Материалы для внеклассного чтения "Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы"
методическая разработка по чтению (1,2,3,4 класс) по теме
Материал для уроков внеклассного чтения в 1-4 классах включает беседы с вопросами, играми и заданиями по прочитанным произведениям: А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», В. Одоевский «Городок в табакерке», Ю. Олеша «Три Толстяка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Е. Велтистов «Миллион и один день каникул», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», П. Ершов «Конек-горбунок», В. Гаршин «Сказка о жабе и розе», Братья Гримм «Храбрый портняжка», Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Русалочка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_skazki_klassicheskoy_russkoy_i_zarubezhnoy_literoatury_.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Материал для уроков внеклассного чтения» Галкина В.М.
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Беседа по прочитанному.
– Охарактеризуйте главного героя повести.
– Почему испугался Алеша ночью? Какие волшебные превращения случились в комнате Алеши?
– Найдите в тексте и зачитайте, куда попал Алеша. Как Чернушка справилась с рыцарями?
– Зачитайте диалог Алеши и Чернушки, произошедший следующей ночью. Какие опасности подстерегали путешественников по подземному царству? Кем оказалась в подземном царстве обычная курица? Какое желание загадал Алеша?
– Расскажите об условии, которое поставил король Алеше. Как вы думаете, наказал ли король мальчика, подарив ему конопляное семечко с таким условием, или дальновидно помог ему?
Как вы считаете, изменился ли характер мальчика после исполнения желания?
– Расскажите, что необычного, сказочного увидел Алеша, когда был в гостях у подземных жителей.
– Попробуйте раскрыть смысл названия произведения «Черная курица, или Подземные жители».
Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
В. Одоевский. «Городок в табакерке»
Чтение и анализ произведения.
Учитель. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда Одоевскому исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошла и сказка «Городок в табакерке».
– Прочитайте научно-познавательную сказку. Объясните, что такое табакерка. (Это шкатулка, где хранят табак.)
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто из вас предполагал с самого начала, что все это происходит во сне? Как вы догадались?
– Что вам особенно запомнилось?
– Найдите в тексте и зачитайте сказочное описание городка. Понравилось ли Мише в городе?
– Бывает ли вам скучно играть в игрушки? Когда такое случается?
– Как автор сумел нам показать, что Миша – очень воспитанный мальчик?
– Какие уроки вынес для себя Миша, а вместе с ним и мы с вами, из беседы с мальчиком-колокольчиком и из путешествия по городу Динь-Динь?
– Это произведение написано в 1834 году, то есть в ХIХ веке. Подумайте, потеряло ли оно значение в наши дни? (Нет, потому что это классика.)
– Помогла ли нам сказка узнать реальное устройство музыкальной шкатулки?
Творческая работа.
Попробуйте сочинить свою сказку о путешествии в какую-нибудь заводную игрушку.
Ю. Олеша. «Три Толстяка»
Чтение и анализ произведения.
Учитель. Юрий Олеша – не только художник слова, но и художник звука. У него все работает на создание образа.
– Подумайте, что помогло вам увидеть сказочные образы так ярко? (Язык, которым написана книга. Он очень красочный, образный. Все эпизоды описаны детально, насыщены цветом.)
– С какими персонажами вы познакомились во время чтения этого произведения?
– Какое событие происходит в сказке? (Революция.)
– Подумайте, случайно ли появляется во дворце живая кукла?
– Зачитайте, как выглядела кукла Суок.
– Что скажете о характере Суок?
– Что говорили о ней зрители, простые обыватели?
– Почему сановнику показалась странной песня девочки-куклы?
– Перечислите имена отрицательных персонажей сказки. (Три Толстяка и их окружение.)
Ролевое чтение.
– Выберите из текста отрывки, которые характеризуют Толстяков и доктора Гаспара.
– Какие «простые высокие истины» хотел внушить своим читателям Ю. Олеша? (Автор показывает в сказке добро и взаимопомощь, товарищество и самопожертвование.)
– Понравилась ли вам сказка? Обоснуйте свой ответ.
