Игра – викторина по сказкам А. С. Пушкина ( 3 класс)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Сценарий литературной игры по сказкам А.С.Пушкина можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_a._pushkina.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина  по  сказкам  А. С. Пушкина ( 3 класс)

Просмотр  презентации  о  великом  русском  поэте - писателе

Мы  чтить  тебя  привыкли
С  детских  лет,
И  дорог  нам  твой  образ  благородный,
Ты  рано  смолк, но  в  памяти  народной
Ты  не  умрёшь, возлюбленный  поэт.

-  Действительно, с  творчеством  А. С. Пушкина  мы  знакомимся  с  детства, читаем  и любим  его  сказки. И  сегодня   мы   проведём   викторину  по  сказкам  Пушкина.                 Вы  вспомните  то, что  уже  знакомо  вам, а  может быть, узнаете  что-то  новое.

Ход занятия.

  1. Биография.
  1. Где  родился  А.С. Пушкин? (В Москве).
  2. Когда  он  родился (дата)? (6 июня 1799г.).
  3. Каким был в детстве? (Увалень, толстенький).
  4. Как звали няню  А. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева).
  5. Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал).
  6. Имя и отчество бабушки? (Мария Алексеевна).
  7. Какое учебное  заведение  приняло  А. Пушкина  в  возрасте  12 лет?             (Царскосельский  лицей)
  8. Сколько  лет  учился  Саша  в  лицее? (5 лет)
  9. Кто  слушал  поэта  на  выпускном  экзамене  в лицее? (поэт Г. Р. Державин)
  10.  Какой  известный  поэт  того  времени  был  другом  Пушкина? ( А. Фет)

  1.        Сказки  А.С.Пушкина.

-   Назовите сказки А.С. Пушкина:

- «Сказка о царе Салтане, о  сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  Лебеди»

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о попе и работнике его Балде»

  1. Узнай сказку  «Знатоки  сказок»

- А сейчас мы узнаем, насколько вы были внимательны при чтении сказок, как хорошо знаете их содержание.

а) путь дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, гроб хрустальный, свадьба  ( «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  семи  богатырях» ) 

-   Как звали сенную девушку? (Чернавка).

-   Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей).

-   У кого жила царевна в лесу? (У  братьев –  богатырей).

-   Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).

- Как  называли царевну богатыри? («Коли красная девица, Будь нам милая сестрица»).

- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру).

- Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору).

- Что сказала царевна, когда ожила? (Как же долго я спала).

б) невод, откуп, изба, терем, жемчуга, царица, корыто                                                                     ( «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке» )

- Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).                                                                  - Сколько раз закидывал старик в тот день невод, когда поймал золотую рыбку?                       (3 раза).

- Что поймал старик в первый и во второй раз? (1- тину, 2- морскую траву).

- Что просила старуха? (Корыто, избу).

- Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей).

- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою).

в) базар, жадность, работа, оброк, море, верёвка, бесёнок, наказание            ( «Сказка  о  попе  и  его  работнике  Балде» ) 

                                             

- За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно?                         (В год за 3 щелчка по лбу).

- С кого  поп  велел собрать недоимку  за  3 года? (С чертей).

- Какой  предмет помог  Балде  собрать  с  чертей  оброк? (Веревка).

- Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц).

г) царь, царица, война, бочка, корабль, гонец, зависть, сын, неожиданная  встреча ( «Сказка  о  царе  Салтане  …» )                                              

- Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде…»).

- Что  за  стража  обходила  дозором  славный  город? (33 богатыря).

- Кто  возглавил  чудесное войско? (Дядька  Черномор).

- В  кого  превращался  князь Гвидон? (В  комара, муху, шмеля).

- Кем  был  злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем).

- Кто подменил грамоту гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой).

д) рать, царь, воеводы, мудрец, спица, шатёр, красавица, сыновья, смерть ( «Сказка  о  золотом  петушке» )                                               

- Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Звездочет).

- Где сидел петушок, охраняяграницы государства? (На спице).

- Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»).

- Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою).

- Сколько дней пировал царь Додон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).

- Чем ответил царь Додон на просьбу мудреца подарить ему шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом./ По лбу; тот упал ничком,/ Да и дух вон…»)

  1. Царь недолго собирался.

Перед тобой отрывки из сказок А. Пушкина. В каком из них говорится:

- о царе Салтане;                                                

- о королевиче Елисее;

- о царе Додоне;

- о князе Гвидоне;

- о царе из сказки о мертвой царевне.

1). Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.                (О царе из сказки о мёртвой царевне).

2). Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.                (О  Додоне).

3). …Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.                        (Об  Елисее).

4). Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья».                        (О царе Салтане).

5). Князь царевну обнимает,

К белой груди прижимает

И ведет её скорей

К милой матушке своей.                        (О  Гвидоне).

6). И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами…                        (Об  Елисее)

  1. Кабы я была царица…

О хорошей царице: доброй, любящей, заботливой или о плохой: злой, вздорной, завистливой здесь идет речь? Из каких сказок А. Пушкина эти царицы?                                

1). Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И  царице  молодой,

В  спальню к  ней  пришли  толпой.

Объявили царску волю –

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

2). Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним - царские палаты,

В  палатах  видит  свою старуху,

За  столом  сидит она царицей,

Служат  ей  бояре  да  дворяне…

3). …И девица,

Шамаханская  царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо  встретила  царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей…

Околдован, восхищен,

Пировал у  ней  Додон.

4). Правду молвить, молодица

Уж и  впрямь  была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно …

  1. Хоть бы взял ты с нее корыто.

-   Кто из героев сказок А. Пушкина сказал:

        

          1). «Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».                (Золотая рыбка)

2). «Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей…».                        (Старик)

3). «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой»                        (Старуха)

4). «Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни та нас на сушу!».                        (Гвидон)

5). «Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежеденно

Вместе  будем непременно

У  высоких стен  твоих

Выходить из вод морских …             (Дядька  Черномор)

6). «…Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».                        (Старший брат)

7). «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её».                                (Елисей)

8). «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»           (Петушок)

  1. Ведущий: Благодарю  всех  за  интересную игру, я, думаю, что  все  вы  получили  новые  знания, если  что – то  не  знаете – прочитаете  ещё  раз  и  с  пользой  для  себя. Могу  предложить  посмотреть мультфильм  по  сказке  А. Пушкина (любой)

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина "Сказки Пушкина".

В игровой форме проводится соревнование между командами. Вопросы разнообразны как по форме, так и по способу ответов на них. Эту викторину можно проводить не только во внеурочное время, но и в дни лет...

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс

Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....