Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Образ ветра через язык литературы, живописи и музыки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения, в котором использованы формы работы позволяющие развивать творческое воображение.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Образ ветра через язык литературы, живописи и музыки"
- Солонко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Цель: работа над пониманием художественного образа как целостного итогового впечатления (сравнения образов ветра, созданных языком поэзии, живописи и музыки).
Задачи:
- сопоставить образы ветра у двух поэтов М. Исаковского и А. Пушкина;
- выявить его характер, настроение, качества;
- рассмотреть репродукции картин А. Рылова и И. Левитана;
- сделать сравнительный анализ;
- определить какие музыкальные инструменты могут создать впечатление
«ветра», его образ; - выполнить самостоятельно практическую работу над созданием своего представления образа ветра;
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- развивать эстетические чувства.
Оборудование:
- Репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум»; И. Левитана «Свежий ветер. Волга»,
- учебник "Литературное чтение" В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова,
- фонограмма А. Вивальди «Времена года».
Ход урока:
I. Организационный момент
П. Повторение изученного.
К. Бальмонт
«Ветер» (отрывок)
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты в ветках всё шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты душу мне томишь?
То вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул - и, пробуждённый,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой! Куда, неугомонный?
Вечно - прямо, снова - в путь!
- Давайте осторожно откроем книгу, чтобы не разбудить уснувшее
дитя и не вспугнуть его нянек.
- Напомним себе «Колыбельную песню» А. Майкова.
- Чтение 1-го учащегося.
- Вспомним: Кого мать пригласила быть няньками у малыша?
- Почему именно таких?
- Какой образ ветра предстал перед нами? (Молодой, нежный,
ласковый, заботливый)?
III. Сообщение темы и цели.
- Скажите, только ли нежным, ласковым, заботливым может быть ветер?
- Каким он ещё может быть?
- Вот о таком разном, непредсказуемом образе ветра мы и продолжим наш разговор. Мы прочтём, как «видят» ветер другие поэты, как представляют его себе художники и как эта тема звучит в музыке.
- Ну и опробуем свои силы в рисовании образа ветра.
IV. Новый материал.
- Послушайте, каким видит ветер М. Исаковский (чтение учителя):
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
- Были ли в тексте какие-то непонятные слова? (Может кто-то сможет объяснить?) - Выберите из стихотворения слова, с помощью которых мы «видим»
ветер.
На доске (слова-олицетворения из стихотворения):
осторожно вышел;
постучал в окошко;
пробежал по крыше;
поиграл ветками;
пожурил воробьев;
расправил крылья;
полетел куда-то.
- Каждое словосочетание несёт в себе какое-то движение, звук.
- Найти слова, помогающие услышать звук.
- Слова, помогающие «увидеть» движение предметов.
- Благодаря чему происходит движение предметов?
- Какие движения у ветра - резкие, порывистые или наоборот? (тихие, осторожные) - подтвердить текстом.
- Что происходит в конце с ветром?
- Как говорит об этом автор? (Он вырывается на свободу, как птица из
клетки, расправив крылья).
- Давайте составим полный образ (подобрать подходящие прилагательные
из предложенных):
На доске:
молодой любопытный
мощный свободный любознательный
независимый смелый
общительный
Объяснить почему:
молодой
любопытный
общительный
любознательный
- Это образ ветра у Михаила Исаковского.
- А теперь послушаем, как А. С. Пушкин описывает свой ветер:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного!
- Из какого произведения отрывок?
- Каким здесь мы видим ветер?
- Найти в тексте слова, помогающие нам «увидеть» ветер.
- Какие действия совершает ветер?
Гоняет стаи туч Волнует синее море | ------------------> | на доске |
- Давайте составим образ этого ветра. Выбрать из прилагательных на доске:
мощный
свободный
независимый
смелый
- Объяснить, почему?
- Чем отличаются образы ветра у поэтов?
Физическая минутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
V. Работа с репродукциями.
Михаил Исаковский увидел ветер молодым, задорным, любопытным, неопытным.
А. Пушкин же наоборот: это уже не молодой юнец, но ещё и не седовласый старец, а полный сил и действий мужчина (богатырь) - не боится никого, кроме Бога одного.
- Могут ли живописцы создать образ ветра?
- Чтобы убедиться в этом, рассмотрим репродукции картин Аркадия Рылова и Исаака Левитана (учебник стр. 102 + репродукция на доске).
-
Рассмотрите репродукции и скажите, удачно ли художники назвали свои
картины?
- Вы действительно видите ветер?
- Как же изображает ветер Аркадий Рылов?
- А Исаак Левитан?
- Давайте не будем торопиться, а внимательно рассмотрим каждую репродукцию.
Я вхожу в картину:
- Вижу что? (Какие краски?) - яркие, летние, живые, насыщенные.
- Движение ветра как показал художник? (Деревья - покачиваются,
наклонены).
- Слышу (Какие звуки?) - ветер доносит шелест листвы, плеск воды.
- Ощущаю (Какие запахи?) - цветов, листвы, воды.
- Пробую (Какой вкус?) - как - будто....
- Трогаю (Какое всё на ощупь?..)
- Чувствую (Какой ветер?) - сильный или нет, несёт жар или прохладу.
- А теперь обратимся к картине Исаака Левитанаю.
- Как художник передал порыв ветра? (Рябь на воде, отклоняет дым пароходов, гонит облака по небу).
Входим в картину:
- Видим что и в каких красках? (Пароход, маленькую лодку, баржу).
- Баржа - несамоходное грузовое судно, перемещаемое буксиром или толчками.
- Слышим, какие звуки? (Гудок парохода, плеск воды о борт...)
- Ощущаем, какие запахи?
- Чувствуем, какой ветер?
- Сравните литературные образы с образами стихий, созданными живописцами.
- Можно ли сказать, что художники очеловечили море, реку, небо, ветер?
- Использовали олицетворения как в стихах? (Нет, так сказать нельзя.
Художники создали совершенно реальные образы).
VI. Практическая работа.
- А теперь попробуйте изобразить свой образ ветра.
- Помните, что ветер может быть разным: и лёгким, нежным ветерком и сильным, порывистым ураганом.
- А чтобы вам легче было представить, прослушайте музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года» (или П. И. Чайковского «Времена года») и вы обязательно услышите свой ветер.
VII. Итог урока.
- Выставка детских работ.
- О чём говорили на уроке?
- Образ чего пытались представить?
- Вы представили свои образы на бумаге в рисунках, а я попыталась выразить это словами. Послушайте:
Такая неподвластная стихия,
Стремительно врывается в окно,
И в тот же миг исчезнет словно мысль,
Как будто здесь и не было её.
Стремительно промчится по пустыне,
Поднимет в воздух волны из песка
И окунётся в зелень, словно в воду,
Оставив в небе брызги из дождя.
И снова всё затихнет и умолкнет,
Как будто здесь и не было её.
(Автор Солонко О. А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...
Электронное пособие к урокам литературного чтения для 4-го класса по разделу «Древнерусская литература XI-XVII вв»
Электронное пособие к урокам литературного чтения по авторской рабочей программе “Литературное чтение” для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (УМК «Школа 2100&raq...
урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих нацио-нальных ценностей через ана-лиз народных сказок)»
урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»...