– Как вы думаете, получилась ли у Ю. Олеши яркая, праздничная, населенная храбрыми, честными, веселыми героями революционная сказка?
Творческая работа.
Нарисовать иллюстрации к книге (по выбору учащихся).
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»
Беседа по прочитанному.
– Герои сказки, как вы помните, стремились к великому волшебнику Гудвину, чтобы он исполнил их желания. Однако таинственный волшебник оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же они остались удовлетворены этим посещением? Что открыл им Великий Гудвин?
– Почему из всех испытаний герои вышли победителями? Что помогло им?
– Когда друзья спасли Элли от людоеда, она назвала их самоотверженными. Как вы понимаете это слово? Каких душевных качеств оно требует от человека? Обладали ли ими герои сказки?
– Какую услугу оказали им ум, сердце и сила?
– Как бы вы рассудили диалог героев? Страшила говорит: «Когда нет мозгов, тогда и сердце ни к чему», а у Железного Дровосека свое мнение: «Мозги не делают человека счастливым. Мы – за сердце». Кто из них прав?
– Представьте себе, что вы находитесь в положении Гудвина и не можете прибегнуть к волшебству, чтобы помочь кому-либо. Какие полезные советы вы дали бы тем, кто не уверен в своих силах? Аргументируйте свой ответ.
– Почему Элли, которая так рвалась домой, громко зарыдала, когда эта возможность открылась ей? Почему она в конце своего путешествия ничуть не пожалела, что злая Гингема унесла ее в волшебную страну? Чем обогатило ее это путешествие?
– Почему Элли не печалилась из-за того, что волшебные башмачки потерялись у нее во время возвращения домой?
Как вам известно, Элли, когда выросла, стала учительницей. Какие свойства души, по вашему мнению, помогут ей в работе?
И н ф о р м а ц и я д л я у ч и т е л я.
Сказку А. Волкова современные дети любят и читают. Их увлекает сюжет, полный приключений и волшебства. Вместе с героями – Элли, Тотошкой, Страшилой, Железным Дровосеком и Трусливым Львом – читатели попадают в волшебную страну, населенную разнообразными чудесными существами, злыми и добрыми.
Но, следя за сюжетом, дети нередко не замечают главного – душевных качеств героев, их самоотверженности, готовности к взаимовыручке, которые противопоставлены в сказке волшебным силам. Этой идеей сказка А. Волкова отличается от ее американского первоисточника – сказки «Мудрец из страны Оз»; поэтому необходимо акцентировать внимание детей именно на этой особенности сказки А. Волкова.
Е. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
Вступительная беседа.
Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.
Новые открытия наших дней, невероятные обстоятельства сказки двадцатого века дают возможность писателю свободно и легко рассказывать о сложных вещах.
– Расскажите, с чего начинается произведение?
– Зачем и куда летят «Виктория» и «Альфа»?
– О какой дыре идет речь?
– Догадайтесь: «миллион и один день» – сколько это?
– Как звали детей на корабле «Виктория»?
– Что значит «тахис» и на каком языке?
– Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?
– «Куда же девается то, что исчезает?»
– Кого заинтересовала книга Е. Велтистова? Поделитесь своими мыслями.
Рекомендую вам прочитать и другие книги этого автора: «Электроник – мальчик из чемодана», «Рэсси – неуловимый друг», «Гум-гам».
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»
(выборочное чтение)
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу над книгой замечательного детского писателя Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Главные герои этой книги жили в городе с красивым названием. Как назывался этот город? (Цветочный.)
«Жужжащее» чтение.
«Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова, глава 5, со слов: «Незнайка хотел остановить машину…».
Выразительное чтение отрывка.
– Почему незнайка не смог остановить машину?
Инсценировка эпизода.
Дети исполняют сценку «Как Незнайка был художником».
Беседа.
– Почему Гунька не узнал себя на портрете?
– Какой самый главный недостаток Незнайки?
– Посмотрите на доску и закончите фразу: «Он очень хотел чему-нибудь научиться, но…». Проверим по книге. Найдите эту фразу в книге.
