Рабочая программа по литературному чтению 3 класс пнш
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению с характеристикой деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie_pnsh_3_klass.doc | 100 КБ |
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе авторской программы «Литературное чтение», авторы Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное, значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапреметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием.
2.Общая характеристика учебного предмета
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный
б) репродуктивный
в)проблемный
г)частично-поисковый
д)исследовательский
Формы организации процесса обучения:
· групповая
· фронтальная
· индивидуальная
· уроки самостоятельных работ
· уроки с применением современных педагогических технологий
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения
Формы контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы
- тестовые работы
- проверочные работы с текстами
- диагностические работы
- тематические проверочные работы
3.Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан в 3 классе на 136 часов в год (4 часа в неделю).
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
3 класс (136 ч)
Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.
Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.
Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.
Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Формирование библиографической культуры
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.
Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).
Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.
Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;
бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»;
бурятская сказка «Снег и заяц»;
венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;
индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»;
корейская сказка «Как барсук и куница судились»;
кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;
шведская сказка «По заслугам и расчет»*;
хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;
сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»,
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев;
Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*;
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*;
Японские хокку: Басё, Бусон, Дзесо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А. Пушкин: «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»;
И. Крылов: «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;
Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);
И. Бунин «Листопад»;
К. Бальмонт «Гномы»;
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;
В. Маяковский «Тучкины штучки»;
Проза
А. Куприн «Слон»;
Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»;
К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный воробей».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов: «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*;
Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;
В. Шефнер «Середина марта»;
С. Козлов: «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»;
Д. Дмитриев «Встреча»;
М. Бородицкая «На контрольной»;
Э. Мошковская: «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек»*, «Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;
Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»;
Л. Пантелеев «Честное слово»;
Б. Житков «Как я ловил человечков»;
Саша Черный «Дневник фокса Микки»;
Н. Тэффи «Преступник»;
Н. Носов «Мишкина каша»*;
Б. Заходер «История гусеницы»;
В. Драгунский: «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;
Ю. Коваль: «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*;
С. Козлов: «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «звуки и голоса»*;
К. Чуковский «От двух до пяти»;
Л. Каминский «Сочинение»;
И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Поэзия
В. Лунин: «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;
Д. Дмитриев «Встреча»*;
Л. Яковлев «Для Лены»;
М. Яснов: «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке»*; «Мы и птицы»*;
Г. Остер «Вредные советы»;
Проза
Тим. Собакин: «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;
Маша Вайсман: «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;
Т. Пономарева: «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «Помощь»;
О. Кургузов «Мальчик-папа»*;
С. Махотин «Самый маленький»*;
А. Иванов «Как Хома картины собирал»*.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
3 класс
- Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе) Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях Детские книги разного типа из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Д Ф Д/К Д/К/П Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Интерактивная доска. Персональный компьютер, компьютеры для учащихся Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, ксерокс, документ - камера | Д Д/К Д Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д |
7.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности. | Дата | Коррекция | |
Учимся наблюдать и копим впечатления (26 часов) | |||||
1. | Сергей Козлов "Июль". Поход в «Музейный Дом». А. Герасимов «После дождя». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают с элементами книги: содержательностью обложки книги и детского журнала, рубрикой детских журналов, страницей «Содержание», иллюстрацией. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний | 2.09 | ||
2. | Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"". Поход в «Музейный Дом». М Шагал «окно в сад». | Читают вслух и про себя. Работают с элементами книги: содержательностью обложки книги и детского журнала, рубрикой детских журналов, страницей «Содержание», иллюстрацией. Учатся различать жанровые особенности произведений. Работают с толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 03.04. 09 | ||
3. | Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…". | Аудирование. Читают вслух и про себя, работают с текстом художественного произведения. Знакомятся с культурой речевого общения. Узнают особенности стихотворного произведения (ритм, рифма), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. | 04.09. | ||
4. | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" | Аудирование, Читают вслух и про себя, работают с текстом художественного произведения. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, | 05.09 | ||
5. | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…". Сравнение. | Аудирование, Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Работают с разными видами текста, | 09.09 | ||
6. | Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё ("сравнение", "олицетворение", "контраст"). | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текстов разных видов. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 10.09 | ||
7. | Н. Матвеева "Гуси на снегу". Поход в «Музейный Дом» И.Грабарь «Мартовский снег». | Аудирование, Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 11.09 | ||
8. | Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. | 12.09 | ||
9. | С. Козлов "Сентябрь","Как оттенить тишину". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Учатся называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе; рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою. Работают с Толковым словарем. Читают по ролям, инсценируют отрывки произведения. | 16.09 | ||
10-11. | Иван Бунин "Листопад". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.). Учатся находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор). Выделяют существенную информацию из текста. Работают с Толковым словарем. | 17.09 18.09 | ||
12. | Записная книжка Кости Погодина. | Составляют сборник избранных произведений любимого писателя или поэта. Делают самостоятельный выбор книги и определяют содержание книги по ее элементам. Пишут письмо в научный клуб младшего школьника «Ключ и заря». | 19.09 | ||
13. | А. Пушкин «Зимнее утро» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Выражают собственное отношение к произведению в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 23.09 | ||
14. | Валентин Берестов "Большой мороз," Поход в «Музейный Дом». Ван Гог «Ботинки». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 24.09 | ||
15. | Валентин Берестов "Плащ". Поход в «Музейный Дом». Ван Гог « Отдых после работы». | Аудирование, Читают вслух и про себя. Учатся пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 25.09 | ||
16. | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 26.09 | ||
17. | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Повторяют жанровые особенности сказки, определяют литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 30.09 | ||
18.-19. | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", Поход в «Музейный Дом». В. Поленов «Заросший пруд». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему. Находят и различают средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, повтор. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 01.10 02.10 | ||
20. | Настроение героя. Хокку Ранрана. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи. определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений | 03.10 | ||
21-22. | В.Берестов «Первый листопад», В. Лунин «Идем в лучах зари». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Находят и различают средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола звукопись, контраст, повтор. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 07.10 08.10 | ||
23.-24. | В.Лунин «Ливень». В.Берестов «Отражение», «Урок листопада». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Находят и различают средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола звукопись, контраст; повтор. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 09.10 10.10 | ||
25. | А.Иванов «Как Хома картины собирал». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 14.10 | ||
26. | Поход в Музейный Дом. Выставка рисунков. В.Попков «С санками». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 15.10 | ||
Постигаем секреты сравнения ( 16 часов) | |||||
27. | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; определять характер и настроение героя произведения; работать с иллюстрацией. Помещают изучаемую сказку на простейшую ленту времени; обнаруживают «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 16.10 | ||
28. | Африканская сказка «Гиена и черепаха». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Работают с толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 17.10 | ||
29. | Алтайская сказка «Нарядный бурундук». | Аудирование, Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.). Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 21.10 | ||
30. | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Работают с Толковым словарем. Составляют ленту времени. | 22.10 | ||
31. | Корейская сказка «Как барсук и куница судились». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, мысль текста рассказывают о любимом литературном герое, выявляют авторское отношение к герою, характеризуют героев произведений, сравнивают характеры героев разных произведений. Работают с Толковым, Фразеологическим словарями. | 23.10 | ||
32. | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся определять идею произведения, делить текст на смысловые части. Анализируют мнение Маши и Миши, подтверждают свои ответы строчками из текста. Участвуют в диалоге о прочитанном. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Работают с Толковым словарем. | 24.10 | ||
33.- 34. | Индийская сказка «Золотая рыба». Чем похожи «бродячие» сказочные истории? | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, мысль текста рассказывают о любимом литературном герое; выявляют авторское отношение к герою; характеризуют героев произведений, сравнивают характеры героев разных произведений. Работают с Толковым, Фразеологическим словарями. Помещают изучаемую сказку на простейшую ленту времени; обнаруживают «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. | 28.10 29.10 | ||
35. – 36. | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Работают с Толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Составляют ленту времени. | 30.10 31.10 | ||
37. | Индийская сказка «Хитрый шакал» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое, выявляют авторское отношение к герою; характеризуют героев произведений, сравнивают характеры героев разных произведений. Работают с Толковым, Фразеологическим словарями. | 11.11 | ||
