урок внеклассного чтения Апрель В.Бианки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Интегрированный урок внеклассного чтения и библиотечного урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennie_mesyatsy_aprel.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Интергированный урок внеклассного чтения и библиотечного урока

«АПРЕЛЬ» В.Бианки

             Разработали и провели:

       заведующая библиотекой

             Ширшова Е.Ю.
             учитель начальных классов

              Федорова Н.И

                                                                            Арзамас

Интегрированный урок внеклассного чтения, библиотечный урок.

«Апрель» В. Бианки.

Цель:

Формирование навыков сознательного и выразительного чтения, развитие речи обучающихся через использование образовательных технологий.

Задачи:

Обучающие: формировать умения анализировать текст, отрабатывать умения выделять главное.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий  мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.

Развивающие:  развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, умение вступать в диалог.

Оборудование:

Интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудиозапись «Ручеек»,  аудиозапись В. Бианки «Лесная газета»,  тексты  В. Бианки «Апрель», макет страницы «Лесной газеты»,  материал для творческой работы.

Словарь:

сулить – то же, что обещать;

вешняя вода – весенняя вода.

стан- место стоянки ;

пестрины- пестрая окраска, разноцветность;

гнёт- тяжесть льда

Ход урока.

1.Оргмомент.  Настрой на работу.
 (Фонограмма журчания  ручья)

Учитель:

Пришла пора весенняя,
Рождается ручей.
И снегу нет спасения
От солнечных лучей.

- Ребята! Сядьте удобно. Расслабьтесь. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно».   

У нас сегодня необычный урок.  К нам пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и начнем наш урок.  

2. Работа по теме.
Учитель:

-Скажите, какое сейчас  время года? Назовите весенние месяцы.  Скажите, пожалуйста,  какие природные явления могут служить символами каждого весеннего месяца:
(Март – сосульки и первые проталины; Апрель - прилет птиц, освобождение водоемов ото льда. Май - появление цветов, листьев).

Учитель:

А откуда мы можем узнать о природных приметах.

(Ответы детей: Из наблюдений, из книг, из телепередач).

Учитель:

-Сегодня к нам на урок пришла заведующая библиотекой Елена Юрьевна, которая познакомит нас с творчеством замечательного детского писателя Виталия  Валентиновича Бианки.

Библиотекарь:

Слайд – шоу.

1.слайд: Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Его отец был хранителем зоологического музея. Именно от отца  Виталию достался талант исследователя и интерес к всему «что дышит, цветет и растет».  

Летом  семья Бианки уезжала в деревню. Здесь маленький Виталий впервые   отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Путешествуя по лесному царству Бианки пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

2 слайд: Отец приучил мальчика записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

3 слайд: .Лесная газета»

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

4 Слайд: Одну из страниц этой газеты я представляю вашему вниманию. Давайте подробнее остановимся на оформлении газетного листка. На нем мы видим : название, номер, статью, фотографию.

5Слайд:

Учитель: (сообщение темы и цели урока)

-Спасибо, Елена Юрьевна, мы с удовольствие прочитаем статью. На нашем уроке мы с вами будем читать статью «Апрель» из «Лесной газеты» и побеседуем по ее содержанию.

- Ребята этот номер газеты есть в нашем учебнике для внеклассного чтения, но мы с вами будем работать на рабочих листах и в дальнейшем попробуем создать свой номер газеты, но я предлагаю дать ей название «Весенняя газета». Согласны?

Учитель:

-Сейчас я прочитаю вам этот текс. А вы слушайте внимательно и попробуйте выделить отличительные признаки –апреля- от месяца марта, о котором мы с вами раннее уже читали.

Учитель: Беседа по содержанию текста.

-Кто какие отличия заметил, услышал?

Ответы детей:

  • в апреле весна делает свое второе дело - освобождает водоемы ото льда;
  • прилетают первые перелетные птицы-грачи;
  • изготавливаются домики для птиц- скворечники, дуплянки.
  • Начинается сокодвижение.

Учитель:

-Ребята, а какие слова или выражения вам не понятны в данном тексте?

Слайд: Словарная работа:

1) -Прочитаем хором слово- сулит. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение Апрель тепло сулит.

Ответы: апрель тепло обещает.

2)- прочитаем слово –стан. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение.

Рыба со стану

Ответы: рыба с места стоянки, с места зимовки.

3) – прочитаем слово –гнет. Найдем его в тексте. Как вы понимаете выражение  ледяной гнет.

Ответы: гнет- тяжесть, в данном случае тяжесть льда

4) - Прочитаем слово –вешние. Как вы понимаете выражение – вешние потоки.

Ответы : весенние потоки.

5) – Прочитаем слово- пестрины. - Найдем в тексте платье с пестринами нежных подснежников. Как вы понимаете выражение пестрины, пестреть. 

Ответы: пестрины- разноцветье, то есть кое-где проглядывать, .

6 слайд:

Артикуляционная гимнастика:

Сидел сугроб на старом пне

И что-то думал о весне…

Учитель:

- Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, мы с вами подготовим  наш язычок:

  • Чтение скороговорки учителем
  • Хоровое прочтение скороговорки
  • Самостоятельное чтение
  • Быстрое повторение скороговорки

Учитель: Самостоятельное чтение.

- Ребята, прочитайте текс самостоятельно вполголоса.

Учитель:Чтение вслух по абзацам.

- Прочитаем вслух по абзацам. Читают 3 ученика.

7 слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

8 Слайд:

Прослушивание отрывка из аудиозаписи «Апрель»

-Елена Юрьевна подготовила для нас  аудиозапись, которую читаю известные актеры. Послушайте , пожалуйста, внимательно.

9 Слайд:

Гимнастика для глаз

10 Слайд:

 Практическая работа

Библиотекарь:

-Ребята, вы хорошо поработали над текстом и я думаю вам не доставит труда составить свою страничку. У каждого из вас на столе есть конверт.

У каждого на страничке будет аппликация – иллюстрация и описание примет вашего месяца.  Наши корреспонденты уже подобрали вам материал, но волшебница Зима  внесла свои изменения. Она добавила приметы зимних  месяцев. Будьте внимательны. На оформление странички вам дается 5 минут.

6.Презентация выполненной работы.
Расскажите о том, что у вас получилось.

Учитель:

-Молодцы! К созданию страниц подошли творчески, правильно выбрали заготовки для аппликаций и текст.  Прочитали выразительно.

А теперь  я предлагаю немного отвлечься и отгадать загадки.

1.Яростно река ревет,
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел ….(Апрель)

2. Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц ... (Март)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)


Учитель:

-На нашем уроке мы продолжили знакомство с творчеством Виталия Бианки. И создали странички «Весенней газеты», которые мы подарим в нашу библиотеку, чтобы с ними могли познакомиться и другие ребята. Но работу над следующим номером «Весенней газеты»  мы продолжим в следующем весеннем месяце- мае.

-Ребята, понравился вам сегодняшний урок? А чем он вам запомнился?

(ответы обучающихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Музыкант"В. Бианки

Урок литературного чтения для 2 класса с презентацией...

Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс

Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...

Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"

Тема урока:           «Необыкновенный календарь» (по произведению  В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...

презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"

презентация к уроку литературное чтение на тему    "Бианки,мышонок пик"...

Конспект к уроку литературного чтения В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Презентация к урокам внеклассного чтения в 1 классе по теме: В.В. Бианки "Приключения Муравьишки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16212802","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] Ссылка для скачивания https://infourok.ru/prezenta...