Игра «Узнайте героев книги».
1) Он носил бархатную тужурку, а вместо галстука – розовый бантик. (Гусля.)
2) Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахоном». (Тюбик.)
3) Он написал слова песни «В траве сидел кузнечик». (Цветик.)
4) Этот коротышка надевал очки во время работы. (Винтик.)
5) Он сделал самокат для коротышек, он – друг Винтика. (Шпунтик.)
– Чем эти герои занимались? (Гусля, Цветик, Тюбик – искусством. Винтик, Шпунтик – изобретатели.)
Учитель. Гусля, Цветик, Тюбик… У каждого из них есть любимое дело. Вспомним Соломку, которая выводила новые сорта растений. Как трудилась Соломка?
Дети работают с главой 14 «Путешествие по городу».
– С какими трудностями встретилась Соломка при выведении нового сорта арбуза? (В арбузах было сыро спать.)
– Охарактеризуйте Соломку. Какая она? (Терпеливая, трудолюбивая, настойчивая, увлеченная.)
– Прочитайте еще раз запись на доске:
«Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу без всякого труда».
– В этой фразе говорится только о недостатках Незнайки? Или было в нем что-нибудь хорошее?
В ы в о д. «Ищи в книге не буквы, а мысли». «Незнайка очень хотел чему-нибудь научиться». И это уже хорошо. Важно, чтобы в каждом человеке было желание учиться, найти любимое дело. А для этого надо много трудиться и помнить, что «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Вступительная беседа.
Сказки Е. Шварца – добрые и открытые. Это пересказанные сказки Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», Г.-Х. Андерсена: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас».
Евгений Львович Шварц – писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.
Работа со сказкой с опорой на план текста.
П л а н
1. Петя Зубов превращается в старика:
а) Петя в школьной раздевалке;
б) Петя с мамой;
в) Петя из города уходит в лес;
г) Петя вошел в домик.
2. Петя у злых волшебников:
а) дети за столом;
б) Сергей Владимирович и ходики.
3. Поиски детей-старичков:
а) старушка с булочкой;
б) бабушка со скакалкой;
в) старичок катается на трамвайной «колбасе».
Учитель. Перед нами сложный план; таким планом пользоваться для пересказа удобнее, чем простым, он более подробный.
– Подумайте, сказка ли это? Что здесь вымысел, а что могло произойти реально и для чего придумана эта сказка Е. Шварцем?
– Какой эпизод понравился больше всего? Почему?
– Как бы вы искали старичков-школьников?
– Какова главная мысль этой сказки?
П. Ершов. «Конек-горбунок»
Вступительное слово учителя.
П. П. Ершов сочинил сказку «Конек-горбунок» в девятнадцать лет. Существуют свидетельства, что в создании книги принимал участие А. С. Пушкин и даже написал первые четыре строчки, но нельзя сказать, насколько эти сведения достоверны. Известно доподлинно лишь то, что Пушкин с похвалой отзывался о сказке Ершова. «Теперь этот род сочинений можно мне оставить», – писал он, прочитав «Конька-горбунка».
– Как вы думаете, почему так сказал Пушкин?
Беседа по содержанию сказки.
– Как вы понимаете название сказки?
– Почему не конь, а конек? Почему горбунок?
(Конек был ростом в три вершка – то есть приблизительно 13 см, но с аршинными ушами – приблизительно 71 см. Чудеса!)
– Чем занималась семья старика?
– Какое горе у них приключилось?
– Что они придумали?
– Чем закончился дозор младшего сына?
– Кто из героев вам понравился? Почему?
– Где Иван держал своих коней? Что произошло дальше?
– Было ли вам кого-нибудь жалко? Объясните свой ответ.
– Почему царь взял к себе во дворец Ивана?
– Какие еще приключения ждут Ивана?
– Что не могло произойти в настоящей жизни? Что могло бы случиться в реальности?
– Чему учит эта сказка?
– Какой урок вы извлекли для себя?
Творческая работа.
