рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
рабочая программа составлена в соответствии требованиям фгос начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 153.58 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Нормативная база.
Рабочая программа по литературному чтению адресована обучающимся 2-го общеобразовательного класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».
Рабочая программа разработана в соответствии с основным положением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области», примерной программы по литературному чтению (примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа. – М.: просвещение, 2010г), программы по литературному чтениюдля начальной школы 1-4 кл. (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. Баласс, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК «Литературное чтение» 2 класс (авторов Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.), входящему в ОС «Школа-2100».
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Концепция:
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Основная идея состоит в том, чтобы вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Обоснованность (актуальность) литературного чтения заключается в том, что основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Образовательная область: филология.
Цель:
-формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи:
-формировать технику чтения и приёмы понимания текста;
-приобщать детей к литературе как искусству слова;
-развивать устную и письменную речь, творческие способности детей;
-знакомить с миром человеческих отношений через литературу.
Место и роль курса в обучении:
В учебном плане ООП НОО на 2015-2019 гг на изучение литературного чтения отводится 136 часов. Учебным планом ОУ на 2015 – 2016 учебный год на изучение литературного чтения также отводится 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
Приоритетной целью обучения, которой является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования; читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Срок реализации программы: 2015 -2016 учебный год
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
-тематический принцип группировки материала
-принцип жанрового разнообразия;
- принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»;
-монографический принцип;
-принцип идейно – художественной значимости;
-принцип целостного восприятия художественного произведения.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режима занятий
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Формы обучения: урочные.
Режим занятий: 4 раза в неделю.
Логические связи литературного чтения с другими предметами:
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Также в курсе литературного чтения прослеживаются линии развития с окружающим миром, изобразительным искусством.
Система оценивания:
Нормативно-правовой базой системы оценивания является Устав МБОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области» и Положение о системе оценок, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»
Система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль, вводный контроль, предварительный контроль, промежуточную аттестацию.
Используется уровневый подход к оценке предметных результатов обучающихся:
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Текущий контроль проводится ежеурочно с использованием 4-х балльной системы оценки знаний (минимальный балл – «2», максимальный балл – «5»), оценки выставляются в классный журнал и дневники обучающихся.
Вводный контроль знаний обучающихся проводится в начале сентября текущего учебного года с целью выявления устойчивости знаний обучающихся, пробелов в знаниях обучающихся и их последующего устранения.
Вводный контроль знаний обучающихся проводится во 2-11 классах по всем предметам учителями начальных классов и учителями-предметниками.
Предварительный контроль знаний обучающихся проводится в начале февраля текущего учебного года с целью предварительного установления уровня качества знаний обучающихся, пробелов в знаниях обучающихся и их последующего устранения.
Предварительный контроль знаний обучающихся проводится во 2-11 классах. Перечень предметов, выносимых на предварительный контроль, устанавливается педагогическим советом ОУ не позднее 30 декабря текущего года, совпадает с перечнем предметов промежуточной аттестации обучающихся и доводится до сведения обучающихся и их родителей.
Промежуточная аттестация по итогам года проводится в 1 – 8, 10 классах с 25 апреля по 15 мая текущего года.
Сроки проведения педагогической диагностики по предмету «Литературное чтение»:
Что оценивается | Формы оценивания | Периодичность оценивания |
Проверка техники чтения Раздел 1 «Там, на неведомых дорожках» | Вводный контроль Проверка умений и навыков чтения Проверочная работа №1 | Вторая неделя сентября Четыре раза в год. первая неделя октября |
Раздел № 2 «Сказочные человечки» | Проверочная работа №2 | первая неделя декабря |
Раздел № 3 «Сказочные богатыри» | Проверочная работа №3 Проверка умений и навыков чтения | третья неделя декабря третья неделя декабря |
Раздел № 4 «Сказка мудростью богата» | Проверочная работа № 4 Предварительный контроль Проверка умений и навыков чтения | четвёртая неделя января третья неделя февраля |
Раздел № 5 «Сказка - ложь да в ней намек…» | Проверочная работа № 5 | третья неделя марта |
Раздел № 6 «Самое обыкновенное чудо» | Проверочная работа № 6 «Викторина» Промежуточная аттестация. Проверка умений и навыков чтения. Тестирование | четвёртая неделя апреля третья неделя мая вторая неделя мая четвёртая неделя мая |
Инструментарий для оценки результатов: контроль техники чтения (вводный, предварительный, итоговый), текущие проверочные работы комплексная итоговая работа за 2 класс.
№ п/п | Форма оценивания | Количество |
1. | Внутришкольный контроль знаний Проверка техники чтения Тестирование | 3 4 1 |
2. | Проверочные работы | 6 |
Условные обозначения:
-КПр – компьютерная презентация
ЭОР – электронно образовательные ресурсы
2. Календарно – тематическое планирование.
