урок внеклассного чтения Апрель В.Бианки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Интегрированный урок внеклассного чтения и библиотечного урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_mesyatsy_aprel.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Интергированный урок внеклассного чтения и библиотечного урока
«АПРЕЛЬ» В.Бианки
Разработали и провели:
заведующая библиотекой
Ширшова Е.Ю.
учитель начальных классов
Федорова Н.И
Арзамас
Интегрированный урок внеклассного чтения, библиотечный урок.
«Апрель» В. Бианки.
Цель:
Формирование навыков сознательного и выразительного чтения, развитие речи обучающихся через использование образовательных технологий.
Задачи:
Обучающие: формировать умения анализировать текст, отрабатывать умения выделять главное.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.
Развивающие: развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, умение вступать в диалог.
Оборудование:
Интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудиозапись «Ручеек», аудиозапись В. Бианки «Лесная газета», тексты В. Бианки «Апрель», макет страницы «Лесной газеты», материал для творческой работы.
Словарь:
сулить – то же, что обещать;
вешняя вода – весенняя вода.
стан- место стоянки ;
пестрины- пестрая окраска, разноцветность;
гнёт- тяжесть льда
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на работу.
(Фонограмма журчания ручья)
Учитель:
Пришла пора весенняя,
Рождается ручей.
И снегу нет спасения
От солнечных лучей.
- Ребята! Сядьте удобно. Расслабьтесь. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно».
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и начнем наш урок.
2. Работа по теме.
Учитель:
-Скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Скажите, пожалуйста, какие природные явления могут служить символами каждого весеннего месяца:
(Март – сосульки и первые проталины; Апрель - прилет птиц, освобождение водоемов ото льда. Май - появление цветов, листьев).
Учитель:
А откуда мы можем узнать о природных приметах.
(Ответы детей: Из наблюдений, из книг, из телепередач).
Учитель:
-Сегодня к нам на урок пришла заведующая библиотекой Елена Юрьевна, которая познакомит нас с творчеством замечательного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки.
Библиотекарь:
Слайд – шоу.
1.слайд: Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Его отец был хранителем зоологического музея. Именно от отца Виталию достался талант исследователя и интерес к всему «что дышит, цветет и растет».
Летом семья Бианки уезжала в деревню. Здесь маленький Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Путешествуя по лесному царству Бианки пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
2 слайд: Отец приучил мальчика записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
3 слайд: .Лесная газета»
Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
4 Слайд: Одну из страниц этой газеты я представляю вашему вниманию. Давайте подробнее остановимся на оформлении газетного листка. На нем мы видим : название, номер, статью, фотографию.
5Слайд:
Учитель: (сообщение темы и цели урока)
-Спасибо, Елена Юрьевна, мы с удовольствие прочитаем статью. На нашем уроке мы с вами будем читать статью «Апрель» из «Лесной газеты» и побеседуем по ее содержанию.
- Ребята этот номер газеты есть в нашем учебнике для внеклассного чтения, но мы с вами будем работать на рабочих листах и в дальнейшем попробуем создать свой номер газеты, но я предлагаю дать ей название «Весенняя газета». Согласны?
Учитель:
-Сейчас я прочитаю вам этот текс. А вы слушайте внимательно и попробуйте выделить отличительные признаки –апреля- от месяца марта, о котором мы с вами раннее уже читали.
Учитель: Беседа по содержанию текста.
-Кто какие отличия заметил, услышал?
Ответы детей:
- в апреле весна делает свое второе дело - освобождает водоемы ото льда;
- прилетают первые перелетные птицы-грачи;
- изготавливаются домики для птиц- скворечники, дуплянки.
- Начинается сокодвижение.
Учитель:
-Ребята, а какие слова или выражения вам не понятны в данном тексте?
Слайд: Словарная работа:
1) -Прочитаем хором слово- сулит. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение Апрель тепло сулит.
Ответы: апрель тепло обещает.
2)- прочитаем слово –стан. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение.
Рыба со стану
Ответы: рыба с места стоянки, с места зимовки.
3) – прочитаем слово –гнет. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение ледяной гнет.
Ответы: гнет- тяжесть, в данном случае тяжесть льда
4) - Прочитаем слово –вешние. Как вы понимаете выражение – вешние потоки.
Ответы : весенние потоки.
5) – Прочитаем слово- пестрины. - Найдем в тексте платье с пестринами нежных подснежников. Как вы понимаете выражение пестрины, пестреть.
Ответы: пестрины- разноцветье, то есть кое-где проглядывать, .
6 слайд:
Артикуляционная гимнастика:
Сидел сугроб на старом пне
И что-то думал о весне…
Учитель:
- Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, мы с вами подготовим наш язычок:
- Чтение скороговорки учителем
- Хоровое прочтение скороговорки
- Самостоятельное чтение
- Быстрое повторение скороговорки
Учитель: Самостоятельное чтение.
- Ребята, прочитайте текс самостоятельно вполголоса.
Учитель:Чтение вслух по абзацам.
- Прочитаем вслух по абзацам. Читают 3 ученика.
7 слайд
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8 Слайд:
Прослушивание отрывка из аудиозаписи «Апрель»
-Елена Юрьевна подготовила для нас аудиозапись, которую читаю известные актеры. Послушайте , пожалуйста, внимательно.
9 Слайд:
Гимнастика для глаз
10 Слайд:
Практическая работа
Библиотекарь:
-Ребята, вы хорошо поработали над текстом и я думаю вам не доставит труда составить свою страничку. У каждого из вас на столе есть конверт.
У каждого на страничке будет аппликация – иллюстрация и описание примет вашего месяца. Наши корреспонденты уже подобрали вам материал, но волшебница Зима внесла свои изменения. Она добавила приметы зимних месяцев. Будьте внимательны. На оформление странички вам дается 5 минут.
6.Презентация выполненной работы.
Расскажите о том, что у вас получилось.
Учитель:
-Молодцы! К созданию страниц подошли творчески, правильно выбрали заготовки для аппликаций и текст. Прочитали выразительно.
А теперь я предлагаю немного отвлечься и отгадать загадки.
1.Яростно река ревет,
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Месяц к нам пришел ….(Апрель)
2. Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц ... (Март)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Учитель:
-На нашем уроке мы продолжили знакомство с творчеством Виталия Бианки. И создали странички «Весенней газеты», которые мы подарим в нашу библиотеку, чтобы с ними могли познакомиться и другие ребята. Но работу над следующим номером «Весенней газеты» мы продолжим в следующем весеннем месяце- мае.
-Ребята, понравился вам сегодняшний урок? А чем он вам запомнился?
(ответы обучающихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Музыкант"В. Бианки
Урок литературного чтения для 2 класса с презентацией...
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс
Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...
Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"
Тема урока: «Необыкновенный календарь» (по произведению В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...
презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"
презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"...
Конспект к уроку литературного чтения В. В.Бианки « Мышонок Пик»
Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока: знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...
Презентация к урокам внеклассного чтения в 1 классе по теме: В.В. Бианки "Приключения Муравьишки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16212802","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] Ссылка для скачивания https://infourok.ru/prezenta...
- Мне нравится (1)