38. | Сборник «Сказки народов мира». | Составляют собственный сборник «Сказки народов мира». Делают самостоятельный выбор книги и определяют содержание книги по ее элементам. Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают с разными видами текста. Овладевают основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текстов. | 12.11 | ||
39. | Бурятская сказка "Снег и заяц" | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое, выявляют авторское отношение к герою, характеризуют героев произведений,сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 13.11 | ||
40. | Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Овладевают основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текстов. Работают с Толковым словарем. Составляют ленту времени. | 14.11 | ||
41. | Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Д. Дмитриев «Встреча». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Работают с Толковым словарем. Составляют ленту времени. | 18.11 | ||
42. | Шведская сказка «По заслугам расчет». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое, характеризуют героев произведений, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 19.11 | ||
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (18 часов) | |||||
43. – 44. | Новелла Матвеева «Картофельные олени» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текста. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 20.11 21.11 | ||
45. | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Овладевают основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текстов. Работают с Толковым словарем. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 25.11 | ||
46. | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки» отрывок «Осенний кавардак». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое; выявляют авторское отношение к герою, характеризуют героев произведений, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 26.11 | ||
47. | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки». Отрывок « Я один». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 27.11 | ||
48. | Татьяна Пономарёва «Автобус». | Аудирование, Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.). Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 28.11 | ||
49. | Татьяна Пономарёва «В шкафу». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текстов разных видов. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 02.12 | ||
50. | Эмма Мошковская «Вода в колодце». Поход в Музейный Дом. П. Филонов «Нарвские ворота». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.. | 03.12 | ||
51. | Герой – выдумщик. Борис Житков «Как я ловил человечков». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 04.12 | ||
52. | Изобретательность главного героя. Борис Житков «Как я ловил человечков». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 05.12 | ||
53. | Тим Собакин «Игра в птиц». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Учатся определять жанр произведения; анализировать выдумки героя; определять отношения героев в произведении; понимать мнение людей. Читают выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражают собственное отношение к тексту в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Работа с фразеологическим словарем. | 09.12 | ||
54. -55. | Константин Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный Дом. В.Кандинский «Двое на лошади». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 10.12 11.12 | ||
56.- 57. | М.Яснов «Мы и птицы», Э Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Работают над выразительностью чтения стихотворения. | 12.12 16.12 | ||
58. | С. Козлов « Звуки и голоса». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование. Сравнивают точки зрения разных героев стихотворения, объясняют название произведения. Читают произведение по цепочке. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 17.12 | ||
59. -60. | О.Кургузов «Мальчик – папа». Поход в Музейный Дом. М. Шагал « крылатая лошадь». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают художественное произведение по ролям и по цепочке. Сравнивают точки зрения разных героев, объясняют название произведения. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.. | 18.12 19.12 | ||
Учимся любить (10 часов) | |||||
61.- 62. | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды». Поход в Музейный Дом. А. Куинжи «Лунная ночь на Днепре». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Работают над выразительностью чтения стихотворения. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». | 23.12 24.12 | ||
63. | Мария Вайсман «Лучший друг медуз». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают художественное произведение по ролям и по цепочке. Выявляют авторское отношение к герою. Дают характеристику героем произведений, сравнивают характеры героев . Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 25.12 | ||
64. -65. | Александр Куприн «Слон». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Делят текст на смысловые части. Сравнивают точки зрения разных героев стихотворения, объясняют название произведения. Читают произведение по цепочке. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Работают с Толковым словарем. | 26.12 13.01 | ||
66. | Константин Паустовский "Заячьи лапы" | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой. Оформляют свои впечатления (отзывы) в устной речи. Работают с Толковым словарем. | 14.01 | ||
67. | Сергей Козлов «Если меня совсем нет». | . Аудирование. Читают вслух и про себя. Выявляют авторское отношение к герою, характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев произведения. Рассматривают иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Слушают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 15.01 | ||
68. | Сергей Козлов «Если меня совсем нет» Поход в Музейный Дом. О.Ренуар «Портрет Жанны Самари». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Читают художественное произведение по ролям и по цепочке. Сравнивают точки зрения разных героев, объясняют название произведения. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 16.01 | ||