Количество проектов: 2
№ п/п | Дата | Тема | Тип вид урока | Вид контроля | Повторение | Формирование УУД | Оборудование, ИКТ | |||||||||||
План. дата | Корр. | Факт дата | ||||||||||||||||
I четверть (34 ч.) Повторение (3 ч.) | ||||||||||||||||||
1 | 02.09 | Вводный урок Приглашение в мир литературы. Б. Заходер «Моя Вообразилия» | Урок открытия новых знаний; -путешествие | фр.опрос | Изученный материал за 1-ый класс | Личностные: -положительно относится к школе, проявляет желание учиться, к чтению, введению диалога с автором текста; – учится оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; -высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учится проговаривать последовательность действий на уроке; – учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учится работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учится проговаривать последовательность действий на уроке; – учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учится работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Учебник для 2-го класса; рабочая тетрадь | |||||||||||
2 | 03.09 | Сказка и сказочка. Б. Заходер «Сказочка» | Урок открытия новых знаний; -урок - практикум | Чтение по цепочке | Как читать целыми словами Выразительное чтение стихотворения | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
3 | 07.09 | Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом. | Урок развивающего контроля; -конкурс - | Инд. ответы | Что прочитали за летний период | Читательские дневники | ||||||||||||
Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» (23 часа) | ||||||||||||||||||
4 | 08.09 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» русская народная сказка Знакомство с героями сказки. | Урок открытия нового знания; -урок-сказка | Работа с рабочей тетрадью | Выразительное чтение | -сборник русских народных сказок; -рабочая тетрадь; -карточки-тесты. | ||||||||||||
5 | 09.09 | «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» русская народная сказка Главные герои сказки. | Урок открытия нового знания; -урок-сказка | Работа с рабочей тетрадью | Выразительное чтение | |||||||||||||
6 | 10.09 | Как сказки сказываются. Старт проекта «Сочиним сказку» | Урок открытия нового знания; -лекция | Работа в р.т. в парах | История возникновения сказок | |||||||||||||
7 | 14.09 | Вводный контроль. Проверка техники чтения | Урок контроля | Контроль техники чтения | Правила правильного чтения | КИМ | ||||||||||||
8 | 15.09 | «Народная» сказка П.Ершова «Конёк-горбунок» | Урок открытия нового знания; -диалог | Фр.опрос | Главные герои: положительные и отрицательные | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
9 | 16.09 | Сказочный мир П.Ершова (сказка «Конёк-горбунок») | Урок рефлексии; -практикум | Инд.творческие задания | Составление в группах письменного отзыва | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
10 | 17.09 | Приметы волшебной сказки в сказке П.Ершова «Конёк-горбунок» | Урок закрепления и отработки умений. | Работа в группах | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | |||||||||||||
11 | 21.09 | «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») | Урок открытия нового знания Урок-сказка | выставка рисунков комментированное чтение | Приметы сказки | КПр «А.С. Пушкин»; -фрагменты м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||||||||||||
12 | 22.09 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» | Урок закрепления и отработки умений. Урок - представление | Работа в р.т. с планом сказки и отработкой черт характера героев | «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») | |||||||||||||
13 | 23.09 | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Урок развивающего контроля; -сравнение | Творческое задание в р.т. в паре | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
14 | 24.09 | Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» | Урок открытия нового знания. -урок-практикум | Коммент. чтение | Чтение наизусть отрывка из сказки А.С. Пушкина | Портрет Презентация Выставка рисунков Р.т. | ||||||||||||
15 | 28.09 | «Какова работа, такова и награда» (В. Одоевский «Мороз Иванович») | Урок открытия нового знания; -урок-сказка | Заполнение таблицы сравнения героев сказки (р.т.) | Отличительные черты характера сестёр | |||||||||||||
16 | 29.09 | От сказки народной к сказке авторской («Мороз Иванович») | Урок рефлексии; -викторина | Работа в паре: диалог с автором | Отличие авторской и народной сказок | |||||||||||||
17 | 30.09 | Как сказки сказываются (П. Бажов «Серебряное Копытце» | Урок открытия нового знания; -диалог | Работа в паре(р.т. с.8) | Вопросы к прочитанной сказке | Портрет Презентация Выставка рисунков Р.т. | ||||||||||||
18 | 01.10 | Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»). Работа над проектом. | Урок рефлексии. -урок вопросов | Кол. работа (р.т. с.9) | Сюжет сказа | |||||||||||||
19 | 05.10 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». | Урок открытия нового знания; -урок доброты | Коммен. Чтение; -работа в паре | Отличие сказа от сказки (составление таблицы-с.9) | -сборник сказок мира; -иллюстрации главных персонажей | ||||||||||||
20 | 06.10 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». | Урок открытия нового знания; -урок доброты | Коммен. Чтение; -работа в паре | Отличие сказа от сказки (составление таблицы-с.9) | |||||||||||||
21 | 07.10 | Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»). Работа над проектом. | Урок рефлексии урок; -загадка | Работа в группе: с.11 (р.т.) | Пересказ сказки | -сборник сказок мира; -иллюстрации главных персонажей | ||||||||||||
22 | 08.10 | Систематизация знаний. Работа над проектом «Сочиним сказку» | Урок рефлексии урок; -загадка | |||||||||||||||
