75

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи.

Познавательные: находить разные виды информации при помощи текста, иллюстрации, пользоваться справочной и энциклопедической литературой;

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

76

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

77

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

78-79

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Просмотр кинофильма

80

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Нравственный смысл литературной сказки.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

81

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Особенности сюжета. Структура сказочного текста. Особенности языка литературной сказки.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

82

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

83

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

84

Урок – КВН

Сказки А.С. Пушкина.

Тест

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

85

И.Я. Билибин -  иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

86

И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова.

Личностные: осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную ценность;

Регулятивные: самостоятельно формулировать  тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке.

Просмотр мультфильма

87

И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий.

88

И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

89

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в тексте, пересказывать, создавать собственное высказывание по аналогии;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

90

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

91

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

92

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом.

93

Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов..

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем

 Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий

94

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

95

Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

 Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Просмотр мультфильма

96

Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Тест

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

98

Маленькие и большие секреты страны Литературии  Что такое согласие?

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

99

Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели».

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Литературная сказка (19 часов)

100

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

101

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 

Просмотр мультфильма

102

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

103

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

Просмотр мультфильма

104

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в тексте, пересказывать, создавать собственное высказывание по аналогии;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

105

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

106

Переводная литература для детей. Выставка книг.

Тест

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения  вопросов совместно с учителем

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий

107

Переводная литература для детей.  Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

Просмотр мультфильма

108

Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в тексте, пересказывать, создавать собственное высказывание по аналогии;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

109

Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Просмотр мультфильма

110

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

111

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в тексте, пересказывать, создавать собственное высказывание по аналогии;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

112

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

113

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

114

Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

115

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

116

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Тест

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

117

 Проверочная работа по разделу « Литературная сказка»

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Картины родной природы (18 часов)

118.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

119.

Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

120.

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

 Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

121.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

122.

А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

123.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

124.

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

Познавательные: использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

125.

Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

126.

А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

127.

О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке

128.

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

129.

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

130.

Саша Чёрный. «Летом»  А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

Регулятивные: проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания

131.

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, работать в соответствии с заявленным планом

132.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Коммуникативные- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

133.

Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты.

Тест

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

 Коммуникативные- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

134.

 Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

135.

Итоговая проверочная работа.

Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

136.

Брей-ринг. Обобщающий урок.

 Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

рабочая программа по татарскому языку и татарской литературе

Укыту – тематик планлаштыру Предмет  Татар теле, укуСыйныф  2Сәгать саны:Барлыгы  156 сәгать; атнасына   5 сәгать.Планлаштырылган контроль эшләр  4 сәгать.Адми...

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Давлетшиной М.С.

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература)  для 1 класса  по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

рабочая программа по алтайской литературе 3 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по алтайской литературе 3 класс....