Рабочая программа по литературному чтению в 4 кл "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4a_klass.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена Согласовано Утверждена
на заседании МО с зам. директора директором
Председатель МО по УВР МБОУ «СОШ № 7»
_______/С.И.Бурмистрова ______/ Е.А. Пилюгина _______/ И.В. Строкова
Протокол №______ «____»________20___г. Приказ № ____________
от «__»_______20___г, от «____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса литературного чтения
(4 класс)
по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Литературное чтение».
Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.
Образовательная система «Школа 2100».
Составитель:
С.И.Бурмистрова,
учитель высшей
квалификационной категории
Рузаевка, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.
Цели изучения учебного предмета
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. - Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места в учебном плане школы
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год в 4 классе отведено 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Контрольные работы | Самостоятель ные | Работы по развитию речи | ||
1. | Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света». «Пролог» | 1 | |||
2. | Раздел 1. Любимые книги | 8 | 1 | ||
3. | Раздел 2. У истоков детской литературы | 20 | 2 | 2 | |
4. | Раздел 3.19 в. Путешествие продолжается | 44 | 1 | 2 | 4 |
5. | Раздел 4. Век 20. Новые встречи с новыми друзьями | 62 | 1 | 3 | |
Всего: | 136 | 2 | 8 | 6 |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч)
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (20ч)
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в (44 ч)
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в (62 ч)
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Календарно-тематический план
№ п∕п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Количе ство часов | Дата проведения занятия | |
Плани-руемая | Факти- ческая | ||||
1 | Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света». «Пролог» | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания. | 1 | ||
Раздел 1. Любимые книги | 8 | ||||
2 | Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» | 1 | |||
3 | Е Велтистов «Приключения Электроника» Глава 1 (части 1 и 2) | 1 | |||
4 | Е Велтистов «Приключения Электроника» Глава 1 (часть 3) | 1 | |||
5 | Е Велтистов «Приключения Электроника» Глава 1 (часть 4) | 1 | |||
6 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | 1 | |||
7 | Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 | 1 | |||
8 | Проверка техники чтения (входная) | 1 | |||
9 | Р/р Что такое детская литература? Сочинение о любимом детском писателе. | 1 | |||
Раздел 2. У истоков детской литературы | 20 | ||||
10 | Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Году- нов», Н.Кончалов- ская «В монастырской келье узкой…» | 1 | |||
11 | Повесть временных лет», «Расселение славян» | 1 | |||
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 | |||
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | 1 | |||
14 | «Поучение Владимира Мономаха детям | 1 | |||
15 | Путешествие 1. 17в. Справщик Савватий – первый детский поэт | Чтение. Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. | 1 | ||
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | |||
17 | Обобщение по разделу. | 1 | |||
18 | Проверочная работа №2 | 1 | |||
19 | Вн. чтение. Книги о детях. | 1 | |||
20 | Путешествие 2. Конец 18 в. «Детские годы Багрова-внука» (гл. 1) | 1 | |||
21 | С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (гл.2-3) | 1 | |||
22 | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова» | 1 | |||
23 | Статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | |||
24 | Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | 1 | |||
25 | Детские стихи А.Шишкова Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь» | 1 | |||
26 | Обобщающий урок. | 1 | |||
27 | Проверочная работа №3 | 1 | |||
28 | Вн.чтение Писатели о себе. | 1 | |||
29 | Р/р Сочинение | 1 | |||
Раздел 3.19 в. Путешествие продолжается | 45 | ||||
30 | Путешествие 3. Москва начала 19 в. И.Крылов «Слон и Моська» | 1 | |||
31 | Характерные особенности жанра басни И. Крылова «Квартет» | 1 | |||
32 | Обобщение. Басни И.А.Крылова. | 1 | |||
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка А. Погорельский «Чёрная курица…» (ч.1,2) | 1 | |||
34-35 | А. Погорельский «Чёрная курица…» ( ч.3,4) | 2 | |||
36 | А. Погорельский «Чёрная курица…» (ч.5,6) | Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинениям: определять и анализировать тему, формулировать | 1 | ||
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.1-3) | 1 | |||
38 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.4-6) | 1 | |||
39 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.7-9) | 1 | |||
40-42 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.10-15) | 3 | |||
43 | Вн. чтение А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». | 1 | |||
44 | В.Жуковский «Спящая царевна» | 1 | |||
45 | Литературные сказки Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского. | ||||
46 | В.Даль «Война грибов с ягодами» | 1 | |||
47 | Р∕р Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю) | 1 | |||
48 | А. Ишимова «Славяне» | 1 | |||
49 | Обобщение. Проверочная работа № 4 | 1 | |||
50 | Вн. чтение. «Вчера и сегодня». ( Книги о родном городе, его прошлом и настоящем) | замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | |||
51-52 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | 2 | |||
53 | Поэты 19 века о природе. Стихи А.Толстого, А Плещеева | ||||
54 | Стихи А. Майкова, Ф.Тютчева о природе. | 1 | |||
55-56 | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 2 | |||
57 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | |||
58 | Л.Толстой «Два брата» | 1 | |||
59 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» | 1 | |||
60 | Практикум. «Учусь читать художественную прозу». | 1 | |||
61 | К.Ушинский «Столица и губернский город» | 1 | |||
62 | К.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» | 1 | |||
63 | К.Ушинский «Наше Отечество» | Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | 1 | ||