23 | 12.10 | Всех скороговорок не перескороговоришь | урок практической работы по решению частных задач -урок р/р | инд. чтение скороговорок | -умение быстро проговаривать фразы | -сборник сказок мира; -тесты-карточки | ||||||||||||
24 | 13.10 | Обобщение по разделу. | Урок развивающего контроля | изученный материал по данной теме | -рисунки к скороговоркам | |||||||||||||
25 | 14.10 | Проверочная работа № 1 по разделу № 1. | Урок развивающего контроля. | -сам. выполнение | Изученный материал раздела | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
26 | 15.10 | Внеклассное чтение «Мир волшебных сказок» Презентация проекта «Сочиним Сказку» | Урок развивающего контроля. | Самостоятельно подготовленные сообщения | Умение пересказывать интересные эпизоды | Выставка книг данной тематики | ||||||||||||
Раздел II. «Сказочные человечки» (31 час). | ||||||||||||||||||
27 | 19.10 | Введение в раздел «Сказочные человечки» (голландская народная песенка «Морская прогулка») | Урок открытия нового знания; урок- диалог | Фр. Опрос Чтение по цепочке | Промежуточный этап т/чт | Личностные: -проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; -осознанно читать вслух и «про себя» -выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; | Презентация из интернета- | |||||||||||
28 | 20.10 | Знакомство с Муми- семейством Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2- я часть | Урок закрепления и отработки умений -урок-загадка | Чтение с комментированием | Чтение и озаглавливание частей (р.т. с.13) | Сборник «Волшебная шкатулка» КП – «Давайте познакомимся. Семейство муми-троллей» | ||||||||||||
29 | 21.10 | Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа волшебника» ( 3- 4- я части) | Урок закрепления и отработки умений -урок-сравнение | Работа в паре (р.т. с. 13-14) | Выборочное чтение и пересказ | Сборник «Волшеб ная шкатулка» Портрет писателя | ||||||||||||
30 | 22.10 | Герои сказки Т. Янссон «Шляпа волшебника» | Урок закрепления и отработки умений -урок-викторина | Коллективная работа | Как составить устный рассказ о персонаже | -Сборник «Волшебная шкатулка» -Портрет писателя | ||||||||||||
31 | 26.10 | Обобщение по сказке Т. Янссон «Шляпа волшебника» | Урок развивающего контроля; Урок – художественная мастерская. | Работа по карточкам | Герои сказки Т. Янссон «Шляпа волшебника» | -карточки-тесты | ||||||||||||
32 | 27.10 | Проверка техники чтения | Урок развивающего контроля; | Индивидуальные ответы | Правила осознанного чтения | Тексты для проверки техники чтения | ||||||||||||
33 | 28.10 | Опасные путешествия Бильбо ( Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит «. Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2 ) | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-путешествие | Чтение с комментированием | пересказ | Презентация об авторе | ||||||||||||
34 | 29.10 | Опасное путешествие Бильбо. (Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1и 2) | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-поиск | Чтение с комментированием | Пересказ ч.1 и 2 | Рисунки персонажей; -р.т. | ||||||||||||
IIчетверть (30 ч) | ||||||||||||||||||
35 | 09.11 | Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-практикум | Самообразование (сам. чтение отрывков) | Ответы на вопросы автора | -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
36 | 10.11 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5-6-я части главы «Пауки и мухи») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-дискуссия | Чтение с комментированием | Как работать с дополнительной литературой | -памятка; -р.т. | ||||||||||||
37 | 11.11 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7-8-я части главы «Пауки и мухи») | Урок практической работы по решению частных задач; Урок-соревнование | Чтение с комментированием | Самостоятельно подготовленный устный рассказ о Бильбо | Рисунки персонажей; -р.т. | ||||||||||||
38 | 12.11 | Авторская сказочная повесть Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» | Урок рефлексии; | Инд. творческие задания | Какие бы черты характера хотели бы перенять у главного персонажа? мини-сочинение | Копилка интересных заданий; -кроссворд | ||||||||||||
39 | 16.11 | Смешная история ( А. Милн «Винни- Пух»,глава 3) | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок-практикум | Коллективная работа | Мультяшный герой Винни-Пух | Диск мультфильмов; Книга «Винни и все…»; Презента ция об авторе | ||||||||||||
40 | 17.11 | Характеры героев сказки А. Милна «Винни –Пух» (глава 3) | Урок закрепления и отработки умений -урок-сравнение | Работа в паре | Как читать целыми словами | Диск мультфильмов; Книга «Винни и все…»; Презентация об авторе | ||||||||||||
41 | 18.11 | Главный герой повести А. Милна «Винни – Пух» | Урок рефлексии; -урок-практикум | Работа в командах | Черты характера Пуха и Пятачка | Диск мультфильмов; Книга «Винни и все…»; -карточки-тесты | ||||||||||||
42 | 19.11 | Песенки сказочных человечков | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-конкурс | Инд. выразительное чтение | Как передать настроение персонажей с помощью выразительности | Диск мультфильмов; Книга «Винни и все…»; а/у | ||||||||||||
43 | 23.11 | Уроки Мальвины ( А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава « Девочка с голубыми глазами хочет воспитывать Буратино») | Урок открытия нового знания; -урок-путешествие | Самообразование (самостоятельное чтение отрывков с последующим комментированием) | Чтение наизусть песенок | СД-диск; -книга; -презентация об авторе | ||||||||||||
44 | 24.11 | Друзья или враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но всё кончается благополучно») | урок рефлексии; -урок вопросов | Работа с информацией «Найди ошибку» с. 18 | Пересказ; -выборочно чтение и ответы на вопросы | -книга; -презентация -викторина | ||||||||||||
