Викторина по сказкам А.С.Пушкина в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Данная презентация включает в себя содержание всех сказок. что помогает формированию логично излагать свои мысли,развивать устную речь, и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_4zh.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

Образовательные:

•        продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;

•        совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;

•        формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;

•        прививать интерес к предмету.

Развивающие:

•        развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;

•        развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

•        расширять кругозор детей;

•        обогащать словарный запас учащихся;

•        развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные:

•        воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

•        воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

•        воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

•        воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование:

•        Компьютер, проектор, экран;

•        Портрет А. С. Пушкина;

Этапы

Содержание урока

Время

Орг. момент

Приветствие ..

1-2 мин.

Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа об авторе.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.

Когда и где родился А. С. Пушкин? (Слайд 3)

  • В Москве, 6 июня 1799 год

Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?

  • Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Кто учил его писать по-русски?

  • (Писать по-русски учила его бабушка)

Кто ему рассказывал сказки?

  • (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

Учитель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их: (Слайд 4)

  • "Сказка о рыбаке и рыбке"
  • "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
  • "Сказка о царе Салтане:"
  • "Сказка о попе и его работнике Балде"
  • "Сказка о золотом петушке"
  • «Жених»
  • «Сказка о медведихе»

5-7

Работа по теме урока

Викторина по сказкам

Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке" (Слайд 5-6)

1.     Сколько раз старик закидывал невод в море?  Три раза

2.     С чем пришел невод в первый раз? С одной тиной

3.     С чем пришел невод во второй раз? С травой морскою

4.     С чем пришел невод в третий раз? С золотой рыбкой

5.     За что была наказана старуха? За жадность

6.     Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие

7.     Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке

8.     Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море

9.     Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани

Вопросы к "Сказке о царе Салтане" (Слайд 7-8)

1.     Что три девицы под окном делали поздно вечерком ?Пряли

2.     Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?Две

3.     Какой титул был у Гвидона?Князь

4.     Какого роста родился сын царя СалтанаГвидон?В один аршин 71.12 см

5.     Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?Острова Буяна

6.     Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?На восток

7.     Что «под косой блестит» у царевны Лебедь?Месяц

8.     Что выстроил для своей белки князь Гвидон?Хрустальный дом

Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"( Слайд 9-10)

1.     Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  На базаре

2.     Какую Кашу любил Балда? Полбу

3.     За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу

4.     За сколько человек ел Балда? За четверых

5.     За сколько человек работал Балда? За семерых

6.     За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной

7.     Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря

8.     На чем спал Балда в поповом доме? На соломе

Физкультминутка для глаз. (Слайд 11)

Белочка любила делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:

 

Вопросы к "Сказке о золотом петушке" (Слайд 12-13)

1.     Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина?  Золотой петушок

2.     Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"? Два

3.     Кто подарил царю Дадону золотого петушка? Мудрец

4.     Назовите профессию мудреца? Звездочет

5.     В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле? Сторожа

6.     Сколько дней пировалиШамаханская царица и царь Дадон? 7 дней

7.     Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна

Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" (слайд 14)

1.     Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?  140

2.     В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей

3.     Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер

4.     У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  Соколко

Обобщающие вопросы по сказкам Узнай сказку по её началу? (Слайд 15)

        1. "Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".

Из "Сказки о царе Салтане"

              2. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Додон, смолоду был грозен он…

«Сказка о золотом петушке»

                 3. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

     И царица у окна села ждать его одна…

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4.     Жил старик со своею старухой

  У самого синего моря…

«Сказка о рыбаке и рыбке»

5.     Жил-был поп, толоконный лоб.

      Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

15-20

Физкультминутка (Слайд 16)

Изобразите:

- Волны на море

- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

1-2

Работа по теме   ( продолжение)

Конкурсы-задания "По страницам прочитанных книг"

Задание 1. "Угадайте сказку по иллюстрации" (Слайд 17-18)

Задание2. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?" (Слайд 19-20)

1. - Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! 
(Балда)

2. Вижу я, что тут 
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! 
(Молодая царевна)

3. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. 
(Третья сестрица)

4. Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! 
(Мудрец)

Задание 3. "Узнайте сказку": (Слайд 21)

Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Шатер, звездочет, петушок.

Князь, муха, остров, царь, лебедь.

"Сказка о золотом петушке"

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Сказка о царе Салтане:"

"Сказка о рыбаке и рыбке"

 

Задание 4. "Соотнеси предметы с названием сказки" (Слайд 22)

Задание 5. Какими словами заканчиваются сказки?

1. «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Я там был; мёд, пиво пил - и усы лишь обмочил.

2. «Сказка о Золотом петушке»? Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»? На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

4. «Сказка о попе и о работнике его Балде»? А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Задание 6. Письменная работа с карточками.

10-15

Подведение итогов урока.

Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?

Учительо чем говорится в сказках Пушкина? В сказках говорится о добре и зле. Что высмеивает автор?. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.

Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.

Карточки для учащихся (работа по вариантам)

I вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Тут соседи беспокоить 
Стали старого царя, 
Страшный вред ему творя. ________________________

Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, - испугался!_____________________

2. Продолжить строчки: 
"Кабы я была царица, - 
Говорит ее сестрица, -      ______________________________________________________________

3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?

__________________________________________________________________________________

4. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?

___________________________________________________________________________________

5. Какие просьбы старика исполнила рыбка?   _____________________________________________

II вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Крепко связаны ей локти; 
Попадется зверю в когти, 
Меньше будет ей терпеть, 
Легче будет умереть. __________________________________

Мать с младенцем спасена; 
Землю чувствует она. ___________________________________

2. Продолжить строчки:

"Отпусти ты, старче, меня в море, 
Дорогой____________________________

3. За какую плату согласился работать Балда? ___________________________________

4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?

______________________________________________________________________________

5. С какими словами обращалась к зеркальцу царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? ___________________________________________________________________

3-5

Рефлексия

Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?

УчительВ сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.

Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.

1-2

д\з

1-2

Карточки для учащихся (работа по вариантам)

I вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Тут соседи беспокоить 
Стали старого царя, 
Страшный вред ему творя. ________________________

Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, - испугался!_____________________

2. Продолжить строчки: 
"Кабы я была царица, - 
Говорит ее сестрица, -      ______________________________________________________________

3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?

___________________________________________________________________ __________

4. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?

_____________________________________________________________________________

5. Какие просьбы старика исполнила рыбка?   _____________________________________________

II вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Крепко связаны ей локти; 
Попадется зверю в когти, 
Меньше будет ей терпеть, 
Легче будет умереть. __________________________________

Мать с младенцем спасена; 
Землю чувствует она. ___________________________________

2. Продолжить строчки:

"Отпусти ты, старче, меня в море, 
Дорогой____________________________

3. За какую плату согласился работать Балда? ___________________________________

4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?

____________________________________________________________________________

5. С какими словами обращалась к зеркальцу царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? ___________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 2 класс

Внеклассное мероприятие....

Игра – викторина по сказкам А. С. Пушкина ( 3 класс)

Сценарий литературной игры по сказкам А.С.Пушкина можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Игра- викторина по сказкам А.С.Пушкина. 3 класс, Школа России.

Викторина построена в по проинципу телевизионной "Своей игры"....

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". В п...

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. 2 класс.

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. 2 класс....