64 | Р/р Сочинение в форме путевого очерка. | 1 | |||
65 | К.Ушинский «Жалобы зайки» Р/р Сочинение-подражание К. Ушинскому | 1 | |||
66 | А.Куприн «Слон» (ч.1-3) | 1 | |||
67 | А.Куприн «Слон» (ч.4-5) | 1 | |||
68 | А.Куприн «Слон» (ч.6) | 1 | |||
69-70 | Обобщение. Проверочная работа № 5 | 1 | |||
71 | Проверка техники чтения за 1 полугодие. | 1 | |||
72- 73 | Вн. чтение Произведения А.П. Чехова для детей. | 2 | |||
74 | Резервные уроки | 1 | |||
Раздел 4. Век 20. Новые встречи со старыми друзьями | 62 | ||||
75 | Путешествие 8 (в библиотеку). Загадка Л.Чарской. | 1 | |||
76 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.8) | 1 | |||
77 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.10, 11) | 1 | |||
78 | Образ Лены Икониной. Обобщение. | 1 | |||
79 | Вн. чтение. Мир детства. | 1 | |||
80 | Путешествие 9. Петроград, 1923 г. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | |||
81 | Б.Житков «Николай Исаич Пушкин» | 1 | |||
82 | К.Чуковский «Телефон» | 1 | |||
83 | Обэриуты». Стихи Д.Хармса | 1 | |||
84 | Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского | 1 | |||
85 | Вн. чтение. Современные чудаки. | 1 | |||
86 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем» | 1 | |||
87 | Вн.чтение. Современные детские журналы. | 1 | |||
88 | Е. Шварц «Два брата» (гл. 1-4) | 1 | |||
89 | Е. Шварц «Два брата» (гл. 5-8) | 1 | |||
90 | Е. Шварц «Два брата». Обобщение | 1 | |||
91 | Галанов «Пишу на свою тему по-своему». | 1 | |||
92 | А.Толстой «Фофка» | 1 | |||
93 | А.Толстой « Кот сметанный рот» | 1 | |||
94 | М.Пришвин «Изобретатель» | 1 | |||
95 | С.Маршак «Сила жизни» | 1 | |||
96 | Р.Бёрнс «В горах моё сердце» | 1 | |||
97 | Р. Киплинг. «На далёкой Амазонке». | 1 | |||
98 | Обобщение. Провероч- ная работа № 6 | 1 | |||
99 | Вн. чтение. Творцы книг. | 1 | |||
100 | Путешествие 11. 1928 г. Литературный утренник в Сокольниках. Балерина или поэтесса. В. Маяковский «История Власа-лентяя и лоботряса». | 1 | |||
101 | А. Барто «Снегирь» | 1 | |||
102 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим настроением» (ч. 2) | 1 | |||
103 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим настроением» (ч. 3,4) | 1 | |||
104 105 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим настроением». Обобщение Б.Галанов «Как найти город трёх толстяков» | 1 | |||
1 | |||||
106 | Путешествие 12. Дорогие мои мальчишки!» | 1 | |||
107 | Р.Фраерман «Гайдар и дети» | ||||
108 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч.1,2) | 1 | |||
109 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч.3,4) | 1 | |||
110 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч.5). Обобщение | 1 | |||
111 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача» | 1 | |||
112 | В.Драгунский «Что любит Мишка» Вн.чтение. | 1 | |||
113114 | Юмористические рассказы Ю.Сотникова и В. Драгунского. | 2 | |||
115 | Стихи А. Барто. Юмор или сатира. | 1 | |||
116 | Вн. чтение. «Не про меня ли это» Весёлые произведения В Голявкина. | 1 | |||
117 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Б.Заходера, Е.Благининой, Ю.Коринца | 1 | |||
118 | Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира | 1 | |||
119 | Стихи Э.Мошковской, Э.Успенского | 1 | |||
120 | Стихи С.Чёрного, В.Долиной | 1 | |||
121 | Миниатюры Г.Цыферова | 1 | |||
122 | Стихи Н.Матвеевой Вн.чтение.Любимые стихи. | 1 | |||
123 | Практикум «Учусь читать лирический текст» | 1 | |||
124 | Обобщение. Проверочная работа № 7 | 1 | |||
125 | Итоговая проверка техники чтения | 1 | |||
126 | Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 1.2) | 1 | |||
127 | Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 3-5) | 1 | |||
128 | Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 6-8) | 1 | |||
129 | Путешествие 15. Совсем молодые детские писатели. К.Драгунский «Крайний случай» | 1 | |||
130 | К. Драгунский «Ерунда на постном масле» | 1 | |||
131 | Стихи и проза Тома Собакина | 1 | |||
132 | Обобщение. Проверочная работа № 8 | 1 | |||
133 | Проверка техники чтения | 1 | |||
134 | Эпилог. Письмо к читателям. Р/р Письмо к авторам учебника «В океане света» | 1 | |||
135 136 | Вн. чтение. Урок-отчёт «О чём можно, о чём хочется читать» | 2 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд | ||
Авторская программа «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, М. баласс, 2011 г Методические рекомендации «Уроки литературного чтения в 4-м классе», М: Баласс,2011 г. Учебник «Литературное чтение» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М :Баласс, 2013 г. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» 4 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М :Баласс, 2015 г. | Д Д К К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок Репродукции картин и художественные фотографии Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | Д Д Д Д | Кабинет русского языка и литературы Школьная библиотека Кабинет русского языка и литературы |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронный образовательный комплекс на DVD –диск. Литературное чтение 1-4 классы. | Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска Магнитная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор | Д Д Д Д | |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры, викторины. | Ф |
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.
7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.
8.Образовательная система «Школа 2100».Авторская программа «Литературное чтение»
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М. Баласс,2011.
9. Методические рекомендации «Уроки литературного чтения в 4-м классе», М: Баласс,2011 г.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Учебник «Литературное чтение» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М :Баласс, 2013 г.
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» 4 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М :Баласс, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа 2100")
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, учебно-методического комплекса (УМК) «Школ...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс 2100
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....