45 | 25.11 | Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» | Урок методологической направленности; -урок добра | Коллективная работа (с.18) работа по р/р | Как вести диалог с автором произведения | -книга; -тесты в электронном виде | ||||||||||||
46 | 26.11 | Повесть-сказка А. Толстого « Приключения Буратино» | Урок развивающего контроля; -урок сравнения | Работа в паре: сказочные приметы повести ( р.т.с.20) | Нравственные стороны повести | -книга; -кроссворд | ||||||||||||
47 | 30.11 | Обобщение по повести-сказке А. Толстого « Приключения Буратино» | Урок развивающего контроля; -урок сравнения | Работа в паре: сказочные приметы повести ( р.т.с.20) | Нравственные стороны повести | |||||||||||||
48 | 01.12 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. ( Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Урок открытия нового знания; -сказка | Самостоятельная подготовка к выразительному чтению | Составление вопросов учащимися к прочитанному произведению | -книга; -презентация об авторе | ||||||||||||
49 | 02.12 | Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари « Приключения Чиполлино») | Урок рефлексии; -урок добра | Работа в группе (р.т. с. 20-21) | Работа с текстом: связь слов и персонажей | -книга; -тесты в электронном варианте | ||||||||||||
50 | 03.12 | Обобщение по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | Урок закрепления и отработки умений. Урок – художественная мастерская. | Иллюстрация сказки. | Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | |||||||||||||
51. | 07.12 | Фантазия Астрид Линдгрен («Малыш и Карлосон, который живёт на крыше». Часть 1- 2» | Урок постановки и решения учебной задачи; -фантазия | Чтение с комментированием | Основной сюжет прочитанного произведения | -книга; -презентация об авторе | ||||||||||||
52 | 08.12 | Кто же такой Карлосон? (А. Линдгрен « Малыш и Карлосон…» Часть 3-я) | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок-вопрос | Диалог с автором | Ответ на вопрос «Карлсон – «Взрослый ребёнок»» | -книга; -иллюстрации к произведению | ||||||||||||
53 | 09.12 | Карлосон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлосон…» (Часть 4-я) | Урок постановки и отработки способа в решении частных задач; -урок-диалог | Работа в паре | Самостоятельная подготовка к устному рассказу по плану (с.23) | -книга; -тесты в электронном варианте | ||||||||||||
54 | 10.12 | Обобщение по разделу. | Урок рефлексии; -КВН | Работа в командах | Задания творческого характера | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
55 | 14.12 | Проверочная работа № 2 | Урок развивающего контроля | Самостоятельное выполнение | Как самостоятельно выполнять работу с помощью полученной информации | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
56 | 15.12 | Сочинение – рассказ о сказочном человеке | Урок развития речи; -практикум | Коллективная работа по составлению плана к сочинению | Как пользоваться дополнительной литературой для написания сочинения | -книги изученных произведений; -р.т. | ||||||||||||
57 | 16.12 | Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки | Урок развития речи | самоподготовка | Что объединяет сказочные повести | Дополнительная литература | ||||||||||||
Раздел III. «Сказочные богатыри» (15 часов). | ||||||||||||||||||
58 | 17.12 | Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | Урок открытия нового знания; -урок открытий | Фронтальная работа | Дополнительный материал о А.С. Пушкине | Личностные: -проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; -осознанно читать вслух и «про себя»; -выполнять различные роли (лидера исполнителя). | -презентация об авторе; -книги Пушкина; -видеозапись отрывка из поэмы | |||||||||||
59 | 21.12 | Былина как фольклорный жанр | Урок закрепления и отработки умений урок-лекция | Коллективная работа | Знакомство с новым жанром | Презентация о жанре - былина | ||||||||||||
60 | 22.12 | Проверка техники чтения | Урок развивающего контроля; -урок проверки знаний | Индивидуальные ответы | Правильное чтение | |||||||||||||
61 | 23.12 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | Урок открытия нового знания; -урок мужества | Чтение с комментированием | Что такое былина | Диск м/ф; -кроссворд | ||||||||||||
62 | 24.12 | Илья Муромец – богатырь земли Русской | Урок рефлексии; -урок –путешествие | Работа в группе: работа с устаревшими словами | Основная мысль данной сказки | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
63 | 28.12 | Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») | Урок закрепления и отработки умений -урок-конкурс | Работа в паре: выделение главных черт характера Ильи | Как подготовиться самостоятельно к выразительному чтению | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
64 | 29.12 | Сравнение богатырской сказки и былины | Урок развивающего контроля; -урок-сравнение | Р.т. с. 27: коллективная работа ( работа с таблицей) | Как проверить себя по образцу | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
III четверть (43 ч) | ||||||||||||||||||
65 | 11.01 | Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок ответов | Работа в паре: восстановление последовательности событий (р.т.с. 28) | Чем прославился Илья Муромец | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
66 | 12.01 | Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» | Урок практической работы по решению частных задач; -урок мужества | Самоподготовка (р.т. с. 28) | Пересказ сказки | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
67 | 13.01 | Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-вопрос | Чтение с комментированием; -выборочное чтение | р/р: рассказ по иллюстрации | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
