Методика работы над басней
статья по чтению (2 класс) на тему
Методика работы над басней на уроках литературного чтения во 2 классе
(на примере учебника « Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская Литературное чтение.
Учебник. 2 класс. В 2-х частях»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_basney.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над басней на уроках литературного чтения
во 2 классе
(на примере учебника « Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская Литературное чтение.
Учебник. 2 класс. В 2-х частях»)
Автор работы:
Каравайная Наталья Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №345
Невского района г. Санкт-Петербурга
Введение
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника. Кроме того, школьники психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения.
Одной из задач на уроке литературного чтения является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и С.В. Михалкова.
Обучение чтению басен - вопрос в методике, который изучался многими специалистами. К нему обращались К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я.Стоюнин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметьевский, Н.Н.Щепетова и другие. В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения. [2.]
Специалисты утверждают, что в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, т.е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. [ 6.]
Обоснование необходимости использования басен в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. Систематическая работа над смыслом басен, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения басен на уроках чтения и русского языка, но в разной степени. [ 7.]
Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Выдающийся русский литературовед А.А.Потебня, анализируя басню, писал: "Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной стороне жизни людей".[ 4. ]
Все вышесказанное определяет актуальность организации обучения современных младших школьников чтению басен. Важно, чтобы этот учебный материал в XXI веке был ими воспринят и востребован, а чтение басен способствовало их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию.
Теоретический раздел. Методика.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе. [5.]
Методика работы над басней предполагает следующую работу:
- познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.
- познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово басня – баять – баян - говорить.
Для понимания учащимися басни учитель должен научить их:
- определять время написания (Крылов, Толстой –XIX век, Михалков – ХХ век)
- устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.
- определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.
- выявлять авторское и личностное отношение к героям;
-подготовиться к выразительному чтению.
Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки», анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.
Урок литературного чтения следует построить следующим образом:
- Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
- Рассказ об авторе.
- Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.
Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному чтению:
«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»
«Кто был вам симпатичен?»
«Чью роль вы хотели бы сыграть?»
- Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.
«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»
«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)
- Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
- Басня имеет дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
«Может ли пословица быть моралью басни?»
- Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
- Инсценировка. [1.]
Практический раздел. Анализ методики в учебнике.
Авторы учебников литературного чтения УМК «Перспектива» предлагают начинать работу над басней и использовать вышеизложенную методику с третьего класса.
Однако, во втором классе авторы учебника уже обращаются к ней.
В первой части в разделе «Мы- друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» басня С.В. Михалкова «Как друзья познаются» и в рубрике «Наш театр» басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Авторы не случайно располагают эти произведения в соответствующих рубриках: во втором классе не предполагается заниматься анализом басни. Произведение Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не относится авторами к специальному жанру, басне. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения.
Произведение Крылова также не рассматривается авторами как материал для подробного анализа, а лишь предполагает инсценировку. А следующие за текстом вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев.
Во второй части авторы помещают такие произведения, как басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» - в рубрике «Семейное чтение» и басня С.В. Михалкова «Не стоит благодарности» - в рубрике «Наш театр».[ 3.]
Снова прослеживается четкая линия постепенного знакомства с новым жанром. Рубрика « Семейное чтение» предполагает чтение дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение.
Рубрика «Наш театр» предлагает инсценировку произведения С.В. Михалкова и несколько вопросов к тексту, которые помогают учащимся раскрыть характеры героев, увидеть мораль, т.е. пронаблюдать за басней.
Следует отметить, что авторы к каждому из вышеперечисленных произведений подобрали пословицы, которые по смыслу соответствуют морали каждой басни. Учащимся предлагается сопоставить смыслы пословиц и басен.
Таким образом, можно заметить, что авторы постепенно подводят учащихся к новому жанру, знакомят с ним, но не вводят понятие «басня», а только помогают пронаблюдать за ней.
Художественная литература – одно из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Современному учителю необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над басней
План анализа басни...
Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал для работы в группах....
Творческая работа учителя. Басня.
Сочиняли с детьми на уроке басни. Попробовала себя в этом виде творчества. На втором слайде текст басни. А дальше анимированные слайды со звуком. Чтобы услышать мораль басни, надо сделать щелчок мышко...
Методика работы над басней.
Презентация. "Методика работы над басней"....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Презентация "Методика работы над эпическими произведениями.Басня"
Презентация по дисциплине "Методика преподавания литературы в начальных классах" тема"Методика работы над эпическими произведениями. Басня"...