– Попробуйте нарисовать конька-горбунка таким, каким вы его себе представляете.
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
Беседа по прочитанному.
– Почему автор назвал сказку именно так? Могли бы вы придумать другое название?
– Понравилась ли вам сказка?
– Какое впечатление она на вас произвела?
– Сколько сюжетов в этой сказке? (Два сюжета: первый – о розе и жабе, второй – о брате и сестре.)
– Прочитаем каждый сюжет отдельно и проанализируем.
1) Работа с первым сюжетом – «О брате и сестре».
– Кто в этой сюжетной линии главный герой? (Мальчик.)
– О чем мальчик любил читать?
– Что мальчик наблюдал в цветнике?
– Как вы думаете, как к Васе относилась сестра? Найдите в тексте слова, которые подтверждают ваши утверждения.
2) Работа со вторым сюжетом – «О розе и жабе».
– Где жила роза?
– Зачитайте описание розы.
– Какое состояние было у жабы, когда она увидела цветок?
– Как вы относитесь к жабе?
– Чем наслаждалась роза, перед тем как быть срезанной? Прочитайте.
– О чем просил мальчик сестру, когда она принесла розу?
– Какие чувства испытал мальчик?
– Что чувствовала роза?
– Почему она думала, что прожила не зря?
– Что потом случилось с розой?
Подведение итогов обсуждения.
– Как вы думаете, какой сюжет сказки – главный?
– В чем главная мысль произведения? (Роза была счастлива, она чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, что она доставила радость несчастному мальчику.)
– Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Обоснуйте свой ответ.
Братья Гримм. «Храбрый портняжка»
Беседа по прочитанному.
– Знаете ли вы другие сказки братьев Гримм?
– Зачем Ганс отправился в путь?
– Те испытания, которые он выдерживает, требуют от него нечеловеческой силы? Храбрости? Хитрости?
– Ему помогает волшебство (волшебный помощник, волшебные предметы)?
– Какие выдумки Ганса вам особенно понравились? Вознаграждается ли он?
– Что же делает эту сказку сказкой?
– Важно ли, что Ганс встречает великана? Случайно ли великан сидит на горе, а живет в пещере?
– Какую роль играют числа в этой сказке? Что вам удалось заметить?
– Чем необычны начало и окончание сказки?
Братья Гримм. «Сказка о рыбаке и его жене»
(волшебная сказка: по следам знакомого сюжета)
Вступительная беседа.
– Чем похожи и чем различаются сказка Александра Сергеевича Пушкина «О рыбаке и рыбке» и сказка братьев Гримм?
Знаете ли вы, что братья Гримм – современники Пушкина? Якоб Гримм был старше Пушкина на 14 лет, а Вильгельм – на 13. Оба они пережили русского поэта: каждый более чем на 20 лет.
А. Пушкин (1799–1837); Я. Гримм (1785–1863); В. Гримм (1786–1859).
Анализ сказки.
– Покажите связь сказки братьев Гримм с народной сказкой. Не забудьте про повторы, про чудеса и волшебного помощника.
– Найдите в тексте подтверждение тому, что эта сказка все же авторская, а не народная. Помните: народная сказка интересуется самим действием и очень скупа на описания подробностей; авторская же сказка интересуется и разными красочными подробностями.
• Для справки: известно, что Александр Пушкин был знаком со сказкой братьев Гримм, которая была написана раньше, чем «Сказка о рыбаке и рыбке».
– С каким суждением вы согласитесь:
а) Пушкин написал свою сказку по мотивам сказки братьев Гримм;
б) И Пушкин, и братья Гримм были увлечены народным творчеством и использовали сюжет народной сказки.
Г.-Х. Андерсен. «Огниво»
Беседа по содержанию сказки.
– Нравится ли вам сказка «Огниво»? Что каждому из вас особенно запомнилось?
– Какие особенности мира волшебной сказки ярко представлены в сказке «Огниво»? Перечитайте, как солдат приобрел богатство и огниво.
– В каких еще сказках герою приходится спускаться под землю? Случаен ли способ перехода в подземный мир?