68 | 14.01 | «Богатырь» Назнай | Мастерская по решению частных задач; -урок-сравнение | Пересказ по цепочке | Как правильно пересказывать прочитанное | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
69 | 18.01 | Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» | Урок рефлексии;
| Работа в ролевых группах | Сопоставить былины и богатырские сказки | Диск; -тесты в электронном варианте; -р.т. | ||||||||||||
70 | 19.01 | Мечты о смелых и отважных. Стихотворение. Н. Матвеевой «Пираты». | Урок закрепления и отработки умений. | Фронтальный опрос | Богатырские сказки | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
71 | 20.01 | Проверочная работа № 3 | Урок развивающего контроля. | Самостоятельная работа | Изученный материал по данному разделу | Тесты для проверочной работы | ||||||||||||
72 | 21.01 | Внеклассное чтение. Предания старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения) | Урок развития речи | самоподготовка | Инд. Ответы по заданной тематике | Выставка самостоятельно прочитанных учащимися книг | ||||||||||||
Раздел IV. Сказка мудростью богата ( 22 ч.) | ||||||||||||||||||
73 | 25.01 | Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | Урок открытия нового знания; -урок - вопрос | Фронтальная работа | Знакомство со второй частью учебника | Личностные: -проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; -осознанно читать вслух и «про себя» -выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Учебник Р.т. | |||||||||||
74 | 26.01 | Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») | Урок закрепления и отработки умений; -урок вопросов | Работа в паре: закончи план к сказке | Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
75 | 27.01 | Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок мудрости | Чтение с комментированием | Как мудрость в жизни помогает | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
76 | 28.01 | Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-путешествие | Инд.творческие задание (р.т. с. 32) | Чему учит бытовая сказка | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
77 | 01.02 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-практикум | Самоподготовка: самостоятельное озаглавливание частей сказки и самопроверка с образцом | Киргизская сказка о мудрых людях | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
78 | 02.02 | Русская сказка о мудрых людей ( «Мудрая дева») | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок мудрости | Работа в паре: задавание вопросов в паре к прочитанным отрывкам | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» | Сборник «Русские народные сказки народов мира»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
79 | 03.02 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» | Урок закрепления и отработки умений -урок сравнение | Коллективная работа: работа с таблицами | Пересказ русской сказки «Мудрая дева» | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -тесты-карточки | ||||||||||||
80 | 04.02 | К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-игра | Фронтальная работа: определение темы и главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов, определение их значения разными способами | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -иллюстрации к сказкам; -игра «Угадай имя героя» | ||||||||||||
81 | 08.02 | Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») | Урок закрепления и отработки умений, урок – сказка. | |||||||||||||||
82 | 09.02 | Предварительный контроль знаний. Проверка техники чтения. | Урок развивающего контроля | Индивидуальные ответы | Правильное и осознанное чтение | Тексты для проверки техники чтения | ||||||||||||
83 | 10.02 | Предварительный контроль знаний. Работа с текстом. | Урок развивающего контроля | Индивидуальные ответы | Умение работать с текстом | Тесты для проверки умения работать с текстом | ||||||||||||
84 | 11.02 | Сравнительный анализ сказок о мудрости. (работа с таблицей) | Урок мастерской по решению частных задач; -урок-исследование | Коллективная работа: Преобразование информации из одной формы в другую. | Работа с таблицей | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -иллюстрации; -игра «Угадай название сказки» | ||||||||||||
85 | 15.02 | Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служба» (1-я) | Урок практического способа в решении частных задач; -урок юмора | Работа в паре: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Что ценит каждый народ в героях сказок | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -иллюстрации; | ||||||||||||
86 | 16.02 | Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служба» (2-я) | Урок практического способа в решении частных задач; -урок юмора | Чтение с комментированием | Озаглавливание частей сказок | Сборник «Сказки народов мира»; -р.т.; -иллюстрации; -тесты-карточки | ||||||||||||
87 | 17.02 | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | Урок консультации по решению частных задач; -урок-консультация | Чтение по ролям | Соотнесение ключевых слов и названия сказок | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -иллюстрации; | ||||||||||||
88 | 18.02 | «Сказка о глупости» И. Франко | Урок – игра по решению частных задач | Индивидуальные творческие задания | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -иллюстрации; | ||||||||||||
89 | 22.02 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и загадки. | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-викторина | Коллективная работа | Что высмеивают сказки? | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -иллюстрации; | ||||||||||||
90 | 24.02 | Как придумать загадку? Литературные загадки | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-конкурс | Работа в паре: составление загадок | Русские колыбельные песни. | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -иллюстрации; | ||||||||||||