69. | Э.Мошковская «Когда я уезжаю». В.Драгунский «Кот в сапогах». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся основам смыслового чтения художественных текстов. Выделяют существенную информацию из текстов разных видов. Строят речевое высказывание в устной форме. | 20.01 | ||
70. | Тим Собакин « Самая большая драгоценность». Э. Мошковская « Нужен он…». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. | 21.01 | ||
Набираемся житейской мудрости (14 ч.) | |||||
71. -72. | Жанр басни. Эзоп «Соловей и Ястреб», «Рыбак и рыбешка». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; находить мораль в басне. Читают выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 22.01 23.01 | ||
73. | Двухчленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и Лев» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Выделяют существенную информацию из разных текстов. | 27.01 | ||
74. | Эзоп «Ворон и лисица», Иван Крылов «Ворона и лисица». Контраст в описании внешности. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Анализируют поведение и характер героев. Подбирают пословицы к иллюстрациям. Совершенствуют умение определять, какому герою принадлежат данные слова. Находят сходство басни с пословицей. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 28.01 | ||
75. – 76. | Эзоп «Лисица и виноград», Иван Крылов Лисица и виноград". Иллюстрация В.Серова. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 29.01 30.01 | ||
77. | Иван Крылов "Квартет" Иллюстрация В.Серова. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Анализируют поведение и характер героев. Подбирают пословицы к иллюстрациям. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 03.02 | ||
78. | Иван Крылов «Лебедь, рак и щука». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Делят басню на части, подтверждать свое мнение строчками из текста. Составляют ленту времени. | 04.02 | ||
79. | Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовой сказки. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Объясняют значение морали в басне. | 05.02 | ||
80. . | Ж. Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях». Поход в Музейный Дом. Иллюстрация В.Серова.Ж. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Анализируют поведение и характер героев. Подбирают пословицы к басне. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 06.02 | ||
81 -82. | Лафонтен «Волк и Журавль». Поход в Музейный Дом. Иллюстрация В.Серова. | Аудирование. Читают вслух и про себя. Подбирают пословицы к иллюстрациям. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 10.02 11.02 | ||
83. -84. | И.Крылов «Волк и Журавль». Индийская сказка « О радже и птичке». | Аудирование, Читают вслух и про себя. Работают над различением жанровых особенностей произведений (сказка, басня, пословица). Находят литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 12.02 13.02 | ||
Продолжаем разгадывать секреты смешного (11 ч.) | |||||
85. | Леонид Каминский "Сочинение". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Инсценируют крупные диалоговые фрагменты литературного текста. Анализируют поведение и характер героев. Подбирают пословицы к иллюстрациям. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 17.02 | ||
86. | Ирина Пивоварова "Сочинение". Отрывок из книги « О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка) Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 18.02 | ||
87. -88. | Марина Бородицкая "На контрольной". Л. Яковлев "Для Лены". М. Яснов «Подходящий угол». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений | 19.02 20.02 | ||
89.-90. | Надежда Тэффи «Преступник» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка) Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 24.02 25.02 | ||
91. | К.Чуковский « От двух до пяти». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с Толковым словарем. Выделяют существенную информацию из текста. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 26.02 | ||
92 | В.Драгунский «Ровно 25 кило», | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое; выявляют авторское отношение к герою; характеризуют героев произведений; сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 27.02 | ||
93 | Н.Носов «Мишкина каша». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Выделяют главного героя; осмысливают мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения. Открывают секреты смешного, различают композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений). Делят текст на смысловые части. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений. | 03.03 | ||
94. | М.Вайсман «Приставочка моя любименькая» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Строят речевое высказывание в устной форме. | 04.03 | ||
95 | Т.Кочиев «Такая яблоня». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 05.03 | ||
Как рождается герой (20 ч.) | |||||
96. | Что характерно для сказочного героя. Борис Заходер "История гусеницы". Ю. Мориц «Жора Кошкин». | Читают художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование. Анализируют характер героя, устанавливают связь между названием и содержанием произведения. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Высказывают оценочные суждения о героях прочитанных произведений | 06.03 | ||
97. | Борис Заходер "История гусеницы" Л.Яхнин «Лесные жуки». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Анализируют характер героя, устанавливают связь между названием и содержанием произведения. Делят текст на смысловые части, придумывают название каждой части текста. Выражают свое отношение к герою и его поступкам. | 10.03 | ||
98. - 99. | Что характерно для сказочного героя. Борис Заходер "История гусеницы" | Аудирование. Читают вслух и про себя. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Читают по ролям, инсценируют отдельные фрагменты. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. | 11.03 12.03 | ||
100. -101. | Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке". Поход в Музейный дом. С. Жуковский «Плотина». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Выявляют авторское отношение к герою, характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев произведения. Рассматривают иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Слушают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 13.03 17.03 | ||
