Методика работы над басней
статья по чтению (2 класс) на тему

Каравайная Наталья Владимировна

Методика работы над басней на уроках литературного чтения во 2  классе

(на примере учебника « Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий,  Л.А.Виноградская  Литературное чтение.

Учебник. 2 класс. В 2-х частях»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_basney.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над басней на уроках литературного чтения

 во 2  классе

(на примере учебника « Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий,  Л.А.Виноградская  Литературное чтение.

Учебник. 2 класс. В 2-х частях»)

Автор работы:

Каравайная Наталья Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №345

Невского района г. Санкт-Петербурга

Введение

        Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза.     Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника. Кроме того, школьники  психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения.
     Одной из задач на уроке литературного чтения является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.
     Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.  В начальной школе широко используются басни  И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и  С.В. Михалкова.

     Обучение чтению басен - вопрос в методике, который изучался многими специалистами. К нему обращались К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметьевский, Н.Н.Щепетова и другие.  В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения. [2.]

      Специалисты утверждают, что в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, т.е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.  [ 6.]

      Обоснование необходимости использования басен в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. Систематическая работа над смыслом басен, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения басен на уроках чтения и русского языка, но в разной степени. [ 7.]

      Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Выдающийся русский литературовед А.А.Потебня,  анализируя басню,  писал: "Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной стороне жизни людей".[ 4. ]

     Все вышесказанное определяет актуальность организации обучения  современных младших школьников чтению басен. Важно, чтобы этот учебный материал  в XXI веке был ими воспринят и востребован, а чтение басен способствовало их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию.

Теоретический раздел. Методика.

Методика работы  над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе. [5.]

Методика работы над басней предполагает следующую работу:

- познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.

- познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово  басня – баять – баян - говорить.

Для понимания учащимися басни  учитель должен научить их:

- определять время написания (Крылов, Толстой –XIX век, Михалков – ХХ век)

- устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.

- определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.

- выявлять авторское и личностное отношение к героям;

-подготовиться  к выразительному чтению.

Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки»,  анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.

Урок литературного чтения следует построить следующим образом:

  1. Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
  2. Рассказ об авторе.
  3. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.

Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному  чтению:

«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»

«Кто был вам симпатичен?»

«Чью роль вы хотели бы сыграть?»

  1. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.

«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»

«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)

  1. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
  2. Басня имеет  дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.

«Может ли пословица быть моралью басни?»

  1. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
  2. Инсценировка. [1.]

Практический раздел. Анализ методики в учебнике.

     Авторы учебников литературного чтения  УМК «Перспектива» предлагают  начинать работу над басней и  использовать вышеизложенную методику с третьего класса.

     Однако, во втором классе авторы учебника  уже обращаются к ней.

В первой части в разделе «Мы- друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» басня С.В. Михалкова «Как друзья познаются» и  в рубрике «Наш театр» басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Авторы не случайно располагают эти произведения в соответствующих рубриках: во втором классе не предполагается заниматься анализом басни. Произведение Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не относится авторами к специальному жанру, басне. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения.

     Произведение Крылова также не рассматривается авторами как материал для подробного анализа, а лишь предполагает инсценировку. А следующие за текстом вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев.

     Во второй части авторы помещают такие произведения, как басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»  -  в рубрике «Семейное чтение» и басня С.В. Михалкова «Не стоит благодарности» -  в рубрике «Наш театр».[ 3.]

     Снова прослеживается четкая линия постепенного знакомства с новым жанром. Рубрика « Семейное чтение» предполагает чтение дома со взрослыми  и дальнейшее совместное обсуждение.

     Рубрика «Наш театр» предлагает инсценировку произведения С.В. Михалкова и несколько вопросов к тексту, которые помогают учащимся раскрыть характеры героев, увидеть мораль, т.е. пронаблюдать за басней.

     Следует отметить, что авторы к каждому из вышеперечисленных  произведений подобрали  пословицы, которые по смыслу соответствуют морали каждой басни. Учащимся предлагается сопоставить смыслы пословиц и басен.

     Таким образом, можно заметить, что авторы постепенно подводят учащихся к новому жанру, знакомят  с ним, но не вводят понятие «басня», а только помогают пронаблюдать за ней.

Заключение


    Художественная литература – одно из важнейших средств  гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

    Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

    Современному учителю необходимо владеть методикой  работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над басней

План анализа басни...

Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал для работы в группах....

Творческая работа учителя. Басня.

Сочиняли с детьми на уроке басни. Попробовала себя в этом виде творчества. На втором слайде текст басни. А дальше анимированные слайды со звуком. Чтобы услышать мораль басни, надо сделать щелчок мышко...

Методика работы над басней.

Презентация. "Методика работы над басней"....

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Презентация "Методика работы над эпическими произведениями.Басня"

Презентация по дисциплине "Методика преподавания литературы в начальных классах" тема"Методика работы над эпическими произведениями. Басня"...