91 | 25.02 | Обобщающий урок по разделу IV. | Урок контроля и систематизации знаний; -урок-тестирование | Работа в командах | Изученный материал раздела IV | Диск «Литературное чтение» | ||||||||||||
92 | 29.02 | Проверочная работа № 4 | Урок контроля и систематизации знаний; -урок-тестирование | Самостоятельное выполнение | Изученный материал раздела IV | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
93 | 01.03 | Зачем поют колыбельные песни | Мастерская по решению частных задач; -урок-песня | Поиск дополнительной литературы в библиотеке | Колыбельные, спетые мамами в детстве | Сборник «Русские народные сказки»; -р.т.; -а/у | ||||||||||||
94 | 02.03 | Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | Урок развития речи | Самоподготовка к уроку внеклассного чтения | Как подготовиться к уроку внеклассного чтения | Выставка книг, принесённых детьми на урок внеклассного чтения | ||||||||||||
Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (21 час) | ||||||||||||||||||
95 | 03.03 | Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон…» | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок-конкурс | Фронтальная работа: работать по предложенному учителем плану. | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и загадки. | Личностные: -проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; -осознанно читать вслух и «про себя» -выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; | КПр «Мудрые сказки о животных» с викториной; -игра «Угадай имя героя» | |||||||||||
96 | 07.03 | Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак»; Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок мудрости | Работа в паре: определение темы и главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов | Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон…» | |||||||||||||
97 | 09.03 | Кто сильнее? (р.н.с. «Напуганные медведь и волки») | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-исследование | Инд. Работа: высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | (Русская сказка «Лиса и рак»; Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | КПр «Сказки, сказки, сказки…»; -р.т.; -сборник «Сказка за сказкой» | ||||||||||||
98 | 10.03 | Как ум и хитрость побеждают силу. (Р.н.с. «Напуганные медведь и волки») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | Чтение с комментированием | «Напуганные медведь и волки») | |||||||||||||
99 | 14.03 | Чего ум стоит? (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-вопрос | Работа в паре: высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Как ум и хитрость побеждают силу. | |||||||||||||
100 | 15.03 | Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | Работа коллективная: определение темы и главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов | (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы») | |||||||||||||
101 | 16.03 | Какие развлечения бывают? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок-практикум | Работа в группе: работа по предложенному учителем плану. | (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы») | Сборник «Сказки народов мира», иллюстрации к сказкам, рисунки; игра «Угадай сказку» | ||||||||||||
102 | 17.03 | Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | Работа в группе: работа по предложенному учителем плану. | «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Сборник «Сказки народов мира», иллюстрации к сказкам, рисунки; игра «Угадай сказку» | ||||||||||||
103 | 21.03 | Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Старт проекта «Мои любимые сказочные герои» | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-викторина | Инд. Работа с последующей провер кой: оформление своих мыслей в устной и письменной форме | Как оформить в письменной форме своё отношение к прочитанному произведению | Сборник «Сказки народов мира», иллюстрации к сказкам, рисунки; КП – «Герои любимых сказок» | ||||||||||||
104 | 22.03 | Любимые герои сказок. Защита проекта «Мои любимые сказочные герои» | Урок рефлексии; -урок-проект | -работа по образцу: высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Герои сказок и их черты характера | Сборник «Сказки народов мира», иллюстрации к сказкам, рисунки; | ||||||||||||
105 | 23.03 | Какие вопросы задают сказки? (эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена»). Латышская сказка «Как петух лису обманул». | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | Работа в паре: нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях | Виды сказок | Видеозапись «Ну, погоди!»; Стрельникова «Литература и фантазия» | ||||||||||||
106 | 24.03 | Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!» | Урок постановки и решения учебной задачи; -урок-сравнение | -работа по образцу: высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений | Какие вопросы задают сказки? | Видеозапись «Ну, погоди!»; Стрельникова «Литература и фантазия» | ||||||||||||
107 | 25.03 | Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!» | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок вопросов | – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Современные сказки о животных | Видеозапись «Ну, погоди!»; Стрельникова «Литература и фантазия» | ||||||||||||
IV четверть (29 ч) | ||||||||||||||||||
108 | 04.04 | Разные стихи о животных. Г. Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи». | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-конкурс | находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Разные стихи о животных | Запись «Звуки природы» | ||||||||||||