– В чем особенность чудовищ, охраняющих сокровища?
– Можно ли сказать, что солдат в сказке вознаграждается за какие-то хорошие человеческие качества?
– Можно ли сказать, что принцесса полюбила солдата?
– Встречаются ли в сказке магические числа? А волшебные предметы и волшебные помощники?
– Какие подробности сказки показались вам не совсем «сказочными»? Перечитайте фразы, в которых чувствуется юмористическая интонация.
– Какие две части можно выделить в этой сказке?
Практическая работа.
Составьте план любой из частей и подготовьте пересказ по плану.
– Какие еще сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?
– Какие из них вы можете назвать самыми любимыми?
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка»
Беседа по содержанию сказки.
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– Как автор описывает русалочку? О чем она мечтает?
– Что вы можете сказать об атмосфере, царящей в семье морского царя?
– Что увидела русалочка на поверхности моря?
– Какие чувства у нее возникли к принцу?
– Что же произошло дальше? Как бы вы поступили на ее месте?
– Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком?
– Какой ценой русалочка добилась своей цели? Какую плату запросила ведьма?
– Расскажите, как произошла первая встреча русалочки с принцем.
– Какие чувства испытывал принц к русалочке?
– Как отреагировала русалочка на известие о женитьбе принца?
– На какую жертву пошли сестры русалочки, чтобы избавить ее от неминуемой смерти?
– Как вы думаете, почему русалочка не воспользовалась советом и помощью своих сестер?
– Как вы считаете, она правильно поступила?
– Какое волшебное превращение произошло в конце сказки?
Практическая работа.
Попробуйте составить словесный портрет русалочки.
Учитель. Русалка – в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Народное поверье гласило: русалка могла обрести бессмертную душу благодаря верной любви человека.
– Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
Выставка книг Г.-Х. Андерсена (обзор).
Работа с выставкой книг Г.-Х. Андерсена может сопровождаться стихотворением:
По сказкам Андерсена мы отправляемся гулять,
Нам там немало предстоит загадок разгадать.
Смотри, они повсюду тут, куда ни бросишь взгляд,
Смеются, весело снуют и встречным говорят:
«Не каждый разгадает нас, мы очень непросты!
Но ты, дружок, покажешь класс! Их отгадаешь ты!
Лишь тот
Сумеет разгадать
Все-все загадки здесь,
Кто сказки эти прочитать
Успел и перечесть».
Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
Беседа по содержанию сказки.
– Как появилась девочка у женщины?
– Почему Дюймовочку так прозвали?
– Зачитайте, как жила Дюймовочка.
– Как Дюймовочка оказалась у жабы?
– Куда жаба отнесла девочку?
– Зачем жабе понадобилась Дюймовочка?
– Зачитайте, кто помог Дюймовочке уплыть от жаб.
Практическая работа.
Нарисуйте словесный портрет Дюймовочки.
Продолжение беседы.
– Как Дюймовочка оказалась у мыши?
– Кого ждала в гости полевая мышь?
– Хотела ли Дюймовочка выходить замуж за крота?
– Кого нашла около мышиной норы Дюймовочка?
– Какие чувства Дюймовочка испытывала к ласточке?
– Что рассказала ласточка девочке?
– Почему Дюймовочка не полетела с ласточкой, а осталась жить у мыши? Как бы вы поступили на месте девочки?
– Почему Дюймовочке стало очень плохо жить у мыши?
– Что случилось, когда настал день свадьбы?
– Куда принесла ее ласточка?
– Кого увидела Дюймовочка? Зачитайте.
– Почему Дюймовочка согласилась выйти за него замуж? Счастлива ли она сейчас?
– Подумайте, можем ли мы, читатели, сказать, что Дюймовоч-ка – девочка с большим сердцем? Докажите свой ответ.
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
• Это интересно знать!
Всего Андерсен написал 170 сказок.
Беседа по содержанию сказки.
– Кто догадался, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»?
– Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается?
– Что им отвечала молодая утка?
