Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе разработан с презентацией. На уроке предусмотрена большая словарная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat.chtenie_3_klass_o_tsare_saltane.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа №82
с углубленным изучением отдельных предметов
Приволжского района г.Казани
Урок литературного чтения
в 3 классе на тему:
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Составила учитель
начальных классов
1 квалификационной категории:
Серебрякова Е.Н.
2007 год
Цели:
- Формирование у учащихся интереса к классической литературе
- Развитие художественного вкуса учащихся
- Закрепление умения анализировать художественное произведение
Оборудование: иллюстрации учащихся к сказке А.С.Пушкина, слайды к произведению, запись произведения на DVD.
Содержание:
- Проверка домашнего задания.
Конечно, Пушкин беспределен,
Неиссякаем, как родник.
Но Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет
Он не померкнет, не увянет
Великий русский наш поэт.
( Учащиеся рассказывают стихотворения)
Читая Пушкина, я вижу
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
Чтоб не грустить в пору ненастья,
Чтобы не слышать ветра стон,
В мир сказок Пушкин возвратился,
Которым был всегда пленен.
И на просторах русских, снежных,
Очарования полна,
Вдруг шамаханская царица,
Как солнце вышла из шатра
Вот лебедь поступью неслышной,
В красу-девицу обратясь,
Подходит к князю, и царевну
На танец приглашает князь.
Не спеши все рассказать,
Надо Пушкина читать.
-Какое впечатление произвела на вас сказка А.С.Пушкина?
- Прочтите полное название сказки.
- Какой её можно назвать?
II. Работа над содержанием прочитанного произведения.
- - Назовите героев сказки. Что вы можете о них рассказать?
(Выставка иллюстраций детей к сказке)
- Просмотр начала сказки на DVD.
- Как и с чего начиналась сказочная история?
- Словарная работа над устаревшими и новыми словами.(Слова появляются на экране)
Пир – большое торжественное застолье.
Светлица – чистая, светлая комната, гостиная
Повариха – не просто кухарка, а мастерица по приготовлению еды.
Ткачиха – мастерица по изготовлению тканей.
Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру
Грамота – царское письмо
Указ – письменное приказание царя
Зыбь - «средь зыбей» - легкая волна
Клёв – клюв
Чародей – волшебник, колдун
Град – город
Колымаги – большие старинные кареты
Пышный «двор» - придворные, ближайщие к царю люди дорого и красиво одетые
Престол – трон государя
Остров «не привальный» - остров, к которому нельзя пристать
Терем – дворец, барский дом
Изумруд – драгоценный камень
Удел – Русь долгое время была поделена на части-уделы. Уделами управляли князья.
Бает – говорит
Дьяк – чиновник в Древней Руси
Чешуя - кольчуга
Брег – берег
Витязь – воин
Идут «четами» - идут попарно
Булат – сталь, стальное оружие, меч
Неуказанный товар – запрещенный товар
Восвояси –
Холят – ухаживают, окружают заботой
Пеняет – укоряет кого-нибудь
Унимает – успокаивает, усмиряет
Латы – стальная одежда, броня
Ретивое – ретивый - буйный
Дух в нем занялся - сильно разволновался
Насилу – с большим трудом
- – Найдите в тексте часть, где рассказывается о том, как была подменена грамота и придуман способ избавления от царицы и её сына
(чтение вполголоса)
- – Теперь перейдем к рассказу о морском путешествии заточенных в засмоленной бочке царицы и её сына. Прочитайте ещё раз обращение юного Гвидона к волнам.
Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу
- Что вы заметили особенного в звучании этих строк?
- Пушкин гениально применил способ звукозаписи для того, чтобы передать шум плещущихся волн. При повторении звука л передана плавность движения волн, при повторении звука ш создаётся иллюзия шума плещущихся волн, которые накатываются на берег и отступают от него. Закройте глаза и представьте ещё раз музыку волн (учитель читает отрывок вслух)
- Сцену нападения коршуна на лебедь и избавления её от злодея читает сам учитель.
- Почему молодая царевна оказалась в беде?
- Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
- Какие слова помогают передать ощущение горя, беды, опасности? (будто стон, дело лихо, бьется лебедь средь зыбей, та бедняжка так и плещет, когти распустил, клюв кровавый навострил)
- –Найдите в тексте строки, при чтении которых можно представить волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Чтение по цепочке описания чудесного города- крепости.
- Инсценировка эпизода встречи с корабельщиками.
- Какими словами начинается описание встречи Гвидона с корабельщиками?
- Какие чудеса происходят в сказке?
Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны лебеди?
Почему Гвидон просит превратить его в комара, муху, шмеля?
Чего не хватает герою?
Счастлив ли Салтан до встречи со своей семьёй?
- Какими словами описывается женитьба Гвидона? Что помогает нам понять , что Гвидон счастлив? (громогласно завопил, в нём взыграло ретивое, дух в нём занялся)
Просмотр фрагмента на DVD
- Что старинного в сказке? Вспомните старинные образы.(бояре, гонец, грамота, город, воины, их вооружение, гости-корабельщики)
- Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной? Почему?
- Что сказочного в произведении Пушкина?
- Что из того, что происходит в сказке могло произойти в действительности?
Викторина по прочитанному произведению
Победителю вручается медаль знатока сказок А.С.Пушкина. За каждый правильный ответ ученик получает карточку с изображением лебедя.
- Видеовикторина(просмотр иллюстраций и нахождение строк в произведении)
- Вопросы по рядам:
- Сколько богатырей в сказке?
- Какое дикое животной помогало добывать драгоценные камни и золото?
- В кого превращался Гвидон, чтобы побывать у царя Салтана?
- Какую песенку пела Белка в сказке?
- На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном?
- Продолжи строки «И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит …»
(«А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава)
III. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»...
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".
В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс
laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».А.Н. ТолстойЦель урока: Организова...
Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ
На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....