109 | 05.04 | Разные стихи о животных. Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик». | Урок-мастерская по решению частных задач; -урок-викторина | -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Разные стихи о животных | Запись «Звуки природы» | ||||||||||||
110 | 06.04 | Авторские считалки. | Игра по решению частных задач; -урок- игра | -выразительно читать и пересказывать текст; | Разные стихи о животных | Тренажёр по развититю речи | ||||||||||||
111 | 07.04 | О чём говорят считалки? Б. Заходер «Считалия». | Урок-мастерская по решению частных задач; -урок - игра | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | Изученный материал раздела № 4 | СД «Колыбельные песни» | ||||||||||||
112 | 11.04 | Обобщение по разделу V. Колыбельные русских поэтов. | Урок-мастерская по решению частных задач; -урок - конкурс | преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Изученный материал раздела № 4 | Тетрадь для проверочных работ | ||||||||||||
113 | 12.04 | Проверочная работа № 5. | Урок развивающего контроля; -урок-тест | -сам. выполнение проверочной работы | Изученный материал раздела № 4 | Дополнительная литература | ||||||||||||
114 | 13.04 | Сочиняем считалку. | Урок-мастерская по решению частных задач; -урок-фантазия | выразительно читать и пересказывать текст; | О чём говорят считалки? Б. Заходер «Считалия». | Дополнительная литература | ||||||||||||
115 | 14.04 | Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки. | Урок развития речи | -задавать вопросы, экспериментировать | -как презентовать свою работу | Личностные: -проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -задавать вопросы, экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); -определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; -осознанно читать вслух и «про себя» -выполнять различные роли (лидера исполнителя). Регулятивные УУД: -умеет организовать своё рабочее место; -сопоставляет свою работу с образцом; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; | Книги, прочитанные детьми самостоятельно | |||||||||||
Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (21ч). | ||||||||||||||||||
116 | 18.04 | Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | Урок открытия нового знания; -урок-фантазия | – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | -рассказы о писателе | КП «Жизнь и творчеств поэта» | ||||||||||||
117 | 19.04 | Чего не могут взрослые? А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-часть) | Урок мастерской по решению частных задач; -урок добра | учиться работать по предложенному учителем плану. | Г.Горбовский «Розовый слон» | Портрет писателя | ||||||||||||
118 | 20.04 | А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Урок закрепления и отработки умений; -урок добра | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Чего не могут взрослые? А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-часть) | кроссворд | ||||||||||||
119 | 21.04 | А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Урок закрепления и отработки умений | -задавать вопросы, экспериментировать | А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-часть) | ЭОР | ||||||||||||
120 | 22.04 | А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»(Обобщение) | Урок закрепления и отработки умений -урок-викторина | -задавать вопросы, экспериментировать | А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-часть) | КП «Добро всегда побеждает» | ||||||||||||
121 | 25.04 | Секрет счастья. Дж. Родари «Солнце и туча». | Урок отработки способа в решении частных задач; -урок-практикум | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | Основная мысль «Маленького принца» | ЭОР | ||||||||||||
122 | 26.04 | Мечты о чудесах. Дж. Родари «Как Алиса в море побывала», В. Орлов «Я рисую море» | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | -сам. выполнение теста и проверка техники чтения | Сформированность УУД | КП «Творчество Джанни Родари» | ||||||||||||
123 | 27.04 | Итоговая комплексная работа за курс 2-го класса | Урок развивающего контроля; -урок-контроль | преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Секрет счастья. Дж. Родари «Солнце и туча». | |||||||||||||
124 | 28.04 | Чудеса вокруг нас. В. Берестов «Честное гусеничное». | Урок практической работы по решению частных задач; -урок-практикум | -сам. выполнение теста и проверка техники чтения | Сформированность УУД | Тестовая работа | ||||||||||||
125 | 03.05 | Сказки В. Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка». | Урок закрепления и отработки умений; урок-практикум | подробно пересказывать небольшие тексты. | -план пересказа | Кроссвор ды КП – «Об авторе» | ||||||||||||
126 | 04.05 | Промежуточная аттестация за курс 2-го класса I этап: проверка техники чтения. | Урок контроля | Уровень сформированности личностных и метапредметных результатов | Умение правильно читать | Тексты для проверки техники чтения | ||||||||||||
127 | 05.05 | Промежуточная аттестация за курс 2-го класса II этап: тестовая работа с текстом. | Урок контроля | Уровень сформированности личностных и метапредметных результатов | Умение работать с текстом | тесты | ||||||||||||
128 | 11.05 | Музыкальные сказки Г. Цыферова «Град», «Про чудака лягушонка». | Урок мастерской по решению частных задач; -урок-практикум | - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Дополнительные сведения о Хмельницком | Аудиосказки Г. Цыферова | ||||||||||||
129 | 12.05 | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова «Куда лето прячется», «Одуванчики». | Урок мастерской по решению частных задач; -урок-практикум | -работа в группах: чтение по ролям | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова «Куда лето прячется», «Одуванчики». | |||||||||||||