– Как относились к утенку во дворе?
– Как все его называли?
– Любила ли его мать? Как вы думаете, почему?
– Почему утенок решил сбежать?
– Кого встретил утенок на болоте?
– Почему дикие утки улетели?
– Кто жил в избушке, которую заметил утенок?
– Почему старушка решила оставить у себя утенка?
– Как ему жилось в этом доме? Зачитайте ответ словами из текста.
– Куда ушел утенок из этого дома?
– Кого он встретил на озере?
– Завидовал ли он их красоте?
– Как утенок оказался в доме у крестьянина?
– Полюбил ли его здесь кто-нибудь?
– Почему он не решался подплыть к лебедям?
– Как лебеди его встретили?
– Обрадовался ли утенок, когда понял, что он – прекрасный лебедь? Что он сказал?
Подведение итогов обсуждения.
– Хороший или плохой конец у этой сказки? Почему вы так считаете?
– Чему научила вас эта сказка?
– Что особенно вам запомнилось?
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»
Беседа по содержанию сказки.
– Объясните, почему принц хотел жениться на настоящей принцессе?
– Что он для этого делал?
– Что случилось однажды вечером?
– Кто постучал в городские ворота?
– Как она выглядела? Зачитайте.
– Как королева хотела проверить: настоящая это принцесса или нет?
– О чем принцессу спросили утром?
– Что рассказала о проведенной ночи принцесса?
– Куда поместили горошину? Почему?
– Подумайте: какой представляет себе настоящую принцессу Г.-Х. Андерсен?
– Как, по-вашему, хорошо или плохо быть принцессой?
Словарная работа.
Проводится по ходу чтения сказки.
Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Тюфяк – мешок, набитый сеном, служащий матрасом.
Практическая работа.
Иллюстрирование сказки (эпизод выбирают учащиеся по желанию).
Дополнительный материал к уроку
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Г.-Х. Андерсен. «Оле-Лукойе»
Учитель. Отгадайте, чей это портрет:
«Одет он чудесно: в одних чулках он тихо-тихо подниматеся по лестнице, на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным.
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий». (Это Оле-Лукойе.)
Беседа по содержанию сказки.
– Для чего Оле-Лукойе нужны два зонтика?
(«Первый, с картинками, он раскрывает над послушными детьми, чтобы им снились волшебные сны, а простой – над озорниками, и им всю ночь ничего не снится».)
Этот старый мудрый гном
С детства каждому знаком.
Он неслышно входит в дом
С пестрым шелковым зонтом.
Хочешь в сказке побывать
Перед тем, как лечь в кровать?
Все загадки разгадай,
Оле в гости приглашай!
И н ф о р м а ц и я д л я у ч и т е л я.
Сказка «Оле-Лукойе» создана в 1840 году. В ее основу положено датское народное предание о фантастическом существе, усыпляющем малышей, – о старом боге снов по имени Оле-Лукойе, что означает «Оле Закрой Глазки».
Беседа по непосредственным впечатлениям.
– В какой день недели была рассказана сказка? Перечислите остальные дни недели. Сколько еще сказок расскажет Оле-Лукойе?
– Как зовут доброго сказочника? Прочитайте, когда и как он появляется.
– Расскажите, что делает сказочник для того, чтобы все дети крепко уснули.
– Прочитайте, как одет Оле-Лукойе.
– Расскажите, как действуют его волшебные зонтики?
– Вспомните, как зовут мальчика, которого сказочник навещает так часто.
– Подумайте, почему сказок именно семь?
– Найдите и прочитайте то место, где сказано, как волшебник украсил комнату своего любимца.
– Откуда вдруг послышались ужасные стоны?
– Прочтите, что случилось в письменном столе Яльмара.
Чтение по ролям.
Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям отрывка о первом сне Яльмара.
Творческое задание.
Вылепить из пластилина фигурку Оле-Лукойе (по желанию учащихся).
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Вступительное слово учителя.
Мы прочитали замечательную сказку французского писателя-летчика Антуана-Мари-Роже де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И сегодня подведем итог нашей работы: будем выразительно читать, пересказывать, читать по ролям.