102. -104. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". | Аудирование. Читают вслух и про себя. Делят текст на смысловые части, объясняют поведение героя, опираясь на выделенные слова, оценивают и дают характеристику героев произведения и их поступкам. Читают выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 18.03 19.03 20.03 | ||
106.- 107. | Леонид Пантелеев «Честное слово» | Аудирование. Читают вслух и про себя. Делят текст на смысловые части, объясняют поведение героя, опираясь на выделенные слова, оценивают и дают характеристику героев произведения и их поступкам. Читают выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Выражают свое отношение к герою и его поступкам. | 31.03 - 01.04 | ||
108. | Поход в Музейный дом. Огюст Ренуар «Девочка с лейкой». Слушаем музыку С. Прокофьева. | Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.. Составляют устное сочинение по плану. | 02.04 03.04 | ||
109. | Николай Некрасов «На Волге». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Выражают собственное отношение в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | 07.04 | ||
110. | Николай Некрасов «На Волге». Поход а Музейный Дом. А.Мещерский «У лесного озера». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 08.04 | ||
111.-112. | С.Махотин «Самый маленький». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют особенности стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), литературные приемы (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работают с толковым словарем. | 09.04 10.04 | ||
113.-114. | Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Учатся различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования. Устно выражают свое отношение к содержанию прочитанного. Выбирают интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. | 14.04 15.04 | ||
115.-116 | А.Пушкин «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Выделяют существенную информацию из текста, строят речевое высказывание в устной форме. Выбирают интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. | 16.04 17.04 | ||
Сравниваем прошлое и настоящее ( 20 часов) | |||||
117. | Поход в Музейный Дом Б. Кустодиев « Масленица». | Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.. Составляют устное сочинение по плану. | 21.04 | ||
118.- 119. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | Аудирование. Читают вслух и про себя. Делят текст на смысловые части, объясняют поведение героя, опираясь на выделенные слова, оценивают и дают характеристику героев произведения и их поступкам. Читают выразительно прозаическое произведение на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Выражают свое отношение к герою и его поступкам. | 22.04 23.04 | ||
120. | Поход в Музейный Дом. Иллюстрации В. Боровиковского, З.Серебряковой. Слушаем музыку С.Прокофьева. | Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Составляют устное сочинение по плану. | 24.04 | ||
121.-122. | Александр Пушкин "Цветок" | Аудирование. Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.). Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 28.04 29.04 | ||
123. -124 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Отрывок «Телеграмма». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассказывают о любимом литературном герое, выявляют авторское отношение к герою; характеризуют героев произведений; сравнивают характеры героев разных произведений. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 30.04 04.05 | ||
125 - 126. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Отрывок «Дорога к отцу». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Делят текст на смысловые части, объясняют поведение героя, опираясь на выделенные слова, оценивают и дают характеристику героев произведения и их поступкам. Читают выразительно прозаическое произведение на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Выражают свое отношение к героям и их поступкам. | 05.05 06.05 | ||
127 -128. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Отрывок «Вот и приехали». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 07.05 08.05 | ||
129. -130 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Отрывок «Одни в лесной сторожке». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Анализируют характеры героев, устанавливают связь между названием и содержанием произведения. Делят текст на смысловые части, придумывают название каждой части текста. Выражают свое отношение к героям и их поступкам. | 12.05 13.05 | ||
131. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Отрывок «Вот оно – счастье!». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Объясняют название части, анализируют внутренний мир героев. Составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 14.05 | ||
132. | Поход в Музейный Дом. К. Юон «Весенний солнечный день.Сергиев Посад». | Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Составляют устное сочинение по плану. | 15.05 | ||
133. | Ю Коваль «Под соснами». Поход в Музейный Дом. В.Попков «Интерьер с Фикусами», «Семейные фотрграфии». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.). Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Рассматривают репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом». Прослушивают музыкальные произведения и сравнивают их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | 19.05 | ||
134.- 135. | К. Паустовский «Стальное колечко». | Аудирование. Читают вслух и про себя. Различают жанровые особенности произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.). Определяют связь названия с темой текста, с мыслью текста. Характеризуют героев произведения, сравнивают характеры героев. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 20.05 21.05 | ||
136. | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Знакомятся с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Пишут письмо в научный клуб младшего школьника «Ключ и заря». Составляют сборник избранных произведений любимого писателя или поэта. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...