130 | 13.05 | Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный». | Игра по решению частных задач; -урок-игра | выразительно читать и пересказывать текст; | Музыкальные сказки Г. Цыферова | ЭОР Портрет писателя | ||||||||||||
131 | 17.05 | Сказки-игры Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки». | Урок закрепления и отработки умений.; -урок-практикум | выразительно читать и пересказывать текст; | Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный». | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
132 | 18.05 | Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева. | Урок закрепления и отработки умений -урок-игра | Эмоцио нально «прожи вать» текст, выражать свои эмоции | Уроки творчества Дж. Родари. | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
133 | 19.05 | Весёлые стихи. М. Бородницкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это - нет! | Урок закрепления и отработки умений -урок-практикум | находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | Весёлые стихи | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь | ||||||||||||
134 | 20.05 | Какая душа у поэта? Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце» | Урок закрепления и отработки умений -урок-практикум | выразительно читать и пересказывать текст; | Весёлые стихи.
| |||||||||||||
135 | 23.05 | Обобщение и систематизация знаний по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» | Урок рефлексии; -урок - тестирование | -работа в командах | -изученный теоретический практический материал | Дидактический материал | ||||||||||||
136 | 24.05 | Урок-отчёт «По дорогам сказок». Летние рекомендации по оформлению читательского дневника. | Урок рефлексии; -урок-КВН | Фронтальный опрос | Изученные сказки за учебный год | ЭОР Портрет писателя Рабочая тетрадь |
3. Содержание учебного предмета.
136 ч (4 часа в неделю)
Повторение (3 ч.)
«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (31 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (15 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (22 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо» (21 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
4. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения литературного чтения.
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- принятие образца «хорошего ученика»;
- положительная школьная мотивация на основе внешних и учебно-познавательных мотивов;
- стремление к устойчивым учебно-познавательным интересам;
- чувства гордости за свою семью, малую Родину;
- приобщение к правилам здорового образа жизни и выполнение элементарных правил;
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия под руководством учителя в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг;
- понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; - наблюдать и делать выводы наблюдать и делать выводы;
- задавать вопросы;
- с помощью учителя использовать речь для регуляции своего действия.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под- ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Предметные результаты, запланированные в ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».
Виды речевой и читательской деятельности |
- значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; |
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; |
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; |
- отвечать на вопросы; |
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; |
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста в виде пересказа (полного, краткого); |
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста. |
Круг детского чтения |
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению; |
- с помощью взрослого целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; |
- с помощью взрослых составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; |
- с помощью взрослых пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. |
Литературоведческая пропедевтика |
Выпускник научится: - сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; |
- различать фольклорные формы: сказки, загадки, пословицы). |
Творческая деятельность |
- читать по ролям литературное произведение; |
- с помощью учителя создавать текст на основе серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Учебник «Маленькая дверь в большой мир» в двух частях, 2 класс. – М.: Баласс, 2012 г.;
2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. – М.: Баласс, 2012 г.;
3. Р.Н.Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.:БАЛАСС, 2010 г.
4. Комплект портретов писателей и поэтов;
5. Самостоятельно разработанные презентации к отдельным урокам
6. Список литературы (основной и дополнительной).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Основная образовательная программа общего начального образования на 2015-2019 гг МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Колокольцовка калининского района Саратовской области»;
- Образовательная система « Школа 2100». – М.: Баласс, 2011 г.;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Программа по литературному чтению. – М.: Баласс, 2011 г.
Для учителей: Р.Н.Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.:БАЛАСС, 2010 г.
Технические средства обучения: -компьютер;
-диск «Тренажёр по литературному чтению для младшего школьника»;
-компьютерные презентации:
Интернет-ресурсы:
-сайт «Образовательная школа 2100»;
-«Открытый класс»;
-«Proшколу.ru»;
-«Про уроки»: Приложение.
- Темы проектов:
- «Сочиним сказку»
- «Путешествие в Скороговорию»
- «Мои любимые сказочные герои»
- Кимы с методическими рекомендациями
-по литературному чтению: текущие проверочные и контрольные работы, работы для вводного и предварительного контроля, промежуточной аттестации за курс 2-го класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...