Выставка детских рисунков к произведению.
Учитель. Найдите и зачитайте в сказке «Маленький принц» эпизоды, к которым вы нарисовали свои иллюстрации.
Дети по желанию выходят, показывают иллюстрацию и выразительно читают отрывок.
Разбор эпизодов.
1. С ц е н а в с т р е ч и Маленького принца с Лисом (чтение по ролям).
Учитель. Постарайтесь передать настроение вашего персонажа.
2. С ц е н а р а с с т а в а н и я с Лисом (пересказ эпизода).
Учитель. Кто желает рассказать сцену расставания Маленького принца с Лисом?
– Как вы думаете, будет ли теперь Лис ждать Маленького принца или, может быть, забудет его? (Конечно, будет ждать.)
– Как долго? (Всегда, пока живет. Так и мы, когда расстаемся с другом, долго его помним. В сердце остается любовь.)
3. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е эпизода встречи Маленького принца с Розой и его обсуждение.
– Почему Роза грустит в момент расставания? (Потому, что ей без него будет одиноко и пусто. Она его любит.)
– Почему же, когда они были вместе, Роза была такой высокомерной и холодной? (Она еще не могла оценить то, что она счастлива. Когда все хорошо – этого не ценишь. Начинаешь ценить это хорошее, когда его теряешь.)
– Почему Маленький принц грустил, расставаясь со своей Розой? (Он любил ее, она его приручила.)
– А как вы думаете, быть прирученным – это хорошо или плохо? (Мы тоже приручаем друг друга. Оказывается, очень много тех, кто приручает нас: и папа, и мама, и бабушка, и дедушка, и друзья… Мы даже не знали!)
– Но это и страшно. Страшно потому, что когда-нибудь придется расставаться, страшно, что тебя забудут. Помните, как сказал летчик: «Когда даешь себя приручить, иногда приходится и плакать…».
Подведение к выводу.
– Давайте вспомним, кому посвятил Экзюпери эту сказку. Прочитайте. (Дети читают посвящение.)
– Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери, став взрослым, сам себя таковым не считает?
– Из его слов видно, что он не принадлежит к миру взрослых людей. Для него взрослые – «они», это мир, в котором он не живет, хотя и общается, соприкасается с ним.
Итак, Экзюпери – «взрослый ребенок» со своим «детским» внутренним миром.
– Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис?
В ы в о д. Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.
И если вы это осознаете, вы, маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь понимать и ценить красоту человеческих отношений, – из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям.
«Ты в ответе за тех, кого приручил…» – так сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Обнимите своих маму и папу и тихонько скажите друг другу эти слова.
Итог урока.
Учитель. Вот мы и закрыли книгу – замечательную, добрую, ценную, мудрую. Не страшно, если вы в ней чего-то не поняли. Вы еще и еще будете возвращаться к ее страницам. И каждый раз будете что-то допонимать, открывать для себя что-то новое.
На уроке можно использовать записи песен:
1) песня «Детские сны» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья»;
2) песня «Маленький принц», муз. М. Н. Таривердиева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Зарубежная литература. Сказки для детей."
Презентация для уроков литературного чтения. можно использовать на уроках внеклассного чтения по теме "Сказки зарубежных писателей"...
3 класс. Интерактивный тест «Назови автора сказки» (зарубежная литература)
Интерактивный тест составлен из 13 вопросов, рассчитан на 10 - 15 минут. На каждый вопрос нужно давать 1 правильный ответ. Если будут ошибки, то можно их посмотреть, а потом ещё раз пройти тест ...
Материал для внеклассного чтения "Современная русская и зарубежная литература"
Материал для уроков внеклассного чтения в 1-4 классах включает беседы с вопросами, играми и заданиями по прочитанным произведениям К.Паустовского, М.Пришвина, Л.Толстого, В.Бианки, К.Ушинского, ...
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Различные беседы и задания по авторским сказкам классической русской и зарубежной литературы....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы....